Логотип Магариф уку
Цитата:

Школа становится источником тревожности. Как этого не допустить?

В 2021 г. был отменен обязательный ЕГЭ по математике. Теперь его сдают только те выпускники, которые поступают в вузы. Согласно новым требованиям выпускники в обязательном порядке будут сдавать только...

В 2021 г. был отменен обязательный ЕГЭ по математике. Теперь его сдают только те выпускники, которые поступают в вузы. Согласно новым требованиям выпускники в обязательном порядке будут сдавать только профильный предмет по математике. Вопросы о том, какие изменения ожидаются в системе образования, будет ли уменьшено количество домашних заданий и контрольных, я адресую заместителю министра образования и науки Республики Татарстан – руководителю Департамента надзора и контроля в сфере образования Рамису Музипову, который был назначен в ноябре 2020 года. Департамент стал его вторым домом еще пять лет назад, куда он был приглашен работать начальником отдела правового регулирования, имея многолетний опыт в Балтасинском районе.
Рамис Гаптраисович, многие директора школ и педагоги с осторожностью относятся к деятельности возглавляемого Вами Департамента после «языкового кризиса» в 2017 году. А какой сегодня самый острый вопрос?
– Хотелось бы, чтобы критическое отношение к нам поменялось. Сегодня мы проводим огромную работу в поддержку педагогов и надеемся, что все изменится. Один из самых острых вопросов связан с приемом детей в первый класс. Помните, было время, когда в новостройках родители были вынуждены с ночи занимать очередь, чтобы записать своего ребенка в начальную школу? Тогда была такая отрицательная ситуация, связанная с нехваткой мест. Теперь законодательство урегулировано: оно подверглось существенным изменениям. Нынешние проблемы решаются в первую очередь благодаря поддержке Правительства Республики Татарстан и лично Президента Рустама Минниханова.

Основное изменение – это возможность, не выходя из дома, через портал госуслуг подать заявку и весь пакет документов, чтобы зарегистрировать ребенка в школу, без личного посещения. Первый этап стартует 1 апреля и завершается 30 июня 2022 года для детей, которые имеют преимущественное право зачисления в школы, и для детей, проживающих на закрепленной территории. Второй этап начинается с 6 июля 2022 года до момента заполнения свободных мест, но не позднее
5 сентября. Это для тех, кто остается и желает учиться не по микрорайону, а также касается «опоздавших» детей. Такой подход создает мобильность для решения этого вопроса из любой точки земного шара. Тем не менее, мы рекомендуем ознакомиться со школой и познакомиться с учителями заранее, до 1 сентября.
Главный критерий зачисления ребенка в первый класс в рамках первого этапа – близость школы к дому. Дата и время подачи заявления не влияют на принятие решения о зачислении. Если вы подаете заявление во втором этапе, то на принятие решения о зачислении будет влиять наличие в школе свободных мест, а также дата и время подачи заявления.
– Многие родители заранее записывают своих детей на подготовительные курсы в ту школу, которая им нравится и куда они хотели бы отдать учиться своего ребенка…
– Считается, что учеба на подготовительных курсах является преференцией. Обращаю внимание на то, что в законодательстве такого преимущества нет. На сегодняшний день законодательством определены категории, которым предоставляется преимущественное право.
