Как формировать культуру чтения у учеников?

Эстетическое и филологическое образование и воспитание являются одними из острых проблем современного школьного литературного образования. В связи со спецификой литературы как школьного предмета особая ответственность возлагается на учителей литературы в решении проблем эстетического воспитания и духовного развития учащихся. На уроках литературы при чтении и осмыслении художественных текстов формируется «квалифицированный читатель», обладающий гуманитарным мышлением, которое является в современном обществе одной из предпосылок для сохранения и развития культурного наследия народов.

При чтении художественных произведений большую роль играют эмоциональное, непосредственное представление о самой красоте художественного произведения, когда чтение сопровождается эстетическим наслаждением произведением словесного искусства. Умение читать, анализировать и интерпретировать литературное произведение, знание основных литературоведческих терминов и истории литературы необходимы для формирования навыков вдумчивого, медленного и профессионального чтения.

 

В школьной практике всё ещё нет единства в преподавании русской литературы в контексте национальной и мировой культуры. Так, например,
Е.С. Романичева, отметив, что «до сих пор мы рассматриваем, читаем и изучаем литературу в школе, несмотря на наличие в учебном плане предметов эстетического цикла, в отрыве от развития национальной и мировой культуры», делает акцент на том, что «к сожалению, обращение к проблеме взаимодействия искусства в практике сегодняшнего преподавания – это всего лишь приём (даже не метод!) обучения. И применяется он, как правило, тогда, когда нам надо проиллюстрировать какую-то мысль, «извлечённую» из литературного произведения».[1] Исследователь для решения данной проблемы предлагает ввести в старшие классы интегрированный элективный курс «Русская художественная культура», в которой ведущая роль будет отведена литературе, потому что она «связывает вертикаль (историю) и горизонтали (другие виды искусства) курса».1

В практике современной школы активно применяются методы и приёмы обучения литературе, способствующие развитию личности учащихся в их предметно-практической деятельности, а также внедряются активные и интегративные методы обучения, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания.

В школьной методике преподавания литературы активно внедряются информационные технологии, используются возможности Интернет-ресурсов (метод пролонгированной дискуссии Р.В. Мухаметшина), а также разрабатываются различные виды уроков, позволяющих наиболее эффективно реализовывать деятельностный подход: интегрированные уроки (С.А. Леонов), уроки-диспуты, литературная гостиная, литературно-театральный марафон, литературная игра, литературная викторина и урок-литературная мастерская (Е.О. Галицких).

При чтении и изучении произведений русской литературы необходимо регулярно проводить различные виды словарной работы: знакомство с новой лексикой, разъяснение смысла слов из художественных текстов. Специально разработанные словари культурологической лексики позволяют не только объяснить значение русских слов, но и через этническую культурологическую лексику познакомиться с особенностями культуры, быта, религии, психологии народов различных национальностей, в том числе и русского. С.К. Бирюкова определяла важную роль культурологической лексики, которая «обладает повышенным творческим потенциалом; она включает в себя высшие культурологические ценности народов, что определяет ее активную роль в формировании образной системы художественного текста».[2] Следует отметит, что историко-литературный и эстетический анализ, а не лингвистический подход выступает определяющим в изучении литературы в школе. Так, например, при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» современным детям необходимо объяснить значение слова «веретено» (ручное прядильное орудие в виде длинной тонкой палочки с заостренными концами и утолщением посредине):

Или бури

завываньем

Ты, мой друг,

утомлена,

Или дремлешь под

                           жужжаньем

Своего веретена?

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

В классической литературе часто используется слова «верста» (русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 1,067 км или 500 саженям): В повести «Выстрел» А.С. Пушкина читаем: «В четырех верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***». Верста также обозначает верстовой столб, то есть один из придорожных столбов, которые расставлялись с промежутками в одну версту и указывали расстояние до определенных пунктов:

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Вместе с тем в преподавании русской литературы в школе, а особенно в школе с родным (нерусским) языком обучения или полилингвальной гимназии необходимо использовать высокий воспитательный потенциал русской литературы: «Основной пафос русской литературы направлен на утверждение безусловных нравственных ценностей: доброты, милосердия, чувства справедливости, неприятия лжи, чувства патриотизма, включающего готовность пожертвовать жизнью для блага Отчизны и т.д.».[3]

Следовательно, изучение практически каждого литературного произведения позволяет познакомить учащихся с огромным культурологическим материалом: с фактами материальной и духовной культуры как родного народа, так и других народов, с их историей, религиозными представлениями, философией и моралью. Как отмечает профессор М.В. Черкезова: «Изучение русской литературы расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт нерусских учащихся, способствует развитию восприятия художественного произведения, выраженного в образной системе другой национальной культуры».3

