Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация     75 %

(Урок русского языка в 5 классе)

 

Миляуша ХУРМАКАЕВА,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Урсаевской средней школы

Азнакаевского района

 

Цели урока:

Деятельностная: научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания за счет включения новых определений, терминов «синтаксис», «пунктуация».

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о синтаксисе и пунктуации и предмете изучения данных разделов языкознания.
  2. Углубить знания о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.
  3. Развивать умение составлять предложения и находить границы предложений.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении.

Метапредметные УУД:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

 

Ресурсы:

  1. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Т.А. Ладыженская. Москва. «Просвещение». 2015.
  2. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экран. Карточки.

 

 

Ход урока

 

  1. I. Мотивация

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнем с небольшого эксперимента.

Прочитайте то, что написано у вас на карточках. Мы сравним, какой ряд быстрее справится с заданием. (Приложение № 1)

 

1 ряд:

Начинаетсяуроконпойдетребятамвпрокпостараюсьвсепонять будуграмотнописать.

 

2 ряд:

Начинаетcя урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюcь все понять –

Буду грамотно пиcать.

 

(Тексты выводятся на экран.)

 

Учитель:

– Ребята, скажите, почему второй ряд быстрее справился с заданием, несмотря на то, что читали вы один и тот же текст?

 

(В тексте второго ряда были отдельные слова, предложения. Были расставлены точки, запятая, тире. Это стихотворение.)

 

Учитель:

Сделайте вывод, как мы должны говорить, писать, чтобы другим легко было нас понять?

(Мы должны говорить предложениями, четко отделяя слова. При письме ставить знаки препинания. Каждое предложение писать с заглавной буквы.)

 

Учитель:

– Совершенно верно. А чтобы вспомнить все, что изучали в начальной школе, мы с вами сейчас поиграем.

 

  1. II. Актуализация знаний учащихся и осуществление первичного действия.
  2. Построение схемы.

(Игровая форма – построение дома из «кирпичиков» с понятиями)

 

Учитель:

– Ребята, помогите построить дом.

– Скажите, что я могу построить из слов, которые составляют фундамент дома?

слово
слово

 

слово

 

слово

 

 

 

 

(Словосочетания) (закрепляют карточки со словом словосочетание)

словосочетание
слово

 

слово

 

словосочетание

 

слово

 

слово

 

словосочетание

 

 

 

 

 

Учитель:

– Что мы строим из слов и словосочетаний?

(Предложения) (закрепляют карточки со словом предложение)

слово

 

слово

 

словосочетание

 

словосочетание

 

предложение

 

предложение
словосочетание

 

слово

 

слово

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

– А что мы можем построить из предложений?

(Текст) (закрепляют карточку со словом текст)

слово

 

слово

 

слово

 

словосочетание

 

предложение
текст
предложение
словосочетание

 

словосочетание

 

слово

слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Места и причины затруднения.

Учитель:

– Ребята, под какую мы крышу поместим наши понятия? Как она будет называться? Предложите свои варианты.

(Учащиеся предлагают варианты.)

Учитель:

– Правильно, ребята, это синтаксис.

Что изучает синтаксис?

(Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст.)

– Ребята, посмотрите, получилась только половина дома.

– Значит, мы что-то не доделали.

– Кто же будет жить в доме?

–А чтобы узнать, кто будет жить в этом доме, вы должны назвать все знаки препинания, которые вы знаете.

– Ребята, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

(Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)

 

(Закрепляют карточки со знаками препинания: .  ?  !  …)

.
!
?

 

 

 

 

 

 

Учитель:

– Это знаки завершения.

– Какие знаки препинания ставятся внутри предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)

(Закрепляют карточки со знаками препинания: , ;  :  -)

,
:
;

 

 

 

 

 

 

Учитель:

– Это знаки разделения.

– А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?

(Кавычки, скобки.)

(Закрепляют карточки со знаками препинания: «»    (  )   )

«»
()

 

 

 

 

 

 

Учитель:

– Это знаки выделения.

– А теперь объединим знаки препинания, поместим их под крышу и назовем получившуюся часть дома. Предложите свои варианты.

(Учащиеся предлагают свои варианты.)

– Правильно, ребята, это пунктуация.

– Что изучает пунктуация?

(Знаки препинания.)

 

слово
слово
словосочетание
словосочетание

 

текст
синтаксис
?
;
( )
пунктуация
.
 
 
«»
:
,
!
 
 
предложение
предложение
словосочетание

 

слово
слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:

– Итак, ребята, вы вспомнили два раздела языкознания: «синтаксис» и «пунктуация».

– Сформулируйте тему нашего урока.

(Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»)

 

Учитель:

– Посмотрите на схему, которая у нас получилась, и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Какие задачи перед собой поставим?

(Повторить, что такое синтаксис и пунктуация. Тренироваться составлять словосочетания, предложения, текст. Упражняться в постановке знаков препинания в предложениях.)

Учитель:

– Откройте тетради и запишите тему урока.

– Ребята, слова «синтаксис» и «пунктуация» словарные слова, запишите их и подчеркните известные вам орфограммы.

– Как мы можем узнать, правильно ли мы определили, что изучают синтаксис и пунктуация?

