Величавый Байкал
Гульчачак ГАФУРОВА,учитель географии высшей квалификационной категории Альшиховской средней школы Буинского района Цели:образовательные: познакомить учащихся с интерес...
Гульчачак ГАФУРОВА,
учитель географии высшей квалификационной
категории Альшиховской средней школы
Буинского района
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с интересной информацией, касающейся озера Байкал и его природных достопримечательностей, историей возникновения названия озера и экологическими проблемами, связанными с ним;
развивающие: развивать познавательные интересы учащихся;
воспитательные:
– воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к родному краю, умения видеть и ценить прекрасное вокруг себя; формировать ответственное отношение к окружающей среде;
– воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;
– помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
– формировать экологическую культуру.
Оборудование: презентация об озере Байкал, детские рисунки, песня «Священный Байкал», выставка поделок эндемиков озера из природного материала.
Ход классного часа
Сообщение классного руководителя темы занятия.
Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. По количеству эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но и превосходит острова Новой Зеландии, Галапагосские острова, Мадагаскар и др. Неповторимость его животного и растительного мира возникла за счет бурного процесса нового формообразования. В Байкале живет почти половина всех видов пресноводных моллюсков, а также более половины всех видов олигохет, ракушковых рачков и др. Одним словом, из более 2630 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны и нигде больше не встречаются. Таким образом, Байкал – это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы.
Байкал – это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной и пока еще относительно чистой пресной воды. Редкая чистота воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.
Вопросам охраны Байкала и воспроизводства биологических и абиотических ресурсов природы все больше и больше уделяется внимание Правительством Российской Федерации. Охрана Байкала и рациональное использование его ресурсов – предмет пристального изучения, внимания и комплексного исследования десятков научно-исследовательских учреждений Академии наук РФ.
Байкал – одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 млн лет, и нет никаких признаков того, что он начинает стареть и когда-нибудь в обозримом будущем исчезнет с лица земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволило геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год подобно тому, как расходятся континенты Африка и Южная Америка. (Класс слушает песню «Священный Байкал».)
III. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа
1-й ученик (Подготовил информацию об истории исследований на Байкале. Просмотр рисунков учащихся). Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертёж Байкала и в Байкал падучими реками», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова. В 1643 г. он с группой казаков и промышленных людей из Верхоленского острога достиг западных берегов Байкала, побывав на о. Ольхон.
В 1675 г. по пути в Китай на Байкале останавливался Николай Гаврилович Милеску Спафарий – русский посол, государственный деятель, ученый. Кто впервые рассказал о природе озера? Это – Аввакум в своей книге «Житие протопопа Аввакума». Он переплыл озеро в конце июля 1662 г., возвращаясь из ссылки в Даурии (Забайкалье). Вот что он писал: «Рыба в нем – осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы велики в нем: во океане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал…»
2-й ученик (Подготовил краткие географические сведения о Байкале. Используется для демонстрации презентации). Байкал – слово тюркоязычное, происходит от «Бай куль», что значит «богатое озеро». Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского «байгал» – «богатый огонь» или «Байгал Далай» – большое озеро. Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованы и широкого признания не получили. Эвенки называли его Ламу, т.е. «море», а буряты – Байгал-Нуур – «озеро Байкал».
Археологические раскопки позволили установить, что в позднем неолите, а вероятнее, и в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы – курыкане. Они владели рунической письменностью тюрков и енисейских кыргызов. Возможно, они первыми дали озеру название Байкал.
Байкал – самое глубокое озеро в мире, глубина составляет 1642 м.
Байкал – это самые большие запасы поверхностной пресной воды на Земле, они составляют 20 процентов от всех запасов поверхностной пресной воды на планете.
В него впадает 336 рек, в числе которых Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и др., а вытекает одна река – Ангара.
