Использование краеведческого

Использование краеведческого материала

для восприятия предметов и явлений окружающего мира

(Урок по окруңаюәему миру в 1 классе)

 Раиля Рахматуллина,

 учитель I квалификационной категории

средней татарско-русской школы  № 80 имени Каюма  Насыри г. Казани

Цель урока: создание условий для овладения новыми знаниями распознавания листьев наиболее распространённых пород деревьев.

Планируемый результат:

Предметные умения: сравнивать и группировать листья по признакам, также определять названия деревьев по данным листьям.

Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; высказывать и аргументировать свою точку зрения; формировать интерес к предмету, эстетическим потребностям; уважать мнение одноклассников; выражать положительное отношение к процессу познания;

регулятивные:  рассуждать и делать выводы, уметь организовывать своё рабочее место,  понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;

познавательные:  освоить способы решения проблем поискового и творческого характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные:  участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя,  признавать возможность существования различных точек зрения, излагать и аргументировать свою точку зрения.

 

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация,  раздаточный материал (листья наиболее распространённых пород деревьев), рабочая тетрадь, цветные карандаши, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир».

 

Структура и ход урока

 

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Желаю вам доброго, удачного дня, хорошего настроения! Что поднимает наше настроение?

Ученики: Улыбка, доброта, радость, уважение.

Учитель: Верно, ребята.

Сели ровно, оглянулись,

Друг другу мило улыбнулись

И в работу окунулись.

А ещё что поднимет настроение, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд 1)

Дарят радость, аромат,

В лепестках их весь наряд.

Ученики:  Это цветы.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Верно, молодцы!

 

Внимание на экран. Ребята, назовите эти растения.

(На экране появляются цветы, дети угадывают.) (Слайд 2)

У вас на листочках задание.

На какие 2 группы можно разделить эти растения?

Ученики. 1 группа – это комнатные растения.

     2 группа – это растения, которые  растут на клумбе.

Учитель: Обведите зелёным карандашом комнатные растения, а жёлтым растения, которые растут на клумбе.

Ученики: Сверимся с изображением на доске.

            Учитель: Молодцы. Отлично справились с заданием.

  1. Организация познавательной деятельности

3.1. Открытие нового знания

Учитель. А теперь пора узнать, какую тему будем сегодня изучать на уроке.

Ребята, я вам хочу подарить букет. Из чего состоит мой букет? Давайте посмотрим на экран. (Слайд 3)

Учитель: А что это?

Ученики: QR-КОД

Учитель: Для чего его используют?

Ученики: QR-код используют, чтобы быстро получить информацию. QR-код  можно увидеть на различных товарах.

Учитель:  QR-код служит для моментального получения информации. Сам термин является зарегистрированным товарным знаком японской компании «Denso». Штрихкод – считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. С помощью определённой программы в телефоне мы можем узнать. Берём  мобильный телефон с камерой, запускаем программу для сканирования кода, наводим объектив камеры на QR-код и получаем информацию. (Учитель показывает)

Прочитает нам информацию Салим.

Ученики: Листья.

Учитель:  Совершенно верно. Я вам дарю осенний букет из листьев. Яркими красками удивляет нас осень. В осеннюю пору такие яркие цвета приобретает листва у деревьев. Разложите на парту и внимательно рассмотрите их. Кто нам скажет тему урока? Какой вопрос у вас возник?

Ученики: Что это за листья? (Слайд 4)

Учитель: Совершенно верно. (Слайд 5)

Лист – это орган растений, который состоит из листовой пластины, черешка,  основания листа и прилистников. (Слайд 6)

Попытайтесь их разложить по группам. Назовите, какие группы листьев у вас получились?

Ученики: У одних одна пластина, а у других несколько пластин. 

Учитель:  Покажите, пожалуйста, листовую пластину. (Дети показывают) Молодцы! Спасибо.

Листья – это пластины, которые растут на дереве и выполняют функцию его лёгких.

Листья бывают простые и сложные. Простые листья состоят из одной пластины, а   сложные состоят из нескольких пластин.

Учитель. Листовая пластинка каких деревьев простая? Назовите, пожалуйста.

Ученики: У берёзы, дуба, липы, клёна, осины. (Слайд 7)

Учитель: Осенью листья берёзы начинают желтеть сначала наверху, там воздух холоднее, а потом внизу.

Берёза неприхотлива, растёт и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на берёзе появляются цветы – малоприметные серёжки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. Мельчайшие плоды, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему берёза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора берёзы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. С давних времён бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырьё заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырьё сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины, баулы. Когда люди ещё не умели делать бумагу, писали на бересте. Берестяные грамоты, которым 700–800 лет, сохранились до наших дней.  Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств. (Слайд 8)

Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. Величественная красота и мощь дуба привлекает всех. Корни дуба уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие морозы.

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растёт в Германии. Его возраст – около 1400 лет. (Слайд 9)

Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в её тени всегда прохладно, поэтому липу сажали в парках старинных дворянских усадеб.

В отличие от многих деревьев липа цветёт довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у неё желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Пчёлы целыми днями летают вокруг неё, собирая сладкий нектар.

