Эссе как жанр публицистической прозы
Ляйсан Музалевская,преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории казанского машиностроительного техникумаТип урока: урок изучения нового материала.Цель: дать обучающимся...
Ляйсан Музалевская,
преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории казанского машиностроительного техникума
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: дать обучающимся представление об особенностях жанра эссе как литературного произведения.
Задачи:
1) формировать умения выделять главное, составлять план; создавать и анализировать данную разновидность сочинения; выделять основные жанровые признаки эссе; речевые умения, потребность выражать собственное мнение; развивать умения комментировать проблему, авторскую позицию; навыки самостоятельной работы с текстом;
2) создавать условия для развития умений и навыков комплексного анализа текста;
3) расширить образовательный уровень обучающихся.
Компетенции профессиональные:
- Понимать сущность и значимость своих полученных знаний, социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.
- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский; аналитическая беседа с элементами практической групповой работы.
Оснащение:
1. Большой энциклопедический словарь (гл. ред. Прохоров А.М.). – М.: Советская энциклопедия, 1993. – 1632 с.
- Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – Саратов, 2006.
- Краткий словарь литературоведческих терминов / Пособие для учащихся средней школы»: «Учпедгиз». – Москва, 1963.
- Раздаточный материал №1, №2.
- Ноутбук, мультимедийный проектор.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||||
I. Организационный момент (1 мин) | |||||
Приветствие. Проверка присутствующих. – Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова критика А.Эльяшевича: «Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира». | Приветствуют преподавателя | ||||
– Прочитайте эпиграф к уроку про себя и постарайтесь понять смысл. О чем эпиграф? – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? – Итак, тема сегодняшнего урока – «Эссе как жанр публицистической прозы». | Высказывают свое мнение | ||||
II. Актуализация знаний (7 мин) | |||||
– Дайте определение понятию жанр. | – Род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками | ||||
– Что такое публицистическая проза? | – Статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, очерки и другие газетно-журнальные жанры, освещающие различные проблемы человеческой жизни и описывающие явления общественной жизни | ||||
III. Постановка учебной задачи (1мин) | |||||
– Попробуем сформулировать задачи на сегодняшний урок. Мы должны научиться … Мы должны формировать умения … | Высказывают свое мнение | ||||
Вывод. Продолжая работу по развитию речи, мы должны научиться выделять основные жанровые особенности эссе и формировать умения создавать и анализировать данную разновидность сочинений | |||||
IV. Изучение нового материала (20 мин) | |||||
1. Работа с текстом. – Перед вами три текста. Задание. Прочитать отрывки, определить жанр каждого, аргументировать ответ | Обучающиеся читают тексты по вариантам, отвечают на вопросы | ||||
I вариант. Шаляпин решил дать концерт для рабочих Киева. Настал день концерта. С утра здание цирка начало осаждать тысячная толпа людей, жаждущих послушать своего любимца. Им не достались билеты, они не смогли купить их за деньги, и теперь у здания цирка рассчитывали на последнее счастье: лишний билет. А в это время Шаляпин и его аккомпаниатор пытались пройти сквозь плотное кольцо людей, окруживших цирк и запрудивших всю улицу. Не помогли людям и полицейские, им явно было не под силу справиться с толпой. Тогда Шаляпин прибегнул к помощи пожарных. Шаляпин поет арии из опер, голос певца льется широко и мощно, и каждый номер вызывает восторг слушателей, из разных уголков огромного зала несутся возгласы: «Браво! Бис!» – Ладно, братцы! – сказал Шаляпин, улыбаясь, – спою «Дубинушку». Только подпевайте, все подпевайте. Много песен я слыхал о родной стороне, В них про радость и горе мне пели… По знаку Шаляпина, импровизированный хор подхватывает припев. Сначала неуверенно, но с каждым тактом все сложнее и сильнее, нарастает гигантская звуковая волна, сотрясла здание цирка. | |||||
II вариант. …Сегодня пою здесь второй и последний спектакль в Латышской опере и еду в Лондон. Где будет большой сезон русской оперы Церетелли – буду петь, вероятно, не менее 12–14 спектаклей и пробуду до конца июня. А там уж отдыхать. Очень устал, нынче работал два года без передышки, а с Южной Америкой потерял еще одно лето и солнышко, так-то живу третью зиму подряд. Голос мой, слава природе нашей, звучит у меня прекрасно и стал лучше, чем был, но, впрочем, это еще и оттого, что с июня прошлого года я не курю. Это вообще замечательно во всех смыслах для здоровья. 25 апреля 1931г. | |||||