Существует утвержденный перечень категорий граждан, имеющих право внеочередного, первоочередного и преимущественного приема в первый класс. К ним относятся дети сотрудников, которые работают в следственных органах, суде, прокуратуре, а также дети военнослужащих, сотрудников системы ФСИН. Однако эта возможность предоставляется
для учебных учреждений интернатного типа, поскольку это связано с частыми переездами родителей по работе. Это такая преференция. Следующая (вторая) категория – это первоочередники, к которым относятся судьи, прокуроры, военнослужащие, родители, которые осуществляют службу во ФСИН, тюрьме и следственных изоляторах. С полным списком можно ознакомиться на сайте.[1]
Однако по сравнению с ними есть категория, при прочих равных условиях, обладающая преимущественным правом, к которой относятся родные братья и сестры. Если старший ребенок учится в школе, в которую хотят отдать младшего ребенка, то он приобретает преимущественное право перед всеми категориями. Раньше дети из одной семьи, имевшие разные прописки, не имели такой возможности. К примеру, если ребенок прописан в квартире вместе с мамой, а второй ребенок живет по прописке с отцом по другому адресу, то были случаи, когда из-за переполненности дети не могли учиться в одной школе. С 2021 года такой критерий исключен, достаточно быть родными братьями-сестрами. Льгота действует при поступлении в 1-й по 4-й классы, а не в последующие классы. Согласно действующему законодательству сегодня дети из одной семьи могут обучаться в одном учебном учреждении вне зависимости от того, проживает такой ребенок, подпадающий под территорию школы, или нет. Это соответствует требованию законодательства даже в том случае, если ребенок прописан в другом городе. Обращаю внимание, что подобное преимущество на двоюродных братьев и сестер не распространяется. Речь идет только о родных братьях-сестрах.
– Распространяется ли преимущественное право в случае устройства детей в детсад? К примеру, к нам в редакцию обратилась семья из Вознесенья, в которой трое детей. Около их дома недавно построили новый детсад. Однако молодая мама вынуждена каждое утро возить двух старших братьев в разные детсады, расположенные достаточно далеко от дома. При этом у нее на руках грудной ребенок.
– В части детсадов действует немного другой порядок. Как и при поступлении в первый класс, родные братья-сестры таким преимущественным правом могут воспользоваться. Однако это пре-
имущество распространяется до тех пор, пока в наличие есть свободные места. В случае их отсутствия, руководство детсадов имеет законное право отказать родителям в приеме второго ребенка, поскольку детсады, как и школы, «не резиновые». В этом году доступность детсадов решается и составляет около 98 процентов.
– По опыту своих коллег скажу, что, когда детям исполняется три года, мамы не могут выйти на работу из-за отсутствия места в садике. Несмотря на раннюю регистрацию сразу после получения Свидетельства о рождении, родители получают ответ: «нет мест». Бывает и так, что из-за льготных категорий очередь отодвигается назад. А раньше были даже ясельные группы для детей полутора лет.
– Этот вопрос решается за счет строительства новых детсадов. Согласно статистике 17 детсадов были открыты в 2021 году, из них 4 уже введены в строй с начала года. В Татарстане в ближайший год будут введены 7 детских садов в Казани. Проблема какая: если всех детей пропорционально поделить, то количество мест в детсадах достаточно. Однако родители сами выбирают, какой им садик нравится, а какой нет. Из-за этого возникает сложность зачисления детей в детсады. Кроме Казани, детсады открылись в Альметьевске, Пестрецах, на Высокой Горе. В столице наблюдается тенденция увеличения количества детей, связанная с внутренней миграцией. Если говорить о новых учебных учреждениях, то в прошлом году были построены 14 школ, их строительство позволяет исключить вторую смену.

– Бывают такие случаи, когда родители прописаны в Москве или в другом городе, а по факту работают в Казани. Как они могут выбрать школу для своих детей?
– Для такого случая в законодательстве есть понятие временной прописки, когда человек прописан по одному адресу, а трудоустроенпо другому адресу. Такие переезды характерны для семей спортсменов или военных. Сама временная прописка решает много вопросов, поскольку их дети должны учиться. В этом случае они должны получить временную прописку.
Однако некоторые недобросовестные родители используют механизм временной прописки без намерения проживать по выбранному адресу. В прошлом году в ходе изучения этого вопроса при проверке образовательных учреждений совместно с сотрудниками МВД выяснилось, что некоторые родители покупают временную прописку, чтобы устроить ребенка в детский сад или школу. Факты, когда ученики разных классов зарегистрированы по одному адресу, при этом дети и их родители не были знакомы друг с другом, вскрылись в казанских лицеях
№ 182,183, 185, 186, 187, в гимназии № 179. Все они находятся в густонаселенных районах нашей столицы. Родители таким образом отдают детей учиться в более престижную или понравившееся учебное учреждение. Чем это чревато? Из-за подобного злоупотребления дети, которые живут по соседству, могут быть лишены места в школе, которая прилегает к дому.
