Как формировать культуру чтения у учеников?
Эстетическое и филологическое образование и воспитание являются одними из острых проблем современного школьного литературного образования. В связи со спецификой литературы как школьного предмета особа...
Эстетическое и филологическое образование и воспитание являются одними из острых проблем современного школьного литературного образования. В связи со спецификой литературы как школьного предмета особая ответственность возлагается на учителей литературы в решении проблем эстетического воспитания и духовного развития учащихся. На уроках литературы при чтении и осмыслении художественных текстов формируется «квалифицированный читатель», обладающий гуманитарным мышлением, которое является в современном обществе одной из предпосылок для сохранения и развития культурного наследия народов.
При чтении художественных произведений большую роль играют эмоциональное, непосредственное представление о самой красоте художественного произведения, когда чтение сопровождается эстетическим наслаждением произведением словесного искусства. Умение читать, анализировать и интерпретировать литературное произведение, знание основных литературоведческих терминов и истории литературы необходимы для формирования навыков вдумчивого, медленного и профессионального чтения.
В школьной практике всё ещё нет единства в преподавании русской литературы в контексте национальной и мировой культуры. Так, например,
Е.С. Романичева, отметив, что «до сих пор мы рассматриваем, читаем и изучаем литературу в школе, несмотря на наличие в учебном плане предметов эстетического цикла, в отрыве от развития национальной и мировой культуры», делает акцент на том, что «к сожалению, обращение к проблеме взаимодействия искусства в практике сегодняшнего преподавания – это всего лишь приём (даже не метод!) обучения. И применяется он, как правило, тогда, когда нам надо проиллюстрировать какую-то мысль, «извлечённую» из литературного произведения».[1] Исследователь для решения данной проблемы предлагает ввести в старшие классы интегрированный элективный курс «Русская художественная культура», в которой ведущая роль будет отведена литературе, потому что она «связывает вертикаль (историю) и горизонтали (другие виды искусства) курса».1
В практике современной школы активно применяются методы и приёмы обучения литературе, способствующие развитию личности учащихся в их предметно-практической деятельности, а также внедряются активные и интегративные методы обучения, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания.
В школьной методике преподавания литературы активно внедряются информационные технологии, используются возможности Интернет-ресурсов (метод пролонгированной дискуссии Р.В. Мухаметшина), а также разрабатываются различные виды уроков, позволяющих наиболее эффективно реализовывать деятельностный подход: интегрированные уроки (С.А. Леонов), уроки-диспуты, литературная гостиная, литературно-театральный марафон, литературная игра, литературная викторина и урок-литературная мастерская (Е.О. Галицких).
При чтении и изучении произведений русской литературы необходимо регулярно проводить различные виды словарной работы: знакомство с новой лексикой, разъяснение смысла слов из художественных текстов. Специально разработанные словари культурологической лексики позволяют не только объяснить значение русских слов, но и через этническую культурологическую лексику познакомиться с особенностями культуры, быта, религии, психологии народов различных национальностей, в том числе и русского. С.К. Бирюкова определяла важную роль культурологической лексики, которая «обладает повышенным творческим потенциалом; она включает в себя высшие культурологические ценности народов, что определяет ее активную роль в формировании образной системы художественного текста».[2] Следует отметит, что историко-литературный и эстетический анализ, а не лингвистический подход выступает определяющим в изучении литературы в школе. Так, например, при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» современным детям необходимо объяснить значение слова «веретено» (ручное прядильное орудие в виде длинной тонкой палочки с заостренными концами и утолщением посредине):
Или бури
завываньем
Ты, мой друг,
утомлена,
Или дремлешь под
жужжаньем
Своего веретена?
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
В классической литературе часто используется слова «верста» (русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 1,067 км или 500 саженям): В повести «Выстрел» А.С. Пушкина читаем: «В четырех верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***». Верста также обозначает верстовой столб, то есть один из придорожных столбов, которые расставлялись с промежутками в одну версту и указывали расстояние до определенных пунктов:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Вместе с тем в преподавании русской литературы в школе, а особенно в школе с родным (нерусским) языком обучения или полилингвальной гимназии необходимо использовать высокий воспитательный потенциал русской литературы: «Основной пафос русской литературы направлен на утверждение безусловных нравственных ценностей: доброты, милосердия, чувства справедливости, неприятия лжи, чувства патриотизма, включающего готовность пожертвовать жизнью для блага Отчизны и т.д.».[3]
Следовательно, изучение практически каждого литературного произведения позволяет познакомить учащихся с огромным культурологическим материалом: с фактами материальной и духовной культуры как родного народа, так и других народов, с их историей, религиозными представлениями, философией и моралью. Как отмечает профессор М.В. Черкезова: «Изучение русской литературы расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт нерусских учащихся, способствует развитию восприятия художественного произведения, выраженного в образной системе другой национальной культуры».3
Читательская культура предполагает определённый уровень развития читательских умений (умение давать оценку произведению); восприятие изобразительно-выразительных средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-
переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для понимания идеи; выразительное и осознанное чтение текста; понимание его нравственно-этического содержания, а также речевых умений (выражать свои мысли, видеть позицию автора). Все эти умения представляют собой универсальные учебные действия разного направления (личностные, познавательные, коммуникативные). Соответственно, мы можем говорить о том, что сформированная читательская культура является одним из условий личностного развития школьника. Формируется данная культура в первую очередь через чтение художественной литературы.[4]
Однако необходимо иметь в виду, что литературное образование, включая в себя и читательскую культуру, этим не ограничивается. В непрерывном развитии культуры литературное образование является важнейшей составной частью этого дискурса, объединяющего прошлое и настоящее. Вот почему так опасно отказываться от исторического подхода к изучению литературы.
