Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан: «Орлы умирают в небе»

20 октября 2020 г. дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану исполнилось сто лет со дня его рождения. В городе Жуковский, в доме на ул. Маяковского, 13, где с 1958 по 1971 годы жил Амет-Хан Султан, по инициативе московской общины крымских татар открыли бронзовую мемориальную доску. Мероприятия прошли во многих городах и регионах, несмотря на сложное время.

В 90-е годы прошлого столетия, когда крымские татары вернулись на свою историческую родину после депортации в мае 1944 года, вышло Постановление Совета Министров СССР[1], направленное на решение вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область. Одним из мероприятий стало создание музея Амет-Хана Султана на его родине в Алупке. Эту работу предложили возглавить крымской татарке Тефиде Усеиновне Мухтерем. Став научным сотрудником Ялтинского объединённого историко-литературного музея, она неоднократно выезжала в Москву, в Лётно-исследовательский институт, расположенный в Жуковском, в Киев и города Крыма для создания экспозиций.

Мы встретились с ней около военного истребителя Ла-5, расположенного на территории нынешнего музея. Наша беседа вышла за рамки стандартной экскурсии и стала настоящим уроком истории, посвящённым мужеству, отваге и чести советских лётчиков.

Судьба, предназначенная ребёнку по имени Амет

Сто лет назад 20(25) октября 1920 года в небольшой Алупке, расположенной в солнечном Крыму, родился мальчик, который, спустя чуть больше двадцать лет, прославит не только свой родной городок, но и весь свой древний народ. В те годы в крымскотатарских семьях, как и в семьях казанских татар, было велико почитание национальных и религиозных традиций. Считалось, что имя, которое мулла прошепчет на ушко новорождённому, во многом определит его судьбу. При рождении наш герой получил от муллы имя Амет. Толкование его имени как «славный», «наиславнейший», «человек, достойный похвалы» подтверждает правильность выбранного имени.

Отец Амета Султан был выходцем из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности. Мама крымская татарка Насибе, которая выросла в большой семье: у неё было четыре сестры и четверо братьев. Когда-то её отец Бекир Садла взял Султана к себе в подмастерье в лудильную мастерскую. В 27 лет у него самого уже появилась своя мастерская, и он, получив согласие родителей, женился на Насибе. После замужества она занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, как это было принято тогда у тюркских народов. В семье рождаются ещё двое детей – Фатиме и Имран. Однако в трёхлетнем возрасте дочь Фатиме, заболев, умерла. А двум сыновьям Амету и Имрану была предназначена совершенно разная судьба. Имрану, чьё имя переводится как «жизнь»[2], были уготованы тяжёлый выбор ради спасения своих родителей, давших ему эту самую жизнь, и непосильное для подростка бремя.

Родной дом легендарного Амет-Хана Султана располагается на самой верхней улице Алупки. Сегодня здесь почти и не осталось старых домов. Признаюсь честно, нужно приложить немало усилий, чтобы найти небольшую табличку на доме о том, что именно здесь детские годы провёл легендарный лётчик-ас. Лишь помощь местной детворы, которая, в отличие от взрослых, обо всём знает, позволила оказаться на том самом месте, откуда юный Амет-Хан Султан выбегал в школу, и где уже прославленный дважды Герой Советского Союза оказался в дни депортации своего народа. Из-за небольшого размера, а может из-за белых стен, его редкие туристы сравнивают с гнездом ласточки. Однако, узнав о жизненном пути этого мужественного пилота, вы согласитесь, что этот дом правильнее сравнить с орлиным гнездом. Историки говорят, что когда у Амет-Хана Султана спросили о его родном доме, то он ответил, что родился там, где
рождаются орлы. Этот дом и сегодня стоит на прежнем месте.
Он принадлежит его родственникам. Но из-за запертой калитки нам не удалось зайти в него, как и не получилось увидеть входную дверь через густо выросшую во дворе глицинию.

