Три поэта-футуриста в Казани: украинец, русский и татарин

(Тематическая экскурсия. VIII – XI классы)

 Целью экскурсии является популяризация деятельности поэтов-футуристов в Казани, показ дружеской связи поэтов разных национальностей: украинца, русского и татарина, раскрытие взаимной поддержки в творчестве, привлечение внимания современников к достопримечательностям города.

Экскурсия автобусная. Предполагаются остановки у объектов, в которых
поэты учились, выступали на творческих встречах перед горожанами. 

Данная работа предлагается для педагогических работников и старшеклассников, увлекающихся экскурсоводческой дея­тельностью.

Маршрут экскурсии

Площадь Саид-Галеева
(железнодорожный вокзал) –
ул. Г.Тукая – ул. Татарстан –
ул. Пушкина – ул. М.Горького –
 ул. К.Маркса – площадь
Свободы – ул. Кремлевская.

 Ход экскурсии

Экскурсовод. Здравствуйте, я – ваш экскурсовод. Мы совершим тематическую экскурсию «Три поэта-футуриста в Казани: украинец, русский и татарин». Она продлится 2 часа, предполагаются выходы. Завершится экскурсия у главного здания К(П)ФУ.

Футуризм – это «хулиганский» жанр искусства, который официально существовал с 1909 до начала 1920 года. Умирает одна эпоха, и рождается другая. Этот период был бурным, поэты славили внешние безобразия, считалось, что они таили множество невидимых красот!

В творчестве футуристов был отказ от старых норм, традиций. Впервые представители этого жанра появились в Италии. В России первым футуристом был Давид Бурлюк – украинец по происхождению. Для русского поэта Владимира Маяковского Давид Бурлюк был учителем. А татарский поэт Хади Такташ учился стихосложению у Маяковского. Этих трех поэтов объединяло то, что они были в Казани, здесь получали вдохновение к творчеству и дарили городу
теплые слова.

Площадь Саид-Галеева (железнодорожный вокзал)

Перед нами истинное украшение города: торжественное, великолепное двухэтажное здание, выполненное из красного кирпича. Огромные арочные окна в два ряда, купола со стержнем. В оформлении фасада присутствуют лепные розетки и герб г.Казани – зилант. Это здание Казанского железнодорожного вокзала построено в 1896 году архитектором Г.Рушем. Первоначально здесь были изображения гербов 16 губерний. Через эти губернии проходила железная дорога и осуществляла связь столицы России с Уралом и Сибирью. Вокзал – главные ворота в город Казань и свидетель исторических событий. В разные годы он гостеприимно встречал многих гостей, в т.ч. и поэтов-футуристов.

26 августа 1899 года никому не известный семнадцатилетний Давид Бурлюк, сын небогатого агронома, в сопровождении матушки впервые приехал в Казань, чтобы учиться в художественной школе. В руках были рисунки для показа директору школы. В 1901 году он во второй раз приехал, чтобы продолжить учебу, а в 1914 году – руководителем делегации литераторов страны, совершавших турне. В составе группы был начинающий поэт Маяковский, ему 21 год. Владимир вспоминал о Давиде: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». Они приехали на гастроли в Казань читать лекции о футуризме и свои стихи. На вокзальной площади их ждали поклонники и официальные представители. Позже, в 1927–1928 гг., признанный В.Маяковский второй и третий раз приезжал в Казань знакомить читателей со своими творчеством. Бурлюк не принял революцию, эмигрировал в США, но не прерывал переписку с казанцами.

Татарский поэт Хади Такташ после учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока и слушания выступлений Маяковского в Москве навсегда приехал в Казань, на последнее место жительства. Это были 20-е годы XX века. За его спиной – публикации стихов, редакторская деятельность. Он считал, что в Казани люди лучше поймут его, чем в г.Москве. Он был прав, его творчество действительно казанцы полюбили.

 Мы, туристы, отправимся в ту часть города, которую видели три поэта-футуриста.

 

Улица Г.Тукая, улица Татарстан

 Справа – Старо-Татарская слобода, место компактного проживания татар с XVI века. Татарская слобода – «осколок Казанского ханства», веками была очагом национальной культуры. В ней сохранились особняки татарской знати, изящные старинные мечети, с минаретов которых голоса муэдзинов продолжают звать на намаз. Восток на Русской равнине. Мухамметхади Хайруллович Такташев любил гулять по улочкам, по набережной загадочного озера Кабана, общаться с жителями и получать вдохновение к творчеству. Здесь рождались идеи, рифмы, сюжеты. Скоро появлялись в свет стихи и пьесы за подписью автора –
Хади Такташ.

