(Технологическая карта по русскому языку, для V класса)
Лилия Яфизова,
учитель I квалификационной категории русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6 г. Азнакаево»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока
Деятельностная: развитие способности учащихся к новым способам действия – создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Содержательная: формирование новых знаний о правописании букв Ы и И после Ц.
Планируемые результаты
Личностные: обучающийся на-
учится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД
Регулятивные: учащийся
научится ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять контроль по результату и по способу действия; ученик получит возможность научиться планировать достижения целей, преодолевать трудности на пути к достижению целей.
Познавательные: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; строить логическое рассуждение; обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, оформлять свои мысли в устной форме и научится аргументировать свою точку зрения; ученик получит возможность научиться приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Предметные: учащийся
научится правильно писать буквы
Ы и И после Ц; ученик получит возможность научиться распознавать в предложении эти орфограммы, составлять предложения, используя их, и находить такие предложения в текстах художественных произведений.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: «Просвещение», 2015.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: алгоритм проверки видов дополнения, эталоны для самопроверки.
Этап урока/ Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация
Цель: активизация учащихся на мотивацию получения новых знаний |
Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку:
«Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца». Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова. |
Ученик. Я думаю, что знания пригодятся нам всегда.
Ученик. Для меня каждый Ученик. Если мы не будем получать знания, нам будет сложно идти по жизни, а когда состаримся, нам даже нечего будет передать следующему поколению. |
Коммуникативные. |
Актуализация
Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала
|
Тогда, ребята, проверим ваше домашнее задание.
Кто выполнял упражнение 48, проверьте его по эталону, спроецированному на экран. Эталон к упражнению 48.
Учитель. Те, кто выполнил работу по карточкам №1, проверьте по эталону, который лежит у вас на столах. Карточка №1
Эталон к карточке №1
|
Ученик. К слову «чувства» нет проверяемых слов, поэтому нужно его запомнить.
Ученик. К слову «пастбище» можно подобрать однокоренное слово другой части речи, в данном случае глагол. Ученик. Я не смог посмотреть в словаре слово «окрестность», поэтому не смог подобрать проверочное слово. Сегодня на уроке посмотрел словарь и нашел. Ученик. Мое сочинение о природе нашего родного края. Говорят, что родной край, место, где человек родился и провел свое детство, юность, не забудешь никогда. И если уедешь из него, то тебя будет всегда незримая сила тянуть назад, домой, к истокам, на родину. У каждого человека своя родина, свои чувства к ней. У кого-то это теплое море с желтыми песчаными пляжами, с жарким солнцем и виноградниками, кто-то родился в горах с отвесными скалами, а для иных родина – это заросшие холмы, густой лес с зелеными лужайками или, может быть, суровая тундра и холодные северные реки, быстро текущие прямо к Ледовитому океану. Родная природа – это то, что окружает нас с детства, тот пейзаж, окрестности, к которым мы привыкли, и то, что будет радовать нас каждый раз по возвращении в родной уголок. Человек может путешествовать по всему миру, восторгаться невиданными красотами, удивляться экзотическим животным и растениям, привыкать к удивительным обычаям и складу жизни чужестранцев. Иногда может даже остаться жить в далеких краях. Но в самой глубине сердца, в самых укромных уголках памяти сохранит любовь к своему краю, к своей родной природе, любовь, которая не угаснет ни через год, ни через десять лет, никогда. |
Коммуникативные, регулятивные.
|
Учитель. Те, кто выполнил творческую работу и написал сочинение на тему «Природа моего края», подойдите ко мне. Прослушайте работы ваших товарищей, выберите, на ваш взгляд, лучшую из них для прочтения в классе.
Учитель. Кто из вас выполнил упражнение 48 без ошибок? У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания? Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.
– Если задание выполнено правильно, ставьте + (плюс); – задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса (?). Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок. |
Эта любовь подарена человеку в момент рождения, эта любовь подкреплена уверенностью, что родной край примет тебя в свои объятия всегда, в любой момент. И какое же это счастье – иметь каждому такой уголок!
Ученик. Мне очень понравилось сочинение. Содержание работы соответствует выбранной теме. Все подчинено основной Ученик. В своем сочинении Маша привела такие слова с непроизносимыми согласными, как окрестности, счастье, солнце, сердце. |
||
Выявление места и причины затруднения.
Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи. |
Учитель. Прочитайте слова, которые написаны на доске:
Ц…рк, гостиниц…, ц…ркуль, птиц…, ц…фра, сестриц…на Запишите эти слова в тетрадь Учитель. А теперь обратимся к эталону и посмотрим, насколько правильно вы справились с заданием. Эталон к заданию:
Учитель. Какие возникли трудности при написании пропущенных букв? Учитель. Можете ли вы объяснить ваши ошибки, какова проблема? |
Ученик. Во втором слове я допустил ошибку. Я написал слово «гостиницы» с буквой и, а не с буквой ы. Трудно было разобраться, какую букву написать: и или ы.
Ученик. А я в слове «циркуль», наоборот, после буквы ц написала букву ы. Наверное, надо еще обращать внимание на место буквы в слове. Ученик. Мы не знаем точно, где в слове писать ы и где писать и. |
Регулятивные.
Коммуникативные.
|
Построение проекта решения затруднения.
Цель: найти решение учебной задачи |
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Учитель. Как же сформулируем тему нашего урока? Учитель. Какой метод вы предложите использовать для решения данной проблемы? |
Ученик. Я думаю, научиться определять и объяснять, в каком случае после буквы ц пишется ы и и; находить в текстах предложения с этими орфограммами, а также самим составлять предложения, применяя эти правила.
Ученик. Буквы ы и и после ц Ученик. Мы будем наблюдать, работать с учебником. |
Регулятивные.
Коммуникативные. |
Реализация построенного проекта.
|
Учитель. Обратите внимание на слова, написанные на доске. Какие наблюдения вы сделали? Попробуйте выявить закономерность.
Учитель. Итак, ребята, какой вывод можно сделать?
|
Ученик. В корне после «ц» пишется буква «и».
Ученик. В суффиксе, в окончаниях после «ц» пишется буква «ы». Ученик. После буквы «ц» в корне слова пишется буква «и», в суффиксе и в окончании буква «ы». Что вы узнали из параграфа? |