Горький и Шаляпин: два символа отечественной культуры ХХ века в едином комплексе

В МАЕ 2016 ГОДА НА СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ ПРЕЗИДЕНТ РФ ВЛАДИМИР ПУТИН ЗАЯВИЛ, ЧТО «МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ СТАЛИ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ СТРАНЫ». КАК ПОЯСНИЛ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, РЕЧЬ ИДЕТ О СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ЧТОБЫ БЫТЬ И ОСТАВАТЬСЯ НАРОДОМ СО СВОИМ ХАРАКТЕРОМ И ТРАДИЦИЯМИ.

Одним из социально-значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, на формирование у обучающихся устойчиво высокого уровня речевой культуры, стала экскурсионная деятельность. Благо в Татарстане наши музеи приобретают современный облик. Открылись двери музея Е.Баратынского, обновился музей М.Горького. На следующий год мы ждем посещения обновленного музея Г.Тукая и знакомства с новыми экспозициями.

В Казани ежегодно проводится городской конкурс юных экскурсоводов, для которых приветствуется написание и защита экскурсионного проекта на русском, татарском, английском, французском, немецком, а также на восточных языках. Темой городского конкурса экскурсоводов 2016 года была «Литературная Казань» в рамках проекта «Казань – город сердца моего».

Учитывая актуальность вопросов, связанных с состоянием языковой культуры как в стране, так и в республике, редакция журнала «Магариф» открывает новую рубрику «Музей в такт времени» и приглашает педагогов республики вместе со своими учащимися посетить музеи в период каникул и праздников. В помощь увлекающимся экскурсоводческой деятельностью учащимся, мы планируем публиковать ряд информационных статей о литературно-исторических музеях Казани и республики. Надеемся, что используя их, юные экскурсоводы вместе со своими педагогами и опытными наставниками изучат предлагаемые нами материалы и разработают свои собственные уникальные маршруты по интереснейшим музеям города и республики. Ваши письма и пожелания мы ждем в нашем электронном ящике [email protected] Лучшие из них, отобранные членами нашего редакционного совета, будут напечатаны в нашем журнале в 2017 году.

В этом номере мы представляем вашему вниманию материал заведующей литературно-мемориального музея А.М.Горького Марианны ГАВРИЛОВОЙ об обновленных экспозициях, касающихся двух символов отечественной культуры ХХ века – Максима Горького и Федора Шаляпина в контексте их взаимоотношений и роли Казани в их выдающихся судьбах.

Новая экспозиция музея, открытого в конце июня 2016 года после реконструкции и реставрации здания, состоящая из двух разделов: «Писатель – эпоха – герой. Жизненный и творческий путь А.М.Горького», «Ф.И.Шаляпин и Казань», как раз призвана научить посетителя читать и понимать смыслы, а также привлечь внимание к масштабным фигурам Максима Горького и Федора Шаляпина.

Авторы экспозиции, в числе которых не только сотрудники музея А.М.Горького, но и автор художественного проекта известный казанский художник футурист Ильгизар Хасанов, попытались создать музейное пространство, где под одной крышей объединены два символа отечественной культуры ХХ века – Горький и Шаляпин – в контексте их взаимоотношений и роли Казани в их судьбе и, фактически, два музея в едином комплексе здания.

Следует заметить, что нынешняя экспозиция имеет научное обоснование (концепт экспозиции создавался под патронажем ученых из Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН). А четкая логика изложения материала, акцентирование важных этапов биографии и творчества А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина способствуют эффективному усвоению содержания, что немаловажно в образовательном процессе. И, все-таки, воспитательная функция экспозиции обновленного музея А.М.Горького приоритетна.

Перед создателями экспозиции стояла непростая задача – на примере личностей великого писателя и великого артиста культивировать чувство гордости, патриотизма у посетителей и, особенно у молодежи.