Биография поэта тесно связана с историей страны. Такташ о себе рассказывал мало: родился 1 января 1901 года в деревне Сургодь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевский район Республики Мордовия) в многодетной татарской крестьянской семье. Первоначальное образование получил в медресе в родной деревне, затем в соседнем селе Пишля

Шла первая мировая война, в стране – революция. В 1915 году о? н уехал в Бухару на заработки к родственнику-купцу. В газете «Великий Туркестан» («Олуг Төркстан»), издаваемой в г.Ташкенте, в 1918 году опубликовано его первое стихотворение «В пустынях Туркестана». В 1921 году вернулся в Ташкент, работал ответственным секретарем журнала, преподавателем татарского языка в Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом университете.

Летом 1922 года в Москве поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока. Стихи Такташа студенты знали наизусть уже на следующий день после написания, произведения переписывались и передавались из рук в руки. Поэту природа дала безграничный талант в чтении стихов. Он посещал выступления Мая­ковского, очень хотел быть похожим на него. И удалось! Вскоре Хади переехал в Казань. В 1927 году вышел в свет первый поэтический сборник
«Сыны Земли».

В короткую тридцатилетнюю жизнь поэта вместилась империалистическая война, революция, гражданская война. Бунтарь по натуре, поэт-гражданин по призванию, романтик по душевному настрою – Такташ мастерски заявил о своей «поэтической декларации» в поэме «Утешение»: «Я родился, чтоб таинственным звоном песен моих разнестись по стране, чтоб мир потрясти!..» Такие строки в 20 лет мог написать только гений. Его лирические стихи звучат гимном человеку
труда:

Земля, преображу тебя я в рай,

Пустыни покорю, сотру межи!

Футурист ли он? Подражатель Г.Тукая, В.Маяковского. Он – поэт всей евразийской России! Его творения читали в домах, в театре.

Улица М.Горького, дом 13

Перед нами двухэтажное прямоугольное и ассиметричное здание со сдержанной роскошью. Со стороны входа в верхней части здания купол со шпилем, над входом – навес. Здание построено в 1912 году. В настоящее время – это Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина. Он назван в честь татарского писателя, актёра, драматурга и прозаика, одного из основоположников профессионального татарского театра и драматургии, современника Хади Такташа. Первоначально в здании находились правительственные учреждения и общественные организации.

На сцене театра зрители увидели постановку «Камиль» по произведению Такташа. А 20 января 1927 года русский поэт Владимир Маяковский делился мыслями в этом же зале! Желающих посетить творческую встречу было чрезвычайно много. Удивительно, но Маяковский не мог попасть на свой собственный вечер! Милиция помогла ему извлечься из толпы. Помятому Маяковскому долго не давали начать: шквал аплодисментов не мог остановить ни его поднятая рука, ни призывы.

Улица М.Горького, дом 16

Справа от дороги – двухэтажное здание на высоком цоколе. В настоящее время здесь располагается гимназия №3.
На фасаде – мемориальная доска, на которой написано, что здесь учился украинский поэт-футурист Давид Бурлюк, есть его барельеф. Имя поэта в городе увековечено. Здание построено в 1856 году, в части женской гимназии находилась художественная школа. Бурлюк трижды был в Казани (1899–1900, 1901–1902, 1914 гг.). Здесь он учился рисовать, дружить, писать и декламировать свои стихи. Не окончив курс, он уехал к родителям в Одессу, скучал по Казани, в 1901 году вернулся и продолжил учебу. Это про него в шутку говорили, что он «бурлюкает». В художественной школе он рисовал и писал стихи.

Звуки на «а» широки и просторны,

Звуки на «и» высоки и проворны,

Звуки на «у», как пустая труба,

Звуки на «о», как округлость горба,

Звуки на «е», как приплюснутость мель,

Гласных семейство смеясь просмотрел.

В 1914 году знаменитый Давид Бурлюк с группой поэтов исколесил 28 городов страны, включая Казань, с целью научить «собратьев по цеху» новому направлению авангарда, красоте отклонения от привычных норм стихотворной речи, путям общения с народом. Он читал лекцию о культе техники, индустриальных городов, отрицании традиций, изменении вкусов общества и норм стихотворной речи. Бурлюк восторженно читал, надеялся, что анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы будут двигателями в творческих направлениях, и общество должно футуристов высоко
оценить.

