Новые подходы к обучению в сельской местности

Изменения в современном обществе задают высокие требования к системам образования всех стран мира. Школа меняется, подстраиваясь под эти требования, и одним из свидетельств таких изменений и такого развития является реструктуризация и оптимизация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности и внедрение технологий, направленных на изменение образовательной среды школ для повышения качества и доступности образования и обучения.

Резкое сокращение числа учащихся, сужение системы образования в стране требуют системных изменений и новых подходов к организации и управлению образовательной системой. В «Предложениях по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года» зафиксировано, что «сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования — изменившимся запросам населения». Большинство из них являются малочисленными и характеризуются многопредметностью преподавания. Все это требует разработки новых подходов к обучению с учетом специфики сельской образовательной среды и тех изменений, которые сегодня характерны для всей цивилизации в целом.

Поэтому нам, управленцам, уже сейчас стоит задуматься о том, как развивать сеть сельских школ в нашем — Азнакаевском муниципальном районе — с учетом предпочтений школьников и их родителей, тем самым, обеспечив участие семей в развитии сети образовательных учреждений.

Мы наряду с Московской областью, Алтайским краем, Ульяновской областью, Республикой Саха (Якутия) участвовали в международном исследовании проблем и перспектив развития образования в сельской местности в странах с переходной экономикой (на примере России и Китая). Исследование возглавил учитель истории и обществознания средней школы №1 г.Азнакаево, победитель гранта «Алгарыш», слушатель программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ-ВШЭ Г.Якупова. В рамках программы ЮНЕСКО «Образование как старт для жизни», мы провели анализ системы общего образования в нашем районе.

Как показывает практика, в сельских образовательных учреждениях задачи формирования жизненных стратегий решаются не в полной мере. По окончании основной школы большинство учащихся затрудняются в выборе дальнейшего способа получения образования. Факторов здесь несколько: с одной стороны, это недостаточная работа школы по организации профориентации, отсутствие или недостаточность информации о востребованных профессиях, о рынке труда региона, об образовательных учреждениях, где можно получить эту специальность; с другой стороны, это случайный, необоснованный выбор ученика, не учитывающий его возможности (способности). Школьникам нужны занятия, которые бы научили их выстраиванию реалистичных жизненных стратегий.

В ходе исследования нами изучался опыт развития сельского образования в Чувашии, Воронежской области, Марий Эл, Республики Саха (Якутия), Китайской Народной Республики.

В российских регионах выход был найден в кооперации, интеграции и социальном партнерстве образовательных учреждений с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования на основе создания муниципальной, в ряде областей межведомственной образовательной сети.

В мае 2013 года по приглашению Международного научно-учебного центра образования в сельской местности (INRULED) ЮНЕСКО делегация нашего района посетила КНР, объекты среднего, высшего профессионального образования в Пекине и в провинциях Ханджоу, Чансин, Янцин. Мы увидели, что сильной стороной китайской системы образования является организация среднего профессионального образования. Во-первых, здесь обучают востребованным профессиям, например, в тех образовательных учреждениях, которые мы посетили, готовят рекламодателей, стенографисток, педагогов, полиграфистов, музыкантов, танцоров (Ханчжоу), химиков, информатиков, автомехаников, садоводов (Чансин). Во-вторых, существует тесное сотрудничество с ВУЗами страны. После трех лет обучения выпускники профессиональных школ, поступают в университет своего направления и обучаются еще 2 года. В-третьих, трудоустройство выпускников составляет 90%. В-четвертых, крепнет международное сотрудничество: проведение конференций, обменная программа учениками и преподавателями с Германией, Сингапуром, Англией. В-пятых, нельзя не отметить наличие мощной материальной базы, обеспечиваемой государством. В-шестых, процветает прекрасная китайская национальная традиция — уважение к учителю. Именно эти слагаемые, на мой взгляд, являются составляющими успеха.

Если говорить о новых подходах к обучению с учётом специфики образовательной среды нашего района, то на сегодняшний день актуальной является следующая задача — создание нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия сельских школ на уровне муниципалитета, апробация различных форм и механизмов социального партнерства с целью реализации образовательных и карьерных траекторий учащихся. Это создание сетевых межшкольных классов (групп), «совместных (сетевых) образовательных программ»; взаимозачеты результатов каждым образовательным учреждением, входящим в сеть, подведение итогов обучения конкретного лица специальным дисциплинам и выдача соответствующего документа об образовании каждому из образовательных учреждений.

Первые результаты работы по этому направлению были представлены участникам международного семинара «Сельская школа как ресурс развития образования региона: состояние и перспективы», проходившего в Азнакаевском районе в начале текущего учебного года. В рамках работы площадок на базе школ района была представлена модель для предпрофильной и профильной подготовки школьников, которая основана на взаимодействии сетевых управленческих групп. Педагогические коллективы инновационных центров района стали организаторами мастер-классов, продуктивных игр.

Большой интерес вызвали инновационные продукты системы образования Азнакаевского муниципального района, представленные на образовательных площадках. Это стало возможным благодаря тому, что в процессе реализации новых финансово-экономических подходов в управлении развитием образовательной сети района появились школы, имеющие высокую обеспеченность ресурсами, достаточное финансирование, подготовленные кадры, гарантирующие требуемое качество образования, транспортные средства или транспортную доступность.

Таким образом, определение новых подходов и создание новых экономических условий функционирования и развития муниципальной системы образования способствовало переосмыслению сути некоторых привычных позиций, к важнейшей из которых относится ориентация на достижение качества образования не в рамках отдельного образовательного учреждения, а в рамках всей образовательной сети муниципального района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.