Казанцы должны гордиться, что рождены на одной земле с Ф.Шаляпиным и живут в крае, который считал своей «духовной родиной» М.Горький. Но если к имени Ф.Шаляпина нынешнее общество относится с должным пиететом, то имя Горького продолжает испытывать на себе коньюктурное влияние. По-прежнему, часть в отрицательном контексте М.Горький воспринимается как «пролетарский писатель», «буревестник революции».

А между тем, Горький – не просто писатель, а это мыслитель, пацифист, выдающийся просветитель, всю свою жизнь посвятивший развитию литературы, в т.ч. и национальных литератур. Многие национальные авторы считали Горького своим наставником и учителем. В их числе и татарские советские литераторы. Следует заметить, что А.М.Горький еще в 1910-е годы интересовался и задумал издать сборники национальных литератур. Горького интересовало развитие татарской литературы, о чем свидетельствует его переписка с Гаязом Исхаки, а так же замысел издать сборник татарских писателей, который, к сожалению, остался неосуществленным. Горький был знаком с творчеством Г.Тукая и издал переведенные на русский язык стихи великого татарского поэта в Восточном сборнике Лазаревского института уже после смерти поэта в 1914 году.

В советский период целая плеяда татарских писателей классиков была воспитана на произведениях М.Горького. Ш.Камал, К.Наджми, Г.Минский, Х.Такташ, А.Кутуй, К.Тинчурин, Г.Гали, Ш.Усманов и другие были лично знакомы с Алексеем Максимовичем, некоторые переписывались с М.Горьким и встречались с ним. На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году делегация писателей Татарии была самая многочисленная (19 человек) и представительная.

Можно спорить и рассуждать об облике нового музея Горького, но очевидно, что музей стал светлее, просторнее и «открытее». Именно открытость стала основным функциональным и концептуальным принципом музея – «музей для всех, и для каждого». Экспозиция выстроена таким образом, что подобранные материалы могут быть интересны и ребенку, и взрослому, и специалисту, и дилетанту. Дети, наверняка, заинтересуются интерактивными зонами, где можно почитать горьковские произведения так называемого «казанского цикла» (рассказы, повести, статьи писателя, в которых упоминается наш город), или окунуться в атмосферу казанских пристаней середины 1880-х годов, на которых Алексей Максимович Пешков (Горький) работал грузчиком «среди босяков и жуликов», или почитать книги татарских писателей в настоящей беседке – почти такой, какая была на озере Лебяжьем в доме творчества татарских литераторов. Посетитель старшего поколения найдет ответы на многочисленные вопросы, касающиеся жизни и творчества Максима Горького и Федора Шаляпина.

Беспрецедентный формат экспозиции, позволяет сегодня говорить о Литературно-мемориальном музее А.М.Горького, как уникальном музейном феномене, где не только значима величина имен, но и сам материал фондового собрания – раритеты –

мемории. Открытость музея проявляется в стремлении максимально представить посетителю фондовые коллекции, которыми славится музей. Сегодня горьковская коллекция насчитывает около 40 тыс. единиц хранения, среди которых 2237 мемориальных предметов писателя. Шаляпинская коллекция насчитывает около 4 тыс. единиц хранения, в числе которых 87 личных вещей Ф.И.Шаляпина. После того, как фондохранилище музея было обустроено в соответствии с современными требованиями, стала возможным демонстрация бесценных музейных предметов и коллекций из запасников посетителям.

Для гостей музея мы предлагаем экскурс по фондохранилищу «Путешествие в мир прошлого». В Казани пока это единственный беспрецедентный случай знакомства посетителей с фондохранилищем.

Экскурсии по экспозиции и фондохранилищу далеко не единственное, что предлагает музей. Концертные программы, выставки, театральные постановки и литературные вечера и встречи, работа старейшего литературного объединения поэтов (ЛитО им.М.Зарецкого), лекционные и музейные занятия – вот неполный перечень мероприятий музея, который работает с целью воспитать, говоря словами М.Горького, «человека, верующего в литературу».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.