Алфавит и графика

(Урок русского языка в V классе)

Диляра ШАРИПОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории гимназии №180 г. Казани

Цели:

регулятивные:

– самостоятельно планировать урок, ставить цели;

– быть способным самостоятельно оценивать себя и одноклассников;

познавательные УУД:

развивать познавательные способности, которые позволяют учиться самостоятельно;

– осуществлять анализ информации, полученной на уроке и при самостоятельной работе;

коммуникативные УУД:

уметь сотрудничать, слышать, слушать и понимать партнера;

– взаимно контролировать действия одноклассника;

– отстаивать свою точку зрения;

– уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы;

личностные УУД: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие

(Звучит музыка «Тридцать три коровы».)

Учитель. Как вы думаете, о чем поется в песне?

Учащиеся. О буквах нашего алфавита.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель.Какой раздел науки о языке мы изучали на последних уроках?

Учащиеся. Фонетику.

Учитель. Что изучает фонетика?

Учащиеся. Звуки речи.

Учитель. Как обозначаются звуки речи на письме?

Учащиеся. Буквами.

Учитель. Проведем эксперимент. Возьмем пословицу. Уберем из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука – к мудрости ступенька.

А-у-а- -у—о—и —у-е—а.

Можно ли догадаться, какая это пословица? Конечно, нет.

А теперь возьмем эту же пословицу, но оставим в ней только согласные.(2-й слайд)

-зб-к- — к м-др-ст- ст-п-ньк-.

Учитель. А теперь догадались? Наверняка. Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

Учащиеся.Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

III. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. А теперь, ребята, давайте расшифруем тему нашего урока (3-й слайд):

Гр-ф-к-. –лф-в-т.

Учитель. Начертания букв изучает графика.

Графика – от греческого grapho – пишу, черчу.(5-й слайд)

Каллиграфия – искусство писать четким красивым почерком. Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв, особенно это важно для рукописных букв.

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Каллиграфия – от греческогоkalos – хороший, прекрасный + grafho – пишу.(6-й слайд)

Учитель. Назовите ещё слова, в состав которых входит греческое grafo?

Учащиеся. Орфография, каллиграфия, география…

Учитель. Так как будет называться наша сегодняшняя тема?

Учащиеся. Алфавит и графика.

Учитель. Запишите число, классная работа. Тему урока.

  1. IV. Первичная проверка понимания

Учитель.А сейчас посмотрите на данные утверждения и решите, правда это или вымысел, обман. Как вы думаете, верны ли следующие утверждения?(8-й слайд)

В русском языке 10 гласных букв.

Русский алфавит придумали в IX веке.

Количество гласных букв и звуков совпадает.

Раньше написание букв и цифр совпадало.

В славянской кириллице было 43 буквы.

Самая молодая буква русского алфавита – Ё.

В одном русском городе стоит памятник букве русского алфавита.

Определение целей урока

Учитель. Вам многое известно по данной теме. Что хотели бы узнать, в чем разобраться?

Учащиеся(возможные ответы).

– Вспомнить алфавит и названия букв.

– Подробнее узнать историю русского алфавита.

– Где мы используем алфавит?

Учитель. Ребята, проверим, помните ли вы алфавит. (Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв. Учебник, с.134, упр. 190 (устно) Несколько человек произносят для всего класса.) (11-й слайд)

Учитель. А сейчас в парах произнесите по буквам, пожалуйста, друг другу ваши имена и фамилии.

Почему важно знать алфавит? Где нам может помочь знание алфавита?

Учащиеся. Нужно знать алфавит, чтобы правильно составлять списки, чтобы удобно было искать слова в словаре.

Учитель. А сейчас повернитесь, пожалуйста, лицом к соседу по парте, произнесите обозначенные на доске слова по очереди, начиная с I варианта.

Давайте пригласим к доске двух смельчаков, чтобы они по всем правилам произнесли данные мною слова: каллиграфия, полилингвальная гимназия.

Учитель.Вы хорошо помните алфавит. А сейчас, если меня очень внимательно послушаете, вы узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Считается, что алфавитное письмо изобрели финикийцы, которые жили на берегах Средиземного моря в III тысячелетии до н.э. Финикийский алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было. (13-й слайд)

Скажите, пожалуйста, есть ли в финикийском алфавите буквы, похожие на современные буквы латинского и кириллического алфавитов?

