«Буквы Ы и И после Ц»

(Технологическая карта по русскому языку, для V класса)

Лилия Яфизова,

учитель I квалификационной категории русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6 г. Азнакаево»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока

Деятельностная: развитие способности учащихся к новым способам действия – создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная: формирование новых знаний о правописании букв Ы и И после Ц.

Планируемые результаты 

Личностные: обучающийся на-
учится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД  

Регулятивные: учащийся
научится ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять контроль по результату и по способу действия; ученик получит возможность научиться планировать достижения целей, преодолевать трудности на пути к достижению целей.

Познавательные: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; строить логическое рассуждение; обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Коммуникативные: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, оформлять свои мысли в устной форме и научится аргументировать свою точку зрения; ученик получит возможность научиться приходить к общему
решению в совместной деятельности.

Предметные: учащийся 
научится правильно писать буквы
Ы и И после Ц; ученик получит возможность научиться распознавать в предложении эти орфограммы, составлять предложения, используя их, и находить такие предложения в текстах художественных произведений.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: «Просвещение», 2015.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки видов дополнения, эталоны для самопроверки.

 

Этап урока/ Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Мотивация

Цель: активизация учащихся на мотивацию получения новых знаний

Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку:  

«Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца».

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова.

Ученик. Я думаю, что знания пригодятся нам всегда.

Ученик. Для меня каждый
урок – это какое-то открытие.

Ученик. Если мы не будем получать знания, нам будет сложно идти по жизни, а когда состаримся, нам даже нечего будет передать следующему поколению.

Коммуникативные.
Актуализация

Цель: актуализация  учебного содержания, необходимого для изучения нового материала

 

Тогда, ребята, проверим ваше домашнее задание.

Кто выполнял упражнение 48, проверьте его по эталону, спроецированному на экран.  

Эталон к упражнению 48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Те, кто выполнил работу по карточкам №1, проверьте по эталону, который лежит у вас на столах.  

Карточка №1

 

Эталон к карточке №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик. К слову «чувства» нет проверяемых слов, поэтому нужно его запомнить.

Ученик. К слову «пастбище» можно подобрать однокоренное слово другой части речи, в данном случае глагол.

Ученик. Я не смог посмотреть  в словаре слово «окрестность», поэтому не смог подобрать проверочное слово. Сегодня на уроке посмотрел словарь и нашел.

Ученик. Мое сочинение о природе нашего родного края.

Говорят, что родной край, место, где человек родился и провел свое детство, юность, не забудешь никогда. И если уедешь из него, то тебя будет всегда незримая сила тянуть назад, домой, к истокам, на родину. У каждого человека своя родина, свои чувства к ней. У кого-то это теплое море с желтыми песчаными пляжами, с жарким солнцем и виноградниками, кто-то родился в горах с отвесными скалами, а для иных родина – это заросшие холмы, густой лес с зелеными лужайками или, может быть, суровая тундра и холодные северные реки, быстро текущие прямо к Ледовитому океану.

Родная природа – это то, что окружает нас с детства, тот пейзаж, окрестности, к которым мы привыкли, и то, что будет радовать нас каждый раз по возвращении в родной уголок. Человек может путешествовать по всему миру, восторгаться невиданными красотами, удивляться экзотическим животным и растениям, привыкать к удивительным обычаям и складу жизни чужестранцев. Иногда может даже остаться жить в далеких краях. Но в самой глубине сердца, в самых укромных уголках памяти сохранит любовь к своему краю, к своей родной природе, любовь, которая не угаснет ни через год, ни через десять лет, никогда.

Коммуникативные, регулятивные.

 

  Учитель. Те, кто выполнил творческую работу и написал сочинение на тему «Природа моего края», подойдите ко мне. Прослушайте работы ваших товарищей, выберите, на ваш взгляд, лучшую из них для прочтения в классе.

Учитель. Кто из вас выполнил упражнение 48 без ошибок?

У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

 

 

 

– Если задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

– задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса (?).

Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

Эта любовь подарена человеку в момент рождения, эта любовь подкреплена уверенностью, что родной край примет тебя в свои объятия всегда, в любой момент. И какое же это счастье – иметь каждому такой уголок!

Ученик. Мне очень понравилось сочинение. Содержание работы соответствует выбранной теме. Все подчинено основной
мысли – не забывать о своей Родине. Последовательность не нарушена, соблюдается членение на абзацы.

Ученик. В своем сочинении Маша привела такие слова с непроизносимыми согласными, как окрестности, счастье, солнце, сердце.

 
Выявление места и причины затруднения.

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

Учитель. Прочитайте слова, которые написаны на доске:

Ц…рк, гостиниц…, ц…ркуль, птиц…, ц…фра, сестриц…на

Запишите эти слова в тетрадь

Учитель. А теперь обратимся к эталону и посмотрим, насколько правильно вы справились с заданием.

Эталон к заданию:

 

 

 

Учитель. Какие возникли трудности при написании пропущенных букв?

Учитель. Можете ли вы объяснить ваши ошибки, какова проблема?

Ученик. Во втором слове я допустил ошибку. Я написал слово «гостиницы» с буквой и, а не с буквой ы. Трудно было разобраться, какую букву написать: и или ы.

Ученик. А я в слове «циркуль», наоборот, после буквы ц написала букву ы. Наверное, надо еще обращать внимание на место буквы в слове.

Ученик. Мы не знаем точно, где в слове писать ы и где писать и.

Регулятивные.

Коммуникативные.

 

 

Построение проекта решения затруднения.

Цель: найти решение учебной задачи

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

 

 

 

 

Учитель. Как же сформулируем тему нашего урока?

Учитель. Какой метод вы предложите использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Я думаю, научиться определять и объяснять, в каком случае после буквы ц пишется ы и и; находить в текстах предложения с этими орфограммами, а также самим составлять предложения, применяя эти правила.

Ученик. Буквы ы и и после ц

Ученик. Мы будем наблюдать, работать с учебником.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Реализация построенного проекта.

 

Учитель. Обратите внимание на слова, написанные на доске. Какие наблюдения вы сделали? Попробуйте выявить закономерность.

Учитель. Итак, ребята, какой вывод можно сделать?

 

 

Ученик. В корне после «ц» пишется буква «и».

Ученик. В суффиксе, в окончаниях после «ц» пишется буква «ы».

Ученик. После буквы «ц» в корне слова пишется буква «и», в суффиксе и в окончании буква «ы». Что вы узнали из параграфа?

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.