Читательская культура предполагает определённый уровень развития читательских умений (умение давать оценку произведению); восприятие изобразительно-выразительных средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-
переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для понимания идеи; выразительное и осознанное чтение текста; понимание его нравственно-этического содержания, а также речевых умений (выражать свои мысли, видеть позицию автора). Все эти умения представляют собой универсальные учебные действия разного направления (личностные, познавательные, коммуникативные). Соответственно, мы можем говорить о том, что сформированная читательская культура является одним из условий личностного развития школьника. Формируется данная культура в первую очередь через чтение художественной литературы.[4]

Однако необходимо иметь в виду, что литературное образование, включая в себя и читательскую культуру, этим не ограничивается. В непрерывном развитии культуры литературное образование является важнейшей составной частью этого дискурса, объединяющего прошлое и настоящее. Вот почему так опасно отказываться от исторического подхода к изучению литературы.

Формировать культуру чтения можно и на «случайных» текстах и даже двигаясь «от противного», а сформировать общие культурные коды, дать видение национальной картины мира вряд ли возможно на разрозненных текстах, берущихся по случаю и отвечающих сиюминутным запросам класса или отдельного ученика с его «индивидуальной образовательной траекторией». Мы согласны с мнением профессора С.А. Зинина о том, что сводить культуросообразность изучения литературы к формированию «культуры чтения» нельзя – нужна система культурных доминант, освоение фонда культурных ценностей с учетом внут-
ренних запросов личности обучаемого.[5] Ученики на уроках литературы должны усвоить, что литературное произведение – открытый в прошлое и будущее текст.

Показательно в этом плане современная русская литература 2000-х годов, которая, к сожалению, очень мало представлена в действующих школьных программах. Отрадно отметить, что в статьях учителя татарской гимназии № 2 им. Ш.Марджани при
КФУ (г. Казань) А.Р. Гайнутдиновой представлен опыт изучения современной русской поэзии в условиях полилингвальной гимназии с применением инновационных технологий (например, веб-квеста).[6]

Мы же очень коротко остановимся на творчестве известных современных писателей Л.С. Петрушевской, Т.Н. Толстой, Л.Е. Улицкой, которые в своем творчестве обращаются к традициям разных эпох и культур, в том числе и классицизму, сентиментализму, реализму, обыгрывают стереотипы восприятия жизни, чтобы ответить на принципиальные вопросы современности. В русской литературе постмодернизма актуализируются также и традиции сентиментальных жанров (дневники, путешествия). В качестве тем для самостоятельных проектов можно предложить ученикам изучить специфику проявления традиций и новаторства в жанре путешествия / хождения («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и др.), на примере творчества
А.С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», «Путешествие в Арзум») и И.А. Гончарова («Фрегат «Паллада»). Интересен в этом плане роман «Фрегат «Паллада» И.А Гончарова, где автор стремится показать, что уже не осталось ничего недоступного, ничего чудесного и таинственного, а, напротив, все становится обыденным, знакомым и привычно доступным, все подходит под один и тот же общеевропейский «прозаический уровень». Претерпевает изменения и образ путешественника, который прежде всего через реалии повседневного быта воспринимает жизнь Европы.

В ХХ веке традиция жанра путешествия продолжается в реалистической прозе М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.Н. Толстого («Хождение по мукам»), В.В. Ерофеева («Москва – Петушки»), в поэме А.Т. Твардовского «За далью даль», в постмодернистской литературе трансформируется в путешествие в «потемки души» героев на фоне своеобразного культурного ландшафта. Например, в поэме В.В. Ерофеева «Москва –Петушки», в которой, наряду с другими культурными кодами (код исповеди, код юродствования, код иронии / противоиронии, код пародии), задействован и код литературного путешествия, на что указывает уже само название произведения.

Ученики в ходе подготовки проектов выявляют развитие жанра «хождения / путешествия» от истоков до современности, определяют специфику изображения действительности, позиции автора, своеобразие, зависящие от принадлежности к определенному литературному направлению, позиции автора (древнерусские хождения, сентиментальные, реалистические путешествия, пародирование и травестирование жанра путешествия в литературе постмодернизма).

Темой ученических проектов может стать и тема поэтического памятника в русской литературе (от М.В. Ломоносова до И.А. Бродского), которую можно также осмыслить в проектах и в контексте татарской и мировой литературы. При создании проектов можно привлечь и межпредметные знания учащихся, полученные на уроках изобразительного искусства, на элективных курсах (например, «Мировая художественная культура»), общекультурные знания о культуре и искусстве.