Формировать культуру чтения можно и на «случайных» текстах и даже двигаясь «от противного», а сформировать общие культурные коды, дать видение национальной картины мира вряд ли возможно на разрозненных текстах, берущихся по случаю и отвечающих сиюминутным запросам класса или отдельного ученика с его «индивидуальной образовательной траекторией». Мы согласны с мнением профессора С.А. Зинина о том, что сводить культуросообразность изучения литературы к формированию «культуры чтения» нельзя – нужна система культурных доминант, освоение фонда культурных ценностей с учетом внут-
ренних запросов личности обучаемого.[5] Ученики на уроках литературы должны усвоить, что литературное произведение – открытый в прошлое и будущее текст.
Показательно в этом плане современная русская литература 2000-х годов, которая, к сожалению, очень мало представлена в действующих школьных программах. Отрадно отметить, что в статьях учителя татарской гимназии № 2 им. Ш.Марджани при
КФУ (г. Казань) А.Р. Гайнутдиновой представлен опыт изучения современной русской поэзии в условиях полилингвальной гимназии с применением инновационных технологий (например, веб-квеста).[6]
Мы же очень коротко остановимся на творчестве известных современных писателей Л.С. Петрушевской, Т.Н. Толстой, Л.Е. Улицкой, которые в своем творчестве обращаются к традициям разных эпох и культур, в том числе и классицизму, сентиментализму, реализму, обыгрывают стереотипы восприятия жизни, чтобы ответить на принципиальные вопросы современности. В русской литературе постмодернизма актуализируются также и традиции сентиментальных жанров (дневники, путешествия). В качестве тем для самостоятельных проектов можно предложить ученикам изучить специфику проявления традиций и новаторства в жанре путешествия / хождения («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и др.), на примере творчества
А.С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», «Путешествие в Арзум») и И.А. Гончарова («Фрегат «Паллада»). Интересен в этом плане роман «Фрегат «Паллада» И.А Гончарова, где автор стремится показать, что уже не осталось ничего недоступного, ничего чудесного и таинственного, а, напротив, все становится обыденным, знакомым и привычно доступным, все подходит под один и тот же общеевропейский «прозаический уровень». Претерпевает изменения и образ путешественника, который прежде всего через реалии повседневного быта воспринимает жизнь Европы.
В ХХ веке традиция жанра путешествия продолжается в реалистической прозе М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.Н. Толстого («Хождение по мукам»), В.В. Ерофеева («Москва – Петушки»), в поэме А.Т. Твардовского «За далью даль», в постмодернистской литературе трансформируется в путешествие в «потемки души» героев на фоне своеобразного культурного ландшафта. Например, в поэме В.В. Ерофеева «Москва –Петушки», в которой, наряду с другими культурными кодами (код исповеди, код юродствования, код иронии / противоиронии, код пародии), задействован и код литературного путешествия, на что указывает уже само название произведения.
Ученики в ходе подготовки проектов выявляют развитие жанра «хождения / путешествия» от истоков до современности, определяют специфику изображения действительности, позиции автора, своеобразие, зависящие от принадлежности к определенному литературному направлению, позиции автора (древнерусские хождения, сентиментальные, реалистические путешествия, пародирование и травестирование жанра путешествия в литературе постмодернизма).
Темой ученических проектов может стать и тема поэтического памятника в русской литературе (от М.В. Ломоносова до И.А. Бродского), которую можно также осмыслить в проектах и в контексте татарской и мировой литературы. При создании проектов можно привлечь и межпредметные знания учащихся, полученные на уроках изобразительного искусства, на элективных курсах (например, «Мировая художественная культура»), общекультурные знания о культуре и искусстве.
Памятник – это и скульптурное или архитектурное сооружение в память какому-нибудь писателю, поэту, выдающейся личности (герою, царю, ученому, поэту или историческому событию). Ученики могут назвать памятники Петру I, М.В. Ломоносову, Н.В. Гоголю,
Г. Тукаю, М. Джалилю. В процессе работы над проектом ученики приходят к выводу о том, что лучшим памятником поэту, писателю, художнику, архитектору, музыканту являются его собственные выдающиеся произведения, которые интересны для последующих поколений своей эстетической ценностью, гуманистической устремленностью, оригинальностью мысли и чувства.
Такие произведения талантливых, гениальных поэтов переживают свое время. Поэзия М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лер-
монтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета относится к таким вечным памятникам своим создателям. В Казани и в Республике Татарстан есть много памятников поэтам, писателям и деятелям культуры, можно в рамках проекта использовать этот богатейший краеведческий материал. У некоторых из них есть драматичная история. Например, памятник Г.Р.Державину в Казани три раза менял свое место. Созданный на средства почитателей творчества поэта в 1846 году, в 1930-м был разрушен и снова отлит в 2003 году. Памятник М. Горькому также менял свое место в Казани. Ученики могут изучить экспозиции музеев Республики Татарстан, познакомиться с историей улиц, носящих имена деятелей литературы и культуры. Это все материальные памятники.
Второй этап работы над проектом связывается с «нерукотворным» памятником, с поэзией. Каждый поэт задается вопросом о месте своей поэзии в жизни общества, о посмертной судьбе своих произведений. Отвечая на этот вопрос, авторы пересматривают свое творчество, выделяя в нем самое главное, свои заслуги перед потомками, нередко такие размышления облекаются в поэтическую форму. В русской поэзии эту традицию заложил М.В. Ломоносов переводом оды Горация «Exegi monumentum» («К Мельпомене»), затем создал свое оригинальное стихотворение «Памятник» Г.Р. Державин. Тему поэтического памятника подхватили и по-своему решали многие поэты, самые известные «Памятники» А.С. Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), В.Я. Брюсова и И.А. Бродского могут стать основой данного ученического проекта.
