Синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация 75 %(Урок русского языка в 5 классе) Миляуша ХУРМАКАЕВА,учитель русского языка и литературыпервой квалификационной категорииУрсаевской средней школы...
Синтаксис и пунктуация 75 %
(Урок русского языка в 5 классе)
Миляуша ХУРМАКАЕВА,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Урсаевской средней школы
Азнакаевского района
Цели урока:
Деятельностная: научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания за счет включения новых определений, терминов «синтаксис», «пунктуация».
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении.
Метапредметные УУД:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания.
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.
Ресурсы:
Ход урока
Учитель:
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнем с небольшого эксперимента.
Прочитайте то, что написано у вас на карточках. Мы сравним, какой ряд быстрее справится с заданием. (Приложение № 1)
1 ряд:
Начинаетсяуроконпойдетребятамвпрокпостараюсьвсепонять будуграмотнописать.
2 ряд:
Начинаетcя урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюcь все понять –
Буду грамотно пиcать.
(Тексты выводятся на экран.)
Учитель:
– Ребята, скажите, почему второй ряд быстрее справился с заданием, несмотря на то, что читали вы один и тот же текст?
(В тексте второго ряда были отдельные слова, предложения. Были расставлены точки, запятая, тире. Это стихотворение.)
Учитель:
Сделайте вывод, как мы должны говорить, писать, чтобы другим легко было нас понять?
(Мы должны говорить предложениями, четко отделяя слова. При письме ставить знаки препинания. Каждое предложение писать с заглавной буквы.)
Учитель:
– Совершенно верно. А чтобы вспомнить все, что изучали в начальной школе, мы с вами сейчас поиграем.
(Игровая форма – построение дома из «кирпичиков» с понятиями)
Учитель:
– Ребята, помогите построить дом.
– Скажите, что я могу построить из слов, которые составляют фундамент дома?
(Словосочетания) (закрепляют карточки со словом словосочетание)
Учитель:
– Что мы строим из слов и словосочетаний?
(Предложения) (закрепляют карточки со словом предложение)
Учитель:
– А что мы можем построить из предложений?
(Текст) (закрепляют карточку со словом текст)
III. Места и причины затруднения.
Учитель:
– Ребята, под какую мы крышу поместим наши понятия? Как она будет называться? Предложите свои варианты.
(Учащиеся предлагают варианты.)
Учитель:
– Правильно, ребята, это синтаксис.
– Что изучает синтаксис?
(Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст.)
– Ребята, посмотрите, получилась только половина дома.
– Значит, мы что-то не доделали.
– Кто же будет жить в доме?
–А чтобы узнать, кто будет жить в этом доме, вы должны назвать все знаки препинания, которые вы знаете.
– Ребята, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
(Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: . ? ! …)
Учитель:
– Это знаки завершения.
– Какие знаки препинания ставятся внутри предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: , ; : -)
Учитель:
– Это знаки разделения.
– А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?
(Кавычки, скобки.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: «» ( ) )
Учитель:
– Это знаки выделения.
– А теперь объединим знаки препинания, поместим их под крышу и назовем получившуюся часть дома. Предложите свои варианты.
(Учащиеся предлагают свои варианты.)
– Правильно, ребята, это пунктуация.
– Что изучает пунктуация?
(Знаки препинания.)
Учитель:
– Итак, ребята, вы вспомнили два раздела языкознания: «синтаксис» и «пунктуация».
– Сформулируйте тему нашего урока.
(Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»)
Учитель:
– Посмотрите на схему, которая у нас получилась, и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Какие задачи перед собой поставим?
(Повторить, что такое синтаксис и пунктуация. Тренироваться составлять словосочетания, предложения, текст. Упражняться в постановке знаков препинания в предложениях.)
Учитель:
– Откройте тетради и запишите тему урока.
– Ребята, слова «синтаксис» и «пунктуация» словарные слова, запишите их и подчеркните известные вам орфограммы.
– Как мы можем узнать, правильно ли мы определили, что изучают синтаксис и пунктуация?
(В учебнике)
Учитель:
– Откройте учебник на странице 56, прочитайте определение синтаксиса.
– Откройте страницу 58, прочитайте определение пунктуации.
Учитель:
– Мы с вами проведем полезную физминутку, отдохнем и закрепим наши знания.
Музыка песни «Точка, точка, запятая…»
Учитель:
1) – Когда звучит музыка, двигайтесь по классу, как муравьи в своем муравейнике!
2) – Когда музыка остановится, встаньте в пары!
3) – Сформулируйте про себя, что означают термины «синтаксис» и «пунктуация».