(В учебнике)

  1. V. Реализация построенного проекта.
  2. Работа с информацией по учебнику.

Учитель:

– Откройте учебник на странице 56, прочитайте определение синтаксиса.

– Откройте страницу 58, прочитайте определение пунктуации.

 

  1. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Учитель:

– Мы с вами проведем полезную физминутку, отдохнем и закрепим наши знания.

 

  1. Физминутка

Музыка песни «Точка, точка, запятая…»

Учитель:

1) – Когда звучит музыка, двигайтесь по классу, как муравьи в своем муравейнике!

2) – Когда музыка остановится, встаньте в пары!

3) – Сформулируйте про себя, что означают термины «синтаксис» и «пунктуация».

4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого имя стоит раньше в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое синтаксис.

5) – Партнёр, у которого имя стоит позже в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое пунктуация.

Музыка песни «Точка, точка, запятая…»

 

Учитель:

1) – Двигайтесь по классу!

2) – Встаньте в пары!

3) – Перечислите про себя знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.

4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого в фамилии букв больше, расскажите о знаках препинания партнеру, у которого в фамилии букв меньше.

5) – Теперь, партнёр, у которого в фамилии букв меньше, расскажите партнеру о знаках препинания.

 

VII. Самоконтроль с проверкой по эталону.

  1. Выполнение упражнения 119. (1 абзац) письменно.

Учитель.

– Ребята, откройте упражнение 119, прочитайте задание, выполните его.

– Спишите, раскрывая скобки и соблюдая принятые в русском языке законы связи слов в русском языке.

  1. Самопроверка по эталону и выставление оценок в оценочном листе. (Приложение № 2)

Учитель:

– Проверьте себя. Поставьте оценку напротив задания № 1 в оценочном листе.

(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)

– Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. (С. Аксаков)

Критерии оценивания:

«5» – 8 правильных ответов

«4» – 6 – 7 правильных ответов

«3» – 4 – 5 правильных ответов

«2» – 2 – 3 правильных ответов

 

VIII. Включение в систему знаний и умений.

  1. Выполнение задания на постановку знака препинания внутри предложения устно.

Учитель:

– Обратите внимание, что очень важно правильно ставить знаки препинания. Знаками препинания можно даже решить судьбу человека.

– Поставьте знак препинания так, чтобы спасти человеку жизнь.

(Предложение выводится на экран.)

Казнить нельзя помиловать.

Учитель:

– Почему так важно правильно ставить знаки препинания?

(Потому что знаки препинания помогают понять то, что хочет сказать другой человек. Правильно понять смысл текста.)

 

  1. Выполнение задания на составление текста.

Учитель:

– Ребята, разделите слова на предложения и составьте текст, запишите получившийся текст.

Пришел, золотой, осень, птицы, полететь, юг, на, с, поля, собрать, урожай, скоро, наступить, зима.

  1. 3. Взаимопроверка по эталону, выставление оценок в оценочном листе.

Учитель:

– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу, поставьте оценку соседу в оценочном листе напротив задания № 2.

(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)

Пришла золотая осень.

Птицы полетели на юг.

С полей собрали урожай.

Скоро наступит зима.

Критерии оценивания

«5» – 4 предложения

«4» – 3 предложения

«3» – 2 предложения

 

  1. IX. Рефлексия

Учитель:

– Ребята, вспомните все, что вы знаете по теме урока, придумайте по 1 вопросу.

– Задайте свой вопрос товарищам.

(Учащиеся придумывают вопросы, задают вопросы и отвечают на них.)

Выставление оценок.

Учитель:

– Поставьте себе оценки за урок. Для этого сложите оценки за выполнение заданий в оценочном листе и поделите на 2. Поставьте себе оценку, которая получилась.

(Выставляют оценку за урок в оценочном листе.)

«Три М».

Учитель

– Ребята, назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

(Ответы учащихся)

  1. X. Домашнее задание.

Учитель

Запишите домашнее задание. Каждый выбирает задание, которое считает для себя наиболее подходящим.

(На экране)

1 гр. Выполните упражнение 123, прочитайте задания, выполните их.

(Задание в учебнике)

– Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца, спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.

2 гр. Откорректируйте текст так, чтобы он стал красивым.

(Задание на карточке)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Напишите текст, вставив в него полные и краткие имена прилагательные.

В (…) лесу было тихо. (…) вид леса. Земля покрыта (…) ковром из (…) листьев. Ветви березки украсились (…) монетами.  (…) воздух (…) и (…). Погода (…)! Как (…) лес в (…) уборе!

3 гр. Напишите мини-сочинение на тему «Золотая осень».

(творческое задание)

Напишите сочинение по плану.

  1. Пришла осень.
  2. Цветной наряд осени.
  3. Звуки осени.
  4. За что я люблю осень.

Приложение № 1

1 ряд:

Начинается урок он пойдёт ребятам впрок постараюсь все понять буду грамотно писать

2 ряд:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять –

Буду грамотно писать.

 

Приложение № 2

Оценочный лист

Фамилия ________________________

№ задания Оценка
1  
2  
Оценка за урок  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.