Памятник – это и скульптурное или архитектурное сооружение в память какому-нибудь писателю, поэту, выдающейся личности (герою, царю, ученому, поэту или историческому событию). Ученики могут назвать памятники Петру I, М.В. Ломоносову, Н.В. Гоголю,
Г. Тукаю, М. Джалилю. В процессе работы над проектом ученики приходят к выводу о том, что лучшим памятником поэту, писателю, художнику, архитектору, музыканту являются его собственные выдающиеся произведения, которые интересны для последующих поколений своей эстетической ценностью, гуманистической устремленностью, оригинальностью мысли и чувства.

Такие произведения талантливых, гениальных поэтов переживают свое время. Поэзия М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лер-
монтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета относится к таким вечным памятникам своим создателям. В Казани и в Республике Татарстан есть много памятников поэтам, писателям и деятелям культуры, можно в рамках проекта использовать этот богатейший краеведческий материал. У некоторых из них есть драматичная история. Например, памятник Г.Р.Державину в Казани три раза менял свое место. Созданный на средства почитателей творчества поэта в 1846 году, в 1930-м был разрушен и снова отлит в 2003 году. Памятник М. Горькому также менял свое место в Казани. Ученики могут изучить экспозиции музеев Республики Татарстан, познакомиться с историей улиц, носящих имена деятелей литературы и культуры. Это все материальные памятники.

Второй этап работы над проектом связывается с «нерукотворным» памятником, с поэзией. Каждый поэт задается вопросом о месте своей поэзии в жизни общества, о посмертной судьбе своих произведений. Отвечая на этот вопрос, авторы пересматривают свое творчество, выделяя в нем самое главное, свои заслуги перед потомками, нередко такие размышления облекаются в поэтическую форму. В русской поэзии эту традицию заложил М.В. Ломоносов переводом оды Горация «Exegi monumentum» («К Мельпомене»), затем создал свое оригинальное стихотворение «Памятник» Г.Р. Державин. Тему поэтического памятника подхватили и по-своему решали многие поэты, самые известные «Памятники» А.С. Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), В.Я. Брюсова и И.А. Бродского могут стать основой данного ученического проекта.

Учителю литературы следует также учитывать, что картины времени, запечатленные в произведении, меняются. Как отмечает известный ученый-методист Р.З. Хайруллин: русская картина мира, воссозданная в стихотворении «Зимняя дорога», отражает восприятие мира человеком первой половины XIX века. В произведениях А.А. Блока или же С.А.Есенина представлены уже совершенно другие картины мира, а в поэзии А.А. Вознесенского, одной из главных тем творчества которого является «культура и технический прогресс», мы видим отражение мира, каким его видит человек урбанизированного общества второй половины ХХ века».[7]

С поиском перспектив литературного образования сталкивается каждый из учителей или ученых-методистов, стараясь понять «душу времени», выбирая книги для чтения «о времени и о себе», формулируя темы своих уроков и внеклассных занятий.

Особое место в процессе литературного образования занимают педагогические мастерские, которые решают проблему чтения на уроке литературы «здесь и сейчас». Такую форму проведения урока литературы предлагает известный ученый-методист Е.О. Галицких в своей монографии «Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества» (М., 2016). Опыт Е.О. Галицких и ее учителей-последователей в проведении педагогических мастерских обогатил методическую палитру учителя мастерскими переживания текста как «труда и творчества», приемами самовоспитания и самопознания читателей.

Так, например, на педагогических мастерских педагоги-словесники и ученики выбирают такие жанры для литературно-художественного творчества, которые дают возможность задуматься о содержании своей личности, о своем понимании художественного произведения. С интересом пишут ученики автобиографии, прочитав оригинальный вариант книги В.В. Маяковского «Я сам», и стремятся сохранить в своих текстах не только стилевые особенности поэта (юмор, краткость, образность, повествования), но и наполнить автобиографии своей интонацией, искренностью, событийностью. А такие жанры, как стихотворение в прозе, письмо от лица литературного героя, странички из дневника, стилистические пародии, становятся любимыми жанрами для начинающих «писателей»-учеников.