III вариант. То, что обнимает собой имя Шаляпина в пении, продолжается оставаться фактом в его искусстве, поистине легендарном, так как оно является собой высочайшее слияние в одном лице талантов певца, музыканта, актера. Каждая спетая Шаляпиным песня, каждый романс – это целая драма, в каждой отражаются и время, и люди, и судьбы. Художник глубоко национальный. Шаляпин обладает чертой, возвышающей людей искусства; оставаясь русским, он умеет тончайшим образом постигать дух и характер других народов. О Шаляпине говорили: «Чудо природы!» Да, это было чудо, но не природы. Это чудо работы, систематической тренировки, очень взыскательного отношения к тому, что входило в создание образа. И тут Шаляпину, прежде всего, помогал режиссерский талант, помогало ясное ощущение, чего он хочет добиться. Человек, вышедший из самых глубин народных, Шаляпин дошел до глубин мировой славы. Благодаря своему жадному интересу к жизни и знаниям, он создал шедевры, вошедшие в историю русской и мировой культуры. (Из книги «Федор Иванович Шаляпин и Латвия» (сост. С.А. Журавлев). – Рига: Улей, 1999, с.76.) | |||||
2. Обозначение темы. – Среди жанров прозы есть жанр, который вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, исповедь, проповедь, очерк. Сегодня мы познакомимся с новым жанром прозы – эссе. – Подберем однокоренные слова к слову «эссе» (эссеистика, эссеист). – Четкого определения жанра эссе нет. Одни склонны видеть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи просто называют авторской прозой, четвертые употребляют иностранное слово – эссе | Записи в тетрадях: Эссе – эссеистика, эссеист | ||||
– Итак, что такое эссе? Обратимся к словарям | Работают со словарями: 1. Большой энциклопедический словарь. 2. Словарь литературоведческих терминов. 3. Краткий словарь литературоведческих терминов | ||||
V. Первичное закрепление нового материала (15 мин) | |||||
– На основании словарных статей выделим основные признаки жанра эссе и запишем в тетради | Основные признаки эссе: 1. Небольшой объем. 2. Образность. 3. Конкретная тема. 4. Свободное изложение. 5. Открытое личностное осмысление | ||||
– С тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, оно приобрело определенные свойства. И самое первое свойство – индивидуальный взгляд на предмет, объект речи | | ||||
– Запишем разновидности эссе | Разновидности жанра эссе: 1.Философское. 2. Литературно-критическое. 3. Историческое. 4. Художественное | ||||
– Определите разновидность предложенных вам эссе. Можно ли это сделать только по названиям? | Первый текст – дневниковые записки. Второй текст – воспоминания. Третий текст – письмо | ||||
– Таким образом, мы выявили специфику эссе как жанра, указали разновидности, обратили внимание на средства художественной выразительности. И все-таки зададимся вопросом: какой из признаков считать ведущим? Вот как отвечают профессионалы: «Эссе – непременно диалог, полемика и, прежде всего, с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора эссе, замысловатым узором его рассуждений». 3. Лексическая работа. Дать толкование слов: мемуары, ассоциации, субъективный. Составим синонимический ряд к слову «эссе» | Растолковывают слова Обучающиеся зачитывают и записывают в тетради: Мемуары – воспоминания о событиях личной и общественной жизни. Ассоциации – явления, когда одно представление вызывает по сходству или противоположности другое. Субъективный – личный, свойственный только данному лицу Запись в тетрадях: Эссе – ассоциации, впечатления, очерк, записи, мемуары, авторская проза | ||||
4. Проверка домашнего задания. – На дом было задано подготовить сообщение о родоначальнике жанра эссе М.Монтеле. Послушаем | История вопроса (выступление обучащегося): – Радоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М.Монтель, написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как «опыты». В 1697 году Ф.Бекон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Д.Аддисон, Г.Филдинг, О.Голдсмимт). У них жанр трансформировался – его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы. К эссе обращались такие крупные художники, как Б.Шоу, Дж.Голсуорси, А.Франс, Р.Роллан и др. Термин «эссе» широко распространен на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» – набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы | ||||
VI. Закрепление новых знаний (15 мин) | |||||
1. Чтение текста «КаюмНасыйри». Каюм Насыйри – один из замечательных представителей татарского народа. Он был богато одаренным человеком. Благодаря своей творческой целеустремленности, К.Насыйри сумел стать образованнейшим человеком своего времени. Он умело организовывал свой рабочий день. Занимаясь педагогической, а также научно-исследовательской деятельностью, К.Насыйри уделял время и физическому труду. Его работоспособность была необычно велика. Прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, с помощью электричества занимался серебрением и золочением, хорошо знал кулинарию, делал музыкальные инструменты, рисовал и чертил карты, любил музыку и умел играть на кубызе и курае. (Из сборника текстов для изложений «Мой край родной».) | |||||