4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого имя стоит раньше в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое синтаксис.
5) – Партнёр, у которого имя стоит позже в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое пунктуация.
Музыка песни «Точка, точка, запятая…»
Учитель:
1) – Двигайтесь по классу!
2) – Встаньте в пары!
3) – Перечислите про себя знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого в фамилии букв больше, расскажите о знаках препинания партнеру, у которого в фамилии букв меньше.
5) – Теперь, партнёр, у которого в фамилии букв меньше, расскажите партнеру о знаках препинания.
VII. Самоконтроль с проверкой по эталону.
Учитель.
– Ребята, откройте упражнение 119, прочитайте задание, выполните его.
– Спишите, раскрывая скобки и соблюдая принятые в русском языке законы связи слов в русском языке.
Учитель:
– Проверьте себя. Поставьте оценку напротив задания № 1 в оценочном листе.
(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)
– Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. (С. Аксаков)
Критерии оценивания:
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6 – 7 правильных ответов
«3» – 4 – 5 правильных ответов
«2» – 2 – 3 правильных ответов
VIII. Включение в систему знаний и умений.
Учитель:
– Обратите внимание, что очень важно правильно ставить знаки препинания. Знаками препинания можно даже решить судьбу человека.
– Поставьте знак препинания так, чтобы спасти человеку жизнь.
(Предложение выводится на экран.)
Казнить нельзя помиловать.
Учитель:
– Почему так важно правильно ставить знаки препинания?
(Потому что знаки препинания помогают понять то, что хочет сказать другой человек. Правильно понять смысл текста.)
Учитель:
– Ребята, разделите слова на предложения и составьте текст, запишите получившийся текст.
Пришел, золотой, осень, птицы, полететь, юг, на, с, поля, собрать, урожай, скоро, наступить, зима.
Учитель:
– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу, поставьте оценку соседу в оценочном листе напротив задания № 2.
(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)
Пришла золотая осень.
Птицы полетели на юг.
С полей собрали урожай.
Скоро наступит зима.
Критерии оценивания
«5» – 4 предложения
«4» – 3 предложения
«3» – 2 предложения
Учитель:
– Ребята, вспомните все, что вы знаете по теме урока, придумайте по 1 вопросу.
– Задайте свой вопрос товарищам.
(Учащиеся придумывают вопросы, задают вопросы и отвечают на них.)
Выставление оценок.
Учитель:
– Поставьте себе оценки за урок. Для этого сложите оценки за выполнение заданий в оценочном листе и поделите на 2. Поставьте себе оценку, которая получилась.
(Выставляют оценку за урок в оценочном листе.)
«Три М».
Учитель
– Ребята, назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
(Ответы учащихся)
Учитель
– Запишите домашнее задание. Каждый выбирает задание, которое считает для себя наиболее подходящим.
(На экране)
1 гр. Выполните упражнение 123, прочитайте задания, выполните их.
(Задание в учебнике)
– Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца, спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.
2 гр. Откорректируйте текст так, чтобы он стал красивым.
(Задание на карточке)
В (…) лесу было тихо. (…) вид леса. Земля покрыта (…) ковром из (…) листьев. Ветви березки украсились (…) монетами. (…) воздух (…) и (…). Погода (…)! Как (…) лес в (…) уборе!
3 гр. Напишите мини-сочинение на тему «Золотая осень».
(творческое задание)
– Напишите сочинение по плану.
Приложение № 1
1 ряд:
Начинается урок он пойдёт ребятам впрок постараюсь все понять буду грамотно писать
2 ряд:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
Приложение № 2
Оценочный лист
Фамилия ________________________
(Урок русского языка в 5 классе)
Миляуша ХУРМАКАЕВА,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Урсаевской средней школы
Азнакаевского района
Цели урока:
Деятельностная: научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания за счет включения новых определений, терминов «синтаксис», «пунктуация».
Задачи:
- Расширить представления учащихся о синтаксисе и пунктуации и предмете изучения данных разделов языкознания.
- Углубить знания о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.
- Развивать умение составлять предложения и находить границы предложений.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении.
Метапредметные УУД:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания.
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.
Ресурсы:
- Учебник. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Т.А. Ладыженская. Москва. «Просвещение». 2015.
- Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экран. Карточки.
Ход урока
- I. Мотивация
Учитель:
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнем с небольшого эксперимента.
Прочитайте то, что написано у вас на карточках. Мы сравним, какой ряд быстрее справится с заданием. (Приложение № 1)
1 ряд:
Начинаетсяуроконпойдетребятамвпрокпостараюсьвсепонять будуграмотнописать.