Современный урок позволяет включать разнообразные формы работы с учениками, в том числе и те, которые дают возможность ученикам рассказать о волнующих их книгах. Формируя и развивая умение говорить о книге, мы учим подростков не только рассуждать обо всем, что происходит в жизни, но и проявлять свою личность: учиться разбираться в своих интересах, потребностях, учиться рефлексии, саморегуляции и публичному выступлению. Таким образом, руководство самостоятельным чтением происходит не только директивно, но и в диалоге с подростками. Ученикам можно предложить создать буктрейлеры (небольшие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге), видеоролики о самостоятельно прочитанных книгах, подобрать материал для литературной викторины или литературной игры, сочинить синквейны и кейсы (проблемные ситуации-задачи) по произведениям художественной литературы. Для организации литературного квеста по городу и познавательной экскурсии как разновидности виртуальной экскурсии можно использовать готовые баркоды, которые сейчас размещают на зданиях музеев, исторических памятниках. А также баркод (QR-код) – матричный код (двухмерный штрихкод) можно создать при помощи сайтов (генераторов QR-кодов).

Все эти формы работы могут стать основой для создания самостоятельных индивидуальных и групповых (3-4 ученика) проектов.

В условиях увеличения интереса к использованию цифровых технологий в преподавании русского языка и литературы в школе учитель может в своей работе сочетать традиционные методы и приемы обучения с Интернет-технологиями.

Таким образом, использование цифровых технологий позволяет мотивировать познавательный интерес учащихся к систематическому чтению, к развитию устной и письменной речи, критического мышления, а также способствует формированию творческого подхода к изучению русского языка и литературы.

Помимо уроков, в современной школе возможно организовать множество мероприятий, которые позволяют в занимательной форме управлять самостоятельным чтением: заседания литературных клубов, проектная работа, читательские конференции, круглые столы, встречи с писателями, участие в школьных конференциях, в конкурсах чтецов. В контексте школьного обучения сегодня никак нельзя обойтись без формирования единой системы уроков литературы, внеклассных занятий, элективных курсов по литературе и художественной культуре, внешкольной литературной деятельности. Что это будут за занятия и как они будут сочетаться между собой, должен решать сам учитель, исходя исключительно из того, какие у него ученики, насколько высока их читательская эрудиция, а также каковы их интересы, предпочтения, психолого-педагогические проблемы.

Вся эта деятельность создает возможность заинтересовать чтением, формирует привычку не только читать книгу, но перечитывать ее, находя новые смыслы. В методических пособиях Н.Е. Кутейниковой «Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе»
(М, МАЭСТРО Пла Тинум», 2017) и Т.А. Федяевой «Отражения: западноевропейская и русская литература XX – XXI вв.» представлены списки и аналитические обзоры современных книг, адресованных подросткам, а также сформулированы основные принципы отбора современных книг для включения в круг подростково-юношеского чтения. Приведем некоторые
из них:

1.

В список литературы для самостоятельного чтения могут быть включены произведения, которые дети, подростки могут читать без посторонней помощи, испытывая в основном удовольствие и от самого процесса чтения, и от содержания читаемого – гедонистическая функция искусства;

2.

Книги с так называемой двойной адресацией, в которых «ребенок не является полностью самостоятельным реципиентом, так как, в отличие от взрослого, не обладает многими когнитивными, социальными, культурными компетенциями». Соответственно, предполагается, что чаще всего акт коммуникации не может не состояться без участия третьего лица, «взрослого посредника» (Х.Х.Эверс).

3.

В список для чтения /
изучения в школе и дома могут быть внесены произведения, написанные в контексте традиций отечественной литературы вообще и детско-подростковой литературы
XIX – XX века в частности.

При организации самостоятельного чтения учащихся необходимо помнить о десяти правилах, которые сформулировал французский писатель и педагог Даниэль Пеннак в книге «Как роман»:

  1. Право не читать.
  2. Право перескакивать.
  3. Право не дочитывать.
  4. Право перечитывать.
  5. Право читать что попало.
  6. Право на боваризм.
  7. Право читать где попало.
  8. Право читать вслух.
  9. Право втыкаться.
  10. Право молчать о прочитанном.[8]

Завершая статью, хотелось бы отметить, что в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета ежегодно проводятся олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции, которые нацелены на систематическое проведение просветительской деятельности в области литературы и способствуют раннему выявлению литературно одаренных детей и подростков.

Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке («Татьянин день»), ежегодно организуемая совместно с Министерством образования и науки РТ, имеет такой опыт: выпускник татарской гимназии № 2 г. Казани Ренат Бакиров в рамках этой конференции прошел путь от ученика, студента аспиранта КФУ, а теперь он уже кандидат филологических наук и готовит своих учеников для участия в нашей конференции.

В ежегодных научных форумах для школьников таких, как Международный молодежный научно-образовательный фестиваль им. Льва Толстого, Поволжская конференция им. Н.И. Лобачевского, Республиканская научная конференция
им. Льва Толстого, КФУ принимают участие сотни одаренных детей нашей республики, различных регионов России и зарубежья.

