Логотип Магариф уку
Цитата:

Рационально о многонациональном

Со второй четверти текущего учебного года татарстанским школам рекомендовано включить в расписание занятий десятиклассников факультативный курс «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»...

Со второй четверти текущего учебного года татарстанским школам рекомендовано включить в расписание занятий десятиклассников факультативный курс «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан». По этому случаю был организован методический семинар для учителей истории. Хочу поделиться с коллегами своими впечатлениями от новой образовательной инициативы. А впечатления, признаться честно, неоднозначные.


Алексей ЕГОРОВ,
учитель истории и обществознания средней школы №11 Зеленодольского района, кандидат исторических наук


Егоров фото1


Новый курс обеспечен учебным пособием, концептуальную идею которого авторы сформулировали так: «сохранение, освоение и преумножение опыта мирного сожительства различных российских этносов». Изложению мобилизационного опыта разных исторических периодов отводится важное место в курсе «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан».


Чего нельзя сказать о теме культурного взаимовлияния народов республики – о нем, конечно, говорится, но не больше чем в серии учебников по истории Татарстана. Зато скучной, оформленной в бюрократическом стиле информации вроде направлений деятельности Ассамблеи народов Татарстана в пособии хоть отбавляй. Отчасти указанные недостатки компенсируются последними двумя разделами учебной программы, прилагаемой к пособию, где дается тематика проектов учащихся. Но много ли у ребят и девчонок, которым через год предстоит сдавать ЕГЭ, времени и желания на более-менее глубокое осмысление заявленных тем? Полагаю, не больше, чем у педагогов, для которых преподавание факультатива с большой долей вероятности станет очередной неоплачиваемой обязанностью.


Учебная нагрузка тарифицируется в августе, а новый курс в объеме 24 часов появится в расписании только в ноябре. То есть оформить его в качестве кружка или электива по углубленному изучению истории, по крайней мере, в этом учебному году, технически невозможно, и «преумножать опыт мирного сожительства» учителям придется бесплатно.


Остается искать варианты приспособления к новым требованиям с наименьшими потерями. Их собственно два: проводить занятия в классные часы, в том числе с привлечением классного руководителя («на этой неделе вы провели урок, на следующей – он») или в формате кружка, чью проблематику можно подогнать под новый курс. Напрашивается: какой эффект будет иметь эта безусловно нужная, но не подкрепленная материальной заинтересованностью педагога инициатива? Нынче ведь экономическая ситуация в стране педагогическому альтруизму не способствует.


В качестве резюме два предложения. Первое – издателям: к следующему году дополнить учебник сборником источников (интервью, материалы этнографических экспедиций, результаты анкетирования представителей национальных диаспор и пр.) в помощь учителю. В Казанском федеральном университете есть грамотные ученые-этнографы, много лет работающие по теме межэтнического взаимодействия. Накоплен большой материал, надо отобрать нужное и адаптировать его для восприятия десятиклассниками. По оплате – изыскать-таки средства на вознаграждение труда педагогов. Иначе то рациональное, что есть в новой образовательной инициативе, будет сведено на нет естественным нежеланием учителей сеять разумное, доброе, вечное за «здорово живешь».


Подробнее.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