Виктор Драгунский

«Дымка и Антон»

(Урок литературного чтения в 3 классе)

Марина УСПЕНСКАЯ,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

многопрофильного лицея №187 г. Казани

 Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в т.ч. к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему?).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. II. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

Учитель. У вас на партах задание. Нужно соотнести название произведения и автора.

«Ханг и Чанг» (Юрий Коринец)

«Медведко» (Дмитрий Мамин-Сибиряк)

«Дымка и Антон» (Виктор Драгунский)

«Конёк-Горбунок» (Пётр Ершов)

III. Работа с текстом до чтения

Учитель. Скажите, какие герои нам неизвестны? (Дымка и Антон)

– Кто автор этого рассказа? (Виктор Драгунский)

– О чём писал Виктор Драгунский? (О взаимоотношениях детей, их папах и мамах, а это значит о семье. О самом важном в жизни любого человека.)

– Мы с вами уже знакомы с этим автором. Какое его произведение читали? («Денискины рассказы»)

Учитель. Урок мы начали с того, что соотносили названия произведений и авторов. Посмотрите еще раз на названия произведений. Чем похожи названия? (В названиях клички животных.)

– А как вы думаете, Дымка и Антон – это тоже клички? Антон – это кто? Чьи могут быть клички? Кого обычно называют Дымкой? (Животного серого цвета.)

  1. IV. Работа с текстом
  2. Работа до чтения.

Учитель. Откроем с. 87 учебника и проверим наши предположения.

– Кто изображён на иллюстрации? Теперь нам понятно кто Дымка и кто Антон?

– Где будут происходить события? В какое время года?

– Давайте теперь прочитаем и узнаем, верны ли были наши предположения.

– Внимательно слушайте, а после ответьте на вопрос «Какие ещё герои появились в рассказе?».

  1. Первичное восприятие текста.

(Чтение 1-й и 2-й части учителем. Перед чтением словарная работа.)

Учитель. В тесте встретятся слова, которые, возможно, вам незнакомы, давайте выясним их значение.

Галифе – брюки, облегающие колени, расширяющиеся кверху и заправленные в сапоги.

Бродяга – не имеет собственного дома, скитается без определённых занятий.

Нахал – беззастенчивый, грубый.

  1. Повторное восприятие (самостоятельное чтение).

Чтение 1-й части (чтение про себя).

Учитель. Читая тест, отмечайте описание Дымки и Антона.

– Почему Антон был Дыхов?

– Почему Антон, имея хозяев, был бродягой?

– Где Антон потерял одну ногу? (Обсуждение в парах.)

Учитель. Видите, ребята, к чему приводит неосторожность.

– Как бы озаглавили 1-ю часть?

Физкультминутка

Чтение 2 части (цепочкой вслух).

Учитель. Какой новый герой появляется во второй части текста? (Мурзик)

– Кто такой Мурзик? (Кот)

– Мурзик появился неслучайно. Как повлияло появление Мурзика на дальнейшее развитие событий?

– Можете ли вы объяснить, почему Антон не стал грызть кость?

– Как автор называет Антона? (Нахал) Вы согласны с этим?

– Как повела себя Дымка?

– Почему Антон решил вернуть кость?

– Как автор догадался, что Дымка простила Антона?

– Как бы вы озаглавили 2-ю часть?

Учитель. Согласны ли вы, что в этой ситуации собаки ведут себя как люди?

Докажите текстом.

  1. Работа после чтения произведения.

Учитель. Давайте снова поработаем в парах.

– Какие качества подходят Антону, а какие – Дымке? Соотнесите карточки с героями рассказа.

воспитанный

озорной

неугомонный

спокойный                  Антон

шустрый                     Дымка

уравновешенный

красивый

бесстрашный

умный

хитрый

не любит кошек

Учитель. Теперь мы с вами поработаем в группах. Проверим, кто из вас более внимательный и верно понял главную мысль произведения. (У каждой группы есть листок с началом вопроса, задача детей – дополнить вопрос.)

– Перед нами ромашка Блума. Вы составляете несколько вопросов, задаете классу, затем свои вопросы прикрепляете к ромашке.

1-я команда. Простые вопросы, начинаются со слов «Что…?», «Когда…?», «Где..?», «Как…?»

2-я команда. Уточняющие вопросы – «Правильно ли я понял…? поняла…?».

3-я команда. Практический вопрос – «Как поступили бы вы…?».

4-я команда. Объясняющий вопрос – «Почему…?».

5-я команда. Творческие вопросы – «Что было бы, если…?», «А если бы…?».

6-я команда. Оценочные вопросы – «Что хорошо…?», «Что плохо…?», «Как вы относитесь…?».

  1. V. Итог урока

Учитель. Ребята, вы молодцы! Охарактеризовывать поступки животных, можно как и поступки людей. В некоторых ситуациях, наблюдая за животными, мы узнаем поведение людей! Но всегда надо помнить, что в любой ситуации есть шанс исправить своё поведение!

  1. VI. Рефлексия

Учитель. Закончите предложения:

–Меня удивило …

– Мне захотелось …

– Расскажу дома, что …

– Я могу похвалить себя за …

VII. Домашнее задание

Учитель. Предлагаю выполнить одно из заданий на выбор:

  1. Подготовить пересказ 2-й части от лица Антона
  2. Предположить, как изменится жизнь собак через год.
  3. Придумай свой аналогичный рассказ про других животных.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.