Зато с верхней улицы Алупки можно наблюдать всю панораму города и любоваться окружающим пейзажем. Вдали, около кромки моря, располагается Воронцовский дворец, а ещё, несмотря на плотную застройку современными строениями, можно увидеть очертания редких старинных домов и бывших дворянских усадеб. В одном из таких домов XIX века, бывшей даче Никольской, сегодня располагается музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Из стен Качинской школы вышли 17 тысяч лётчиков, 321 из них удостоены почётного звания Героя Советского Союза. Амет-Хан Султан и ещё 14 человек стали дважды Героями Советского Союза, один – трижды Героем Советского Союза. Здесь воспитывались тридцать восемь Героев Российской Федерации.[3]

 Есть такое воспоминание, что в мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Къыдырлез, на котором будущий лётчик победил в национальной борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путёвкой в лагерь, где Амет впервые увидел самолёт.

В 1936 году Амет-Хан Султан окончил 7 классов алупкинской крымскотатарской школы. Тогда в городе было всего две школы – татарская и русская первой степени. В 1938 году он поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. Одновременно с учёбой работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе, обслуживая поезда. Параллельно Амет-Хан Султан занимался в симферопольском аэроклубе. Сейчас это спортивное заведение носит его имя. Как одного из лучших курсантов Амет-Хана направили по рекомендации в Качинскую школу военных лётчиков. Отличным природным качеством у юноши было орлиное зрение – даже в ночное время он первым замечал противника.

Звезда Амет-Хана Султана

В то время Качинская школа (полное название Качинская Краснознамённая военная авиационная школа имени А.Ф. Мясникова), расположенная в Каче около Севастополя, была главным военным лётным училищем Военно-воздушных сил СССР и являлась правопреемницей Севастопольской офицерской школы авиации, созданной для подготовки военных пилотов для воздушного флота Российской Империи 21 ноября 1910 года.

Здесь в своё время учились дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Иван Степаненко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Сергей Долгушин, Герой Советского Союза, полковник авиации Фёдор Калугин, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Георгий Захаров, Герой Советского Союза, старший лейтенант авиации Николай Самохвалов, полковник авиации Эмир-Усеин Чалбаш, гвардии майор Идрис Лятифов, лейтенанты авиации Фахрий Белялов и Али Умеров, старший лейтенант авиации Шефика Иззетова, дети известных военноначальников и политиков, младший сын Сталина генерал-лейтенант авиации Василий Иосифович, лейтенант авиации Тимур Фрунзе.

В Качинской школе в 1940 году Амет-Хан окончил ускоренные годичные курсы по подготовке лётчиков-истребителей и в звании младшего лейтенанта был направлен в 122-й истребительный авиационный полк пилотом[4], а затем младшим лётчиком в 4-й истребительный авиационный полк, расположенный в Одесском военном округе.

Великую Отечественную войну 22 июня 1941 года Амет-Хан Султан встречает в небе над Молдавией: он воевал с первого до последнего дня. Пилоты истребительского полка летали на самолётах И-16, которые преимущественно имели деревянную конструкцию и фанерную обшивку, и на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка», который считался лёгким, хорошо манёвренным, однако медлительным.

«Амет-хан и его товарищи, в основном такие же молодые лётчики, едва успевали заправить самолёт горючим, пополнить боекомплекты и тут же взлетали на очередное задание. Обстановка была такая,
что пришлось истребителям выполнять несвойственную им роль – штурмовать речные переправы, вражеские колонны с военной техникой и пехотой. В запылённых, измотанных, спавших в сутки всего до 2–3 часа возле самолётов лётчиках трудно было узнать ещё совсем недавно счастливых, щеголеватых лейтенантов…»[5] Это цитата из книги Буты Бутаева «Амет-Хан Султан».

