Приемы развития критического мышления

(Русский язык. V класс)

Главной задачей обучения русскому языку согласно новым стандартам является создание у учащихся языковых компетенций, что предполагает не только овладение лингвистическими знаниями, но и умение применять их на практике в различных языковых ситуациях. Поэтому обучающиеся должны овладеть необходимыми мыслительными приемами, такими как анализ, обобщение, синтез и т.п.

С этой целью на уроках русского языка, в частности, при анализе новой информации, осмыслении и обобщении ее, синтезировании в визуальные или словесные образы я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кластер. Применение его оправдано при закреплении изученной темы, для ее осмысления и индивидуального усвоения.
Кластер, как мне кажется, является отражением нелинейной формы мышления, а также позволяет эффективнее осваивать информацию. Иногда такой способ называют наглядным мозговым штурмом.
Последовательность действий при построении кластера такова:
1. Обучающимся предлагается выделить главное, наиболее значимое в изученном информационном блоке, его ядро, ключевое слово и расположить в центре чистого листа бумаги или экрана компьютера в виде слова, предложения или визуального образа (например, цветок, солнышко, дерево).
2. Вокруг расположить слова, предложения или рисунки, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста (темы). Я применяю его, в основном, на уроках русского языка, иногда во время литературы. Работу я строю согласно системно-деятельностному подходу таким образом, чтобы каждый обучающийся был задействован в процессе поиска решения образовательной задачи, ответа на проблемный вопрос, стараюсь не забывать о дифференцированном подходе. Так, весь класс делится на группы, ищет коллективный ответ на вопрос, а часть класса, как правило, способные дети, обобщают и систематизируют полученные ответы в таблицу или кластер, затем выступая перед классом. Делается это на доске цветными мелками, на листе ватмана разноцветными маркерами или в виде слайдов презентации. Такой приём постоянно вызывает живой интерес у ребят и, главное, учит их мыслить нестандартно, проявлять собственную точку зрения, обосновывать ее. Учеников прошу несложный материал изучить дома и подготовить кластер, который обучающиеся должны будут представить на уроке. Затем я предлагаю ребятам устно объяснить, что у них получилось, почему они выбрали данное визуальное решение, какова логика расположения элементов. В процессе обсуждения проект уточняется, оптимизируется, часто у обучающихся получается не просто абстрактная схема, а законченный зрительный образ, который легко запоминается и в дальнейшем при его воспроизведении у обучающихся не возникает трудностей в воспроизведении информативной части кластера. Память использует ассоциации, и материал легко усваивается и применяется на практике.

Особенно эффективно, на мой взгляд, данный прём работает в процессе подготовки к написанию сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку. Например, задание звучит так: «Что такое материнская любовь?» Обучающиеся в тетради для подготовки к итоговому сочинению рисуют кружок, записывают это понятие в его центре, от кружка отводят лучики, под которыми записывают свои варианты: «тепло маминых ладоней», «самозабвение», «самое дорогое на свете» и т.д. Затем заслушиваются различные варианты, отбираются самые удачные и записываются. На основе этих записей ребята составляют более полные и выразительные предложения.
Этот универсальный приём можно использовать на любой теме по всем предметам школьного курса, также опытным путём доказано, что он позволяет научить учеников самостоятельно добывать информацию, создавать учебную среду для собственного развития, самопознания и самовыражения личности. Бесспорно и то, что эта технология позволяет добиться более высоких результатов при тестировании и написании сочинения по заданной теме, что доказывается на практике: обучающиеся, знающие эту технологию, показывают более высокие результаты во время контрольных срезовых работ.

Предлагаю один из вариантов использования приёма кластера на уроке русского языка из собственного опыта.
Тема урока. Полные и краткие имена прилагательные.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
содержательная: расширить понятийную базу об именах прилагательных; с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися отличия краткой и полной форм имён прилагательных;
деятельностная: формировать у обучающихся навыки работы с краткими прилагательными и умения отличать краткую и полную формы в устной и письменной речи; формировать УУД: познавательные (П), коммуникативные (К) и регулятивные (Р) в соответствии с типом урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Подготовительный этап
Организационный момент (1-2 минуты).

