Инновационные методы работы с учащимися

Инновационные методы работы с учащимися с внедрением этнокультурного воспитания

В статье приводятся примеры инновационных методов работы с учащимися, а именно работа детей с конструктором Лего с внедрением этнокультурного компонента. Ведение таких занятий направлено на сохранение духовной культуры и передачу её подрастающему поколению. Через игру, а именно через конструирование, учащиеся узнают о символике нашей малой Родины, пополняют свой словарный запас, знакомятся с культурой других народов.

Ключевые слова: Лего-конструирование, этнокультура, инновации, занятие, игра, духовность, орнамент, наследие, компонент, учащиеся.

Деятельность педагога невозможна без передачи духовно-практического опыта от поколения к поколению. Поэтому одной из главных ценностей общества является сохранение и преумножение накопленного практического и духовного опыта учёного, педагога, журналиста, общественного деятеля, просветителя Ризаэддина Фахреддина.

 Воспитание означает уравновешивание детей добрым нравом, увлечение делом и стремлением к образованию, обучение читать и писать.

Р.Фахреддин

Продолжая его дело в вопросах воспитания и обучения детей, мною, учителем информатики, были разработаны и внедрены инновационные методы работы с учащимися в направлении этнокультурного воспитания.

В последние годы я работаю над инновационными педагогическими технологиями. Любые инновации зарождаются в голове учителя, и только потом они становятся достоянием системы образования. Учитель должен стремиться к инновационной деятельности и помнить, что инновации – это процесс, основанный на опыте многих поколений.

Одним из инновационных направлений в моей деятельности является внедрение этнокультурного воспитания. Включая в занятия элементы духовно-нравственного воспитания, культуры своего народа в совокупности с современными технологиями, я помогаю учащимся знакомиться с традициями народов Республики Татарстан, приобщаться к наследию Ризаэддина Фахреддина.

Цель методической работы – построение системы воспитания, основанной на взаимодействии обучения, с внедрением инновационных методов LEGO-технологий, а также развитие личности каждого учащегося.

Задачи методической работы:

– организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;

– приобщение учащихся к духовно-нравственному наследию татарских просветителей;

– развитие трудовых навыков учащихся, ориентированных на выбор будущей профессии и своего места в жизни.

Актуальность работы заключается во внедрении в предмет «Информатика» инновационной методики обучения с элементами традиций и культур народов Рес-
публики Татарстан, в мотивации
обучающихся к занятиям технической направленности посредством внедрения в практическую часть урока тем, связанных с инновационными технологиями.

Ведущими принципами работы являются развитие коммуникативных навыков, пополнение знаний в различных областях науки и техники, а также ориентация детей на успех.

Основная форма – это занятия. Первая часть занятий – теоретическая, вторая часть – практическая (групповая, индивидуальная, под/без контроля педагога). В практической части дети отрабатывают навыки, закрепляют теоретический материал.

Третья часть занятий – итого-
вая, посвящённая анализу, рефлексии, получению домашнего задания.

Возрастные группы – 3, 4, 5, 7, 8 классы.

Система работы по методической теме «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании» представляет ступенчатое получение практико-ориентированных знаний учащихся.

 

Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени.

Р.Фахреддин

На занятиях для младших классов внедрена методика работы с конструктором LEGO, и она успешно показывает свои результаты. Разработка занятий основана на изучении татарского фольклора, а именно сказок. Работа ведётся согласно разработанной мной рабочей программе «В мире информатики» для учащихся 3 классов.

Конструкторы LEGO за последние десятилетия прочно вошли в нашу жизнь. Кто же не знает этих замечательных маленьких человечков и их разнообразного мира? Сейчас почти каждый ребёнок имеет возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал в области дизайна и конструирования, используя различные наборы LEGO.[1]

Чем старше становятся дети, тем разнообразнее у них интересы, и тем сложнее задачи они могут решать, используя конструкторы. Также у учеников начальной школы есть потребность не просто создавать фигурки и модели LEGO, но и придумывать истории с этими человечками, ведь теперь суть игры смещается с «построй» на «действуй»! Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета татарских сказок служат толчком для создания новых конструкций и персонажей.

