Логотип Магариф уку
Цитата:

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Ильсия ФОККЕВА,старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИРО РТ, ответственный секретарь регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, заслуж...

Ильсия ФОККЕВА,
старший преподаватель кафедры социально-
гуманитарных дисциплин ИРО РТ, ответственный секретарь регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, заслуженный учитель школы РТ, почетный работник общего образования РФ
Учебный предмет «Обществознание» является одним из базовых в системе школьного образования. Это определяется его значением в формировании мировоззрения, духовно-нравственном становлении личности, вкладом в формирование гражданской идентичности школьников. Цели и задачи изучения обществознания, методологические основы формирования содержания и организации образовательного процесса по предмету определяются следующими федеральными документами:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
– Концепция преподавания предмета «Обществознание» в Российской Федерации.
Ключевая идея ФГОС – обеспечение качественного образования. Как определяется это качество? Прежде всего, соответствием запросам общества государства, а это – подготовка к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Далее, соответствием запросам к ожидаемым результатам обучающихся и их родителей (или лиц, их заменяющих). И, наконец, качество преподавания предмета определяется соответствием стандарту (ФГОС), требованиям к результатам преподавания предмета.
С целью обеспечения качества изучения предмета проводится мониторинг – наблюдение за процессом и качеством обучения с целью сопоставления состояния преподавания с ожидаемыми результатами. Мониторинг позволяет обеспечить учащихся и учителя обратной связью, что создает условия для внесения корректив в процесс обучения. По итогам анализа данных наблюдений проводится диагностика, назначение которой – своевременное выявление пробелов в знаниях, выяснение причин, коррекция.
ЕГЭ по обществознанию относится к числу наиболее востребованных экзаменов по выбору учащихся. Накоплен многообразный опыт подготовки к экзамену, его содержание, организационно-методическое сопровождение претерпели значительные изменения.
Динамика результатов ЕГЭ по предмету «Обществознание» в последние 3 года свидетельствует о стабильности результатов.[1]




































 По Республике Татарстан
2018 г.2019 г.2020 г.
Не преодолели минимального балла, %7,357,967,43
Средний тестовый балл61,9660,6663,41
Получили от 81 до 99 баллов, %10,2110,2015,68
Получили 100 баллов, чел.127