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностном уровне «Хочу, потому что могу»
– Ребята, мы сегодня поговорим об очень важном событии, которое произошло 55 лет назад в нашей стране. Послушайте обращение, и поймёте, о чём я говорю.
– Итак, 12 апреля, как вы услышали, состоялся первый в мире полёт человека в открытый космос. Мы должны испытывать гордость за нашего героя, нашу страну
Приветствуют учителя

Слушают звукозапись

Воспитание патриотизма, уважения к прошлому Отечества (Л)

II. Актуализация знаний
Мотивирование (7-8 минут).
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. «Лингвистическая ромашка».
– Давайте разберём предложение в традиционной «Лингвистической ромашке» о Юрии Гагарине. Это был простой паренёк из Смоленской области, его родители были крестьянами. Вы можете узнать о нём много интересного из газеты, которую подготовили для нас девочки. (Газета вывешивается на стену.)
Объяснение словарных слов: корабль, спутник, космонавт.
Организует работу (беседу) по повторению в группах, подводит итог беседы. Использует ИКТ
Выполняют задание.
Беспримерный (2) полёт (1) космонавта Юрия Гагарина на корабле-спутнике «Восток» был успешен.
1. Фонетический разбор (полёт).
2. Морфемный разбор (беспримерный).
3. Определение частей речи. (Надписать над словами, какими частями речи они являются.)
4. Синтаксический разбор предложения.
5. Разбор словосочетания (выписать из предложения любое словосочетание и разобрать).
Примечание. Обучающийся, выполняющий 3-е задание, может затрудниться определить часть речи слова «успешен», нужно попросить ребят помочь.
Дети пробуют ответить на наводящие вопросы учителя.

Выполнение действия по алгоритму (П)

2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

Организует беседу по причинам затруднения определения части речи:
– Кто нам поможет определить часть речи?
– Хватает ли нам знаний, чтобы определить её?
– Что нужно знать?
– Что мы сегодня будем изучать по предмету?
(Если дети затрудняются, то можно прочитать им стихотворение – грамматическую загадку.)
– С чем сегодня будем иметь дело?
– А что ещё вы знаете о кратких именах прилагательных?
Читают грамматическую загадку о кратком прилагательном со слайда.
Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова –
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА –
Скажут обязательно!
Отвечают на вопросы:
– Какие слова отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Определяют тему урока. «Краткие имена прилагательные»

Поиск и выделение информации (П)
Подведение под понятие (П)
Выражение собственного мнения (К)
Аргументаия (К)

III. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи (4-5 минут)

Цель этапа: обсуждение затруднений. (Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?)
Предлагает выполнить задание: сравнить полные и краткие имена прилагательные, создаёт проблемную ситуацию.
Предлагает найти в тексте имена прилагательные и сказать, чем они отличаются:
– Почему первым космонавтом стал именно Юрий Гагарин, простой советский парень 27 лет? (Слово главного конструктора Сергея Королева в пользу именно этого человека оказалось важно. Основным фактором стало, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения.)
– Можете ли вы сразу сказать мне, какими признаками обладают краткие прилагательные в сравнении с полными?

– Какую цель мы ставим перед собой?
Ставят цели урока в виде вопроса, в чём заключаются основные отличия кратких и полных форм имён прилагательных.
Проводят самостоятельное наблюдение, подводят итог и составляют алгоритм «Как отличить краткие прилагательные от полных?»

Сравнивают морфологическую принадлежность слов: простой, советский, важно, основным, важные.

Алгоритм
«Отличие кратких от полных имён прилагательных»

какой? каков?
полное краткое

– Определить признаки кратких прилагательных и составить подсказку в виде кластера.

Формулирование проблемы (П)
Целеполагание (Р)
Планирование (Р)

IV. Основной этап – открытие новых знаний
Разработка проекта выхода из затруднения (алгоритм, перевод правила на язык образов) (10-15 мин.).

Цель этапа: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
Организует учебное исследование в группах.
– Давайте поработаем в группах, чтобы определить отличия.
Организует составление кластера «Краткие прилагательные»
Проводят самостоятельное наблюдение в группах, подводят итог обсуждения и составляют кластер
Группа 1
Задание. Задайте вопросы к прилагательным. Разделите их на 2 группы: полные и краткие. Определите, изменяются ли полные прилагательные по падежам, родам и числам?
Изменяются ли краткие имена прилагательные по числам? Попробуйте просклонять краткие прилагательные и сделайте вывод, как они изменяются в ед. числе?
1) Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была. (В.А.Измайлов)
Делают вывод: полные прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, а краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Группа 2
Задание. Образуйте краткую форму от прилагательных и сделайте вывод, имена прилагательные каких разрядов могут иметь краткую форму.
Слова: милый, добрый, хитрый, довольный, кривой, школьный, вечерний, домашний, утренний, лисий, мудрый, волчий, короткий.
Делают вывод: образовать краткую форму можно только от качественных имён прилагательных.
Группа 3
Задание. Из полных прилагательных образовать краткие. Разобрать их по составу. Сделать вывод о морфемном составе кратких имён прилагательных.
Слова: милый, добрый, хитрый, довольный, кривой, короткий, мудрый.
Делают вывод: в м. роде ед.ч. – нулевое окончание, ж.р. ед.ч. – а, ср.р., ед.ч. – о, во мн.ч. – ы.
Группа 4
Задание. Найдите в предложениях прилагательные. Подчеркните их как члены предложения. Сделайте вывод, чем являются краткие имена прилагательные.
1) Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была. (В.А.Измайлов)
Делают вывод: краткие им. прил. являются сказуемыми, а полные – определением.
Группа 5.
Задание. Составьте кластер по теме «Краткие имена прилагательные»