Изучая современную тему «Графическая информация и графический редактор», можно внедрить элементы культуры татарского народа. К примеру, тема «Создание орнамента» включена в практическую работу с использованием наборов «LEGO WEDU», т.е. предполагается создание собственно узора и его программирование в компьютерной программе графическим методом.

Предмет «Занимательная информатика» для учащихся 4 классов предполагает не только изучение программного материала, но и ведение практических работ в компьютерных программах «Paint», где учащиеся создают изображения по темам «Алтын балык», «Су анасы», «Камыр батыр», «Алтын балта», «Кокорикок», «Кош томшыкларыннан сарай». Затем дети сохраняют рисунок в формате jpg и конвертируют его в программу «Dobot». Сигнал поступает в роботизированный манипулятор «Dobot Magician», который начинает выполнять задание, т.е. рисовать либо, используя специальный лазер, «выжигать» изображение.

 К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.

Р.Фахреддин

Вышеизложенные слова великого учёного и просветителя Р.Фахреддина актуальны и сегодня. Поэтому важно представлять свой опыт работы, проводя выездные мастер-классы для учителей и учащихся школ.

Я считаю, что мы, педагоги Альметьевского района, самые счастливые, ведь мы живём с наследием Р.Фахреддина, посещая его мемориальный музей, проводя просветительскую работу с детьми, направленную на развитие национально-культурных ценностей, пропаганду трудов всемирно признанного мыслителя.

Всероссийские научно-практические конференции «Ризаэддин Фахреддин: духовность, культура и просвещение», межрегиональный семинар «Творческое наследие Р.Фахреддина в контексте современности» собрали энтузиастов своего дела. Участие в конференции вдохновило меня на развитие идеи национального образования, а именно на создание чёткой линии воспитания и духовности учащихся.

 Детская прелесть кроется в том, что с каждым ребёнком всё обновляется, и мир заново предстаёт на суд человеческий.

Р.Фахреддин

Я полностью согласна со словами великого просветителя Р.Фахреддина: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

 Пробудить в ребёнке любовь к учению и не умалить эту любовь, а напротив, растить с каждым днём, во многом зависит от мастерства учителя и безукоризненного использования им методов воспитания.

Р.Фахреддин

Для успешной реализации урочной и внеурочной деятельности на базе национальной методической сети конкурсшкол.рф было создано методическое сообщество «Образовательный детский центр «Эврикус», в котором я делюсь своим опытом инновационной деятельности и применения современных образовательных технологий. Основным достоинством методического сообщества «Образовательный детский центр «Эврикус» является то, что это сообщество – дистанционная платформа обучения не только для учащихся, но и для педагогов, которые интересуются инновационными методами обучения и воспитания.

 Учитель – проводник просвещения, ибо преподаёт уроки и воспитывает детские души. Р.Фахреддин

Важным в формировании воспитательного процесса является применение занятий с элементами традиций и культур народов Республики Татарстан, педагогического наследия татарских просветителей.

Мною разработан блок занятий с применением LEGO-технологий в направлении этнокультурного воспитания. Хочу привести отрывок занятия по традициям татарского народа.

– Здравствуйте, сегодня тема занятия «Множества. Татарские мотивы». Скажите, пожалуйста, какое слово Вам знакомо?

– Множество. (Ответы учащихся)

– Мы с Вами продолжим эту тему, но применяя новые слова, к примеру, этнокультура.

– Открывается альбом, начинается узор, это – первая страница, тут «Татарские мотивы».

– Что вы видите на слайде?

– Цветок, тюльпан, листья. (Ответы учащихся)

– Правильно, это цветочно-растительные мотивы. Используются три направления: степное, луговое, садовое.

