Логотип Магариф уку
Цитата:

Мир детства в творчестве Аркадия Гайдара

(Готовимся к уроку внеклассного чтения)Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия – Голиков, 1904 – 1941) – один из основателей русской детской литературы ХХ века. Биография и творчество А.П.Гайдара не од...

(Готовимся к уроку внеклассного чтения)
Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия – Голиков, 1904 – 1941) – один из основателей русской детской литературы ХХ века. Биография и творчество А.П.Гайдара не однозначно оценивались в разные периоды истории нашей страны. Личность писателя и его герои идеологически мифологизировались в 1960–1980-е годы в рамках пионерского и тимуровского движения, впоследствии, в начале 2000-х, подверглись решительной демифологизации вместе с пересмотром многих событий в истории первой половины ХХ века.
Впервые писатель использовал псевдоним Гайдар в 1925 году. Исследователи наиболее убедительным источником этого псевдонима называют популярную в начале ХХ века сказку казанского писателя-сказочника XIX века Николая Петровича Вагнера «Великое». Как отмечает И.Г. Минералова, «романтическая легенда о принце, пытавшемся постичь смысл великой скорби, великой любви, великого страдания, была, несомненно, созвучна исканиям начинающего писателя».[1]
С течением времени многие литературоведы и ученые-методисты начали высказывать мнение о воспитательной и художественной ценности произведений А.П. Гайдара. Например, авторы коллективной монографии, посвященной творчеству писателя, отмечают: «Сегодняшнее общество все сильнее осознает, что произведения А.П. Гайдара, составляющие ядро золотого фонда отечественной детской литературы, в 1990-х годах поспешно изъятые из школьной программы, должны быть возвращены в обязательный круг детского и юношеского чтения».[2]
В детскую литературу писатель пришел в 1920 – 1930-е годы, когда только закладывались основы художественной литературы для детей. Как правило, дети идеализировались, изображались статично, без учета возрастных особенностей восприятия читателя-ребенка.
Конечно, современному юному читателю, наверное, не все произведения А.П. Гайдара будут одинаково интересны: повести «Школа», «На графских развалинах», «Военная тайна», рассказ «Р.В.С.» и другие, возможно, будут менее востребованы, чем трилогия о Тимуре Гараеве («Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Клятва Тимура»), рассказы «Голубая чашка», «Чук и Гек», сказка «Горячий камень».
Показательно, что в изображении Аркадия Гайдара дети и подростки психологически точно соответствуют своему возрасту, мальчики и девочки различаются по своему поведению. В основе сюжета многих его произведений лежат тайна, игра, занимательная детективная история, а персонажи учатся дружить, любить, прощать друг друга.
В 30 – 40-е годы остро стоял вопрос о создании в литературе образа положительного героя – подростка или ребенка. А. Гайдар изображал своих персонажей неоднозначными, эстетически полноценными, умеющими постоять за свои убеждения. Этими качествами наделен Тимур Гараев. Не случайно он стал кумиром для многих подростков своего времени. На примере Тимура учитель может показать, как литературный герой может стать образцом для подражания (до 1980-х годов в нашей стране активно развивалось тимуровское движение). Осмысливая популярность трилогии в целом, и особенно первой повести – «Тимур и его команда», известный литературовед М.И. Мещерякова пишет: «Писательский дар А. Гайдара позволил создать образ колоссальной притягательной силы: он был равно приемлем и для взрослых – своими положительными качествами, и для подростков – осмыслением этих качеств как проявлений зрелости, а не «послушности». Например, Тимур не грубит старшим ни при каких обстоятельствах (не опускается до перебранки, не считает возможным «огрызаться»), вежлив с девочками (как истинный мужчина, снисходителен к женщинам), не ввязывается в мальчишеские драки (у него есть взрослые способы отстаивания своей точки зрения)».[3] В то же время А.П.Гайдар стремится завершить свое произведение примирением, как, например, в повести «Тимур и его команда», в рассказе «Голубая чашка», и даже праздником, как в «Чуке и Геке», где в финале изображена встреча Нового года.
Дошкольникам и ученикам младших классов для внеклассного чтения можно рекомендовать рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть», психологические рассказы «Голубая чашка» и «Чук и Гек», сказку «Горячий камень», а ученикам пятых – шестых классов будет интересна трилогия о Тимуре.