Учителю литературы следует также учитывать, что картины времени, запечатленные в произведении, меняются. Как отмечает известный ученый-методист Р.З. Хайруллин: русская картина мира, воссозданная в стихотворении «Зимняя дорога», отражает восприятие мира человеком первой половины XIX века. В произведениях А.А. Блока или же С.А.Есенина представлены уже совершенно другие картины мира, а в поэзии А.А. Вознесенского, одной из главных тем творчества которого является «культура и технический прогресс», мы видим отражение мира, каким его видит человек урбанизированного общества второй половины ХХ века».[7]
С поиском перспектив литературного образования сталкивается каждый из учителей или ученых-методистов, стараясь понять «душу времени», выбирая книги для чтения «о времени и о себе», формулируя темы своих уроков и внеклассных занятий.
Особое место в процессе литературного образования занимают педагогические мастерские, которые решают проблему чтения на уроке литературы «здесь и сейчас». Такую форму проведения урока литературы предлагает известный ученый-методист Е.О. Галицких в своей монографии «Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества» (М., 2016). Опыт Е.О. Галицких и ее учителей-последователей в проведении педагогических мастерских обогатил методическую палитру учителя мастерскими переживания текста как «труда и творчества», приемами самовоспитания и самопознания читателей.
Так, например, на педагогических мастерских педагоги-словесники и ученики выбирают такие жанры для литературно-художественного творчества, которые дают возможность задуматься о содержании своей личности, о своем понимании художественного произведения. С интересом пишут ученики автобиографии, прочитав оригинальный вариант книги В.В. Маяковского «Я сам», и стремятся сохранить в своих текстах не только стилевые особенности поэта (юмор, краткость, образность, повествования), но и наполнить автобиографии своей интонацией, искренностью, событийностью. А такие жанры, как стихотворение в прозе, письмо от лица литературного героя, странички из дневника, стилистические пародии, становятся любимыми жанрами для начинающих «писателей»-учеников.
Современный урок позволяет включать разнообразные формы работы с учениками, в том числе и те, которые дают возможность ученикам рассказать о волнующих их книгах. Формируя и развивая умение говорить о книге, мы учим подростков не только рассуждать обо всем, что происходит в жизни, но и проявлять свою личность: учиться разбираться в своих интересах, потребностях, учиться рефлексии, саморегуляции и публичному выступлению. Таким образом, руководство самостоятельным чтением происходит не только директивно, но и в диалоге с подростками. Ученикам можно предложить создать буктрейлеры (небольшие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге), видеоролики о самостоятельно прочитанных книгах, подобрать материал для литературной викторины или литературной игры, сочинить синквейны и кейсы (проблемные ситуации-задачи) по произведениям художественной литературы. Для организации литературного квеста по городу и познавательной экскурсии как разновидности виртуальной экскурсии можно использовать готовые баркоды, которые сейчас размещают на зданиях музеев, исторических памятниках. А также баркод (QR-код) – матричный код (двухмерный штрихкод) можно создать при помощи сайтов (генераторов QR-кодов).
Все эти формы работы могут стать основой для создания самостоятельных индивидуальных и групповых (3-4 ученика) проектов.
В условиях увеличения интереса к использованию цифровых технологий в преподавании русского языка и литературы в школе учитель может в своей работе сочетать традиционные методы и приемы обучения с Интернет-технологиями.
Таким образом, использование цифровых технологий позволяет мотивировать познавательный интерес учащихся к систематическому чтению, к развитию устной и письменной речи, критического мышления, а также способствует формированию творческого подхода к изучению русского языка и литературы.
Помимо уроков, в современной школе возможно организовать множество мероприятий, которые позволяют в занимательной форме управлять самостоятельным чтением: заседания литературных клубов, проектная работа, читательские конференции, круглые столы, встречи с писателями, участие в школьных конференциях, в конкурсах чтецов. В контексте школьного обучения сегодня никак нельзя обойтись без формирования единой системы уроков литературы, внеклассных занятий, элективных курсов по литературе и художественной культуре, внешкольной литературной деятельности. Что это будут за занятия и как они будут сочетаться между собой, должен решать сам учитель, исходя исключительно из того, какие у него ученики, насколько высока их читательская эрудиция, а также каковы их интересы, предпочтения, психолого-педагогические проблемы.
Вся эта деятельность создает возможность заинтересовать чтением, формирует привычку не только читать книгу, но перечитывать ее, находя новые смыслы. В методических пособиях Н.Е. Кутейниковой «Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе»
(М, МАЭСТРО Пла Тинум», 2017) и Т.А. Федяевой «Отражения: западноевропейская и русская литература XX – XXI вв.» представлены списки и аналитические обзоры современных книг, адресованных подросткам, а также сформулированы основные принципы отбора современных книг для включения в круг подростково-юношеского чтения. Приведем некоторые
из них:
В список литературы для самостоятельного чтения могут быть включены произведения, которые дети, подростки могут читать без посторонней помощи, испытывая в основном удовольствие и от самого процесса чтения, и от содержания читаемого – гедонистическая функция искусства;
Книги с так называемой двойной адресацией, в которых «ребенок не является полностью самостоятельным реципиентом, так как, в отличие от взрослого, не обладает многими когнитивными, социальными, культурными компетенциями». Соответственно, предполагается, что чаще всего акт коммуникации не может не состояться без участия третьего лица, «взрослого посредника» (Х.Х.Эверс).