2 ряд:
Начинаетcя урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюcь все понять –
Буду грамотно пиcать.
(Тексты выводятся на экран.)
Учитель:
– Ребята, скажите, почему второй ряд быстрее справился с заданием, несмотря на то, что читали вы один и тот же текст?
(В тексте второго ряда были отдельные слова, предложения. Были расставлены точки, запятая, тире. Это стихотворение.)
Учитель:
Сделайте вывод, как мы должны говорить, писать, чтобы другим легко было нас понять?
(Мы должны говорить предложениями, четко отделяя слова. При письме ставить знаки препинания. Каждое предложение писать с заглавной буквы.)
Учитель:
– Совершенно верно. А чтобы вспомнить все, что изучали в начальной школе, мы с вами сейчас поиграем.
- II. Актуализация знаний учащихся и осуществление первичного действия.
- Построение схемы.
(Игровая форма – построение дома из «кирпичиков» с понятиями)
Учитель:
– Ребята, помогите построить дом.
– Скажите, что я могу построить из слов, которые составляют фундамент дома?
слово |
слово |
слово |
слово |
(Словосочетания) (закрепляют карточки со словом словосочетание)
словосочетание |
слово |
слово |
словосочетание |
слово |
слово |
словосочетание |
Учитель:
– Что мы строим из слов и словосочетаний?
(Предложения) (закрепляют карточки со словом предложение)
слово |
слово |
словосочетание |
словосочетание |
предложение |
предложение |
словосочетание |
слово |
слово |
Учитель:
– А что мы можем построить из предложений?
(Текст) (закрепляют карточку со словом текст)
слово |
слово |
слово |
словосочетание |
предложение |
текст |
предложение |
словосочетание |
словосочетание |
слово слово |
III. Места и причины затруднения.
Учитель:
– Ребята, под какую мы крышу поместим наши понятия? Как она будет называться? Предложите свои варианты.
(Учащиеся предлагают варианты.)
Учитель:
– Правильно, ребята, это синтаксис.
– Что изучает синтаксис?
(Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст.)
– Ребята, посмотрите, получилась только половина дома.
– Значит, мы что-то не доделали.
– Кто же будет жить в доме?
–А чтобы узнать, кто будет жить в этом доме, вы должны назвать все знаки препинания, которые вы знаете.
– Ребята, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
(Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: . ? ! …)
. |
! |
… |
? |
Учитель:
– Это знаки завершения.
– Какие знаки препинания ставятся внутри предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: , ; : -)
, |
: |
- |
; |
Учитель:
– Это знаки разделения.
– А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?
(Кавычки, скобки.)
(Закрепляют карточки со знаками препинания: «» ( ) )
«» |
() |
Учитель:
– Это знаки выделения.
– А теперь объединим знаки препинания, поместим их под крышу и назовем получившуюся часть дома. Предложите свои варианты.
(Учащиеся предлагают свои варианты.)
– Правильно, ребята, это пунктуация.
– Что изучает пунктуация?
(Знаки препинания.)
слово |
слово |
словосочетание |
словосочетание |
текст |
синтаксис |
? |
… |
; |
- |
( ) |
пунктуация |
. |
«» |
: |
, |
! |
предложение |
предложение |
словосочетание |
слово |
слово |
- IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
– Итак, ребята, вы вспомнили два раздела языкознания: «синтаксис» и «пунктуация».
– Сформулируйте тему нашего урока.
(Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»)
Учитель:
– Посмотрите на схему, которая у нас получилась, и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Какие задачи перед собой поставим?
(Повторить, что такое синтаксис и пунктуация. Тренироваться составлять словосочетания, предложения, текст. Упражняться в постановке знаков препинания в предложениях.)
Учитель:
– Откройте тетради и запишите тему урока.
– Ребята, слова «синтаксис» и «пунктуация» словарные слова, запишите их и подчеркните известные вам орфограммы.
– Как мы можем узнать, правильно ли мы определили, что изучают синтаксис и пунктуация?
(В учебнике)
- V. Реализация построенного проекта.
- Работа с информацией по учебнику.
Учитель:
– Откройте учебник на странице 56, прочитайте определение синтаксиса.
– Откройте страницу 58, прочитайте определение пунктуации.
- VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель:
– Мы с вами проведем полезную физминутку, отдохнем и закрепим наши знания.
- Физминутка
Музыка песни «Точка, точка, запятая…»
Учитель:
1) – Когда звучит музыка, двигайтесь по классу, как муравьи в своем муравейнике!