3-й ученик (Подготовил информацию о хозяйственно ценных организмах на Байкале. Просмотр презентации). На Байкале насчитывается 52 вида рыб, которые относятся к 12 семействам: сиг, омуль, сибирский хариус, щука обыкновенная, сибирская плотва, сибирская щиповка, большая и малая голомянка, амурский сазан, осетр байкальский, налим и др. Нерпа, или тюлень, – единственный представитель млекопитающих. Предполагают, что она проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по реке Лена, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. Однозначных ответов нет. Детеныша нерпы называют хубунком (бурятский хубун – «детеныш дикого зверя»). Впервые перелинявшего зверя называют куматканом. Зверобойный промысел идет на куматканов. За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Основная пища нерпы – голомянко-бычковые рыбы. Местные жители побережий Байкала считают мясо и особенно жир нерпы целебным. Шкуру нерпы используют для подбивки охотничьих лыж, для изготовления одежды, рукавиц, обуви и др.
Голомянка – это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 процентов состоит из жира. Обитает на большой глубине озера Байкал и является живородящей. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передаёт особенности экологии этих рыб.
Растительность Байкала
Лесом покрыто в среднем 50 процентов площади водосборного бассейна Байкала. На побережье Байкала произрастает более 2 тыс. видов сосудистых растений. Лишайники, которые живут за счет атмосферного питания минеральными и частично органическими веществами. В открытой акватории озера высшие водные растения отсутствуют. Они произрастают в заливах (сорах), Малом море и в дельтах рек, впадающих в Байкал, занимая очень малую площадь – в среднем около 1 процента. Типичную для Байкала растительность можно встретить в тайге. Самое низкое положение занимают в основном сосны и лиственницы. Немного выше растет ель и пихта. На юге и в долинах рек можно увидеть березы и осины. Украшением местной флоры можно считать 7 видов рододендронов. На Байкале растет уйма растений, плоды которых широко используют в хозяйстве: малина, черника, клюква, черемша, змеиный чеснок и др. (Выставка поделок эндемиков озера из природного материала. Дети показывают свои поделки.)
4-й ученик (Подготовил информацию об экологических проблемах на озере Байкал. Использование презентации). Поселок Слюдянка был самым крупным посёлком во время СССР. Он возник, вероятно, в XVII в., когда здесь было открыто месторождение слюды, и стал быстро развиваться в период строительства Транссибирской железной дороги, с конца XIX в. Городом стал в 1936 г.
Если считать, что для утоления жажды человеку достаточно 0,5 л воды, то ее запасов в Байкале хватило бы, чтобы напоить 46х10 (15 степени) человек или 10 млн раз больше людей, чем сегодня живет на Земле.
За годы строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината прошло много лет, за это время в Байкал сброшено более 2 млрд. м в кубе промышленных стоков. Ну а всего загрязненной воды? Ведь стоки в очистных сооружениях разбавляются в определенной пропорции. Умножаем это число на 10 тыс. и получаем 20 тыс. куб. км. Вот и получается, что больше половины объема самой чистой в мире байкальской воды испорчено. Именно испорчено! В больших количествах гибнет эпишура – рачки, обладающие свойством очищать, профильтровывать воды Байкала. Замедлились темпы роста, снизились плодовитость и упитанность байкальских рыб, нерпы. Исчезают эндемичные, нигде кроме Байкала не встречающиеся организмы. Их место занимают космополиты – общераспространенные виды. К сожалению, четких критериев ущерба озеру нет, но по подсчетам специалистов ущерб составляет 70 млн. рублей в сутки! Сознательное или невольное влияние человека и его деятельности на природу – загрязнение водоемов сточными водами, засорение нерестилищ сплавляемой древесиной, перелов рыбы сверх допустимого, загрязнение атмосферы и т.п.
Бережно относиться к природе – это значит задумываться о том, как твои действия могут повлиять на окружающий мир, и не допускать негативного, разрушительного влияния.
Учитель. Дети, мы сегодня поговорили о самом глубоком озере Байкал, узнали много интересного о нем. Значит, мы должны беречь свою природу и географические объекты. Человек и есть часть природы: она – неотъемлемый источник его здоровья и энергии. Но, к сожалению, в XXI в. одной из глобальных проблем человечества признали именно экологическую. Это значит, что люди стали менее бережно относиться к природе и нерационально использовать ее ресурсы. Нам необходимо беречь наш край, потому что в нем находится множество редчайших видов растений и животных, которые мы с вами должны защитить, чтобы сохранить природные памятники и наследие нашей земли. (Прослушивание аудиозаписи «Священный Байкал».)