В список для чтения /
изучения в школе и дома могут быть внесены произведения, написанные в контексте традиций отечественной литературы вообще и детско-подростковой литературы
XIX – XX века в частности.
При организации самостоятельного чтения учащихся необходимо помнить о десяти правилах, которые сформулировал французский писатель и педагог Даниэль Пеннак в книге «Как роман»:
Завершая статью, хотелось бы отметить, что в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета ежегодно проводятся олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции, которые нацелены на систематическое проведение просветительской деятельности в области литературы и способствуют раннему выявлению литературно одаренных детей и подростков.
Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке («Татьянин день»), ежегодно организуемая совместно с Министерством образования и науки РТ, имеет такой опыт: выпускник татарской гимназии № 2 г. Казани Ренат Бакиров в рамках этой конференции прошел путь от ученика, студента аспиранта КФУ, а теперь он уже кандидат филологических наук и готовит своих учеников для участия в нашей конференции.
В ежегодных научных форумах для школьников таких, как Международный молодежный научно-образовательный фестиваль им. Льва Толстого, Поволжская конференция им. Н.И. Лобачевского, Республиканская научная конференция
им. Льва Толстого, КФУ принимают участие сотни одаренных детей нашей республики, различных регионов России и зарубежья.
Преподаватели ИФМК КФУ проводят курсы повышения квалификации для учителей нашей республики: «Методика подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» и «Коммуникативно-ориентированное обучение родному русскому языку и родной русской литературе в школах в условиях внедрения ФГОС ОО», на которых знакомят с новейшими технологиями в преподавании русского языка и литературы в школе.
Таким образом, главная задача сегодня – развивать литературное образование в школе, опираясь на преемственность поколений, современные достижения и идеи ученых-методистов и учителей-практиков, определить новый уровень литературного образования в соответствии с тем, что доминантой сегодняшней образовательной системы, безусловно, является формирование человека культуры, то есть личности, не только ориентирующейся в культурном пространстве, но и обладающей богатым творческим потенциалом, отличающейся независимостью суждений и глубиной духовных устремлений.
Большие возможности открываются перед учителями при использовании обучающих Интернет-ресурсов: «Фоксфорд для учителей» (http: // foxford.ru); «Российская электронная школа» (http: // resh.edu.ru), «Учабрь» (http: // uchi.ru); мобильного приложения для смартфонов и планшетов «Живые страницы», а также сайты: группы Tolstoy Digital «Лев Толстой» (http://tolstoy.ru/projects/tolstoy-digital), «РусОлимп» (http://rusolimp.kopeisk.ru), сайт «Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» (http://rus.dro53.ru), «Национальный корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/new), «Олимпиада_ру» (http://vk.com/olimpiada_ru), «ПостНаука» (http://postnauka.ru), «Арзамас» (http://arzamas.academy), «Национальный образовательный проект «Умная школа» (http://умная-школа.рф) и цифровой образовательный ресурc для школ «ЯКласс» (www.yaklass.ru). Для успешной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов учитель литературы также может использовать сайты: «Текстология.ру – TextoLogia.ru» (https://www.textologia.ru), «Московская электронная школа» (https://www.mos.ru/city/projects/mesh/teachers), «Московского центра оценки качества образования» (https://mcko.ru), «Я решу: тесты ЕГЭ и ОГЭ» (https://cknow.ru), «Экзамер» –
онлайн-курс самостоятельной для подготовки к ЕГЭ (https://examer.ru) и «ClodText» – проверка письменных заданий (https://lk.cloudtext.ru), который позволяет в онлайн-режиме проверять письменные домашние задания по русскому языку и литературе, а также будет полезен учителю для подготовки учеников к итоговому сочинению.
Многие учителя русского языка и литературы на страницах своих персональных сайтов делятся опытом успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Примером такого сайта можно назвать сайты учительницы Е.А. Захарьиной (https://saharina.ru) и «Умная школа. Сайт учительницы» (http://govzichyuliya.blogspot.com/2014/04/blog-post_13.html).
При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, а также к итоговому сочинению необходимо систематически работать с материалами сайта Федерального института педагогических измерений (https://fipi.ru), на который разработчики КИМ выкладывают актуальную информацию. Учителя и ученики могут познакомиться с материалами «Методическая копилка: для учителей и учащихся» (сайт ФИПИ) https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege#!/tab/222413602-10), а также с онлайн-консультациями по всем школьным предметам, по которым проводится итоговая аттестация. Например, в конце октября были выложены консультации Т.Н. Малышевой по ЕГЭ-2012 года по русскому языку (Онлайн-консультация ЕГЭ по русскому языку Татьяна Николаевна Малышева, к.п.н. https://www.youtube.com/watch?v=MnL1na2h8aI), по ЕГЭ-2012 года по литературе С.А. Зинина) (Онлайн-консультация ЕГЭ по литературе 2021 Сергей Александрович Зинин, профессор, д.п.н https://www.youtube.com/watch?v=FLH9E41DX9M), а также А.В. Федорова по итоговому сочинению за 2019-2020 учебный год, которое состоится в декабре 2020 года (Онлайн-консультация «Итоговое сочинение в 11 классе» https://www.youtube.com/watch?v=Vw29T0cLwkw профессор, д.ф.н. Алексей Владимирович Федоров).
Учитель литературы может найти самую актуальную информацию на сайтах методических журналов: «Литература в школе» (http://litsh.ru), «Магариф» (http://magarif-uku.ru), сайт журнала «Первое сентября. Открытый урок» – «Фестиваль педагогических идей» (http://urok.1sept.ru), а также издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» (https://prosv.ru, https://русское-слово.рф, https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-onlayn-uroki-or-vebinar) и на сайте для учителей «Инфоурок» (Курсы, тесты, видеоматериалы для учителей https://infourok.ru).
