Корень. Корневые системы

(Урок биологии в 6 классе)

Гульназ Шакирова,

учитель биологии I квалификационной категории

средней татарско-русской школы № 80

имени Каюма Насыри г. Казани

Цель урока: изучить строение корня, виды корней, корневые системы и их видоизменения.

Задачи урока:

Познавательная: сформировать новые понятия: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик; особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем, видоизменения корней.

Развивающая:

– развитие навыков работы с биологическими терминами, учебником;

– развитие практических умений по распознаванию и определению корней и корневых систем;

– развитие творческого мышления, умения работать в парах;

– развитие умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы;

Воспитательная:

– развитие у учащихся навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;

– развитие навыков сотрудничества в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем, строению корня.

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, работа с учебником;
  2. Наглядные: изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ;
  3. Практические: гербарные образцы, лабораторная работа;
  4. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, гербарии «Типы корневых систем», лупа.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

Учитель: В начале урока я бы хотела предложить вам загадку:

Царства тёмного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растениям жизнь дают.

Что же это? Корни.

Записывают тему урока: «Подземные кладовые растений».

Учитель: Возможна ли жизнь на планете без растений?

(Растения выделяют  в год 400 млрд т кислорода, которым дышат все живые организмы; ещё больше поглощают углекислого газа – 600 млрд т, защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – летучие вещества, которые убивают вирусы и бактерии.)

  1. Изучение нового материала

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие, 
Много незабудок голубых, 
А потом цветов нам стало жалко, 
Снова в землю посадили их. 
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, 
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

Вспомните, какую нагрузку вы испытываете, когда пытаетесь удержать ручку зонта во время сильного ветра?

Сложно! Так и деревьям при сильных ветрах и ураганах нужна сила, чтобы удержать толстые ветви. Огромная сила! Этой силой обладают корни. Корни, изгибаясь, растут вниз,  изгибы связаны силой земного притяжения, они разрастаются во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.

Учитель: Вопрос к классу: как вы думаете, какой величины бывают корни у растений?

Корней у любого растения бывает много, и идут они вглубь и вширь. Так, на черноземных почвах корни овса проникают в глубину до 1.3–1.4 м, проса – до 1.2 м, пшеницы – до 2–2.5 м, осота – до 6 м и более. У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, корни моркови в 7 раз длиннее надземной части растения.

Учитель: В прошлом году мы изучили разные отделы растений. Назовите растения без корней.

Водоросли и мхи не имеют корней, у мхов вместо корней – ризоиды. Эти растения более простого строения, они приспособлены к другим условиям.

Сегодня у нас необычный урок, а урок-исследование, в ходе которого вы будете  выступать в роли исследователей. А  объектом вашего  исследования будут корни и корневые системы. Вам необходимо исследовать особенности строения и образования корневых систем.

Учитель:  Итак, корень – это один из основных вегетативных органов растения. Вегетативные органы – это органы, с помощью которых растение питается, дышит, растёт и развивается.

Он выполняет следующие функции (Слайд 4):

– закрепляет растение в почве;

– активно поглощает  из почвы воду с минеральными веществами, т.е. отвечает за почвенное питание;

– используется для вегетативного размножения.

Вопрос к классу: в течение жизни  у растения формируется много корней. Одни из них появляются на главном  корне,  другие образуются на побеге. Придаточные корни могут вырасти даже на листьях.   Боковые корни возникают на корнях всех видов.

Учащиеся  рассматривают гербарии  и зарисовывают в тетрадь виды корней (Слайд 5): главный, боковые, придаточные.

Учащиеся работают с учебником на стр. 13.

Учитель:

– Каким образом развивается главный корень?

– Каким образом образуются придаточные корни?

– Как возникают боковые корни?

Учитель: На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения  называют корневой  системой.

Выполняем лабораторную работу: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Задания (Слайд 6):

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
  2. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми.
  3. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
  5. Сделайте рисунки.

Выводы: Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень, а в мочковатой корневой системе главный корень отмирает или недоразвит. Все корневые системы состоят из  боковых и придаточных корней.

Кроме основных функций корни выполняют и другие (Слайды 7–13):

  1. В корнях откладываются запасные питательные вещества, и эти корни сильно разрастаются и приобретают диковинную форму. Такие видоизменения называются корнеплодами. Там накапливаются сахара (морковь, свекла).
  2. Корневые клубни (картофель);
  3. Бактериальные клубеньки (бобовые);
  4. Воздушные корни (монстера, орхидея);
  5. Столбовидные корни;
  6. Корни прицепки.

Учитель: А знаете ли вы, что корни некоторых растений имеют лекарственное значение. А сейчас послушаем интересные факты вашего одноклассника.

Ученик: Наиболее полезными считают корневища лопуха, который повышает иммунитет организма, помогает сохранить красоту волос, укрепляя их. Марьин корень помогает от расстройства сна и лечит простудные заболевания. Всем известный под названием «золотой корень» корневище родиолы розовой защищает от стрессовых ситуаций. Корень имбиря используют для лечения простуды и кашля. Калган-корень – это корневище лапчатки прямостоящей, помогает останавливать кровь, заживляет мокнущие раны.

Учитель: Раньше медицина была не сильна, и многие  люди лечились травами. Наш великий татарский просветитель XIX века Каюм Насыри, именем которого в этом году была названа наша школа № 80, также не пользовался лекарствами. Он оставил нам богатый материал о лекарственных растениях,  всё это описал  в книге «Цветы и травы».  Учёный  был за здоровый образ жизни, лечил людей своими рецептами. Во время экскурсии в музее К.Насыри вы увидели много лекарственных растений.

  1. Закрепление нового материала

Учащиеся отвечают на вопросы учителя (Слайд 14):

  1. Какие функции выполняет корень?
  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
  3. Что такое корневая система?
  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
  5. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

 

  1. Рефлексия. Подведение итога

Учитель проводит рефлексию с помощью листов обратной связи.

Вопросы к учащимся:

– Что я знал  до нашего урока?

– Что нового узнали на этом уроке?

– Что Вас удивило?

– Что было самым простым на уроке?

– Что было самым сложным?

 

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

 

  1. Домашнее задание

Прочитать параграф 19, ответить на вопросы после параграфа, зарисовать различные видоизменения корней из дополнительной литературы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.