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А.Смирнов)
учитель географии высшей квалификационной
категории Альшиховской средней школы
Буинского района
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с интересной информацией, касающейся озера Байкал и его природных достопримечательностей, историей возникновения названия озера и экологическими проблемами, связанными с ним;
развивающие: развивать познавательные интересы учащихся;
воспитательные:
– воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к родному краю, умения видеть и ценить прекрасное вокруг себя; формировать ответственное отношение к окружающей среде;
– воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;
– помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
– формировать экологическую культуру.
Оборудование: презентация об озере Байкал, детские рисунки, песня «Священный Байкал», выставка поделок эндемиков озера из природного материала.
Ход классного часа
- I. Организационный момент
Сообщение классного руководителя темы занятия.
- II. Вступительное слово учителя об озере Байкал
Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. По количеству эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но и превосходит острова Новой Зеландии, Галапагосские острова, Мадагаскар и др. Неповторимость его животного и растительного мира возникла за счет бурного процесса нового формообразования. В Байкале живет почти половина всех видов пресноводных моллюсков, а также более половины всех видов олигохет, ракушковых рачков и др. Одним словом, из более 2630 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны и нигде больше не встречаются. Таким образом, Байкал – это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы.
Байкал – это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной и пока еще относительно чистой пресной воды. Редкая чистота воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.
Вопросам охраны Байкала и воспроизводства биологических и абиотических ресурсов природы все больше и больше уделяется внимание Правительством Российской Федерации. Охрана Байкала и рациональное использование его ресурсов – предмет пристального изучения, внимания и комплексного исследования десятков научно-исследовательских учреждений Академии наук РФ.
Байкал – одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 млн лет, и нет никаких признаков того, что он начинает стареть и когда-нибудь в обозримом будущем исчезнет с лица земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволило геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год подобно тому, как расходятся континенты Африка и Южная Америка. (Класс слушает песню «Священный Байкал».)
III. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа
1-й ученик (Подготовил информацию об истории исследований на Байкале. Просмотр рисунков учащихся). Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертёж Байкала и в Байкал падучими реками», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова. В 1643 г. он с группой казаков и промышленных людей из Верхоленского острога достиг западных берегов Байкала, побывав на о. Ольхон.
В 1675 г. по пути в Китай на Байкале останавливался Николай Гаврилович Милеску Спафарий – русский посол, государственный деятель, ученый. Кто впервые рассказал о природе озера? Это – Аввакум в своей книге «Житие протопопа Аввакума». Он переплыл озеро в конце июля 1662 г., возвращаясь из ссылки в Даурии (Забайкалье). Вот что он писал: «Рыба в нем – осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы велики в нем: во океане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал…»
2-й ученик (Подготовил краткие географические сведения о Байкале. Используется для демонстрации презентации). Байкал – слово тюркоязычное, происходит от «Бай куль», что значит «богатое озеро». Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского «байгал» – «богатый огонь» или «Байгал Далай» – большое озеро. Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованы и широкого признания не получили. Эвенки называли его Ламу, т.е. «море», а буряты – Байгал-Нуур – «озеро Байкал».
Археологические раскопки позволили установить, что в позднем неолите, а вероятнее, и в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы – курыкане. Они владели рунической письменностью тюрков и енисейских кыргызов. Возможно, они первыми дали озеру название Байкал.
Байкал – самое глубокое озеро в мире, глубина составляет 1642 м.
Байкал – это самые большие запасы поверхностной пресной воды на Земле, они составляют 20 процентов от всех запасов поверхностной пресной воды на планете.
В него впадает 336 рек, в числе которых Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и др., а вытекает одна река – Ангара.
3-й ученик (Подготовил информацию о хозяйственно ценных организмах на Байкале. Просмотр презентации). На Байкале насчитывается 52 вида рыб, которые относятся к 12 семействам: сиг, омуль, сибирский хариус, щука обыкновенная, сибирская плотва, сибирская щиповка, большая и малая голомянка, амурский сазан, осетр байкальский, налим и др. Нерпа, или тюлень, – единственный представитель млекопитающих. Предполагают, что она проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по реке Лена, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. Однозначных ответов нет. Детеныша нерпы называют хубунком (бурятский хубун – «детеныш дикого зверя»). Впервые перелинявшего зверя называют куматканом. Зверобойный промысел идет на куматканов. За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Основная пища нерпы – голомянко-бычковые рыбы. Местные жители побережий Байкала считают мясо и особенно жир нерпы целебным. Шкуру нерпы используют для подбивки охотничьих лыж, для изготовления одежды, рукавиц, обуви и др.