При чтении художественных произведений большую роль играют эмоциональное, непосредственное представление о самой красоте художественного произведения, когда чтение сопровождается эстетическим наслаждением произведением словесного искусства. Умение читать, анализировать и интерпретировать литературное произведение, знание основных литературоведческих терминов и истории литературы необходимы для формирования навыков вдумчивого, медленного и профессионального чтения.
В школьной практике всё ещё нет единства в преподавании русской литературы в контексте национальной и мировой культуры. Так, например,
Е.С. Романичева, отметив, что «до сих пор мы рассматриваем, читаем и изучаем литературу в школе, несмотря на наличие в учебном плане предметов эстетического цикла, в отрыве от развития национальной и мировой культуры», делает акцент на том, что «к сожалению, обращение к проблеме взаимодействия искусства в практике сегодняшнего преподавания – это всего лишь приём (даже не метод!) обучения. И применяется он, как правило, тогда, когда нам надо проиллюстрировать какую-то мысль, «извлечённую» из литературного произведения».[1] Исследователь для решения данной проблемы предлагает ввести в старшие классы интегрированный элективный курс «Русская художественная культура», в которой ведущая роль будет отведена литературе, потому что она «связывает вертикаль (историю) и горизонтали (другие виды искусства) курса».1
В практике современной школы активно применяются методы и приёмы обучения литературе, способствующие развитию личности учащихся в их предметно-практической деятельности, а также внедряются активные и интегративные методы обучения, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания.
В школьной методике преподавания литературы активно внедряются информационные технологии, используются возможности Интернет-ресурсов (метод пролонгированной дискуссии Р.В. Мухаметшина), а также разрабатываются различные виды уроков, позволяющих наиболее эффективно реализовывать деятельностный подход: интегрированные уроки (С.А. Леонов), уроки-диспуты, литературная гостиная, литературно-театральный марафон, литературная игра, литературная викторина и урок-литературная мастерская (Е.О. Галицких).
При чтении и изучении произведений русской литературы необходимо регулярно проводить различные виды словарной работы: знакомство с новой лексикой, разъяснение смысла слов из художественных текстов. Специально разработанные словари культурологической лексики позволяют не только объяснить значение русских слов, но и через этническую культурологическую лексику познакомиться с особенностями культуры, быта, религии, психологии народов различных национальностей, в том числе и русского. С.К. Бирюкова определяла важную роль культурологической лексики, которая «обладает повышенным творческим потенциалом; она включает в себя высшие культурологические ценности народов, что определяет ее активную роль в формировании образной системы художественного текста».[2] Следует отметит, что историко-литературный и эстетический анализ, а не лингвистический подход выступает определяющим в изучении литературы в школе. Так, например, при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» современным детям необходимо объяснить значение слова «веретено» (ручное прядильное орудие в виде длинной тонкой палочки с заостренными концами и утолщением посредине):
Или бури
завываньем
Ты, мой друг,
утомлена,
Или дремлешь под
жужжаньем
Своего веретена?
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
В классической литературе часто используется слова «верста» (русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 1,067 км или 500 саженям): В повести «Выстрел» А.С. Пушкина читаем: «В четырех верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***». Верста также обозначает верстовой столб, то есть один из придорожных столбов, которые расставлялись с промежутками в одну версту и указывали расстояние до определенных пунктов:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Вместе с тем в преподавании русской литературы в школе, а особенно в школе с родным (нерусским) языком обучения или полилингвальной гимназии необходимо использовать высокий воспитательный потенциал русской литературы: «Основной пафос русской литературы направлен на утверждение безусловных нравственных ценностей: доброты, милосердия, чувства справедливости, неприятия лжи, чувства патриотизма, включающего готовность пожертвовать жизнью для блага Отчизны и т.д.».[3]
Следовательно, изучение практически каждого литературного произведения позволяет познакомить учащихся с огромным культурологическим материалом: с фактами материальной и духовной культуры как родного народа, так и других народов, с их историей, религиозными представлениями, философией и моралью. Как отмечает профессор М.В. Черкезова: «Изучение русской литературы расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт нерусских учащихся, способствует развитию восприятия художественного произведения, выраженного в образной системе другой национальной культуры».3
Читательская культура предполагает определённый уровень развития читательских умений (умение давать оценку произведению); восприятие изобразительно-выразительных средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-
переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для понимания идеи; выразительное и осознанное чтение текста; понимание его нравственно-этического содержания, а также речевых умений (выражать свои мысли, видеть позицию автора). Все эти умения представляют собой универсальные учебные действия разного направления (личностные, познавательные, коммуникативные). Соответственно, мы можем говорить о том, что сформированная читательская культура является одним из условий личностного развития школьника. Формируется данная культура в первую очередь через чтение художественной литературы.[4]
Однако необходимо иметь в виду, что литературное образование, включая в себя и читательскую культуру, этим не ограничивается. В непрерывном развитии культуры литературное образование является важнейшей составной частью этого дискурса, объединяющего прошлое и настоящее. Вот почему так опасно отказываться от исторического подхода к изучению литературы.
Формировать культуру чтения можно и на «случайных» текстах и даже двигаясь «от противного», а сформировать общие культурные коды, дать видение национальной картины мира вряд ли возможно на разрозненных текстах, берущихся по случаю и отвечающих сиюминутным запросам класса или отдельного ученика с его «индивидуальной образовательной траекторией». Мы согласны с мнением профессора С.А. Зинина о том, что сводить культуросообразность изучения литературы к формированию «культуры чтения» нельзя – нужна система культурных доминант, освоение фонда культурных ценностей с учетом внут-
ренних запросов личности обучаемого.[5] Ученики на уроках литературы должны усвоить, что литературное произведение – открытый в прошлое и будущее текст.
