Величавый Байкал

Гульчачак ГАФУРОВА,

учитель географии  высшей  квалификационной

 категории Альшиховской средней школы

 Буинского  района

 Цели:

образовательные: познакомить учащихся с интересной информацией, касающейся озера Байкал и его природных достопримечательностей, историей возникновения названия озера и экологическими проблемами, связанными с ним;

развивающие: развивать познавательные интересы учащихся;

воспитательные:

– воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к родному краю, умения видеть и ценить прекрасное вокруг себя; формировать ответственное отношение к окружающей среде;

– воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;

– помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;

– формировать экологическую культуру.

Оборудование: презентация об озере Байкал, детские рисунки, песня «Священный Байкал», выставка поделок эндемиков озера из природного материала.

Ход классного часа

  1. I. Организационный момент

Сообщение классного руководителя темы занятия.

  1. II. Вступительное слово учителя об озере Байкал

Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. По количеству эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но и превосходит острова Новой Зеландии, Галапагосские острова, Мадагаскар и др. Неповторимость его животного и растительного мира возникла за счет бурного процесса нового формообразования. В Байкале живет почти половина всех видов пресноводных моллюсков, а также более половины всех видов олигохет, ракушковых рачков и др. Одним словом, из более 2630 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны и нигде больше не встречаются. Таким образом, Байкал – это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только  специалистов, но и любителей природы.

Байкал – это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной и пока еще относительно чистой пресной воды. Редкая чистота воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.

Вопросам охраны Байкала и воспроизводства биологических и абиотических ресурсов природы все больше и больше уделяется внимание Правительством Российской Федерации. Охрана Байкала и рациональное использование его ресурсов – предмет пристального изучения, внимания и комплексного исследования десятков научно-исследовательских учреждений Академии наук РФ.

Байкал – одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 млн лет, и нет никаких признаков того, что он начинает стареть и когда-нибудь в обозримом будущем исчезнет с лица земли, как исчезли и  исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволило геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год подобно тому, как расходятся континенты Африка и Южная Америка. (Класс слушает песню «Священный Байкал».)

III. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа

1-й ученик (Подготовил информацию об истории исследований на Байкале. Просмотр рисунков учащихся). Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертёж Байкала и в Байкал падучими реками», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова. В 1643 г. он с группой казаков и промышленных людей из Верхоленского острога достиг западных берегов Байкала, побывав на о. Ольхон.

В 1675 г. по пути в Китай на Байкале останавливался Николай Гаврилович Милеску Спафарий – русский посол, государственный деятель, ученый. Кто впервые рассказал о природе озера? Это – Аввакум в своей книге «Житие протопопа Аввакума». Он переплыл озеро в конце июля 1662 г., возвращаясь из ссылки в Даурии (Забайкалье). Вот что он писал: «Рыба в нем – осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы велики в нем: во океане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал…»

        

2-й ученик (Подготовил краткие географические сведения о Байкале. Используется для демонстрации презентации). Байкал – слово тюркоязычное, происходит от «Бай куль», что значит «богатое озеро». Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского «байгал» – «богатый огонь» или «Байгал Далай» – большое озеро. Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованы и широкого признания не получили. Эвенки называли его Ламу, т.е. «море», а буряты – Байгал-Нуур – «озеро Байкал».

Археологические раскопки позволили установить, что в позднем неолите, а вероятнее, и в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы – курыкане. Они владели рунической письменностью тюрков и енисейских кыргызов. Возможно, они первыми дали озеру название Байкал.

Байкал – самое  глубокое озеро в мире, глубина составляет 1642 м.

Байкал – это самые большие запасы поверхностной пресной воды на Земле, они составляют 20 процентов от всех запасов поверхностной пресной воды на планете.

В него впадает 336 рек, в числе которых Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и др., а вытекает одна река – Ангара.