У учебных учреждений есть утвержденная проектная мощность, которая имеет ограничение, и они не могут принять детей в случае отсутствия свободных мест. Этот вопрос решается за счет строительства новых детсадов и школ в местах активной застройки.
– Какую ответственность несут за свои действия родители, фиктивно прописавшие своих чад, и собственники квартир?
– Родители пока не несут ответственность за регистрацию своих детей в чужих квартирах, однако они должны осознавать, что такие случаи легко разоблачить. Для собственников жилья, которые превращают его в резиновую, предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей, принудительных работ и даже лишения свободы на срок до 3 лет. Есть еще такая опасность для собственников, когда прописанные люди могут настаивать на том, чтобы жить в квартире, в которую они прописались. Мы обратились в Министерство просвещения РФ с предложением лишать преимущества детей, которые имеют временную прописку. Как правило, их прописывают в начале приемной кампании в апреле сроком на три-шесть месяцев, а ее действие уже заканчивается в сентябре. Надеемся, что к приемной кампании в 2023 году этот вопрос будет отрегулирован.
– Некоторые депутаты, как и родители, выступают против ЕГЭ. Какие изменения будут в части ЕГЭ в 2022–2023 годах?
– На сегодняшний день ЕГЭ является главной и пока единственной оценочной процедурой, которая решает два основных вопроса: это итоговая аттестация школьного образования и вступительные экзамены в вузы. Ежегодно в СМИ представители разных общественных объединений и депутаты Госдумы заявляют, что ЕГЭ не выполняют своих функций, напротив, ухудшают знания. Они предлагают исключить их и вернуться к советской системе оценок качества школьного образования и поступления в вузы. Мы, как органы государственной власти, работаем с тем законодательством, которое есть. По той статистике, с которой трудно и сложно спорить, можно сказать, что ЕГЭ справляется с поставленными задачами. Во-первых, когда эту систему начинали вводить в 2003–2005 годах, то предусматривалось искоренение огромной коррупции, которое существовало при поступлении в вузы. Введение ЕГЭ с этим справилось. В реальной жизни не было никакого принципа равенства и справедливости. Крайне сложно было поступить в московские, казанские вузы детям из сельских населенных пунктов. На это влияли разная подготовка, территориальная отдаленность, разные социальные условия. У вузов в те времена были свои подготовительные курсы и обучение в них являлось одним из основных условий поступления, критериев зачисления именно в их институты и университеты. Многие городские школы сотрудничали с вузами, поэтому имели преимущество. Директора школ прекрасно понимали, что требуется от учеников, и корректировали свои программы. Преподаватели вузов приходили и читали лекции выпускникам этих школ. Тогда никаких дистанционных программ и онлайн-курсов не было. Одним словом, учащиеся находились в неравных условиях.
У нас единое образовательное пространство, и ЕГЭ позволило создать равные условия. Поступление в вузы должно зависеть не от инфраструктуры, а от умений, знаний, интеллектуальных возможностей и усидчивости учащихся. Из СМИ известны отдельные случаи публикации «списков ректоров или деканов». Порой отличники не могли поступить в вуз, а троечники или фейковые отличники, которые не подтверждали исключительный уровень знаний, успешно зачислялись на бюджетные места. Нынешняя система образования искоренила неравенство. С 2005 года в системе организации ЕГЭ видоизменяется, корректируется и подстраивается. Благодаря этому решен целый пласт проблем. Сейчас шероховатости нивелированы, и выпускник должен подтвердить свои знания. Даже в 2015 году были случаи, когда результаты ЕГЭ не подтверждали уровень знаний у некоторых отличников. Если ребенок получает низкие баллы, то никто не поставит ему пятерку по предмету. Система создает равные условия для всех. Конечно, кто-то может возразить и привести свои доводы. В каждой конкретной ситуации нужно разбираться. Согласно нашим данным сегодня число детей, поступающих из простых, необеспеченных семей, кратно возросло.
