Логотип Магариф уку
Цитата:

Представлены основные подходы к преподаванию русского языка и литературы для создания базовой линейки учебников

Накануне рабочая группа, возглавляемая спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, обсудила основные подходы к преподаванию русского языка и литературы, необходимые ввиду внесения в нижнюю палату парламента...















Накануне рабочая группа, возглавляемая спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, обсудила основные подходы к преподаванию русского языка и литературы, необходимые ввиду внесения в нижнюю палату парламента законопроекта о создании базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.


Так, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк уточнила, что учебники русского языка и литературы для школ РФ могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания. Могут быть также скорректированы ФГОС и примерные программы преподавания русского языка и литературы для школ.

Напомним, законопроект о единых линейках учебников по русскому языку и литературе разработали депутаты Госдумы, в частности, Ирина Яровая и Вячеслав Никонов. Проект вызвалострую критику со стороны ряда авторитетных экспертов сферы образования, в том числе, Общественного совета при Минобрнауки РФ, возглавляемого Евгением Ямбургом. Как бы то ни было, обсуждение основных подходов к преподаванию для создания последующей концепции со всеми вытекающими уже идет.


Подробно об обсуждаемых подходах, со ссылкой на соответствующий дкумент, рассказало ИА Regnum. Разработчиками подходов утверждается, в частности, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми, указали эксперты. Программа предметов "русский язык" и «литература» должна строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения и применять разнообразные мотивирующие методики, чтобы пытаться вовлекать в посильное чтение даже нечитающих детей, считают специалисты.


По мнению авторов, развитию творческих и литературных "умений" и способностей (сочинять, стилизовать, примерять на себя роли писателей, критиков, исследователей литературы, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения и т.п.), которые могли бы мотивировать учащихся, давать им удовольствие и быть для них интересными, в школе уделяется очень мало времени.


Программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы (фонетика, лексика, грамматика и т.д.); овладение навыками речевой деятельности при равном внимании как к письменной, так и к устной речи учеников (в настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме); формирование нормативной грамотности устной и письменной речи, указывают они.


Нынешние программы по литературе в школе серьезно перегружены, отмечают эксперты. Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно "прирастает", количество же часов если не сокращается, то остается неизменным. В этой связи участники рабочей группы уверены: программы по литературе требуют пересмотра оснований для отбора содержания и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с реально существующими в школе часами на их изучение и чтение. При этом подчеркивается, что нужно не только (и не столько) регламентировать перечень изучаемых литературных произведений, сколько предоставлять учителю возможность выбирать произведения из разных произведений одного автора или выбирать авторов и произведения, соответствующие определенным литературным явлениям (темам), обязательным для изучения.


Серьезной проблемой называют возрастное несоответствие изучаемых произведений: чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом/уровнем школьника и уровнем текста, который ему предлагается, обеспокоены специалисты. "При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века (откуда родом родители и педагоги)", - считают разработчики.


Эксперты обратили внимание и на увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. «Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию «русского языка как иностранного»: им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание», говорится в документе. При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время — за счет в том числе и разгрузки содержания.


При отборе произведений для программы особое внимание должно быть обращено на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе, полагают специалисты. "Между тем именно эта литература актуальна для детей и подростков, "цепляет» их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков", -  подчеркнули они. "В полной мере это относится и к современной зарубежной литературе для детей и подростков, к которой у части составителей программ и педагогов есть двойное недоверие: идеологическое и языковое (традиционная методика, например, считает, что детям в школе нельзя предъявлять переводы; переводная литература не входит в контрольно-измерительные материалы и очень редко встречается даже в олимпиадных заданиях)", следует из документа.


Учитель русского языка и литературы поставлен в условия несвободы и постоянно усиливающегося мелочного контроля, который лишает его возможности настоящего, а не имитационного разговора с классом о литературе, указали эксперты. "Абсурдная необходимость детального планирования не только системы уроков на год вперед, но и каждого конкретного урока (с созданием рекомендованной некоторыми методистами подробной технологической карты) и требование жестко следовать этому плану делает невозможным взаимодействие с детьми, постигающими произведение искусства", — считают участники рабочей группы.

«Учителю необходима возможность маневра. Существующая на сегодня и установленная действующими Федеральными государственными образовательными стандартами обязательная для всех структура рабочих программ учебных курсов является явно избыточной и требует пересмотра», — уверены они. "Учителя должны быть освобождены от никому не нужного планирования, предусматривающего ежегодное детальное описание не только предметных, но и личностных результатов детей, материально-технических условий преподавания русского языка и литературы, подробного календарно-тематического планирования", — следует из документа.


Необходимо создать учебники русского языка нового поколения, ориентированные на реальную, а не декларируемую вариативность обучения, принципиально «настроенные» на самостоятельную и творческую работу при минимизации репродуктивной деятельности, которой так много в современном преподавании русского языка, считают специалисты. Надо внедрять компьютерные курсы русского языка, поскольку именно при обучении русскому языку необходима и достаточно легко достижима обратная связь и интерактивность, полагают они.


Оценка качества работы учителей русского языка и литературы нуждается в пересмотре, считают в рабочей группе. "Ориентация только на результаты ЕГЭ и заслуги победителей олимпиад и конкурсов абсолютно неадекватна специфике гуманитарного образования. Сегодня аттестация учителей — формальная процедура, через которую проходит абсолютное большинство преподавателей. Она не стимулирует педагогов к развитию, не подталкивает к чтению литературы, не способствует профессиональному любопытству и творчеству. Аттестация требует своего пересмотра и обозначения жёстких, но понятных критериев профессионального совершенствования учителей", - отмечается в документе.

"Учительская газета" приглашает педагогов, особенно учителей-словесников, высказать свое мнение по поводу представленных подходов. Согласны ли вы с замечаниями/предложениями участников рабочей группы? Есть ли опасения по поводу грядущих изменений? Ждем ваших комментариев! 

По информации regnum.ru

Фото сайта zimpk.ru



Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