Показательно в этом плане современная русская литература 2000-х годов, которая, к сожалению, очень мало представлена в действующих школьных программах. Отрадно отметить, что в статьях учителя татарской гимназии № 2 им. Ш.Марджани при
КФУ (г. Казань) А.Р. Гайнутдиновой представлен опыт изучения современной русской поэзии в условиях полилингвальной гимназии с применением инновационных технологий (например, веб-квеста).[6]
Мы же очень коротко остановимся на творчестве известных современных писателей Л.С. Петрушевской, Т.Н. Толстой, Л.Е. Улицкой, которые в своем творчестве обращаются к традициям разных эпох и культур, в том числе и классицизму, сентиментализму, реализму, обыгрывают стереотипы восприятия жизни, чтобы ответить на принципиальные вопросы современности. В русской литературе постмодернизма актуализируются также и традиции сентиментальных жанров (дневники, путешествия). В качестве тем для самостоятельных проектов можно предложить ученикам изучить специфику проявления традиций и новаторства в жанре путешествия / хождения («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и др.), на примере творчества
А.С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», «Путешествие в Арзум») и И.А. Гончарова («Фрегат «Паллада»). Интересен в этом плане роман «Фрегат «Паллада» И.А Гончарова, где автор стремится показать, что уже не осталось ничего недоступного, ничего чудесного и таинственного, а, напротив, все становится обыденным, знакомым и привычно доступным, все подходит под один и тот же общеевропейский «прозаический уровень». Претерпевает изменения и образ путешественника, который прежде всего через реалии повседневного быта воспринимает жизнь Европы.
В ХХ веке традиция жанра путешествия продолжается в реалистической прозе М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.Н. Толстого («Хождение по мукам»), В.В. Ерофеева («Москва – Петушки»), в поэме А.Т. Твардовского «За далью даль», в постмодернистской литературе трансформируется в путешествие в «потемки души» героев на фоне своеобразного культурного ландшафта. Например, в поэме В.В. Ерофеева «Москва –Петушки», в которой, наряду с другими культурными кодами (код исповеди, код юродствования, код иронии / противоиронии, код пародии), задействован и код литературного путешествия, на что указывает уже само название произведения.
Ученики в ходе подготовки проектов выявляют развитие жанра «хождения / путешествия» от истоков до современности, определяют специфику изображения действительности, позиции автора, своеобразие, зависящие от принадлежности к определенному литературному направлению, позиции автора (древнерусские хождения, сентиментальные, реалистические путешествия, пародирование и травестирование жанра путешествия в литературе постмодернизма).
Темой ученических проектов может стать и тема поэтического памятника в русской литературе (от М.В. Ломоносова до И.А. Бродского), которую можно также осмыслить в проектах и в контексте татарской и мировой литературы. При создании проектов можно привлечь и межпредметные знания учащихся, полученные на уроках изобразительного искусства, на элективных курсах (например, «Мировая художественная культура»), общекультурные знания о культуре и искусстве.
Памятник – это и скульптурное или архитектурное сооружение в память какому-нибудь писателю, поэту, выдающейся личности (герою, царю, ученому, поэту или историческому событию). Ученики могут назвать памятники Петру I, М.В. Ломоносову, Н.В. Гоголю,
Г. Тукаю, М. Джалилю. В процессе работы над проектом ученики приходят к выводу о том, что лучшим памятником поэту, писателю, художнику, архитектору, музыканту являются его собственные выдающиеся произведения, которые интересны для последующих поколений своей эстетической ценностью, гуманистической устремленностью, оригинальностью мысли и чувства.
Такие произведения талантливых, гениальных поэтов переживают свое время. Поэзия М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лер-
монтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета относится к таким вечным памятникам своим создателям. В Казани и в Республике Татарстан есть много памятников поэтам, писателям и деятелям культуры, можно в рамках проекта использовать этот богатейший краеведческий материал. У некоторых из них есть драматичная история. Например, памятник Г.Р.Державину в Казани три раза менял свое место. Созданный на средства почитателей творчества поэта в 1846 году, в 1930-м был разрушен и снова отлит в 2003 году. Памятник М. Горькому также менял свое место в Казани. Ученики могут изучить экспозиции музеев Республики Татарстан, познакомиться с историей улиц, носящих имена деятелей литературы и культуры. Это все материальные памятники.
Второй этап работы над проектом связывается с «нерукотворным» памятником, с поэзией. Каждый поэт задается вопросом о месте своей поэзии в жизни общества, о посмертной судьбе своих произведений. Отвечая на этот вопрос, авторы пересматривают свое творчество, выделяя в нем самое главное, свои заслуги перед потомками, нередко такие размышления облекаются в поэтическую форму. В русской поэзии эту традицию заложил М.В. Ломоносов переводом оды Горация «Exegi monumentum» («К Мельпомене»), затем создал свое оригинальное стихотворение «Памятник» Г.Р. Державин. Тему поэтического памятника подхватили и по-своему решали многие поэты, самые известные «Памятники» А.С. Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), В.Я. Брюсова и И.А. Бродского могут стать основой данного ученического проекта.