К середине осени 1941 года юный, но опытный 21-летний мастер воздушной разведки Амет-Хан Султан имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов и «пока отделывался лёгкими царапинами, хотя уже не раз возвращался на свой аэродром в машине, основательно изрешечённой пулемётными очередями».[6]

Осенью 1941 года его полк прикрывает небо Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь зимой 1942 года лётчики полка переучиваются на «Хоукер Харрикейны» – британские одноместные истребители. Вооружённые восемью пулемётами и новым двигателем Rolls-Royce PV-12 могли действовать как перехватчики, истребители-бомбардировщики и штурмовики. И когда лётчики пересаживаются, как они шутили между собой с «ишачка на жеребца», начинается период ярких побед Амет-Хана. (Двигатель станет известен под именем «Merlin», очевидно, его переиначили как «мерин».)

Вскоре он назначается командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и получает свою первую награду – орден Красной Звезды. По воспоминаниям его друзей, «командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом».

В марте 1942 года полк Амет-Хана базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая, когда Амет-Хан Султан патрулировал на своём «Харрикейне» небо над Ярославлем, то увидел, что на город движется многоцелевой немецкий разведчик, бомбардировщик «Юнкерс-88». Начинается смертельная схватка: четыре члена немецкого экипажа против одного Амет-Хана Султана, который не может допустить того, что бомбы будут сброшены на объект и на жителей города.

Израсходовав все свои боеприпасы, советский пилот настигает противника и совершает свой знаменитый таран, приблизившись к самолёту противника, и своим правым крылом ударяет сверху по его правой плоскости. Однако при этом его «Харрикейн» застрял в загоревшемся корпусе «Юнкерса». Амет-Хан Султан выпрыгнул из догорающего самолёта. Ему чудом удалось выжить и приземлиться вблизи деревни Дымокурцы рядом с Ярославлем.

Ходатайствуя о вручении боевой награды, руководство дало ему следующую характеристику: «Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках». За этот героический подвиг Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина. Ему вручают именные серебряные часы с гравировкой и Почётную грамоту. На часах, подаренных городским комитетом обороны, значились следующие слова: «Лейтенанту Красной армии товарищу Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолёт, от имени Комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и немцев, оказываясь без защиты перед огненными обстрелами, провёл 152 воздушных боев, из которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

По подсчётам его боевых друзей в 1990 г., у него было не менее 80 сбитых самолётов. Дело в том, что часть своих подвигов он записывал на молодых пилотов, находившихся в его подчинении.

 Трудно себе представить, какие разрушения и жертвы могли быть, если бы не героизм крымскотатарского аса. От имени жителей Ярославля, в память о событиях тех лет в 2010 году в городе был установлен монумент великому лётчику, сыну двух народов.

В июне-июле 1942 года он воевал под Воронежем на советском одномоторном истребителе «Як-1», а с конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7б» принимал участие в Сталинградской битве, в ходе которой утвердил себя ещё раз настоящим асом, используя все потенциальные возможности истребителей.

В 1942 году советское командование приняло решение создать из числа лучших советских пилотов 9-й гвардейский истребительный авиационный полк для борьбы с асами немецкой авиации. К тому моменту на счету Амет-Хана было 6 сбитых вражеских самолётов. В полку воевали 30 Героев Советского Союза, в его состав был включён Амет-Хан Султан, которого немцы за его летательные манёвры и тактику атаки вражеских самолётов с высоты в воздухе прозвали «Чёрный дьявол». А советский командующий воздушной армией дал ему разрешение на фюзеляже своего летательного аппарата нанести изображение атакующего орла. В середине осени того же года он принял командование 3-ей авиационной эскадрильей 9-ого истребительного полка. Когда 24 августа закончилась Сталинградская битва, на личном счету Амет-Хана Султана было 14 сбитых самолётов.

23 апреля 1943 года командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении было написано: «Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов. Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника».

В 1943 году, переучившись на американский истребитель Белл Р-39 «Аэрокобра», отважный лётчик Амет-Хан Султан участвовал в ожесточённых боях за освобождение Крыма, Кубани, городов Ростов-на-Дону, Таганрог, Мелитополь в Запорожье. Молодые лётчики, приходившие после учёбы в эскадрилью научиться его мастерству, называли своего кумира соколом.

