Об актуальной проблеме сельской школы

Давно уже пора понять, что приоритетными в реформировании школьного образования в сельской местности должны стать не заумные рекомендации, рождённые в кабинетах на асфальте, а простые истины, продиктованные мудрой житейской целесообразностью, народными традициями, народной педагогикой.

Сельская школа – особенная школа, поэтому и подход к её реформированию, развитию должен быть особенным, учитывающим специфику земледельческого труда и тех тысячелетних производственных и национально-культурных традиций, хранительницей которых издревле была крестьянская община. Чтобы в очередной раз, по примеру прежних лет, не наломать дров, мы уже сегодня должны определить приоритеты развития сельской школы, понять самим и доходчиво объяснить окружающим, какой мы хотим её видеть в 21 веке – веке высоких технологий и стремительной урбанизации.

К сожалению, технический прогресс не всегда способствует духовному развитию человека. В числе многочисленных соблазнов и иллюзий, живущих в сознании людей, не последнее место занимают заблуждения о непрестижности сельскохозяйственного труда, о невозможности полноценно жить, интеллектуально развиваться в сельской местности, о неспособности к социальной адаптации в стремительно меняющемся мире.

Вместе с тем нельзя не признать и того, что такие взгляды получили широкое распространение в советское время, особенно, когда о «бесперспективности» села начали говорить даже на официальном уровне. Не будет ошибкой, если сказать, что в этих тяжёлых условиях село смогло выжить во многом за счёт сельских школ, благодаря неутомимому энтузиазму их учителей, которые настойчиво продолжали поддерживать в детях, в их родителях веру в будущее, воспитывали у школьников любовь к родной земле, родному селу.

Последнее десятилетие стало для всех нас периодом трудного, но крайне важного переосмысления исторического пути, пройденного многонациональным народом России и Татарстана, в частности, временем новых экспериментов, поисков. Несмотря на трудности, наша республика смогла не только сохранить накопленный ранее промышленный и сельскохозяйственный потенциал, но и добиться определённых успехов в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности.

При этом образование всегда рассматривается в числе приоритетов демократического реформирования общества и государства. Его сохранение и развитие составляет прочную основу поступательного движения республики к экономическому процветанию, социальному благополучию. Руководство Татарстана делает акцент на том, чтобы обеспечить гуманистический, развивающий характер образования, его тесную связь с жизнью, всемерную опору на национальные духовно-нравственные ценности и культурные традиции, единство обучения и воспитания.

 Село имеет свою специфику, что неизбежно накладывает отпечаток на образовательную и воспитательную деятельность. Деятельность сельской школы изначально ориентирована на удовлетворение современных потребностей села. Её ученики должны жить интересами своей малой Родины, осознавая значимость того труда, который вкладывали и продолжают вкладывать в эту землю их отцы, деды и прадеды. Наш долг — выпускать из стен сельской школы людей, которые не только хотят остаться жить и работать на земле своих предков, но и знают, как это делать с наибольшей отдачей для себя, для общества, для всей республики. Для этого необходимо заинтересовать выпускников сельских школ результатами сельскохозяйственного труда, его престижем, убедить в том, что любовь к земле, к отчему дому — не пустые слова, духовно-нравственная основа, стержень их земного существования. Решить эту проблему можно лишь комплексно, совместными усилиями общества и государства.

Для каждого из нас Родина начинается с простых вещей, которые в обычной жизни кажутся нам настолько повседневными, что мы зачастую перестаём их замечать. Родной язык, материальные и духовные свидетельства прошлого, традиции общения и совместного проживания с людьми различной национальности и многое-многое другое, без чего невозможно полноценное человеческое существование… На осмысление всего этого богатства, на его развитие и сохранение и ориентирует в первую очередь сельская школа своих питомцев.

Экономические условия в соединении с демографическими тенденциями приводят к сокращению всех составляющих элементов системы сельского образования: учеников, учителей и собственно школ. Только за последние годы Россия потеряла полторы тысячи сельских школ. Это опасная тенденция. Думаю, излишне говорить о том, что школа на селе – это не просто образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы все равно, что церковь без креста». Скажу без преувеличения, что сельский образ жизни формирует здоровые корни российского народа.

