Финансовая грамотность

Финансовая грамотность. Не дай себя обмануть!

(Урок по финансовой грамотности для учеников 9 класса) Второй вариант

 

Галина ЛОБАНОВА,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

средней школы № 6 г. Азнакаево

 

 

Цель: Создание условий для формирования финансово-грамотного поведения учеников в условиях глобальной экономики.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Ключевые понятия: финансовая грамотность, мошенничество, фишинг.

Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация проекта, творческие работы учащихся, ватман, фломастеры, раздаточный материал.

Предварительная подготовка: учитель предлагает ученикам провести социальный опрос респондентов трех возрастных групп: I (14-18 лет), II (19-30 лет), III (старше 30 лет).

  1. Этап занятия

Самоопределение к деятельности

Деятельность учителя

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дети! Я хочу спросить у вас, как часто вы становитесь жертвами мошенников? Кто из ваших близких или родственников сталкивался с этим явлением? Насколько тема мошенничества актуальна в сегодняшнем виртуальном мире?

Деятельность учащихся

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение (мошенничество как социальное явление существует очень давно, всегда найдутся люди, которые захотят обогатиться за чужой счет).

Формируемые УУД

Коммуникативные; регулятивные (самоопределение к деятельности).

  1. Этап занятия

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Деятельность учителя

Организует дискуссию учащихся.

– Как вы думаете, для чего современному, «продвинутому» человеку нужно изучать вопросы финансовой грамотности? Какой смысл заложен в тему урока?

Деятельность учащихся

Ответы детей:

Финансовая грамотность необходима так же, как и грамотность при письме. Быть финансово грамотным сегодня это не роскошь, а необходимость и признак компетентности.

Формируемые УУД

Личностные; коммуникативные (формулировка собственного мнения); регулятивные (воспринимать критику).

  • Этап занятия

Постановка учебных задач

Деятельность учителя

«Воровство – последнее ремесло» – так гласит русская народная пословица, которая, к сожалению, актуальна и в наши дни. Используя формулу «ПОПС», попробуйте доказать, что мы сегодня делаем инвестицию в будущее, и тему эту мы непременно должны изучить.

Деятельность учащихся

Формулируют тему занятия, учебные задачи, используя формулу «ПОПС».

П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение.

Примерный вариант ответа: П – я считаю тему актуальной и необходимой для изучения; О – совсем скоро мы окунемся во взрослый мир, где нам могут потребоваться эти знания; П – мошенники могут попытаться завладеть нашими деньгами или провести атаку на нашу карту; С – если мы знаем, что нужно делать или как от них защититься, то мы сможем быстро среагировать и защитить свои средства.

Формируемые УУД

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности); регулятивные (целеполагание); коммуникативные.

  1. Этап занятия

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Деятельность учителя

Организует дискуссию учащихся.

Вы получили предварительное задание провести социальный опрос респондентов трех возрастных групп: I (14-18 лет), II (19-30 лет), III (старше 30 лет). Каковы результаты? Какая возрастная группа наиболее подвержена атаке мошенников?

С чем эти данные могут быть связаны, и как возраст влияет на степень нашей финансовой компетенции в условиях современной глобальной экономики?

Постарайтесь определить их сходство и различия, если такие имеются. Предлагаю вам в группах обсудить современные виды мошенничества. Какую роль играет психологический настрой человека? Почему люди такие доверчивые и не проверяют информацию, поступающую от мошенников?

Деятельность учащихся

Слушают выступление учащихся по результатам опросов.

Дети соотносят свое мнение с результатами анкеты. Совместными усилиями учитель и дети приходят к выводу, что чем старше человек, тем более он подвержен действиям мошенников в силу ряда причин. Это, возможно, неполная осведомленность о существовании мошенников и их уловках. Оценивают работу одноклассников на предмет правильности выполнения задания. Ученики участвуют в дискуссии, обсуждая в группе предложенные учителем задания.