Группа 6.
Задание. Составьте критерии сравнения кратких и полных имён прилагательных в виде деформированной таблицы:

Полные
Краткие

Вопросы
какой? какая?
какие?

Морфемный состав

окончания:
-а, -о, -и, нулевое

Изменение по падежам и числам, родам

Синтаксическая роль

сказуемое

Прогнозирование (Р)
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Этап закрепления знаний и способов действий (4-5 минут).

Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.
Организует, проговаривает, отслеживает комментарий, организует самоконтроль обучающихся по эталону кластера «Краткие прилагательные» на слайде (доске или по таблице)
Проговаривают правило в громкой речи, комментируют выполнение учебное исследование;
Алгоритм
Прилагательные

какой? каков?
полное краткое
1. Изменяется по 1. Изменяется по родам,
падежам, числам, числам
родам
2.Определения и 2. Сказуемое
сказуемые
Использование знако-символических средств (П)
Выполнение действия по алгоритму (П)
Контроль (Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физминутка «Космическая». Дети встают и в хаотичном порядке «рассыпаются» по классу. По заданию учителя они должны сгруппироваться по окончании музыкального трека. Например, сколько звуков в слове «яма». Подобные задания выполняются несколько раз. Таким образом, учитель записывает цифры – ответы на доске, получается 3 –2 –1. Он произносит эти цифры и даёт команду: «Поехали!» Дети изображают взлетевшую ракету и выполняют движения – облёт вокруг орбиты.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Организует работу по заданию на листке и самооценку результатов работы
Образуйте краткие формы имён прилагательных (м.р., ед.ч.) и запишите их вместе с существительными. Имейте в виду, что такие конструкции являются грамматической основой, где краткое прилагательное выполняет роль сказуемого.
Образец: Лес дремуч. Чай горяч.
Слова: неуклюжий, нищий, колючий, пахучий, трескучий, могучий, певучий.
Отвечают на вопрос об отсутствии ь после шипящих
Действие по аналогии (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

VII. Заключительный этап. Применение и рефлексия
Включение в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний об именах прилагательных.
Организует выполнение тестового задания, повторение изученного ранее, включает новый материал в систему знаний
Выполняют задание, предложенное учителем, опираясь на кластер «Краткие прилагательные».
Задание. Вставьте нужную форму прилагательного, укажите его грамматические признаки и обозначьте графически его синтаксическую роль в каждом предложении.

Какие эти деревья … (высокий). Какая она … (бледный). Какой ты … (худой). Он так … (ленивый). Морской воздух так … (полезный). Этот лес такой … (густой). Как он … (ловкий). Как он ещё после болезни … (слабый). Как этот дом … (высокий). Зимняя ночь так … (длинный), а как … (короткий) зимний день. Он так … (умный).

Взаимопроверка выполненной работы
Действие по алгоритму (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итог урока (2-3 минуты).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Проводит беседу, организует самооценку результатов обучающихся
«Волшебный микрофон»:
а) сегодня мы узнали о… .
б) я научился… .
в) мне было трудно… .
г) теперь я могу… .

Рефлексия способов и условий действия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Домашнее задание
Обязательное для всех: вписать недостающие данные в таблицу, знать и уметь её применять:

Полные
Краткие

Вопросы
какой? какая?
какие?

Морфемный состав

окончания: -а, -о, -и, нулевое

Изменение по падежам и числам, родам

Синтаксическая роль

сказуемое

По выбору: базовый уровень: распространить текст прилагательными: краткими и полными, подчеркнуть как члены предложения;
продвинутый уровень: написать мини-сочинение о Юрии Гагарине с использованием материалов газеты и дополнительной литературы, используя краткие прилагательные или написать 5–7 пословиц (поговорок) с краткими прилагательными. Графически обозначить синтаксическую роль кратких прилагательных в предложениях. 

Оценки за урок
Проговаривание и объяснение оценок детей

Светлана УСМАЕВА,
учитель русского языка и литературы I квалифика- ционной категории
средней школы №7 г.Бавлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.