3-й ученик (Подготовил информацию о хозяйственно ценных организмах на Байкале. Просмотр презентации). На Байкале насчитывается 52 вида рыб, которые относятся к 12 семействам: сиг, омуль, сибирский хариус, щука обыкновенная, сибирская плотва, сибирская щиповка, большая и малая голомянка, амурский сазан, осетр байкальский, налим и др. Нерпа, или тюлень, – единственный  представитель млекопитающих. Предполагают, что она проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие  ученые не исключают возможности ее проникновения по реке Лена, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. Однозначных ответов нет. Детеныша нерпы называют хубунком (бурятский хубун – «детеныш дикого зверя»). Впервые перелинявшего зверя называют куматканом. Зверобойный промысел идет на куматканов. За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Основная пища нерпы – голомянко-бычковые рыбы. Местные жители побережий Байкала считают мясо и особенно жир нерпы целебным. Шкуру нерпы используют для подбивки охотничьих лыж, для изготовления одежды, рукавиц, обуви и др.

Голомянка – это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 процентов состоит из жира. Обитает на большой глубине озера Байкал и является живородящей. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передаёт особенности экологии этих рыб.

 

Растительность Байкала

Лесом покрыто в среднем 50 процентов площади водосборного бассейна Байкала. На побережье Байкала произрастает более 2 тыс. видов сосудистых растений. Лишайники, которые живут за счет атмосферного питания минеральными и частично органическими веществами. В открытой акватории озера высшие водные растения отсутствуют. Они произрастают в заливах (сорах), Малом море и в дельтах рек, впадающих в Байкал, занимая очень малую площадь – в среднем около 1 процента. Типичную для Байкала растительность можно встретить в тайге. Самое низкое положение занимают в основном сосны и лиственницы. Немного выше растет ель и пихта. На юге и в долинах рек можно увидеть березы и осины. Украшением местной флоры можно считать 7 видов рододендронов. На Байкале растет уйма растений, плоды которых широко используют в хозяйстве: малина, черника, клюква, черемша, змеиный чеснок и др. (Выставка поделок эндемиков озера из природного материала. Дети показывают свои поделки.)

4-й ученик (Подготовил информацию об экологических проблемах на озере Байкал. Использование презентации). Поселок Слюдянка был самым крупным посёлком во время СССР. Он возник, вероятно, в XVII в., когда здесь было открыто месторождение слюды, и стал быстро развиваться в период строительства Транссибирской железной дороги, с конца XIX в. Городом стал в 1936 г.

Если считать, что для утоления жажды человеку достаточно 0,5 л воды, то ее запасов в Байкале хватило бы, чтобы напоить 46х10 (15 степени) человек или 10 млн раз больше людей, чем сегодня живет на Земле.

За годы строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината прошло много лет, за это время в Байкал сброшено более 2 млрд. м в кубе промышленных стоков. Ну а всего загрязненной воды? Ведь стоки в очистных сооружениях разбавляются в определенной пропорции. Умножаем это число на 10 тыс. и получаем 20 тыс. куб. км. Вот и получается, что больше половины объема самой чистой в мире байкальской воды  испорчено. Именно испорчено! В больших количествах гибнет эпишура – рачки, обладающие свойством очищать, профильтровывать воды Байкала. Замедлились темпы роста, снизились плодовитость и упитанность  байкальских рыб, нерпы. Исчезают эндемичные, нигде кроме Байкала не встречающиеся организмы. Их место занимают космополиты – общераспространенные виды. К сожалению, четких критериев ущерба озеру нет, но по подсчетам специалистов ущерб составляет 70 млн. рублей в сутки! Сознательное или невольное влияние человека и его деятельности на природу – загрязнение водоемов сточными водами, засорение нерестилищ сплавляемой древесиной, перелов рыбы сверх допустимого, загрязнение атмосферы и т.п.

Бережно относиться к природе – это значит задумываться о том, как твои действия могут повлиять на окружающий мир, и не допускать негативного, разрушительного влияния.

Учитель. Дети, мы сегодня поговорили о самом глубоком озере Байкал, узнали много интересного о нем. Значит, мы должны беречь свою природу и географические объекты. Человек и есть часть природы: она – неотъемлемый источник его здоровья и энергии. Но, к сожалению, в XXI в. одной из глобальных проблем человечества признали именно экологическую. Это значит, что люди стали менее бережно относиться к природе и нерационально использовать ее ресурсы. Нам необходимо беречь наш край, потому что в нем находится множество редчайших видов растений и животных, которые мы с вами должны защитить, чтобы сохранить природные памятники и наследие нашей земли. (Прослушивание аудиозаписи  «Священный Байкал».)

  1. IV. Обобщающая дискуссия с учащимися
  2. V. Итог классного часа

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

                                   (А.Смирнов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.