2. Беседа по вопросам: – О чем этот текст? ? – Попробуем определить особенности жанра эссе: к какой проблеме обращается автор? – Что преобладает в данном тексте, факт или впечатление в связи с ним? – Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она? – Что можно сказать о композиции текста? – К какому типу речи относится данный текст? – Что можете сказать о языке текста? – Какова интонационная окраска текста? | | ||||
Вывод. – Итак, опираясь на наши ответы, выявим основные особенности жанра эссе и запишем в тетради: «Эссе в художественной литературе» | Запись в тетрадях Особенности жанра эссе: 1. Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим проблемам. 2. Преобладание впечатлений, а не факта. 3. Авторская позиция субъективна, не аргументирована. 4. Свободная форма изложения, отсутствие композиции. 5. Смешение речевых пластов. 6. Наличие средств художественной выразительности. 7. Эмоциональность речи. | ||||
Слово преподавателя. Жанр эссе близок к творческой индивидуальности таких русских писателей, как Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И.Герцена «Былое и думы». А критик А.Эльяшевич заметил, что «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» А.Пушкина складывается свой собственный вариант эссе – исторического жанра. Мы с вами на уроках знакомились с произведениями писателей М.Пришвина, Ю.Олеши, К.Паустовского, которые также можно вписать в историю эссеистики. Интерес к этому жанру заметно возрос в последние годы. Открытый начистоту разговор художника с читателем становится насущно необходимым, поэтому необычайно популярны стали в последние годы мемуары, воспоминания писателей, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирают встречи с писателями в телевизионной студии. Это свидетельствует о повышенном спросе на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в нашей стране больше чем поэт. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени – эссеизация жанров повести и романа. Это «Печальный детектив» В.Астафьева, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Все впереди» В.Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, «Мужики и бабы» Б.Бажова, «Ягодные места» Е.Евтушенко. В них художественное повествование пронизано публицистикой и в хоре персонажей солирует авторский голос. Законом жанра является предельная открытость автора. «Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, и, наконец, потребность в самовыражении». (О.Ванштейн. «Для чего и для кого писать эссе») | |||||
– Давайте вернемся к эпиграфу урока. Как же определил суть этого жанра критик Эльяшевич? | «Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» | ||||
VII. Рефлексия содержания учебного материала (10 мин) | |||||
1. Обсуждение проделанной работы. – Перед тем, как подвести итоги урока, обсудим то, что мы узнали, освоили сегодня на уроке. Оцените, пожалуйста, каждый свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм урока, аргументируя свой ответ (устно). | Ответы обучающихся: Я сегодня узнал…. Было интересно … Было трудно…. Я понял, что… Теперь я могу…. Я приобрел … Я научился…. У меня получилось…. Я смог…. Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…. | ||||
2. Заполнение таблицы. – Теперь попрошу вас помочь мне взглянуть на наш урок вашими глазами, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого из вас, чтобы этот урок сделать еще лучше. Заполните таблицу «Плюс – минус – интересно» Эдварда де Боно. (См. Приложение.) | Обучающиеся знакомятся с таблицей и заполняют ее по рекомендации преподавателя. (См. Приложение №1) | ||||
3. «Итоги урока (5 мин) | |||||
– Подведем итоги сегодняшнего урока | |||||
4. Информация о выполнении домашнего задания (15 мин) | |||||
Творческая работа: написать сочинение-эссе на темы: «Казань, лучезарная наша столица!», «Два языка и два моих крыла» – А чтобы вам легко писалось, послушаем конкурсные сочинения – эссе наших одногруппников, которые приняли участие на республиканском конкурсе эссе «Земля заботу любит» в номинации «Люблю тебя, мой край родной» и получили сертификаты. Давайте послушаем их сочинения. | Чтение конкурсных сочинений | ||||
– Как известно, самое трудное это начать писать сочинение. Попробуем здесь, в группе, написать начало сочинения. | Под музыку Ф.Яруллина обучающиеся начинают работать над началом сочинения | ||||
Литература
- Вайнштейн О. Для чего и для кого писать эссе // Литературная учеба. – 1985. – № 2. – С. 215–217.
- Казань в художественной литературе. – ТКИ, 1977. – 360 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.: Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии, 2008.
- Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур // Литература в школе. – 1972. – №6. – С.22–29.
Источник
Шальнева Е.А. Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы. – http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-05.htm
Приложение
Плюс (+) | Минус (-) | Интересно |
Все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции | Все, что не понравилось, было скучным, непонятным, бесполезным | Все любопытные факты, что еще хотелось бы узнать по данной теме |
Комментарийлар