2) – Когда музыка остановится, встаньте в пары!
3) – Сформулируйте про себя, что означают термины «синтаксис» и «пунктуация».
4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого имя стоит раньше в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое синтаксис.
5) – Партнёр, у которого имя стоит позже в алфавитном порядке, расскажите другому партнеру, что такое пунктуация.
Музыка песни «Точка, точка, запятая…»
Учитель:
1) – Двигайтесь по классу!
2) – Встаньте в пары!
3) – Перечислите про себя знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
4) – В течение 15 секунд, партнер, у которого в фамилии букв больше, расскажите о знаках препинания партнеру, у которого в фамилии букв меньше.
5) – Теперь, партнёр, у которого в фамилии букв меньше, расскажите партнеру о знаках препинания.
VII. Самоконтроль с проверкой по эталону.
- Выполнение упражнения 119. (1 абзац) письменно.
Учитель.
– Ребята, откройте упражнение 119, прочитайте задание, выполните его.
– Спишите, раскрывая скобки и соблюдая принятые в русском языке законы связи слов в русском языке.
- Самопроверка по эталону и выставление оценок в оценочном листе. (Приложение № 2)
Учитель:
– Проверьте себя. Поставьте оценку напротив задания № 1 в оценочном листе.
(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)
– Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. (С. Аксаков)
Критерии оценивания:
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6 – 7 правильных ответов
«3» – 4 – 5 правильных ответов
«2» – 2 – 3 правильных ответов
VIII. Включение в систему знаний и умений.
- Выполнение задания на постановку знака препинания внутри предложения устно.
Учитель:
– Обратите внимание, что очень важно правильно ставить знаки препинания. Знаками препинания можно даже решить судьбу человека.
– Поставьте знак препинания так, чтобы спасти человеку жизнь.
(Предложение выводится на экран.)
Казнить нельзя помиловать.
Учитель:
– Почему так важно правильно ставить знаки препинания?
(Потому что знаки препинания помогают понять то, что хочет сказать другой человек. Правильно понять смысл текста.)
- Выполнение задания на составление текста.
Учитель:
– Ребята, разделите слова на предложения и составьте текст, запишите получившийся текст.
Пришел, золотой, осень, птицы, полететь, юг, на, с, поля, собрать, урожай, скоро, наступить, зима.
- 3. Взаимопроверка по эталону, выставление оценок в оценочном листе.
Учитель:
– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу, поставьте оценку соседу в оценочном листе напротив задания № 2.
(Текст и критерии оценивания выводятся на экран.)
Пришла золотая осень.
Птицы полетели на юг.
С полей собрали урожай.
Скоро наступит зима.
Критерии оценивания
«5» – 4 предложения
«4» – 3 предложения
«3» – 2 предложения
- IX. Рефлексия
Учитель:
– Ребята, вспомните все, что вы знаете по теме урока, придумайте по 1 вопросу.
– Задайте свой вопрос товарищам.
(Учащиеся придумывают вопросы, задают вопросы и отвечают на них.)
Выставление оценок.
Учитель:
– Поставьте себе оценки за урок. Для этого сложите оценки за выполнение заданий в оценочном листе и поделите на 2. Поставьте себе оценку, которая получилась.
(Выставляют оценку за урок в оценочном листе.)
«Три М».
Учитель
– Ребята, назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
(Ответы учащихся)
- X. Домашнее задание.
Учитель
– Запишите домашнее задание. Каждый выбирает задание, которое считает для себя наиболее подходящим.
(На экране)
1 гр. Выполните упражнение 123, прочитайте задания, выполните их.
(Задание в учебнике)
– Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца, спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.
2 гр. Откорректируйте текст так, чтобы он стал красивым.
(Задание на карточке)
- Озаглавьте текст.
- Напишите текст, вставив в него полные и краткие имена прилагательные.
В (…) лесу было тихо. (…) вид леса. Земля покрыта (…) ковром из (…) листьев. Ветви березки украсились (…) монетами. (…) воздух (…) и (…). Погода (…)! Как (…) лес в (…) уборе!
3 гр. Напишите мини-сочинение на тему «Золотая осень».
(творческое задание)
– Напишите сочинение по плану.
- Пришла осень.
- Цветной наряд осени.
- Звуки осени.
- За что я люблю осень.
Приложение № 1
1 ряд:
Начинается урок он пойдёт ребятам впрок постараюсь все понять буду грамотно писать
2 ряд:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
Приложение № 2
Оценочный лист
Фамилия ________________________
№ задания | Оценка |
1 | |
2 | |
Оценка за урок |
Комментарийлар