По итогам экзаменов ежегодно публикуются аналитические материалы, методические рекомендации по различным аспектам подготовки и организации ЕГЭ. Эти материалы представлены на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) https://fipi.ru/ege.
Так, по аналитическим материалам ФИПИ наибольшие затруднения вызывали задания, направленные на проверку:
– умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– умения систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту);
– раскрывать на конкретных примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
– заданий базового уровня, проверяющих умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
– умения раскрывать с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы, избранную тему и качество фактической аргументации;
Так, например, часть учащихся нечетко представляет содержание понятий, испытывает затруднения при необходимости раскрыть смысл понятия и привести примеры, характеризующие его сущность, допускает ошибки при определении соответствия между признаками социальных явлений и терминами, например, «рыночная экономика» и «командная», «индивид» и «личность».
Затрудняются учащиеся при выполнении задания на составление развернутого плана, где требуется, используя обществоведческие знания, составить сложный план, раскрывающий тему. Данный вид работы предполагает построение структурно-функциональных связей элементов обществоведческого знания. План – кратко зафиксированная структура изложения конкретной темы. Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, которые должны быть выстроены в соответствии с логикой предмета и рассматриваемой темы.
При составлении сложного плана необходимо:
– разделить содержание темы на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
– озаглавить каждую часть;
– в каждой части выделить несколько позиций, раскрывающих главную мысль.
Важно обратить внимание на следующие моменты:
– нет ли совмещения названий пунктов и подпунктов плана;
– есть ли логическая связь конкретного пункта плана с предыдущим;
– полностью ли отражено в плане основное содержание заданной темы.
В заголовках нежелательны абстрактные или сходные формулировки.
При анализе ответа на ЕГЭ эти моменты учитываются.
Определенные трудности вызывает задание, где требуется выбрать одно из предложенных высказываний и в форме мини-сочинения раскрыть его смысл, раскрыв при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы. При выполнении данного задания следует выбирать то высказывание, которое экзаменующийся хорошо понимает.
При написании мини-сочинения следует придерживаться определенного плана:
– объяснить смысл высказывания;
– выразить своё согласие или несогласие с ним и объяснить, чем оно обосновано;
– привести аргументы и пример в защиту своей позиции;
– завершить мини-сочинение выводом.
Типичные затруднения при написании мини-сочинения можно объяснить слабой сформированностью умения применять обществоведческие знания для анализа фактов и процессов социальной реальности, личного социального опыта, устанавливать причинно-следственные и структурные связи, приводить теоретическую аргументацию определенных тезисов.
В рамках данной статьи не ставится задача рассмотреть все проблемы в подготовке учащихся к ЕГЭ, а лишь обозначить наиболее актуальные из них.
Более подробно варианты заданий и требования к их выполнению изложены в различных методических пособиях и рекомендациях, подготовленных авторами-разработчиками заданий: О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой, А.Ю.Лазебниковой, Т.В.Коваль и др.
Не потеряли своей актуальности методические пособия, посвященные вопросам подготовки к ЕГЭ, подготовленные ранее В.В.Барановым и О.В.Кишенковой.
Следует отметить, что подготовка к ЕГЭ по обществознанию представляет определенную сложность, связанную с тем, что учебный предмет «Обществознание» включает в себя основы многих социальных наук (философии, социологии, социальной психологии, экономики, политологии, права), изучающих различные стороны бытия человека.
К сожалению, общие представления и знания на обыденном уровне о социально-экономических, политико-правовых сторонах окружающей жизни порождают у некоторых учащихся поверхностное отношение к экзамену, непониманию, что выполнение заданий в формате ЕГЭ требует не просто общих рассуждений, а конкретных предметных знаний, четкого определения понятий, знания концептуальных основ и умений решать практические задания с опорой на теоретический материал.
Другая сложность экзамена по обществознанию заключается в том, что задания контрольно-измерительных материалов проверяют знания о современной политико-правовой, социально-экономической ситуации, претерпевающей частые изменения. В частности, в этом году в содержание проверяемых знаний добавлены поправки к Конституции РФ, принятые на референдуме в июле 2020 года. Поэтому недостаточно опираться только на учебники, приходится привлекать дополнительные источники информации.
С учетом специфики предмета значимым является такой аспект, как междисциплинарные связи в изучении и подготовке к экзамену. Междисциплинарные связи разрешают противоречие между усвоением знаний по различным компонентам предмета «Обществознание» и необходимостью их комплексного применения при решении познавательных задач. Междисциплинарные связи могут быть как содержательного (факты, понятия, теоретические позиции), так и процессуального характера (по видам и формам деятельности). Регулярное обращение к материалам других предметов приучает учащихся самостоятельно обращаться к ним при решении разных познавательных и практических задач.
Итак, что же важно при подготовке к ЕГЭ?
Прежде всего, важно знание предмета, понимание специфики его составляющих компонентов, четкое представление о содержании экзамена, его структуры. Учителю необходимо ознакомиться со спецификацией и кодификатором заданий экзаменационной работы, размещенной на сайте ФИПИ, критериями оценки заданий с развернутым ответом. Знание специфики экзамена, требований к работам поможет учителю сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах при подготовке к экзамену.
Также важно заблаговременно выявлять учащихся, намеревающихся сдавать ЕГЭ по обществознанию. Их следует познакомить с процедурой проведения экзамена, правилами оформления экзаменационной работы. Важно на конкретном материале продемонстрировать специфику заданий по разным разделам (экономика, право и др.) и отработать на тренировочных материалах возможные сложности. Подготовленный ученик будет психологически более устойчив в ходе экзаменационных испытаний.
Учащиеся, в том числе, выбравшие ЕГЭ по обществознанию, обладают разным уровнем подготовки, познавательным потенциалом. С учетом этого факта актуальную значимость приобретает дифференцированный и индивидуальный подход при подготовке учащихся к экзамену. Значимость приобретают навыки самоорганизации, самоподготовки обучающихся, позволяющие восполнить пробелы в знаниях. Учитель в данном случае выступает в качестве консультанта-наставника, помогающего обнаружить проблемы в подготовке к экзамену, составить программу самообразования, оказывающего конкретную помощь в изучении отдельных тем или в выполнении практической части заданий.
Особое внимание следует уделять работе с понятийным аппаратом предмета. Учитель, как правило, использует учебный материал (учебники, методические пособия), эксперты при спорных моментах апеллируют к юридическим источникам (электронные правовые ресурсы). Это следует иметь в виду при рассмотрении правовых вопросов.
При выполнении заданий с развернутым типом ответов при выборе темы важно:
– иметь хорошие знания по базовой науке;
– четко понимать смысл высказывания;
– владеть обществоведческой терминологией в рамках рассматриваемой темы;
– привести примеры в качестве аргументов.
Практические занятия по работе с разнообразными источниками информации (таблицами, схемами, фрагментами текстов) развивают навыки работы с информацией: умение находить, интерпретировать извлеченную информацию, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей.
Залогом успешной подготовки к ЕГЭ является системный подход в обучении, когда и знания, и функциональная грамотность осваиваются в единстве на высоком уровне сложности. Хороший урок – главный инструмент обеспечения мотивации, повышения качества обществоведческого образования.
Учащиеся для подготовки могут использовать учебно-тренировочные материалы, опубликованные в тематических сборниках и материалы, периодически размещаемые на специализированных ресурсах.
Для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и истории многие выпускники используют ресурсы сети Интернет.
Литература в помощь учителю

  • Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе //
    Преподавание истории в школе. –
    2017. – № 3.

  • Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2019. – №3.

  • Кишенкова О.В. Стандартизированные контрольно-диагностические материалы (КИМ) в системе внутришкольного контроля оценки учебных достижений учащихся по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. –
    2019. – № 3.

  • Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2021. Обществознание. Типовые варианты экзаменационных заданий. – М.: Экзамен, 2021.

  • Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию // Педагогические измерения. – 2018. –
    № 4,. – см. по ссылке: http://fipi.ru/about/journal

  • Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществозна-
    нию. – Аналитический отчет ФИПИ. –
    см. по ссылке: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

  • Лобанов И.А. Концепция преподавания обществознания в РФ как фактор развития школьного обществоведческого курса // Преподавание истории в школе. – 2019. – № 3.

  • Максименко Е.П. Преподавание обществознания: использование иллюстративных материалов при изучении тем раздела «Политика» // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 5.

  • Мачехина О.Н., Воскобойников В. Индивидуальный проект выпускника при подготовке к ЕГЭ по обществознанию //Преподавание истории в школе. – 2016. –
    №1.

  • Мишина О.Д. Методика преподавания обществознания в старших классах на основе технологии полного усвоения //Преподавание истории в школе. – 2015. –
    №4.

  • Несмелова М.Л. Цифровые ресурсы в обучении социально-гуманитарным предметам в школе: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. – 2019. – №6.


Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р).
Рекомендуемые сайты интернета

  • http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование» (содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое др.).

  • https://fipi.ru/ege – сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

  • http://obrnadzor.gov.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ.

  • http://rcmko.ru/ – Республиканский Центр мониторинга качества образования.


[1] Статистико-аналитический отчёт за 2020 г. Режим доступа: http://rcmko.ru/wp-content/uploads/2020/10/RT_Statistiko-analiticheskij-otchet_Obshhestvoznanie_2020.pdf
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