  • Несчастный случай с близкими родственниками (знакомыми). …
  • Розыгрыш призов (это может быть как предмет, так и услуга). …
  • SMS-просьба. …
  • Платный код. …
  • Штрафные санкции оператора. …
  • Ошибочный перевод средств. …
  • «Вас атаковали хакеры». …

СМС или звонок из банка о блокировке карты.

Формируемые УУД

Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений); коммуникативные (умение слушать и слышать, учет разных мнений).

  1. Этап занятия

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия

Работа в группах

Деятельность учителя

Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы.

Почему люди более старшего возраста чаще всего становятся жертвами мошенников?

Как мы можем решить данную проблему?

Во время обсуждения используйте карту с признаками фишинговой атаки, постарайтесь определить наиболее уязвимое место для людей старшего возраста.

Деятельность учащихся

Дети предлагают пути решения проблемы, среди которых учитель акцентирует внимание на популяризации финансовой грамотности среди населения и предлагает ученикам выработать стратегию действий.

Дети разбиваются на группы, выполняют задания, оценивают ответы друг друга.

Определите признаки фишинга:

Николай получил электронное письмо от интернет-магазина, в котором часто делает покупки:

  «Подтвердите свой аккаунт, чтобы продолжать пользоваться бонусами». Николай перешел по ссылке из письма, заново ввел свои личные данные и данные банковской карты.

  Затем его попросили сделать «пробный платеж» на 1 рубль. В ходе оплаты надо было ввести трехзначный код с обратной стороны карты.

Как только Николай ввел этот код, ему пришло сообщение от банка о списании со счета, но вовсе не 1 рубля, а 10 000 рублей.

Формируемые УУД

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм); коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой); регулятивные (оценка своей деятельности); познавательные (осознанное построение речевого высказывания).

  1. Этап занятия

Работа над проектом. Принятие критериев оценки

Деятельность учителя

Организует работу в 3 творческих группах:

1) финансисты;

2) менеджеры;

3) журналисты.

Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию критериев оценки.

– Ребята, каждая группа, работая с дополнительным материалом и текстом, должна представить нам мини-исследование.

Деятельность учащихся

Выполняют задания в группах, используя подготовленный материал.

УУД

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе); познавательные (работа с информацией, моделирование); регулятивные (целеполагание, планирование деятельности).

  • Этап занятия

Защита проектов

Деятельность учителя

Организует защиту проекта:

1 группа: делают обзор наиболее распространенных видов финансового мошенничества;

2 группа: предлагают пути решения проблемы;

3 группа: предлагают вариант статьи, посвященной развитию финансовой грамотности, где наиболее полно будет отражена ее роль в жизни общества.

Деятельность учащихся

Защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям (от 1 до 8 баллов):

  1. Эмоциональность;
  2. Использование ключевых понятий;
  3. Корректная иллюстрация мыслей;
  4. Умение анализировать и делать выводы.

Формируемые УУД

Коммуникативные, личностные, регулятивные.

  • Этап занятия

Рефлексия деятельности

Деятельность учителя

Мы проанализировали с вами одну из важных проблем современного общества – финансовое мошенничество. Думаю, что многие со мной согласятся, все зависит от нас самих. Нужно постоянно повышать уровень своей финансовой грамотности, быть в курсе развития общества, не давать мошенникам обвести себя вокруг пальца, быть бдительными. Ведь предупрежден – значит вооружен! Учитель завершает занятие, используя структуру «1, 2, 3»:

– Что понравилось на занятии?

– Что не понравилось на занятии?

– Какие знания, полученные на мероприятии, будут вам полезны в жизни?

Деятельность учащихся

Желающие озвучивают свое мнение.

Формируемые УУД

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации); регулятивные (оценка своей деятельности).

  1. Этап занятия

Подведение итогов

Деятельность учителя

Учитель благодарит за работу учеников и прощается.

Деятельность учащихся

Прощаются с учителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.