– Целиком разделяю ваше мнение. Однако появилась и другая проблема, связанная с тем, что наши выпускники, которые продолжают учиться в ведущих вузах страны или за рубежом, не стремятся возвращаться в Татарстан из-за низких, неконкурентных заработных плат на рынке труда и отсутствия социального лифта. ЕГЭ стал своего рода пылесосом, который оттягивает в едеральный центр лучшие кадры.
– Здесь подключаются принцип конкуренции и борьба за кадры. Каждый вуз заинтересован в том, чтобы в его стенах обучались талантливая молодежь и будущие ученые. В связи с этим, каждый из субъектов ведет конкурентную борьбу по привлечению высокобальников и стобальников. Каждому ректору будет приятно говорить, что у него контингент состоит только из успешных и умных студентов. Это говорит о статусе, престиже и будущем трудоустройстве. Сегодня идет борьба за привлечение высококвалифицированных специалистов, как преподавателей, так и абитуриентов. У нас на слуху названия вузов МГУ, МГИМО и другие, которые пользуются огромным авторитетом и, соответственно, многие хотят обучаться в престижных вузах. В Татарстане 33 вуза имеют высокую ликвидность и попадают в ТОП-овые рейтинги. КПФУ ежегодно попадает в ведущие рейтинги России и мира. В списках есть и другие отраслевые вузы, такие как Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), Казанский национальный исследовательский технологический университет (КХТИ), Казанский медицинский университет и другие. Высшие учебные заведения лицензируются и аккредитуются Рособрнадзором.
Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым поставлена задача не допустить «утечки мозгов». Наша задача – минимизировать возможность выезда на обучение и трудоустройство наших лучших выпускников. А для этого нужно создавать условия по трудоустройству и материально-техническому обеспечению и по зарплате. Если даже есть беспокойство по поводу успешной молодежи, покидающей родные места, при этом не нужно забывать учитывать и количество учащихся, которые приезжают к нам в
республику.

– Ежегодно ряд школ Татарстана принимают участие в международной программе по оценке образовательных учреждений учащихся – PISA. Цель этого масштабного тестирования, которое проводится во всех странах мира, заключается в проведении оценки грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Будет ли проводиться тестирование в 2022 году и кто будет отобран?
– Исследование PISA выявляет наличие практических навыков у детей. Есть региональная, общефедеральная выборка. Республика как субъект может отдельно участвовать в этом исследовании и сравниваться с другими странами. В Татарстане оно проводится раз в два года и направлено на выявление функциональной грамотности soft-skills. Тестирование проводит независимый Департамент по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который возглавляет ученый-математик Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher). Он приезжал к нам в Казань года четыре назад. Его, Руководителя Департамента и специальным советником Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования, называют министром образования Европы. Сама организация является очень престижной. Тесты готовятся сотрудниками ведущих международных научных организаций при участии национальных центров.
Сотрудники ОЭСР выбирают школы, в которых будет проходить тестирование, самостоятельно и делают репрезентативную выборку. Субъекты (обычно принимают 43 региона), предоставляют им общую информацию о городских и сельских учебных учреждениях. К примеру, могут быть школы, которые не подпадают под критерии или где может быть один пятнадцатилетний школьник. В этом году организационная работа начнется в апреле. Мы сами не знаем, кто попадет в список.
Помимо тестирования PISA, существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность, к примеру, тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). Тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится для того, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у учеников начальной школы.
– На одном из совещаний в Минобрнауки РТ было сказано, что показатели школьников по результатам тестирования PISA в нашей республике ухудшились. С чем это связано?
– Давайте разбираться, что такое качество образования. По содержанию и идейному смыслу пятерки, поставленные в разных школах и разными учителями, могут отличаться. Бывают школы, которые по результатам исследования демонстрируют огромное количество пятерок, в том числе у двоечников и троечников. Это называется необъективное оценивание. Раньше была гонка за высокими оценками, однако каждая положительная оценка должна быть заслуженной и объективной. По итогам 2019 года Рособрнадзор провел исследование «по оценке качества школьного образования», где было выявлено, что одним из недостатков является необъективность проведения Всероссийских проверочных работ. По результатам проведения ВПР в список школ с необъективными результатами, которые показали чрезмерно высокий уровень знаний, попало около 40-50 школ. Открыв электронный журнал, любой функционер-управленец из сферы образования может зайти и посмотреть оценки. По ВПР чаще оценки намного выше, чем выставляет учитель одному и тому же ребенку во время всего учебного года. Вопрос возникает: объективно ли выставлены оценки по ВПР или необъективны текущие оценки?