Лётчик-француз из полка добровольцев «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр так говорил про Амет-Хана: «Он весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно».

По подсчётам его боевых друзей, которые они сделали на основе архивных данных, у него было не менее 80 сбитых самолётов. Дело в том, что часть своих подвигов он записывал на молодых пилотов, находившихся в его подчинении.

В январе 1944 года Амет-Хан вместе со своим боевым товарищем, Героем Советского Союза Иваном Борисовым захватили самолёт противника Fi-156 «Шторьх» с лётчиком и штабным офицером с документами и принудили гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий армейский самолёт разведки и связи, разобравшись за короткое время с управлением самолета (он имел сложную механизацию крыла), и сразу совершил на нём полёт. На основной аэродром он уже привёл «трофей» лично в сопровождении также двух истребителей.

Амет-Хан Султан очень ловко осваивал новые истребители, над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7 и вёл его на перехват самолётов противника. Свой последний воздушный бой в Великой Отечественной войне Амет-Хан Султан осуществил
29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190» (Fw-190).

Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде – званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Аметхан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил
звание одного из лучших асов полка».

22 июня 1945 года двадцатичетырёхлетнему лётчику вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии уже в мирное время известный конструктор, Герой Советского Союза Владимир Илюшин на похоронах лётчика сказал очень трогательные слова: «Мой друг Амет погиб. Он дважды Герой Советского Союза. Знайте же, по-настоящему он четырежды Герой Советского Союза. Он посадил самолёт с полковником германского вермахта с важными документами, раскрывавшими планы немецкого командования на ближайшее время. Только за одно это давали Героя. Но ему не дали этого заслуженного звания, Амет – лауреат Государственной премии. Но, к сожалению, ему не дали того, что он заслуживал… Подобных летчиков я не знал…»

Трагическая судьба Имрана

Во время Великой Отечественной войны Крым находился под оккупацией Третьего рейха. В это время в 1943 году на территории Крыма раскидывают листовки, в которых было написано, что уроженец Алупки, сын крымскотатарского народа Амет-Хан Султан успешно сбивает самолёты немецких захватчиков. В листовке было написано и то, что он стал Героем Советского Союза и был награждён медалью «Золотая Звезда» за мужество и подвиги. «Когда началась война, младший братишка Имран был подростком и по своему возрасту не подпадал на службу в армию, – рассказывает заведующий музеем Тефиде Усеиновна. Она сама лично встречалась с Имраном и его родственниками: тётей и двоюродными братьями. – Если бы он был военнообязанным, то, несомненно, как и его старший брат, пошёл бы служить в Советскую армию».

Когда листовки попали в руки к немцам, они, прочитав про советского аса, нашли семью легендарного лётчика – его родителей и братишку. В те времена фашисты объявляли хорошую премию за голову известных военных. Придя в дом, по словам очевидцев, фашисты приставили пистолет к виску матери Насибе и поставили условие перед Имраном: или они расстреливают на месте отца и мать, или он идёт к ним служить. Имран, которому тогда было 17 лет, выбрал жизнь родителей. Так он, с винтовкой в руках, стал вынужденно охранять немецкие склады. Затем, когда пришла Красная Армия в Крым, парень воевал в её частях один год. А спустя ещё один год после окончания войны его арестовали на 10 лет… В Интернете можно найти немало оголтелых видео с обвинениями в адрес младшего брата героя. Но многие ли из авторов задают себе вопрос, а был ли у Имрана другой выбор?

