Логотип Магариф уку
Цитата:

Ирина Трифонова: Еще с детских лет я мечтала о профессии дизайнера

Мода не стоит на месте, она с каждым годом совершенствуется.


Развивается такое направление, как этно-стиль. Этнический стиль представляет собой направление в одежде с преобладанием вещей, подражающих традиционным национальным костюмам народов России. Главный редактор газеты «Сувар» и одновременно профессиональный дизайнер Ирина ТРИФОНОВА расскажет нам, присутствует ли этнический стиль в одежде людей на примере руководителей, политических деятелей, других известных людей, а также об особенностях чувашского национального костюма старого периода и в современном виде.
 – Как на сегодняшний день одевается большая часть руководителей? Присутствуют ли в их одежде элементы национальных костюмов?
– Национальная одежда – это настоящий кладезь для дизайнеров, модельеров. Мировые дизайнеры Valentino, Джон Гальяно, Dolce & Gabbana, Kenzo, а также российские – Вячеслав Зайцев, Ульяна Сергеенко, Алена Ахмадуллина черпают свои мотивы из этники, народных костюмов. Многие из них работают в этническом стиле. Если говорить о чувашском национальном костюме, я всегда поражалась сочетанию в нем эстетики, чувству стиля, гармонии цвета. На данный момент я не вижу среди чувашских дизайнеров тех, которые умело внедряют народные мотивы в современный костюм. Но они есть.
Рассмотрим, к примеру, творчество дизайнера одежды Марии Казаковой, которая занимается созданием смелых нарядов в этническом стиле. В ее костюмах, в основном, в стиле спорт-шик очень удачно сочетаются современные тенденции в моде и русские народные мотивы.

На сегодняшний день небольшая часть людей одеваются в этническом стиле, мало кто умело внедряет его в свой повседневный образ. Например, чувашские мужчины надевают галстуки с вышивкой. На мой взгляд, галстуки не сочетаются с вышивкой, потому что данный элемент одежды представляет собой деловой стиль. Здесь было бы уместно заказать хорошую ткань и уже нанести на нее подходящий принт с национальным узором. Также есть проект «Серебряная Чувашия». Они создают серебряные украшения с национальными орнаментами и символикой для женщин. Для мужчин они изготавливают запонки. Эти украшения могут хорошо сочетаться с одеждой и подойдут любому руководителю.