Учащиеся. (Работают с раздаточным материалом.) Есть: алеф, далет, айн…

Учитель. Древние греки обучились этому письму у финикийцев, они ввели специальные буквы, чтобы обозначить гласные звуки и несколько изменили написание имеющихся.

Физкультминутка

Кошки вышли,

Кошки вышли как-то раз,(Ходим на своем месте)

Посмотреть, который час: (Поворачиваем туловище влево, вправо, складываем пальцы, будто смотрим в бинокль)

Один, два, три, четыре, пять. (Прыгаем на месте)

Кошки дернули за гири, (Приседаем, опуская руки вниз)

Прогремел тут страшный звон, (Хлопки перед собой)

Разбежались кошки вон. (Бег)

  1. V. Работа с текстом

Учитель.Внимательно прочитайте текст, придумайте к тексту 3 «толстых вопроса», начинающихся со слов почему, по какой причине, зачем. (19-й слайд)

Текст

Современный русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и распространилась на Руси после 988 года – принятия христианства.

Все знают, что алфавит создали братья Кирилл (Константин) и Мефодий. Вначале были два разных алфавита. Глаголица – древний алфавит, глаголические буквы очень похожи на замысловатые крючки, именно поэтому этот алфавит не прижился, ведь писать слова на глаголице очень трудно. И тогда Кириллом был создан алфавит, который назвали кириллицей. Он сначала состоял из 43 букв. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли устаревшие буквы: «пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый».

Петр I, крупнейший русский реформатор, внес изменения в алфавит. Он отменил буквенное обозначение чисел. Раньше цифры не имели своего собственного начертания, обозначались соответствующими буквами алфавита. Позже появились арабские цифры. Также Петр I приказал убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]). (18-й слайд)

Были введены буквы Э, Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г. Самой «юной буквой» русского алфавита считается буква Ё. Её впервые применил Н.М.Карамзин в 1797 г. Эта буква была удостоена памятника.

После революции, в 1917 – 1918 гг., была проведена реформа русского алфавита. После нее русский алфавит количественно не менялся. Были исключены буквы «ять», «фита», «и десятеричное». Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) – как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

(После самостоятельного прочтения текста ученикам дается время на то, чтобы они успели придумать вопросы. После они задают вопросы одноклассникам.)

  1. VI. Первичное закрепление

Учитель. Ребята, перед вами листочки с алфавитом. Вычеркните, пожалуйста, незнакомые буквы из алфавита. Обратите внимание, как они читаются.

Учитель. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а какое русское название соответствует алфавиту?

Учащиеся. Азбука.

Учитель. Ваш одноклассник по моей просьбе выучил замечательное стихотворение С.Я.Маршака «Багаж». (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик. Если времени в конце урока не остается, стихотворение читается в сокращении.) Расставьте по алфавиту те предметы, которые дама сдала в багаж.

Учитель. Ребята, вот и подходит к завершению наш урок. Давайте, вернемся к началу нашего урока. Скажите, пожалуйста, какие утверждения из задания «Правда или вымысел» оказались верными, а какие ложными.

В русском языке 10 гласных букв. (Верно)

Русский алфавит придумали в IX веке. (Верно)

Количество гласных букв и звуков совпадает. (Неверно)

Раньше написание букв и цифр совпадало. (Верно)

В славянской кириллице было 43 буквы. (Верно)

Самая молодая буква русского алфавита – Ё. (Верно)

Дополнительное задание. Расположите фамилии одноклассников, сидящих в одном с вами ряду, в алфавитном порядке.

VII. Рефлексия

  1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.
  2. Что они изучают – звуки или буквы?
  3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.
  4. Кто был автором первого алфавита?
  5. Зачем нужен алфавит?
  6. Как связаны буква и звук?

VIII. Оценивание

Учитель.Оцените, пожалуйста, своих одноклассников. Аргументируйте выбор той оценки, которую вы поставили.

  1. IX. Многоуровневое домашнее задание

Продвинутый уровень (учащиеся выполняют на дополнительную оценку). Проблемный вопрос: «Почему буквы, расположенные в определённом порядке, называются двумя разными словами «алфавит», «азбука»? В чем отличие двух этих слов?

Базовый уровень (выполняют все учащиеся).Перед вами названия географических объектов. Расположите их по алфавиту и запишите. В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Выпишите эти слова.

Италия, Испания, Греция, Эквадор, Казань, Москва, Непал, Волгоград, Минск, Франция, Чехия, Болгария, Стамбул, Мадагаскар, Индия, Барселона.

 

Добавить комментарий