12 мая 1944 года Крым был полностью освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Спустя три дня Амет-Хан Султан вместе со своими военными товарищами приезжает в Алупку. Они посещают Воронцовский Дворец, купаются в море, наслаждаются национальной кухней в доме родителей. Вскоре его коллеги уезжают, и только двое из них, оба Героя Советского Союза, остаются в Алупке и становятся свидетелями депортации крымскотатарского народа, которая произошла 18–20 мая 1944 года. Есть свидетельство того, что когда Герой рано утром вышел из дома в домашней одежде, его хотели арестовать, и только благодаря тому, что за него заступился друг, он смог надеть свой военный китель с наградами, которыми он очень гордился. Этот эпизод зрители увидели в картине режиссёра Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» («Возвращение»). «Есть ещё одно показание о том, что партизаны в 1943 году предлагали ночью вывести семью лётчика из Крыма, – говорит заведующий музеем. – Однако родители отказались. Мать и отец Амет-Хана были отдельно от народа вывезены в Дагестан, там их не приняли. Затем по распоряжению командарма 8-й воздушной армии Тимофея Хрюкина вывезли в его родительский дом в Краснодарский край. Они вернулись в Алупку после окончания войны.

Насибе умерла через год после возвращения младшего сына. Имран женился на женщине с ребёнком, от первой жены есть дочь. В последние годы он жил в Лабинске и там же похоронен. А Амет-Хан Султан с женой Фаиной Максимовной вырастили двух сыновей – Станислава и Арслана. Сегодня внучка Вероника и её трое сыновей живут в Москве.

Сами крымские татары и другие малые народы полуострова депортацию 1944 года связывают с необходимостью выгрузить этот райский уголок по политическим соображениям. В этом убеждает их не только история семьи Амет-Хан Султана, но и другие душераздирающие трагедии. Можно привести немало подобных примеров.

В период проведения кампании по присуждению звания Героя Российской Федерации советской военнослужащей, резиденту отдела разведки штаба Приморской Армии Алиме Абденановой телевизионщики сняли фильм. 20-летняя Алима в составе разведгруппы, выполняя задания советского командования, добывала сведения о немецких и румынских войсках, дислоцировавшихся на Керченском полуострове.
Группа была раскрыта и все её члены были арестованы. Сама Алиме после жестоких пыток и длительных допросов была расстреляна
5 апреля 1944 года в Симферополе, за три дня до начала операции по освобождению Крыма. Крымскотатарским активистам пришлось сильно постараться, чтобы доказать её героизм. И только в 2014 году ей посмертно присудили имя Героя России.

Награды Амет-Хана Султана

  • Медаль «Золотая Звезда» (награждён дважды)
  • Орден Ленина (награждён трижды)
  • Орден Красного Знамени (награждён четыре раза)
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны I степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почёта»

Нельзя обвинять целый народ в предательстве. По историческим материалам известно, что после Великой Октябрьской Социалистической революции персонал Качинской школы, как и всё общество России, оказался по две стороны баррикад, и выпускники школы 1910–1917 годов стали воевать друг с другом на фронтах Гражданской войны. Однако этот факт не считается предательством, исходя из идейных ценностей.

После войны Амет-Хан Султан неоднократно выступал в защиту крымских татар. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР он подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар. Письмо было направлено в Центральный комитет КПСС. По этому поводу дважды Героя Советского Союза неоднократно вызывали в КГБ и во время бесед настоятельно рекомендовали не поднимать крымскотатарский вопрос, поскольку тогда на него было наложено «табу».

Ни дня без неба

После войны Амет-Хан Султан долгое время из-за графы в его паспорте с указанием национальности «татарин» при всех своих уникальных способностях не мог никуда устроиться на работу. Хотя он просто мог указать национальность своего отца. Это ещё раз подтверждает, каким отважным и мужественным не только физически, но и духовно был легендарный лётчик.

Только ходатайство со стороны его боевых друзей, личная поддержка его командарма, боевого друга Тимофея Хрюкина позволили ему продолжить работу на военном поприще. Так он был принят лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском и стал осваивать опаснейшую профессию. Вскоре он стал лучшим лётчиком-испытателем в стране, а летом 1949 года совместно с лётчиком-испытателем Игорем Шелестом осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике Ту-2 способом «с крыла на крыло».