– Получается, что зарплата педагогов зависит от оценок их подопечных?
– В том-то и дело, что нет. Формального критерия, по которому улучшалось материальное стимулирование образовательных учреждений и его работников, нет. До 2017 года критерий высокой оценки ЕГЭ входил в критерий оценки деятельности высших должностных лиц губернаторов и президентов республик. Он опускался до глав муниципальных районов. Тогда было понятно, что главы, как и губернаторы, были заинтересованы в этих пятерках, поскольку на их основании им выставляется оценка. Соответственно, они были заинтересованы в том, чтобы на подконтрольной им территории была высокая успеваемость. Для этого применялись как законные, так и незаконные действия, включая помощь детям во время экзаменов, списывание, просто приписки и т.д. Когда осознали ошибочность такого подхода, то из формальных критериев эти нормы были исключены, начиная от руководителей регионов и далее – по лестнице – до учителей.
ВПР проводится для того, чтобы увидеть, по каким темам и направлениям имеется образовательный дефицит, и понять, в каком направлении работать. Если проблема в учителе, то его направляли на повышение квалификации по определенной тематике, которую он сам плохо доносит до учеников. Это позволяет скорректировать образовательный процесс. Молодому учителю нужен наставник. Как известно, знания учителя состоят из трех частей: предметные знания, знание методики преподавания и система оценивания. Учитель должен оценивать эмоциональное состояние ребенка – возбужден он или подавлен, учитывать, пришел ли ученик на урок английского языка возбужденным после урока физкультуры или после контрольной.
По итогам ранее проведенных исследований специалистами Рособрнадзора выявилось, что у нас огромный образовательный дефицит в России: около 20 процентов учителей не владеют сведениями о последних достижениях науки, 40 процентов недостаточно владеют методикой и остальные 40 процентов не знают, как оценивать детей, т. е. испытывают трудности при определении критериев оценивания. Невозможно помочь учителю, если за выполнение ВПР он выставляет всем одни пятерки, поскольку получается, что все его компетенции находятся на очень высоком уровне.
– Правильно ли, что некоторые учителя дают задания по ВПР как домашнее задание?
– Мы крайне негативно относимся к отдельной подготовке для ВПР во время текущих уроков. Некоторые школы воспринимают ВПР как ОГЭ и ЕГЭ. Обучение должно исключительно соответствовать требованиям программы, которая разрабатывается на основании федеральных государственных требований. ВПР – это такая же контрольная работа, которая проводится и оценивается как обычная проверочная работа. Информацию о сроках проведения педагоги в настоящее время получают до начала учебного года и могут соответствующим образом спланировать изучение программного материала. Отдельно к ВПР готовиться не нужно, поскольку по ним оцениваются те знания, которые дети должны иметь согласно требованиям ФГОС.
– Родители бывают недовольны расписанием своих детей: в один день может быть четыре урока, а в субботу шесть уроков. Или до урока математики могут поставить физкультуру. Кто-то считает более правильным зимой ставить сдвоенные уроки физкультуры, чтобы ученики могли покататься на лыжах в близлежащем парке. Что должны учитывать директора школ и завучи, ответственные за составление расписания?
– Процесс формирования расписания осуществляется на основании требований санитарно-эпидемиологических норм. Есть предметы трудозатратные, к которым относятся математика, русский язык, иностранный. После физкультуры не рекомендуется ставить предметы, которые требуют от учеников интеллектуального внимания. Крайне тяжело сформировать идеальное расписание, но мы над этим работаем. В некоторых школах есть электронная программа, которая облегчает процесс создания расписания. Нужно учитывать и наличие второй смены в ряде школ. Однако ее школам необходимо самостоятельно приобретать на внебюджетные средства. Сейчас мы занимаемся вопросом создания единой электронной программы, чтобы программа формировалась не завучами, а исключительно самой программой на основе заложенных критериев.