Улица К.Маркса, площадь Свободы (Ратуша)

20 февраля 1914 года в Колонном зале здания Ратуши Давид Бурлюк читал знаменитую лекцию о футуризме. И это здание под стать его стихам, рядом.

Дворец роскошный, изысканный, торжественный, симметричный, каменный с сдвоенными арочными окнами на втором этаже. В настоящее время здесь проходят значимые мероприятия города и респуб­лики. Трехэтажным он стал в 2005 году после подготовки его к 1000-летию города. Здание построено в 1854 году архитекторами И.Ефимовым и М.Коринфским
в стиле итальянского палаццо, являлось Дворянским собранием. Здесь проходили балы, играли музыкальные произведения, читали стихи и лекции.

Для усиления чувств восприятия доклада Давид Бурлюк выступил с раскрашенным лицом. В детстве он лишился глаза из-за шалости с братом и имел стеклянный глаз. Необычная внешность, авангардистские стихи и художественные работы вызывали повышенный интерес в широких кругах населения и способствовали его известности. Он знакомил слушателей с новой поэзией, ломкой традиционных представлений о стихосложении и это считал привлекательным.

Выступал и молодой Владимир Маяковский, который к тому времени имел 30 опубликованных стихов. И мечтательно восклицал:

Я хочу быть понят родной страной,

а не буду понят –

                что ж?!

По родной стране

                пройду стороной,

как проходит

                косой дождь.

Позже, в 1927 и 1928 годах, известный русский поэт Владимир Владимирович Маяковский вновь посетил
Казань.

Улица Кремлевская (КФУ)

Он читал произведения студентам в здании Казанского университета.

Уважаемые туристы, эта постройка перед вами: симметричная двухэтажная с трехчастной композицией, с двенадцатью колоннами по центру и шестью по окраинам. Колонны придают ей величественность и привлекательность. Здание построено в 1825 году по проекту П.Пятницкого и является главным зданием университета. Именно таким его видел В.Маяковский. «Университет –
горделивость Казани», – заметил поэт Маяковский. И действительно, сложно переоценить значение одного из старейших учебных заведений страны. Его авторитет поднимали ученые с мировыми именами Н.Лобачевский, Н.Зинин, А.Бутлеров, И.Симонов, В.Бехтерев… Следующие строки В.Маяковский посвятил университету:

Смотрю в затихший и замерший зал:

      Здесь

                каждый десять на сто.

Его повадкой щурят глаза

и так же, как он,

                скуласты.

И смерти

      коснуться его

                не посметь,

стоит

      у грядущего в смете!

Внимают

      юноши строфам про смерть,

И сердцем слышат: бессмертие.

21 января 1927 года в университете поэт делился мыслями об огромной ответственности писателя, поэта, художника перед народом, рассказывал о впечатлениях заграничной поездки, вдохновенно читал свою поэму «Владимир Ильич Ленин». Покидая Казань, он еще раз обещал приехать сюда. И сдержал свое слово. 23 января 1928 года В.В.Маяковский выступил с докладом о современной литературе, читал поэмы.

Город ему запомнился многонациональностью, дружелюбием. На публичные выступления
В.Маяковский часто надевал желтую коф­ту. Внешний вид усиливал его бунтарский характер. Имя Маяковского увековечено в городе: в его честь названа улица
Маяковского и кафе «Желтая кофта».

Завершая экскурсию, скажу о том, как три поэта-футуриста высказались о нашем городе.

«О Казани – люльки своего искусства, я всегда вспоминаю с улыбкой», – с гордостью сказал Давид Бурлюк. Русский поэт украинского происхождения Давид Бурлюк умер в Америке в 1967 году на 85-м году жизни (пережил В.Маяковского и Х.Такташа).

Маяковский писал: «Когда у меня не будет ни копейки, я обязательно приеду в Казань». Его здесь хорошо принимали, билеты на выступления раскупались очень быстро. «Добрый город» и сегодня продолжает заложенные традиции в глубокой древности.

«Татарский Маяковский» – так любовно называли Хади Такташа, и он был горд таким сравнением.

Трех поэтов-футуристов объединяло то, что жили в одно бурное время, писали произведения в одном жанре и литературно увековечили город Казань. В 20-х годах XX века футуризм вышел из моды, и этот период истории русской культуры вошел в состав «Серебряного века». 

Гульсина АБАЙДУЛЛОВА,
педагог дополнительного образования объединения «Юные экскурсоводы» Дома детского и юношеского туризма и экскурсий г.Казани
 Миляуша
КАМАЛОВА,
учитель I квалификационной категории татарского языка гимназии №17
им.Г.Ибрагимова г.Казани

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.