Преподаватели ИФМК КФУ проводят курсы повышения квалификации для учителей нашей республики: «Методика подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» и «Коммуникативно-ориентированное обучение родному русскому языку и родной русской литературе в школах в условиях внедрения ФГОС ОО», на которых знакомят с новейшими технологиями в преподавании русского языка и литературы в школе.

Таким образом, главная задача сегодня – развивать литературное образование в школе, опираясь на преемственность поколений, современные достижения и идеи ученых-методистов и учителей-практиков, определить новый уровень литературного образования в соответствии с тем, что доминантой сегодняшней образовательной системы, безусловно, является формирование человека культуры, то есть личности, не только ориентирующейся в культурном пространстве, но и обладающей богатым творческим потенциалом, отличающейся независимостью суждений и глубиной духовных устремлений.

Большие возможности открываются перед учителями при использовании обучающих Интернет-ресурсов: «Фоксфорд для учителей» (http: // foxford.ru); «Российская электронная школа» (http: // resh.edu.ru), «Учабрь» (http: // uchi.ru); мобильного приложения для смартфонов и планшетов «Живые страницы», а также сайты: группы Tolstoy Digital «Лев Толстой» (http://tolstoy.ru/projects/tolstoy-digital), «РусОлимп» (http://rusolimp.kopeisk.ru), сайт «Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» (http://rus.dro53.ru), «Национальный корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/new), «Олимпиада_ру» (http://vk.com/olimpiada_ru), «ПостНаука» (http://postnauka.ru), «Арзамас» (http://arzamas.academy), «Национальный образовательный проект «Умная школа» (http://умная-школа.рф) и цифровой образовательный ресурc для школ «ЯКласс» (www.yaklass.ru). Для успешной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов учитель литературы также может использовать сайты: «Текстология.ру – TextoLogia.ru» (https://www.textologia.ru), «Московская электронная школа» (https://www.mos.ru/city/projects/mesh/teachers), «Московского центра оценки качества образования» (https://mcko.ru), «Я решу: тесты ЕГЭ и ОГЭ» (https://cknow.ru), «Экзамер» –
онлайн-курс самостоятельной для подготовки к ЕГЭ (https://examer.ru) и «ClodText» – проверка письменных заданий (https://lk.cloudtext.ru), который позволяет в онлайн-режиме проверять письменные домашние задания по русскому языку и литературе, а также будет полезен учителю для подготовки учеников к итоговому сочинению.

Многие учителя русского языка и литературы на страницах своих персональных сайтов делятся опытом успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Примером такого сайта можно назвать сайты учительницы Е.А. Захарьиной (https://saharina.ru) и «Умная школа. Сайт учительницы» (http://govzichyuliya.blogspot.com/2014/04/blog-post_13.html).

При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, а также к итоговому сочинению необходимо систематически работать с материалами сайта Федерального института педагогических измерений (https://fipi.ru), на который разработчики КИМ выкладывают актуальную информацию. Учителя и ученики могут познакомиться с материалами «Методическая копилка: для учителей и учащихся» (сайт ФИПИ) https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege#!/tab/222413602-10), а также с онлайн-консультациями по всем школьным предметам, по которым проводится итоговая аттестация. Например, в конце октября были выложены консультации Т.Н. Малышевой по ЕГЭ-2012 года по русскому языку (Онлайн-консультация ЕГЭ по русскому языку Татьяна Николаевна Малышева, к.п.н. https://www.youtube.com/watch?v=MnL1na2h8aI), по ЕГЭ-2012 года по литературе С.А. Зинина) (Онлайн-консультация ЕГЭ по литературе 2021 Сергей Александрович Зинин, профессор, д.п.н https://www.youtube.com/watch?v=FLH9E41DX9M), а также А.В. Федорова по итоговому сочинению за 2019-2020 учебный год, которое состоится в декабре 2020 года (Онлайн-консультация «Итоговое сочинение в 11 классе» https://www.youtube.com/watch?v=Vw29T0cLwkw профессор, д.ф.н. Алексей Владимирович Федоров).

Учитель литературы может найти самую актуальную информацию на сайтах методических журналов: «Литература в школе» (http://litsh.ru), «Магариф» (http://magarif-uku.ru), сайт журнала «Первое сентября. Открытый урок» – «Фестиваль педагогических идей» (http://urok.1sept.ru), а также издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» (https://prosv.ru, https://русское-слово.рф, https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-onlayn-uroki-or-vebinar) и на сайте для учителей «Инфоурок» (Курсы, тесты, видеоматериалы для учителей https://infourok.ru).

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,
профессор ИФМК Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.