Балетный мир вспоминает Рудольфа Нуриева

Сегодня день рождения самого известного в мире солиста балета. 17 марта Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 79 лет.
Он занимался танцами с семи лет. В детстве и отрочестве объехал с семьей полстраны. Блестящий дебют Нуриева состоялся в Башкирии, куда была определена семья во главе с отцом-военнослужащим. После Уфы был Ленинград, Театр оперы и балета имени Кирова и Маринка. И в 21 год – блестящая победа на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Затем – вновь переезды, дороги, гастроли, работа в Кирове…

В 1962 году Нуриев познакомился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном. Встреча была переворотной: в тот же год Нуриев дебютировал на сцене Королевского театра «Ковент-Гарден» в Лондоне в балете «Жизель».

В 1960-70-е годы Рудольф Нуриев покорял мир: выступал в ведущих балетных труппах: Гранд Опера, Ла Скала, в Американском балетном театре, Национальном канадском балете, в Венской опере.

До Нуриева балет был в большей степени «женским». Именно ему удалось доказать, что мужские образы тоже могут быть главными на сцене. Он был не только талантливым танцором, но и блистательным актером. Кроме сцены балетной, покорял и сцену «киношную» – снялся во многих фильмах-балетах, среди которых наиболее удачными стали «Вечер с Королевским Балетом» (1963), «Юноша и смерть» и «Ромео и Джульетта» (1966), а также «Я — танцовщик» (1972).

В 1977 году режиссер Кен Рассел отдал Рудольфу Нуриеву главную роль в картине «Валентино». А в 1983 году он стал художественным руководителем балета Парижской Гранд Опера (потом – «Опера Гарнье»).

Гениальный хореограф в Казани был дважды. В первый раз это случилось в марте 1992 года. В это время Нуриев уже не танцевал, он выбрал для себя новое применение — начал дирижировать. Вообще, сила духа в Нуриеве поражала, в Казань он приехал явно нездоровым, но работал с полной отдачей. По предложению директора ТГАТ оперы и балета и им. М. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, Нуриев должен был продирижировать «Щелкунчика» на безымянном еще в то время фестивале классического балета. Кроме этого, Мухаметзянов договорился с филармонией, в чьем ведении тогда находился симфонический оркестр. Нуриев должен был продирижировать «Ромео и Джульетту» Чайковского.

В марте были только репетиции. Закончив их, он улетел и вернулся вскоре после майских праздников. Репетиции шли плотно, на них иногда присутствовали родственники Рудольфа — двоюродная сестра и внук.

Мастер ждал наплыва журналистов, увы, их не было. Интервью он дал только балетному критику Владимиру Горшкову и корреспонденту газеты «Известия Татарстана». Это при том, что на Западе популярность его зашкаливала, и толпы журналистов его осаждали.

И концерт с симфоническим оркестром, и спектакль прошли с аншлагами. Театр много лет приглашал на фестиваль балерину Надежду Павлову, она все не соглашалась, но узнав, что за дирижерским пультом будет стоять Нуриев, сразу же приехала и исполнила партию Маши. После спектакля Нуриев, увидев высокий уровень феста, разрешил дать ему свое имя.

Нуриев собирался посетить Казань в следующем сезоне и поставить «Баядерку» Минкуса. Но этим планам не суждено было сбыться. 6 января 1993 в возрасте 54 лет его не стало. Балетный фестиваль с мая 1993 года носит его имя.

Через год мир будет отмечать восьмидесятилетие Рудольфа Нуриева, «летающего татарина».

По материалам Министерства культуры РТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.