Представьте себе татарскую деревню, мастерицу, которая вышивает татарские узоры. По рисункам можно определить, где она жила. Например, если вышиты маки, тюльпаны, незабудки, гвоздики, значит мастерица жила в степи. Вышивка с цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков расскажет нам о том, что мастерица любила луговые цветы. А девушки в городе вышивали георгины, хризантемы, розы, астры.

Итак, что мы видим на слайде?

– Ответы учащихся.

– О чём хотела нам рассказать мастерица этого национального головного убора тюбетейки?

– Мастерица изобразила цве-
ток тюльпан. (Ответы учащихся)

– Ребята, это два цветка – тюльпан и гвоздика. Мастера часто изображают их в виде волнообразных линий с листочками «виноградной лозы». Тюльпан – символ возрождения, он изображён на гербе Татарстана. Но в татарских орнаментах мы не увидим геометрические узоры и образы животных.

– В тетрадях выполняем задание. Вспоминаем тему «Множества».

– Ответы учащихся на первый, второй и третий вопросы.

Отрывок занятия «Множества. Русские узоры» с применением русского народного творчества.

– Открывается альбом, продолжается узор, вот страница, тут «Русские пляски».

– Какой узор?

– Яркий, радостный. (Ответы учащихся)

– Да, эти узоры – обереги. Люди изображали солнце, луну, зверей и птиц.

Окна украшались деревянным кружевом, узоры напоминают траву, гуляющих по земле птиц, растущих цветов.

«Кокошник» (слово произошло от слова «кокошь» – петух) – головной убор. Подвески к ним – рясны – это вертикальные полосы, идущие от кокошника до груди или даже до пояса. В металлических (обычно из золота или серебра) изделиях используются русские узоры и орнаменты в виде птиц, которые соединяют небо и землю.

– Продолжаем работу в тетради, выполняем задания по образцу.

– Ответы учащихся на первый, второй и третий вопросы.

Отрывок занятия «Множества. Мотивы удмуртских сказок» с элементами удмуртских сказок.

– Открывается альбом, продолжается узор на мотив удмуртских сказок.

Удмурты жили замкнутой лесной жизнью.

– Как Вы думаете, что изображено на узоре? Какие цвета? Какие геометрические узоры?

– Красный цвет – яркий, сочный. (Ответы учащихся)

– Узоры выполнены красными, чёрными, коричневыми и золотыми нитками. Почему?

Ответ прост. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они восполняли в своих рисунках. Поэтому узоры яркие, жизненные, вышивки представляются в виде ромбов, треугольников, квадратов. Часто встречаются водоплавающие птицы.

Расскажу Вам миф о том, как возникла суша. Люди верили, что птица могла нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад образовалась суша. Этот мотив встречается на рукавах свадебной рубахи девушек (крылья уток). Согласно верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, земля и подземный мир. Небо символизировало белый цвет, земля –
красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир –
чёрный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской Республики. Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир.[2] Этот орнамент мы видим на головном уборе – шапочке.

– Работаем в тетрадях.

Практическая часть занятий – это придумывание национального узора или символа, построение их по образцу.

Выполнение практической части занятия

Учащиеся с помощью конструктора выполняют задания по образцу, объясняя цветовые решения, а пос-
ле презентуют свои макеты перед классом. Остальные учащиеся и педагог могут задавать вопросы. В качестве вывода ребята рассказывают, чему научились в процессе выполнения заданий, какие термины (новые слова) узнали. LEGO хотим? Хотим!

В процессе воспитания важно применять инновационные технологии, помогающие реализовать главные задачи в воспитательном процессе, совместно с этнокультурными и духовно-нравственными аспектами.

Мой педагогический труд направлен на формирование личности, воспитанной на наследии великого учёного Р.Фахреддина. Используя его наставления, воплощая великие мысли и слова в реальность в воспитании подрастающего поколения, внедряя инновационные технологии, методы и приёмы обучения, добиваюсь успеха каждой личности.

 Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя.

Р.Фахреддин.

 

Резеда ШАРИПОВА,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории средней школы №25 им. 70-летия нефти Татарстана г. Альметьевска

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.