Учителю литературы следует также учитывать, что картины времени, запечатленные в произведении, меняются. Как отмечает известный ученый-методист Р.З. Хайруллин: русская картина мира, воссозданная в стихотворении «Зимняя дорога», отражает восприятие мира человеком первой половины XIX века. В произведениях А.А. Блока или же С.А.Есенина представлены уже совершенно другие картины мира, а в поэзии А.А. Вознесенского, одной из главных тем творчества которого является «культура и технический прогресс», мы видим отражение мира, каким его видит человек урбанизированного общества второй половины ХХ века».[7]
С поиском перспектив литературного образования сталкивается каждый из учителей или ученых-методистов, стараясь понять «душу времени», выбирая книги для чтения «о времени и о себе», формулируя темы своих уроков и внеклассных занятий.
Особое место в процессе литературного образования занимают педагогические мастерские, которые решают проблему чтения на уроке литературы «здесь и сейчас». Такую форму проведения урока литературы предлагает известный ученый-методист Е.О. Галицких в своей монографии «Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества» (М., 2016). Опыт Е.О. Галицких и ее учителей-последователей в проведении педагогических мастерских обогатил методическую палитру учителя мастерскими переживания текста как «труда и творчества», приемами самовоспитания и самопознания читателей.
Так, например, на педагогических мастерских педагоги-словесники и ученики выбирают такие жанры для литературно-художественного творчества, которые дают возможность задуматься о содержании своей личности, о своем понимании художественного произведения. С интересом пишут ученики автобиографии, прочитав оригинальный вариант книги В.В. Маяковского «Я сам», и стремятся сохранить в своих текстах не только стилевые особенности поэта (юмор, краткость, образность, повествования), но и наполнить автобиографии своей интонацией, искренностью, событийностью. А такие жанры, как стихотворение в прозе, письмо от лица литературного героя, странички из дневника, стилистические пародии, становятся любимыми жанрами для начинающих «писателей»-учеников.
Современный урок позволяет включать разнообразные формы работы с учениками, в том числе и те, которые дают возможность ученикам рассказать о волнующих их книгах. Формируя и развивая умение говорить о книге, мы учим подростков не только рассуждать обо всем, что происходит в жизни, но и проявлять свою личность: учиться разбираться в своих интересах, потребностях, учиться рефлексии, саморегуляции и публичному выступлению. Таким образом, руководство самостоятельным чтением происходит не только директивно, но и в диалоге с подростками. Ученикам можно предложить создать буктрейлеры (небольшие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге), видеоролики о самостоятельно прочитанных книгах, подобрать материал для литературной викторины или литературной игры, сочинить синквейны и кейсы (проблемные ситуации-задачи) по произведениям художественной литературы. Для организации литературного квеста по городу и познавательной экскурсии как разновидности виртуальной экскурсии можно использовать готовые баркоды, которые сейчас размещают на зданиях музеев, исторических памятниках. А также баркод (QR-код) – матричный код (двухмерный штрихкод) можно создать при помощи сайтов (генераторов QR-кодов).
Все эти формы работы могут стать основой для создания самостоятельных индивидуальных и групповых (3-4 ученика) проектов.
В условиях увеличения интереса к использованию цифровых технологий в преподавании русского языка и литературы в школе учитель может в своей работе сочетать традиционные методы и приемы обучения с Интернет-технологиями.
Таким образом, использование цифровых технологий позволяет мотивировать познавательный интерес учащихся к систематическому чтению, к развитию устной и письменной речи, критического мышления, а также способствует формированию творческого подхода к изучению русского языка и литературы.
Помимо уроков, в современной школе возможно организовать множество мероприятий, которые позволяют в занимательной форме управлять самостоятельным чтением: заседания литературных клубов, проектная работа, читательские конференции, круглые столы, встречи с писателями, участие в школьных конференциях, в конкурсах чтецов. В контексте школьного обучения сегодня никак нельзя обойтись без формирования единой системы уроков литературы, внеклассных занятий, элективных курсов по литературе и художественной культуре, внешкольной литературной деятельности. Что это будут за занятия и как они будут сочетаться между собой, должен решать сам учитель, исходя исключительно из того, какие у него ученики, насколько высока их читательская эрудиция, а также каковы их интересы, предпочтения, психолого-педагогические проблемы.
Вся эта деятельность создает возможность заинтересовать чтением, формирует привычку не только читать книгу, но перечитывать ее, находя новые смыслы. В методических пособиях Н.Е. Кутейниковой «Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе»
(М, МАЭСТРО Пла Тинум», 2017) и Т.А. Федяевой «Отражения: западноевропейская и русская литература XX – XXI вв.» представлены списки и аналитические обзоры современных книг, адресованных подросткам, а также сформулированы основные принципы отбора современных книг для включения в круг подростково-юношеского чтения. Приведем некоторые
из них:
1. |
В список литературы для самостоятельного чтения могут быть включены произведения, которые дети, подростки могут читать без посторонней помощи, испытывая в основном удовольствие и от самого процесса чтения, и от содержания читаемого – гедонистическая функция искусства;
2. |
Книги с так называемой двойной адресацией, в которых «ребенок не является полностью самостоятельным реципиентом, так как, в отличие от взрослого, не обладает многими когнитивными, социальными, культурными компетенциями». Соответственно, предполагается, что чаще всего акт коммуникации не может не состояться без участия третьего лица, «взрослого посредника» (Х.Х.Эверс).
3. |
В список для чтения /
изучения в школе и дома могут быть внесены произведения, написанные в контексте традиций отечественной литературы вообще и детско-подростковой литературы
XIX – XX века в частности.
При организации самостоятельного чтения учащихся необходимо помнить о десяти правилах, которые сформулировал французский писатель и педагог Даниэль Пеннак в книге «Как роман»:
- Право не читать.
- Право перескакивать.
- Право не дочитывать.
- Право перечитывать.
- Право читать что попало.