Демонстрируя музейные экспонаты, Тефиде Усеиновна рассказала о следующем важном этапе в жизни лётчика-испытателя. В 1951–1953 годах Амет-Ханом Султаном совместно с Сергеем Анохиным, Фёдором Бурцевым и Василием Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС. В ходе испытаний он выполнил первый полёт самолёта с земли, первый старт с самолёта-носителя и огромное количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился. Только благодаря действиям Амет-Хана Султана, который продолжил попытки запуска двигателя и смог запустить его лишь у самой земли, опытная машина была спасена.

За успешные испытания особо важной ракеты известные лётчики С.Анохин и В.Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Амет-Хан Султан был представлен к третьей Звезде Героя Советского Союза. Говорят, что Лаврентий Берия был в кабинете у Сталина, когда генералиссимус лично просматривал список представленных к наградам. Иосиф Виссарионович рассердился и с негодованием воскликнул: «Как это татарина допустили к сверхсекретным испытаниям?»

Объяснение Берия о том, что Амет-Хан Султан не только рисковал своей жизнью, но и спас ракету, не изменило решения Сталина. «За испытания прообраза крылатой ракеты Амет-Хана представляют к третьей звезде Героя, но… вновь роковую роль играет его национальность. Крымский татарин, трижды Герой Советского Союза? – Это невозможно!… В итоге Амет-Хана награждают орденом Красного Знамени и присуждают Сталинскую премию[7] II степени», – пишет А. Симонов в книге «Крымские татары. Амет-Хан Султан».

Третью Звезду Героя Амет-Хану и в этот раз не дали. С риском для жизни он участвовал в испытаниях секретных летательных аппаратов, в преодолении сверхзвукового барьера, создании условий невесомости на пилотируемом им самолёте для будущих первых советских космонавтов. Он работал вместе с легендарным Юрием Гагариным и лётчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Правда или нет, но в народе говорят, что космонавты, включая Юрия Алексеевича, боготворили Амет-Хана и уважительно называли его «Батя», настолько высок был его авторитет.

В 1961 году после успешного полёта Юрия Гагарина в космос, который говорил, что его полёты не состоялись бы без предварительных испытаний, Амет-Хану Султану было присвоено имя «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». За время своей лётной деятельности он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

После того, как Амет-Хан Султан отметил своё пятидесятилетие, ему предложили передать своё дело более молодым. Тогда он ответил притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь и поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе – на землю они падают уже мёртвыми…»

Амет-Хан Султан будто предчувствовал свою судьбу, ведь через четыре месяца, 1 февраля 1971 года, гордость крымскотатарского народа и всей страны погиб при испытании реактивного двигателя серийного бомбардировщика ТУ-16 под Егорьевском. Данные о причинах смертельной аварии до сих пор засекречены. Правда, существовала гипотеза, что взрыв, при котором погибли все четыре члена экипажа и командир, а сам самолёт раскололся в воздухе, произошёл из-за проблем с двигателем.

В последние годы мы все говорим о необходимости возрождения патриотизма среди учеников. А как это правильно сделать, если не приводить в качестве примера таких легендарных, бесстрашных героев как Амет-Хан Султан? Как учить детей быть справедливыми?

Несколько лет назад прошла широкомасштабная кампания по выбору имени аэропортам. Тогда жители Крыма предложили аэропорту в Симферополе присвоить имя великого лётчика, дважды
Героя Советского Союза, подполковника Амет-Хана Султана, спасшего во время Великой Отечественной войны жизни сотен тысяч людей.

Выбор пал на И.Айвазовского – сегодня аэропорт Симферополя носит имя художника-мариниста Ивана Айвазовского (арм. Ованнес Айвазян), жившего в Феодосии во второй половине XIX века. Имя дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана с 2012 г. носит аэропорт города Махачкала.

Амет-Хан Султан входит в десятку лучших лётчиков планеты. Его бюсты установлены не только в родной Алупке, но и во многих городах России и Украины, где он был одним из участников их освобождения от фашистов.

10 октября 1971 года была открыта неизвестная ранее звезда, и ей было присвоено имя Амет-Хана Султана: вот уже полвека малая планета №6278 носит имя «Ametkhan».

Сюмбель ТАИШЕВА
Фотографии автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.