– После того, как Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение проанализировать фактический объем учебной нагрузки в школе, в том числе время, которое школьники тратят на выполнение домашнего задания, Роспотребнадзор, Минпросвещения России и Рособрнадзор должны были представить результаты анализа и внести свои предложения по оптимизации. Будет ли урегулирован объем домашних заданий? У меня, как и у многих родителей школьников, порой складывается впечатление, что оценки ставят не за работу в классе, а именно за домашнее задание…
– В выступлении Президента России на совещании по итогам 2021 года поднимался вопрос о высокой нагрузке учеников в виде домашнего задания и о сокращении нагрузки на педагогов.
Предлагаю сначала обсудить проведение контрольных работ, которое связано с ВПР. Мы начали проводить определенные исследования, в том числе изучая жалобы родителей по этому направлению, и оказалось, что в некоторых школах преобладают контрольные работы. Видно, что проведение контрольных чередуется через раз с усвоением материала. В некоторых случаях, это объективно обосновано, а в других – это искусственно создано. К примеру, по ряду предметов, которые препода-
ются раз в неделю, таких как биология, география и другие, учитель, чтобы провести срез знаний и поставить оценки на уроках, дает пятиминутные самостоятельные работы. Это происходит потому, что физически учитель не может проверить усвояемость материала сразу у 35-40 учеников. Некоторые из них, делясь своими впечатлениями от прошедшего дня со своими родителями, называют их контрольными.
Бывают случаи, когда учителя неинтересно проводят уроки и познавательным методом не могут подать материал, в котором участвовали бы все ученики. Тогда он дает домашнее задание и контрольную работу.
Бывает перегруз учителей не только внутренними, но и внешними оценочными процедурами, к которым относятся ВПР, НИКО, тестирование PISA, TIMSS и другие. Это федеральный и международный уровень. Есть еще региональный уровень контрольных работ, которые направлены на диагностику знаний учеников. Это министерские работы по различным предметам. Кроме всего, есть еще муниципальные контрольные, всероссийские общественные диктанты, к которым относятся антикоррупционные, диктант им. Пуш-
кина, диктант им. Лермонтова – мы насчитали 48 подобных диктанта. Если все это сложить, то получается, что школа львиную часть своего времени отводит на решение этих контрольных. Установив эту ситуацию, наш Департамент начал работу по их сокращению, поскольку на него возложена реализация этого проекта. Были сокращены региональные контрольные.
На сегодняшний день создана Комиссия по согласованию муниципальных работ, которые
инициируются муниципалитетами. Прежде чем провести муниципальную работу, которые связаны с контролем в ГИА, муниципалитет должен обратиться к нам, и мы вместе на комиссии рассматриваем обоснованность ее проведения. Было проведено уже семь комиссий, в ходе которых было
рассмотрено проведение 70 контрольных работ в семи районах. Из них были согласованы только 23, а большая часть не была одобрена. Мы боремся над тем, чтобы были сокращены непрофильная работа педагогов и бумажная волокита. Учителя не должны быть оторваны от своих детей.
Любая контрольная – это дополнительная нагрузка как на детей, так и на учителей, которые должны их проводить и проверять. Таким образом, мы отрываем их от самообразования, а нужно читать журналы «Мәгариф», «Педагогическое измерение» и общаться со своими коллегами по поводу того, как улучшить свои знания.
Все это подкрепляется исследованиями уровня тревожности. Есть общешкольная тревожность, которая формируется в результате взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками. Тестовая тревожность или тревожность экзамена – это такое физиологическое состояние, при котором ученики испытывают сильный стресс и у них повышается уровень кортизола.
Он формируется у нас с третьего класса, когда ребенок понимает, что его начинают оценивать. Когда ученик чрезмерно сильно волнуется, то он не хочет писать контрольную и у него формируется к ней негативное отношение вплоть до того, что впоследствии он не хочет идти учиться. Исследования показывают, что ряд контрольных не являются объективно обоснованными, а школа для учеников становится источником волнений.
Сюмбель ТАИШЕВА

[1] Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