Предваряя чтение рассказа «Голубая чашка» (1936) в IV или
V классах, учитель на уроке внеклас-
сного чтения расскажет о жизни
А. Гайдара, затем беседу можно начать с вопроса: «Вам приходилось когда-нибудь слышать несправедливые упреки? Как вы поступали
в таком случае? Умеете ли вы прощать?» Затем показать буктрейлер по рассказу «Голубая чашка», в котором будут ключевые слова рассказа: 1. «Разве это хорошая жизнь?» –
спрашивает папа. «Жизнь совсем плохая», – отвечает Светлана. 2. «Мы не разбивали голубой чашки. Это, может быть, сама Маруся что-нибудь разбила. Но мы ее простили. Мало ли кто на кого понапрасну плохое подумает? Однажды и Светлана на меня подумала. Да я и сам на Марусю плохое подумал тоже…»; 3. «А разве теперь у нас жизнь плохая?» –
спрашивает Светлана. «А жизнь, товарищи, … была совсем хорошая!».[4]
В доступной для детей форме
А.П. Гайдар говорит о небольшом разладе в дружной семейной жизни, когда мама Маруся рассердилась на мужа и свою рыжеволосую шестилетнюю дочку Светлану за разбитую голубую чашку. Обиженные герои отправляются в путешествие, во время которого нежная и веселая Светлана
напоминала отцу Марусю. Юным читателям близки темы путешествия, открытия нового в хорошо знакомом мире (полянка, пруд, березовая роща, гора…), мотив поиска счастья и любви также никого не оставляет
равнодушным.
Учитель может спросить: «Какую роль в рассказе играет природа? Как изображены образы природы? Созвучна ли природа чувствам ге-
роев?»
Ученики находят примеры и делают вывод о том, что образы природы олицетворяются и соглашаются с героями, когда те хотят примириться, вернуться домой, простить обиду, и возражают, когда отец и Светлана сердятся: «Потом забеспокоились мы, когда потемнело небо. Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче… Далеко позади остался наш серый домик с деревянной крышей…», «… рыжеволосая Светлана стояла перед цветами, которые поднимались ей до плеч, и с воодушевлением распевала такую только что сочиненную песню…», «И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады», «И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочая своими круглыми глазами, в страхе забился и запрыгал: должно быть, впервые увидал такое нестерпимо яркое солнце и такую нестерпимо рыжую девчонку», «…(Светлана) смотрит на серебристую бабочку, которая тихонько ползет по рукаву ее розового платья…» и др.
Учитель, продолжая беседу, спрашивает: «Когда герои рассказа достигают счастья?». Ученики на примерах Саньки, Пашки Букамашкина, Берты, маленького Федора, сторожа, Валентины отмечают, что поиски счастья, «хорошей» жизни связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать отношения между людьми, забывать обиды: «Оранжевые лучи вечернего солнца озарили крыльцо. И на нем, в красном платье, без платка и в сандалиях на босу ногу, стояла и улыбалась наша Маруся.
– Смейся, смейся! – разрешила ей подбежавшая Светлана. – Мы тебя все равно уже простили».
Завершая беседу по рассказу-новелле, учитель обращает внимание учеников на название произведения вопросом: «Как вы думаете, почему А.П. Гайдар назвал свой рассказ «Голубая чашка»? Какую роль играет в сюжете голубая чашка?» Совместными размышлениями ученики под руководством учителя приходят к осмыслению символики этого образа:
голубая чашка – это и сюжетообразующая деталь и символ хрупкого и крайне необходимого всем и каждому в мире мира и взаимо-
понимания.
В таком же ключе можно провести беседу о рассказе «Чук и Гек» (1939), в котором герои отправляются в далекое путешествие. Для маленьких героев путешествие неразрывно связано с приключениями. Сюжет рассказа, отражая специфику восприятия 4 – 5-летних детей, совмещает в себе реалистические и сказочные черты. Учитель предлагает ученикам самостоятельно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрации к нему, устно или письменно (по желанию учеников) ответить на вопросы, подготовить презентацию (можно и в форме буктрейлера). На уроке внеклассного чтения беседу помогут организовать следующие вопросы: 1. Расскажите о взаимоотношениях Чука и Гека. В чем сходство и в чем различие в описании этих героев? 2. Как называется прием, который использует автор при сравнении этих героев? 3. Что увидел Гек из окна вагона поезда? Чем в это время занимался Чук? 4. Являются ли противоречия в поступках Чука и Гека непреодолимыми? 5. Какую роль в рассказе сыграла телеграмма? Как вы думаете, всегда ли нужно говорить правду? А как поступили юные герои?