- Право на боваризм.
- Право читать где попало.
- Право читать вслух.
- Право втыкаться.
- Право молчать о прочитанном.[8]
Завершая статью, хотелось бы отметить, что в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета ежегодно проводятся олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции, которые нацелены на систематическое проведение просветительской деятельности в области литературы и способствуют раннему выявлению литературно одаренных детей и подростков.
Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке («Татьянин день»), ежегодно организуемая совместно с Министерством образования и науки РТ, имеет такой опыт: выпускник татарской гимназии № 2 г. Казани Ренат Бакиров в рамках этой конференции прошел путь от ученика, студента аспиранта КФУ, а теперь он уже кандидат филологических наук и готовит своих учеников для участия в нашей конференции.
В ежегодных научных форумах для школьников таких, как Международный молодежный научно-образовательный фестиваль им. Льва Толстого, Поволжская конференция им. Н.И. Лобачевского, Республиканская научная конференция
им. Льва Толстого, КФУ принимают участие сотни одаренных детей нашей республики, различных регионов России и зарубежья.
Преподаватели ИФМК КФУ проводят курсы повышения квалификации для учителей нашей республики: «Методика подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» и «Коммуникативно-ориентированное обучение родному русскому языку и родной русской литературе в школах в условиях внедрения ФГОС ОО», на которых знакомят с новейшими технологиями в преподавании русского языка и литературы в школе.
Таким образом, главная задача сегодня – развивать литературное образование в школе, опираясь на преемственность поколений, современные достижения и идеи ученых-методистов и учителей-практиков, определить новый уровень литературного образования в соответствии с тем, что доминантой сегодняшней образовательной системы, безусловно, является формирование человека культуры, то есть личности, не только ориентирующейся в культурном пространстве, но и обладающей богатым творческим потенциалом, отличающейся независимостью суждений и глубиной духовных устремлений.
Большие возможности открываются перед учителями при использовании обучающих Интернет-ресурсов: «Фоксфорд для учителей» (http: // foxford.ru); «Российская электронная школа» (http: // resh.edu.ru), «Учабрь» (http: // uchi.ru); мобильного приложения для смартфонов и планшетов «Живые страницы», а также сайты: группы Tolstoy Digital «Лев Толстой» (http://tolstoy.ru/projects/tolstoy-digital), «РусОлимп» (http://rusolimp.kopeisk.ru), сайт «Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» (http://rus.dro53.ru), «Национальный корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/new), «Олимпиада_ру» (http://vk.com/olimpiada_ru), «ПостНаука» (http://postnauka.ru), «Арзамас» (http://arzamas.academy), «Национальный образовательный проект «Умная школа» (http://умная-школа.рф) и цифровой образовательный ресурc для школ «ЯКласс» (www.yaklass.ru). Для успешной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов учитель литературы также может использовать сайты: «Текстология.ру – TextoLogia.ru» (https://www.textologia.ru), «Московская электронная школа» (https://www.mos.ru/city/projects/mesh/teachers), «Московского центра оценки качества образования» (https://mcko.ru), «Я решу: тесты ЕГЭ и ОГЭ» (https://cknow.ru), «Экзамер» –
онлайн-курс самостоятельной для подготовки к ЕГЭ (https://examer.ru) и «ClodText» – проверка письменных заданий (https://lk.cloudtext.ru), который позволяет в онлайн-режиме проверять письменные домашние задания по русскому языку и литературе, а также будет полезен учителю для подготовки учеников к итоговому сочинению.
Многие учителя русского языка и литературы на страницах своих персональных сайтов делятся опытом успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Примером такого сайта можно назвать сайты учительницы Е.А. Захарьиной (https://saharina.ru) и «Умная школа. Сайт учительницы» (http://govzichyuliya.blogspot.com/2014/04/blog-post_13.html).
При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, а также к итоговому сочинению необходимо систематически работать с материалами сайта Федерального института педагогических измерений (https://fipi.ru), на который разработчики КИМ выкладывают актуальную информацию. Учителя и ученики могут познакомиться с материалами «Методическая копилка: для учителей и учащихся» (сайт ФИПИ) https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege#!/tab/222413602-10), а также с онлайн-консультациями по всем школьным предметам, по которым проводится итоговая аттестация. Например, в конце октября были выложены консультации Т.Н. Малышевой по ЕГЭ-2012 года по русскому языку (Онлайн-консультация ЕГЭ по русскому языку Татьяна Николаевна Малышева, к.п.н. https://www.youtube.com/watch?v=MnL1na2h8aI), по ЕГЭ-2012 года по литературе С.А. Зинина) (Онлайн-консультация ЕГЭ по литературе 2021 Сергей Александрович Зинин, профессор, д.п.н https://www.youtube.com/watch?v=FLH9E41DX9M), а также А.В. Федорова по итоговому сочинению за 2019-2020 учебный год, которое состоится в декабре 2020 года (Онлайн-консультация «Итоговое сочинение в 11 классе» https://www.youtube.com/watch?v=Vw29T0cLwkw профессор, д.ф.н. Алексей Владимирович Федоров).
Учитель литературы может найти самую актуальную информацию на сайтах методических журналов: «Литература в школе» (http://litsh.ru), «Магариф» (http://magarif-uku.ru), сайт журнала «Первое сентября. Открытый урок» – «Фестиваль педагогических идей» (http://urok.1sept.ru), а также издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» (https://prosv.ru, https://русское-слово.рф, https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-onlayn-uroki-or-vebinar) и на сайте для учителей «Инфоурок» (Курсы, тесты, видеоматериалы для учителей https://infourok.ru).
Комментарийлар