Голомянка – это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 процентов состоит из жира. Обитает на большой глубине озера Байкал и является живородящей. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передаёт особенности экологии этих рыб.
Растительность Байкала
Лесом покрыто в среднем 50 процентов площади водосборного бассейна Байкала. На побережье Байкала произрастает более 2 тыс. видов сосудистых растений. Лишайники, которые живут за счет атмосферного питания минеральными и частично органическими веществами. В открытой акватории озера высшие водные растения отсутствуют. Они произрастают в заливах (сорах), Малом море и в дельтах рек, впадающих в Байкал, занимая очень малую площадь – в среднем около 1 процента. Типичную для Байкала растительность можно встретить в тайге. Самое низкое положение занимают в основном сосны и лиственницы. Немного выше растет ель и пихта. На юге и в долинах рек можно увидеть березы и осины. Украшением местной флоры можно считать 7 видов рододендронов. На Байкале растет уйма растений, плоды которых широко используют в хозяйстве: малина, черника, клюква, черемша, змеиный чеснок и др. (Выставка поделок эндемиков озера из природного материала. Дети показывают свои поделки.)
4-й ученик (Подготовил информацию об экологических проблемах на озере Байкал. Использование презентации). Поселок Слюдянка был самым крупным посёлком во время СССР. Он возник, вероятно, в XVII в., когда здесь было открыто месторождение слюды, и стал быстро развиваться в период строительства Транссибирской железной дороги, с конца XIX в. Городом стал в 1936 г.
Если считать, что для утоления жажды человеку достаточно 0,5 л воды, то ее запасов в Байкале хватило бы, чтобы напоить 46х10 (15 степени) человек или 10 млн раз больше людей, чем сегодня живет на Земле.
За годы строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината прошло много лет, за это время в Байкал сброшено более 2 млрд. м в кубе промышленных стоков. Ну а всего загрязненной воды? Ведь стоки в очистных сооружениях разбавляются в определенной пропорции. Умножаем это число на 10 тыс. и получаем 20 тыс. куб. км. Вот и получается, что больше половины объема самой чистой в мире байкальской воды испорчено. Именно испорчено! В больших количествах гибнет эпишура – рачки, обладающие свойством очищать, профильтровывать воды Байкала. Замедлились темпы роста, снизились плодовитость и упитанность байкальских рыб, нерпы. Исчезают эндемичные, нигде кроме Байкала не встречающиеся организмы. Их место занимают космополиты – общераспространенные виды. К сожалению, четких критериев ущерба озеру нет, но по подсчетам специалистов ущерб составляет 70 млн. рублей в сутки! Сознательное или невольное влияние человека и его деятельности на природу – загрязнение водоемов сточными водами, засорение нерестилищ сплавляемой древесиной, перелов рыбы сверх допустимого, загрязнение атмосферы и т.п.
Бережно относиться к природе – это значит задумываться о том, как твои действия могут повлиять на окружающий мир, и не допускать негативного, разрушительного влияния.
Учитель. Дети, мы сегодня поговорили о самом глубоком озере Байкал, узнали много интересного о нем. Значит, мы должны беречь свою природу и географические объекты. Человек и есть часть природы: она – неотъемлемый источник его здоровья и энергии. Но, к сожалению, в XXI в. одной из глобальных проблем человечества признали именно экологическую. Это значит, что люди стали менее бережно относиться к природе и нерационально использовать ее ресурсы. Нам необходимо беречь наш край, потому что в нем находится множество редчайших видов растений и животных, которые мы с вами должны защитить, чтобы сохранить природные памятники и наследие нашей земли. (Прослушивание аудиозаписи «Священный Байкал».)
- IV. Обобщающая дискуссия с учащимися
- V. Итог классного часа
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А.Смирнов)
Комментарийлар