Заикание у дошкольников: проблема и пути решения

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о развитии речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В настоящее время заиканием называют нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Еще недавно в литературе приводились сведения, что заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., Селиверстов В.И.). По последним данным ученых заикание у детей встречается в 6% случаев. Его распространенность зависит от возраста обследованных, а также, по данным М.Е.Хватцева, Л.Я.Миссуловина, национальных черт характера и темперамента, характеризующих темп и ритм речи, расстановку пауз, интонацию. Эти авторы указывают, что в Европе, например, число больных с заиканием уменьшается с запада на восток (5,7% у французов и соответственно 2% и 1,2% у немцев и русских). У детей в возрасте 5-6 лет заикание встречается в 1,4% случаев, а в 6-14 лет оно составляет 0,7% по отношению к общему количеству детей данной возрастной группы. Среди детей, проживающих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников.

До настоящего времени нет единого взгляда на причины возникновения заикания. Но все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов:

— определенный возраст ребенка. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух-четырех лет. Это период наиболее активного развития речи и значительной «хрупкости» молодой недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы. Наибольшее число заикающихся детей встречается в начальных классах школ. Это связано с тем, что начало школьного обучения нередко способствует обострению таких случаев заикания, которые до школы были незаметны у детей (В.И.Селиверстов). Усиление заикания наблюдается так же в период полового созревания. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я., Карвасарский Б.Д.).

— состояние нервной системы ребенка. Нередко при обследовании выясняется, что у ребенка имеется поражение мозга резидуального характера, возникающие во внутриутробном периоде, во время родов или в период раннего развития.

— индивидуальные особенности развития речи ребенка. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни ребенка делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. Аналогичная ситуация возникает и при некоторой задержке речевого развития.

— особенности формирования функциональной ассиметрии мозга. Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. В то же время В.А. Куршев, Л.Я. Миссуловин считают, что имеет значение не столько леворукость, сколько неумелая попытка перевоспитания леворукости. Так же при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность. Исследования показывают, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И.В. Данилов, И.П. Черепанов). Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга делает нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, сказывается на речевой функции.

— наличие психической травматизации. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесенной острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

— генетический фактор. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А.). По- видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов.

— половой деморфизм. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек: у них заикание возникает в три-четыре раза чаще (по данным некоторых исследователей — в 2-10 раз). По мнению профессора И.А. Сикорского, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга женщины сравнительно с мозгом мужчины. Так же предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они раньше мальчиков начинают ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них так же формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к воздействию вредоносных факторов.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания: тяжелые заболевания, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д. Необходимо помнить, что, какой бы фактор не являлся ведущим в возникновении заикания, он в первую очередь снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. Как правило, для возникновения заикания необходимо сочетание ряда факторов.

В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить». Как известно, речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь – свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления.

Для малышей вредны как чрезмерная речевая нагрузка, так и отсутствие тренировки речи. До четырехлетнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат малыша и нервная система в целом достаточно окрепли. Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему – это тоже плохо.

Заиканию часто сопутствуют эмоциональные переживания, застенчивость, неуверенность в себе, которые мешают успешному общению с окружающими. Поэтому с момента появления заикания в ребенке нужно воспитывать уверенность, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток. Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам.

2. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, стараясь успеть сказать все, что он хотел.

3. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе.

4. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно.

5. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.

6. Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.

7. Во время речи сохраняйте с ребенком зрительный контакт. При его заикании не показывайте, что вы расстроены, не отводите глаз.

8. Следите, чтобы ребенок без подсказок привыкал поддерживать правильный речевой режим, но вместе с тем и не перегружайте ребенка напоминаниями о том, как нужно говорить.

Известно множество различных методик избавления от заикания. Многие методы дают быстрый, но кратковременный результат, эффекты же от других способов лечения оттягиваются на неопределенный срок. Одним из главных приемов считается замедленная ритмизированная речь и другие изменения привычного стиля речи. В настоящее время разработаны компьютерные программы, помогающие избавиться от заикания.

Избавлению от заикания могут способствовать методы расслабления, гипноз, дыхательные практики, медицинские препараты. Исследователи сходятся во мнении, что коррекция заикания должна быть комплексной, т.е. включать в себя как лечебные, так и педагогические и другие мероприятия. Лечение и педагогическое воздействие в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание считается одной из актуальных проблем, над которой еще стоит работать ученым и медикам.

Литература.

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М.: В.Секачев, 2001.

2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М.: В.Секачев, 2005.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 2002.

4. Ляпидевский С.С. Невропатология: учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2000.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2001.

Виолетта ТАРАСОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 151 «Академия детства» г. Казани. Победитель Республиканского конкурса «Учитель года 2014» в номинации «Воспитатель года».

 

Добавить комментарий