Липа привлекает нас целебными свойствами. Из цветков можно отварить настой для лечения простуды. Древесина у липы – однотонная белая без оттенков и мягкая. Издавна из неё вырезали наличники для окон, делали резную кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты. Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти. (Слайд 10)

Кленовый лист можно узнать сразу. Листопад у клёна начинается с середины сентября. Его легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клён осенью. Листочки на клёне окрашиваются в разные цвета: жёлтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев. (Слайд 11)

      Листья осины особенно красивы осенью. Они бывают огненно-красными. Даже в безветренную погоду в осиновом лесу можно услышать слабый шум шелестящих листьев, словно они постоянно о чём-то перешёптываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть. Молодые деревца (до 30 лет) ежегодно вырастают на 1,5–2 метра. Продолжительность жизни у осины 60–80 лет. С давних времён древесину осины использовали как отделочный материал при постройке деревянных церквей. Из неё резали лемех – узорчатую дрань, которой покрывали купола. Правильно высушенная древесина по прочности уступает лишь дубу и сосне, поэтому она пригодна для изготовления лодок и лыж. (Слайд 12)

Учитель: Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку?

Ученики: Лист рябины, ясеня, каштана. (Слайд 13)

Учитель: Роскошное величавое дерево ясень известно во всех странах мира. Высокий, стройный ствол и не очень густая крона выглядят привлекательно и изысканно. В русском языке название этого красавца происходит от слов «светлый, ясный». (Слайд 14)

 Ученики: Рябина с яркими плодами украшает природу. Есть такая примета: если рябины       уродилось много, тогда осень будет дождливая, зима морозная. (Слайд 15)

Каштан – настоящее украшение сада, парков, улиц, его высаживают на открытых местах в зонах отдыха, так как его роскошная крона создаёт тень. Конский каштан – величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высоко сводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25–30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделённые на 5–7 листочков.

В начале мая каштан цветёт. Цветочки у него очень красивые – пирамидальные метёлки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней ёлке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зелёные, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1–3 блестящих, тёмно-коричневых семени. (Слайд 16)

Учитель: А где тут рядом растёт каштан?

Ученики: Во дворе  музея Каюма Насыри.

Учитель: Что вы знаете о нём? (Слайд 17)

(Если дети затрудняются, рассказывает учитель.)

Ученики: Каюм Насыри – выдающийся учёный, писатель, просветитель татарского народа. В сентябре нашей школе было присвоено имя Каюма Насыри.

Учитель: Молодцы, ребята!

Настоящее имя Каюма Насыри – Габделкаюм Габделнасырович Насыров. Каюм Насыри был первым татарским учёным, который на практике стал осуществлять задачу просвещения своего народа, создавая на родном языке книги и учебники по разным отраслям знаний, используя достижения не только «восточной», но и мировой, в основном русской, науки. Он издал около сорока трудов по кулинарии, биологии, художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Хорошо рисовал и чертил, у него был прекрасный почерк.  Он любил свой народ и много сделал для его развития. Страстный поборник просвещения, Каюм Насыри стремился всю жизнь построить школу в родной деревне. По словам старожилов, Каюм Насыри построил школу. Светлый образ учёного остался в сердцах не только односельчан, но и всех, кому дорого прошлое наших народов, богатое наследие писателя и учёного.

  1. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, повернулся,

Взвился вверх и полетел!

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

 

  1. Работа по учебнику (Слайд 18)

Стр. 26–27

Листья каких деревьев изображены на фотографии?

Чем  различаются листья разных деревьев?

Листья различаются размерами, формой, а осенью ещё и цветом.

Изменения окраски листьев связано с глубокими изменениями в жизнедеятельности листовых тканей. В клетках здорового листа содержится зелёный (хлорофилл) и жёлтый пигмент. С наступлением холодов хлорофилл разрушается и на первый план выступает жёлтый пигмент. У некоторых растений к тому же происходит новообразование красного пигмента. Сочетание различных оттенков красного и жёлтого пигмента и придаёт листьям такое разнообразие окраски.

 

  1. Работа в тетради

Дети, которые сидят за 1 вариантом, раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а кто сидит за 2 вариантом – со сложной листовой пластиной.

 

  1. Рефлексия учебной деятельности

 

Учитель. Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево. (На доске прикреплено дерево без листьев.) У каждого из вас есть листочки разного цвета. (Листочки лежат на парте.) Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Жёлтый лист – мне было интересно, я всё понял(а)

Зёленый лист – понял, но остался вопрос.

Красный лист – я многое не понял.

Природа нам дарит красоту, радость, спокойствие. Ребята, давайте будем беречь и охранять нашу природу. Будем гордиться великими людьми, которые трудились во благо народа. Сохраним и приумножим великие их труды.

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. https://yandex.ru/images/search?family=yes&text=листья%20липыhbceyjr%20осенью&lr=43&source=wiz
  2. Е.П. Фефилова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:1 класс. Вако, 2005.

3.Учебник. А.А. Плешаков  Окружающий мир.1 класс

  1. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир.1 класс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.