М.В. Ломоносов и Каюм Насыри

(Урок по окружающему миру в 4 классе)

Марина Гибадуллина,

учитель I квалификационной категории

Диляра Ялакова,

учитель I квалификационной  категории

средней татарско-русской школы № 80 имени Каюма Насыри г. Казани

Цель: формировать у учащихся представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова и К.Насыри, учить анализировать, обобщать.

Задачи:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные: осознавать своё единство с окружающим миром, развивать самостоятельность, стремление к саморазвитию;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска, нетбук, учебник А.А. Плешакова, презентация, карточки, мозаичные работы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и кроссворды,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи.

За работу, в добрый час.

 

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

 Ученье – свет, а неученье – тьма.

– Как понимаете смысл пословицы?

– Какие ещё пословицы об учении вы знаете?

– А нужно ли вам учиться? (Да)

 

– Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, т.к познакомимся  с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России.

  1. Проверка пройденного материала

Чтобы перейти к следующему этапу истории, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке? ( Пётр I)

А как вы усвоили материал, проверим при помощи теста. У вас на столах тесты, вам надо выбрать тот ответ, который вы считаете верным. Приступаем (4–5 мин)

  1. Укажи, сколько специальностей освоил Пётр I.

1) 8     2) 12     3) 10    4) 14

  1. Пётр I был:

1) князем      2) дворянином    3) ханом       4) царём и  императором

  1. Какое природное бедствие часто случается в городе Санкт-Петербург?

1) Белые ночи          2) землетрясение      3) наводнение       4) ураганы

  1. Назови город, возникший при Петре I.

1) Архангельск      2) Якутск             3) Екатеринбург         4) Казань

  1. Вспомни, сколько лет было Петру I, когда он был провозглашён царём.

1) 10 лет          2) 15 лет             3) 12 лет             4) 18 лет

  1. Назовите любимое увлечение Петра I.

1) танцы      2) рисование            3) военные «потехи»

Проверка теста:1) 14;  2) 4; 3) 3; 4) 3; 5) 1; 6) 3. Молодцы, все справились с тестом.

  1. Постановка учебных задач. Введение тему

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё  с одной выдающейся личностью России.

Посмотрите внимательно  на доску.

– Какое время года изображено на репродукции? ( Зима)

– Кто изображён на репродукции? (Юноша)

– Каким вы его представляете? (Смелым)

– Что в руках у юноши? (2 книги)

– Кто-нибудь из вас слышал это имя и фамилию? (Да)

– Как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь? (о М.В. Ломоносове)

  • Изучение нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем, что сделал для России великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.

Сегодня будем работать в группах: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

  • Работа в группах

– проследим путь становления Ломоносова от детства до великого учёного, его заслуги перед Отечеством.

Работать будем по плану (план на доске):

1 группа  детство М.В. Ломоносова. 

2 группа – учение М.В. Ломоносова.

3 группа  – «Ломоносов – учёный».

Каждая группа будет работать по своей теме.

После пересказа первой группы учитель задаёт вопросы:

Когда и где родился Ломоносов? (В 1711 году в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство )

– Чем занималась семья Ломоносовых? (Рыболовством)

– Чем интересовался  любознательный мальчик? (Чтением книг)

– Что закалило характер Ломоносова? (Морские путешествия)

– За что ругала его мачеха? ( За чтение книг)

– Первые книги Ломоносова? (Грамматика и арифметика)

 

Вторая группа работает над отслеживанием учёбы Ломоносова.

После пересказа второй группы учитель задаёт вопросы:

– Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? (Он решил отправиться в Москву)

– Каким образом он  добрался  до Москвы? (Пешком с рыбным обозом)

– Сколько лет ему тогда было? (19 лет)

– Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую  академию)

– Какой язык изучал юноша, поступив в академию? (Латинский)

– Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учёбы?

– Где продолжит свою учебу Ломоносов? (В Германии)

Третья группа готовит информацию: «Ломоносов – учёный».