За годы реформирования государства и общества, несмотря на тяжелое положение экономики страны, кое-где удалось накопить позитивный опыт в сфере образования на селе. В ряде областей и республик России финансированию сферы образования отводится значительная доля — от 20 до 30 процентов местных бюджетов. Однако в целом положение сельской школы остается одним из самых тяжелых в стране. Удручающая статистика сельской школы общеизвестна в обществе и на всех уровнях государственной власти.

Материалы дискуссии, заинтересованный обмен мнениями между учителями, законодателями, руководителями Министерства образования России и учеными предлагаю продолжить на страницах газет, в других средствах массовой информации. Всенародное обсуждение проблем сельской школы, на мой взгляд, целесообразно развернуть по следующим направлениям. Общедоступность и конкурентоспособность образования. Как сделать так, чтобы сельский школьник, преодолев провинциальный комплекс, наравне со своими городскими сверстниками поступал в вузы? Мне представляется, что в этом процессе выравнивания возможностей должна активную позицию занять высшая школа. Профессорские лекции должны стать доступными для школьников из российской глубинки. Способов и приемов накоплено предостаточно. Среди них активнее нужно использовать новые информационные технологии, в частности возможности интернета. Надо смелее продвигаться нашим вузам в той или иной форме в российское село, будь это вузовские консультативные пункты и целые вузовские гимназии и лицеи, филиалы, институты и университеты. Вуз вместе с сельской школой должен стать истинным центром духовного и интеллектуального воспитания нового поколения, движущей силой социального прогресса на селе.

Повышение уровня и качества образования в условиях становления информационного общества становится делом государства, продвигающегося по пути прогресса в условиях острой международной конкуренции.

И только государство может гарантировать в полном объеме все составляющие доступности качественного образования. Что же касается государственных механизмов поддержки детей из малообеспеченных семей, то, полагаю, ничто не мешает создать систему государственного кредитования, возвратные или безвозвратные субсидии при условии отработки определенного времени по специальности.

Нам нужно приложить скоординированные усилия по возвышению статуса сельского учителя. В этих целях необходимо создать новую и совершенствовать имеющуюся законодательную базу, которая бы гарантировала социальную защищенность преподавателей, материальные и моральные стимулы учителей, работающих на селе. Система законодательных актов и правовых норм должна закрепить льготы по коммунальным тарифам, платежам, заработной плате. Нельзя допускать замораживания строительства благоустроенного жилья для молодых школьных учителей. Предлагаю подумать о дополнительных мерах по стимулированию труда школьного учителя, его обустройстве и закреплении на селе. Мы должны исходить из понятия, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Развитие системы профессионального образования на селе.

Воспитание трудовых навыков и привычек к созидательному труду должно начинаться с первого класса в школе. Замена уроков труда дисциплиной «Технология» с непонятными функциями, похоже, не способствует главной цели — сделать трудовое воспитание частью образовательного процесса, подготовки школьников к жизни, а не только к поступлению в вуз. Повысить роль сельской школы в утверждении здорового образа жизни.

Надо добиться такого положения, чтобы сельская школа стала не только местом получения знаний и центром нравственно-культурного, физического воспитания, укрепления здоровья подрастающего поколения. От нас зависит, чтобы здесь были созданы такие условия, при которых к выпускному классу школьник набирался бы здоровья, а не утрачивал, как это, к сожалению, происходит сегодня.

Специалисты делают вывод, что в ряде стран мира периоды изоляционизма совпадают с периодами бедности населения. Нам нужно преодолевать бедность в самом многообразном смысле слова. Нельзя зацикливаться на проблемах нехватки средств, избирать стратегию выживания вместо полноценной жизни, уповать на ресурсный капитал. Чтобы государство динамично развивалось, общество должно этого захотеть! Иначе говоря, реформирование должно в своей основе содержать смену мотиваций, а не бухгалтерский баланс… Тем более, когда это касается развития человеческих ресурсов.

Ныне стало очевидным, что технократическая траектория прогресса оказалась несостоятельной, а хозяйственный успех все в большей мере определяется социальными, культурными и духовными факторами, нежели технологическими или техническими. Движущие силы формирования этих факторов прогресса закладываются системой образования.

Завершаю вовсе не парадные размышления о развитии сельской школы надеждой, что законодательные и исполнительные органы власти России, учителя, деловые круги способны осознать простую, но огромную по значимости истину, равновеликую национальной идее: поднимем сельскую школу – поднимется и Россия.

Ирина Ребровская, директор Табар-Чирковской средней школы Апастовского районаё

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.