Я являюсь профессиональным дизайнером и также создавала собственную коллекцию. Первую коллекцию я создала в 2002 году. Тогда среди национально-культурных автономий, входящих в состав Ассамблеи народов Татарстана, проходил конкурс на лучшую стилизацию национального костюма. Я тогда стала призером этого конкурса. Вторая коллекция была создана мной в 2010 году, и летом этого же года я стала победителем Международного конкурса молодых дизайнеров «Экзерсис». Особое внимание всегда уделяю качеству используемых материалов. Есть некоторый круг людей, для которых создаю вещи в этностиле, среди них хочется особо выделить солистку группы Shanu, певицу Веру Кожеманову. Ее творчество вдохновляет на создание интересных костюмов, наверное, потому, что она тоже в мире музыки работает в стиле этно-джаза. Она – уроженка Аксубаевского района нашей республики.
Возвращаясь к вашему вопросу, – не так много людей, которые умеют использовать и передавать какие-то этнические мотивы в современном костюме, так как мало хороших предложений от модельеров-дизайнеров. Но сказать, что их нет вообще, было бы неправильно. Они есть, но не соответствуют требованиям взыскательных клиентов. Многие коллекции одежды создаются по шаблону; этнические элементы, мотивы не очень удачно вплетаются в современные тенденции моды. Это я говорю про чувашских дизайнеров. Считаю, что человек, который занимается созданием костюмов в этническом стиле, должен глубоко знать культуру народа, его традиции и обычаи. К сожалению, часто наблюдаю грубые прочтения национальной одежды в костюмах. Если костюмы, созданные вручную нашими предками, были сделаны качественно, наблюдалась гармония цветов и тонкий подход к работе, то в современных костюмах больше выражается эпатаж.
– Известно, что Раис Республики Татарстан возродил стиль Габдуллы Тукая. На различных мероприятиях Раис появляется в костюме с воротником «стойка». Такому примеру последовали руководитель Аппарата Раиса Татарстана Асгат Сафаров, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, заместитель руководителя по делам молодежи Дамир Фаттахов, мэр г. Казани Ильсур Метшин, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров и другие. Как с этим обстоит дело в Чувашской Республике среди политического круга? Есть ли тенденция использования национальных элементов на одежде среди чувашских политиков?
– Люди, которые составляют политическую элиту Чувашской Республики, лидеры общественных организаций используют элементы национального стиля – вышитые галстуки и рубашки, которые надевают на национальные праздники и мероприятия. Например, президент ЧНК Валерий Клементьев, депутат Госсовета Чувашской Республики Николай Угаслов, а также руководители региональных Чувашских национально-культурных автономий.
– Вы являетесь главным редактором газеты «Сувар». Что вас сподвигло к получению образования по дизайну?
– Еще с детских лет я мечтала о профессии дизайнера. С детства из кусков ткани шила наряды для кукол. Однако я выросла в деревне и возможности получить специализированное образование тогда не было. Да и близкие и родные люди говорили, что надо выбрать ту профессию, которая будет кормить тебя потом: «А что художник? Ну, будешь голодной ходить, работу не найдешь», – таков был их ответ.
В 2010 году я все-таки решилась и прямиком поехала к российскому художнику-модельеру Вячеславу Зайцеву показать свои эскизы и разработки. В его школе как раз набирали на обучение. Собеседование проводил лично сам маэстро. Вячеслав Михайлович оценил мои работы, эскизы и сказал, что нужно заниматься и работать над этим. Так как на тот момент у меня был маленький ребенок, учиться в Москве не могла, поэтому продолжила обучение в Казани в КГТУ, в Российско-итальянской школе дизайна «Стиль». Школа проводит обучение по программам дополнительного профессионального образования, как и прежде, продолжает свою работу в стенах КГТУ.
Потом создала первую коллекцию и поехала в Уфу на конкурс молодых дизайнеров. Председателем жюри был Вячеслав Зайцев. Кроме показов, мы смогли поучаствовать и на мастер-классах самого Вячеслава Михайловича. До поступления в школу дизайнеров, я очень много читала статьи про известных дизайнеров и о ведущих Домах моды.
– Вы специализируетесь только на создании современных чувашских костюмов или создаете еще костюмы других культур?
Недавно ко мне обратилась представительница грузинского народа с просьбой создать для нее светский костюм. Мне стало интересно, и я погрузилась в изучение истории грузинского костюма, его деталей, элементов. На его основе был создан современный светский костюм с грузинским колоритом.
Также мне интересно в будущем поработать с татарским национальным костюмом. Бархат, золотое шитье, ткани, калфакивсе это прекрасное поле для творчества.
– Можете рассказать об особенностях чувашского национального костюма?
Чувашский костюм сохранился в своем первозданном виде. В булгарские времена, и в более поздний период, в повседневной жизни чуваши одевались в белое, украшали его не так богато, как праздничную одежду. Одежда изготавливалась из льна, украшалась красной тесьмой. В эти времена красный цвет считался дорогим, поскольку технология его изготовления была сложной. Если на повседневной одежде использовалось малое количество украшений, то на праздничной одежде присутствовала богатая красная вышивка, которая считается оберегом. Праздничная одежда носила больше ритуальный характер, в отличие от повседневной. Мужские костюмы были намного скромнее. В повседневной одежде мужчин украшался только ворот рубашки, а в некоторых случаях вышивка или кайма пускалась по подолу рубахи. Раньше по вышивке на одежде женщины можно было определить, к какому сословию и роду она принадлежит.
– Как на сегодняшний день выглядит современный чувашский костюм?
У каждого народа есть свой национальный костюм, который тесно связан с мировоззрением, традициями, обрядами. Эволюция костюма начинается с использованием более качественных тканей. Таким образом, на развитие костюма влияет цивилизация, другие культуры, ну и, конечно, в первую очередь, тенденции современной моды. Поэтому национальный костюм в своем первозданном виде уместен только на сцене для фольклорных ансамблей, а эстрадные артисты уже должны одеваться в этно-стиле. Они должны выглядеть современно, но с национальным колоритом, если хотят выделить свою национальность.
– Считаете ли вы, что нужно прививать у детей любовь к национальным традициям, и с какого возраста это лучше начать?
– Преемственность поколений очень важна. Ребенка невозможно воспитать только словами и наставлениями. С раннего возраста ребенок смотрит на родителей, в памяти закладываются все моменты из детства. Конечно же, большое влияние оказывают домашние элементы декора с элементами национальной культуры, одежда, музыка, речь. Самое главное, что это должно быть не навязано, а естественным образом приходить в его жизнь.
 

Яна Ференец
Фотографии предоставлены Ириной Трифоновой

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