6. Какой нравственный урок получили мальчики, когда выяснилась ситуация с телеграммой? 7. К какому празднику готовились мальчики вместе с мамой? 8. Как вы отмечаете Новый год? Есть ли у вас семейные традиции в праздновании Нового года и других праздников? Расскажите о них.
9. Чем заканчивается рассказ? Объяс-
ните смысл финального предложения рассказа: «Что такое счастье –
каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной»? 10. Как вы понимаете счастье? Кого можно назвать счастливым человеком? Вы ощущаете себя счастливыми?
В ходе беседы ученики под руководством учителя должны прийти к осознанию того, что через образы конкретных маленьких героев автор показывает огромную страну, используя прием «открытия мира», «детского взгляда на происходящие события». Сказочное начало в рассказе помогает расширить художественное пространство и время повествования («Жил человек в лесу возле Синих гор»). При создании образов Чука и Гека использован прием антитезы, при этом в особенностях их характеров нет непреодолимых противоречий: характеры мальчиков дополняют друг друга. В центре рассказа – история одной счастливой семьи, где царят взаимопонимание между родителями, внимание, забота и доброжелательное отношение к детям. В рассказе понятие семьи расширяется до размеров всей страны: суровый сторож на зимовке заботится о мальчиках и их матери, уходит в тайгу, чтобы сообщить об их приезде отцу, а услышанный по радио бой московских курантов символизирует единство всей страны. Так, через конкретные примеры в рассказе проявляется глубокая патриотическая идея любви к Родине, к бескрайним ее просторам и самому главному ее богатству – трудолюбивым и доброжелательным людям. Поэтичность, эмоциональность, юмор, детская фантазия помогают передать гармоничное и гуманистическое мироощущение персонажей.
А. Гайдар в своих произведениях открывает мир во всей сложности, утверждая неразрывную связь взрослого и детского миров. Через испытания, через ситуацию выбора юные герои нравственно и духовно взрослеют. В каждом произведении писатель находит возможность включить отражающие драматическую напряженность события 1920 – 1930-х годов. Так, в рассказе «Голубая чашка» приводятся воспоминания отца Светланы о событиях гражданской войны,  герой сказки «Горячий камень» также был участником революционных событий, а в повести «Тимур и его команда» события происходят во время советско-финской войны.
В основе повести «Тимур и его команда» (1940) – игра, которая является не просто забавой, но и имеет общественное значение. Ее цель – помочь семьям военных. События в повести окружены атмосферой таинственности и загадочности. «Повесть «Тимур и его команда», по замечанию М.И. Мещеряковой, – вершинное произведение для понимания художественной концепции А.П. Гайдара, выразившее в наиболее полной форме многолетний поиск писателя в области концепции личности».[5]
Урок внеклассного чтения в четвертом или пятом классах по этой повести можно провести и в форме беседы, в форме литературной викторины по типу игры «Умники и умницы». Главное, чтобы ученики после изучения этого произведения осознали, что в нем есть два конфликта: внешний – борьба двух подростковых коллективов – Тимура Гараева и Мишки Квакина и внутренний, заключающийся в радости от совершения доброго поступка, помогающего людям. Важно, что подростки в повести добрые дела вершат тайно, не ждут наград и благодарности за них. В повести показаны подростковая дружба и робко зарождающаяся любовь Тимура и Жени Александровой. Психологическая достоверность в изображении характеров подростков, приключенческий сюжет, в основе которого лежит игра, тайна, привлекает внимание читателей-подростков.
Безусловно, по сравнению с произведениями В.К. Железникова, А.Г. Алексина, А.А. Лиханова, А.Жвалевского и Е.Пастернак, Н.Абгарян, П.Санаева, герои Аркадия Гайдара кажутся сейчас немного наивными, схематичными, однако надо отдать должное, что именно эстетические поиски на пути к полноценному изображению героя-подростка творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, Л. Пантелева, Р. Фраермана стало основополагающим для современной литературы о подростках и для подростков.
Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,

профессор ИФМК Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук

Фото: ВикипедиЯ

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