После пересказа третьей группы учитель задаёт вопросы:

– Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину?

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова? (Физика, астрономия, химия, история, поэзия, искусство)

– Назовите его открытия? (Открыл атмосферу на планете Венера)

– Что организовал Ломоносов? (Химическую лабораторию)

 

Спасибо ребятам за выступления.

  1. Физкультминутка

Продолжаем разговор о Ломоносове. Он был не просто учёным, а смог раскрыть свой талант в таких отраслях, как литература, грамматика, география, физика, химия, а также он был талантливым художником. Ломоносов создал мозаичные картины.

(Мозаика – это рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, пластмассы.)

Им было создано более 40 работ, но до наших дней сохранились всего лишь 23 из них. Его работу « Полтавская баталия» можно увидеть в здании Петербургской Академии наук, на парадной лестнице.

– Среди татарских просветителей мы можем выделить такого же человека, как Ломоносов. Это наш Каюм Насыри. В этом году нашей школе присвоили имя К.Насыри. (Показ презентации)

– Когда и где родился К.Насыри? (В1825 г. в д. Верхние Ширданы)

– В какой семье он родился? (В семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна)

– Где получил  первое образование? (В мектебе отца, Казанском медресе)

– В каких отраслях он прославился? (География, арифметика, ботаника, история, народная медицина)

Он так же, как  и Ломоносов, всегда стремился учиться, развивался, совершил много открытий, много знаний и сил отдал своему народу.

Не зря Каюма Насыри называют «Наш татарский Ломоносов».

Мы сегодня с вами на уроке познакомились с двумя выдающимися личностями, вклад которых признан всеми и актуален по сей день.

А теперь давайте проверим свои ученические способности в разных учебных предметах.

  1. Закрепление

5.1. Русский язык

ФОР

Благодаря Ломоносову  в  обиход русского языка вошли новые слова, попробуйте их составить.

 

ТЕРМО

МУЛА

 

 

 

БАРО

  СФЕРА   МЕТР
    АТМО
МЕТР

 

(барометр, атмосфера, формула, термометр)

5.2. Окружающий мир

К.Насыри прекрасно владел многими ремёслами: переплетал книги, столярничал, разбирался в кулинарии, в медицине и делал зеркала. Хорошо знал  ботанику, особенно лекарственные травы, которые выращивал у себя на участке.

У вас на партах лежат зеркала и перевёрнутые слова. Вам при помощи зеркала надо прочитать эти слова.

Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка, земляника, тысячелистник

– К какой группе мы можем отнести эти растения? (Лекарственные растения)

Каюм Насыри сам лечился и лечил своих близких только лекарственными растениями.

– Молодцы, с этим заданием справились, переходим к следующему предмету.

5.3. Труд и изобразительное искусство

У вас на столах есть фрагменты  работ Ломоносова, выполненные в мозаичной технике.

Попробуйте составить из них картинку, при работе вам потребуется клей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

– Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

– Хотели ли бы вы быть похожими на Ломоносова и К.Насыри?

– Что вы можете сказать о Ломоносове и К.Насыри, поделитесь своим мнением?

– Что нового узнали вы об этих исторических личностях?

– Что было для вас сложным?

– О чём  бы вы хотели узнать ещё?

 

В наши дни российским и иностранным учёным  за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова.

У вас на партах лежат три медальки: золотая, серебряная, бронзовая.

– Как вы думаете, какую медаль вы заслужили за работу на уроке?

  1. Домашнее задание

В рабочей тетради на с. 36 найти интересные факты из жизни этих выдающихся личностей.

 

Список использованных материалов:

  1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. – М. : «Просвещение», 2021.
  2. Поурочные разработки по окружающему миру. К УМК А.А. Плешакова и др. («Школа России»). – М. : «Вако», 2020 г.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/оkruzhayushchii-mir
  5. history-kazan.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.