Логотип Магариф уку
Цитата:

Инклюзивное образование

Как известно, с 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Стандарт для детей с ОВЗ предусматривает обучение по четырем вариантам....

Как известно, с 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Стандарт для детей с ОВЗ предусматривает обучение по четырем вариантам. Первый вариант – абсолютно инклюзивное образование, когда ученик учится «на равных» со своими сверстниками в классе в обычной школе. Адаптированной его программа может быть, например, только по физкультуре, но обязательно должна быть еще разработана программа, направленная на коррекцию его нарушенных функций. Второй вариант – обучение ребенка с ОВЗ по адаптированной программе в интегрированном классе. Третий и четвертый варианты предусматривают обучение детей с ОВЗ в школах, реализующих адаптированные основные образовательные программы (раньше такие школы назывались коррекционными).
Не секрет, что число детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет. С учетом актуальности вопроса в Нижнекамском муниципальном районе выстроена система по выявлению, сопровождению и оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, определены базовые «инклюзивные школы», в которых открываются классы по 2 варианту ФГОС для детей с ОВЗ. Базовые школы выбраны по географическому принципу, чтобы в каждом микрорайоне у детей с ОВЗ была возможность получать коррекционную помощь на основе специальных педагогических подходов. Во-вторых, имеется Центр диагностики и консультирования (далее – ЦДиК), в котором функционирует постоянно действующая психолого-медико-педагогическая комиссия, своевременно выявляющая детей с особыми образовательными потребностями. ЦДиК оказывает необходимую коррекционную помощь учащимся, проводит консультирование и обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи.
Такое сетевое взаимодействие дает возможность раннего выявления детей с ОВЗ. Следует отметить, что, чем раньше начинается коррекционная помощь, тем лучше результаты будут в дальнейшем. При грамотной организации инклюзивной практики выигрывают все: здоровые дети, дети с ОВЗ, родители и педагоги.
В рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ реализуется муниципальная дорожная карта. Творческими группами учителей разработаны адаптированные основные образовательные программы. В течение прошлого года организованы и проведены 3 семинара-практикума для заместителей директоров и педагогов под непосредственным руководством таких известных специалистов в области инклюзивной педагогики, как Реут Маргариты Николаевны, Царёва Александра Михайловича.
Своевременно ведется мониторинг организации обучения детей с ОВЗ. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» Нижнекамского муниципального района является базовой школой по повышению профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В рамках реализации муниципальной дорожной карты, о которой говорилось выше, с целью повышения компетентности педагогов действует муниципальная педагогическая мастерская «Инклюзивная школа». На заседаниях педмастерской педагоги разрабатывают технологические карты уроков, включающих приемы работы с детьми с ОВЗ, далее урок проводится, и педагоги, разрабатывающие урок, могут проанализировать, насколько подходит тот или иной прием при работе с данной категорией обучающихся. Также в рамках реализации дорожной карты проходили обучающие семинары-практикумы, на которых узкие специалисты (логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, олигофренопедагоги) показывали мастер-классы по работе с детьми с ОВЗ, медицинские работники подробно освещали особенности и физические возможности детей. По итогам работы вышло методическое пособие «Пути повышения эффективности работы педагогов в рамках инклюзивного образования», которое используют все школы города.
В течение двух лет 35 педагогов муниципального района прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования. 26 педагогов прошли переподготовку по специальности «Дефектология». В рамках сетевого взаимодействия с Центром социально-гуманитарного образования (г. Казань) для руководителей общеобразовательных организаций проведен обучающий семинар «Нормативно-правовые и организационные основы внедрения ФГОС НОО ОВЗ», на котором руководителей познакомили с системой организации обучения детей с ОВЗ.
Одной из задач, прописанных в дорожной карте, было усиление методического сопровождения работы школьных психолого-педагогических консилиумов. В связи с этим на базе Центра диагностики и консультирования был проведен семинар-практикум для членов школьных ПМПк. По итогам разработаны рекомендации, которые сейчас используются в работе школ.
Таким образом, на практике мы пришли к выводу, что актуальность данного вопроса приводит к необходимости выстраивать модель межсетевого взаимодействия, причем не только с организациями нашего муниципального района, но и c организациями и учреждениями других муниципальных образований. Благодаря совместной работе в рамках межсетевого взаимодействия, мы получаем консультативную, методическую помощь, рекомендации по выстраиванию работы, более эффективной реализации «дорожной карты», планированию мероприятий на предстоящий учебный год, а также возможность транслировать опыт педагогов-новаторов.
Алсу Мухамадиева,

методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования Нижнекамского района

Елена Кречетова,

учитель-логопед высшей квалификационной категории образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского района

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