Логотип Магариф уку
Цитата:

«Эколандия». Экологическая интерактивная игра «Эко-пазл» для учащихся VII – VIII классо

Рамиля САЛИМОВА,учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №11 г. БугульмыЭкологическое воспитание школьников – это воспитание у школьника способности и желания п...

Рамиля САЛИМОВА,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №11 г. Бугульмы
Экологическое воспитание школьников – это воспитание у школьника способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания школьников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности. Значимый признак экологической воспитанности ребёнка – это участие в экологически направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе.
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия призвана оказать методическую помощь педагогам при воспитании у школьников экологической культуры и формированию у школьников знаний по правилам поведения на природе. Проведение мероприятия в форме интерактивной игры «Эко-пазл» позволяет в непринуждённой обстановке рассматривать важные и порой глобальные вопросы в рамках экологического образования.
Форма: экологическая интерактивная игра.
Время проведения: 1,5 часа.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран, видеосюжеты по теме «Путешествие по экологической тропе»; индивидуальные творческие задания; пазлы – знаки отличия индивидуальных достижений; музыка П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»; Ф.Шопен «Ноктюрн ре-минор».
На столе ножницы, бумага, карандаши картонные упаковки и коробки; пластиковая одноразовая посуда; остатки тканевых лоскутков; пластиковые бутылки из-под напитков; старые компакт-диски; крышечки разных форм и размеров; упаковки из-под киндер-сюрпризов; зубочистки; ножницы; пластилин; краски; тонкая цветная веревка; плоская крышка от картонной коробки; зеленая цветная бумага; клей; вопросы в конвертах 30 штук (конверты пронумерованы), маршрутные листы для команд.
Оформление: выставка книг – энциклопедии животных и растений, Красная книга России и Красная книга Республики Татарстан.
Цитаты: «Природа может быть неисчерпаема, но лишь тогда, когда, используя её, относятся к ней бережно, глубоко познают её законы и продуманно их применяют» (В.И.Ленин).
«Человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свой дом, своё жильё» (И.Тургенев).
Цели:
познакомить с основными значения понятия «природа»;
– характеризовать роль природной среды в жизни общества и человека;
– оценить последствия неразумного природопользования, потребительского отношения человека к природе;
формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир, ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
– формировать у школьников осознанно правильное отношение к представителям живой природы;
– познакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты  Земля;
–  прививать экологическое мышление;
Планируемые результаты:
умение вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе;
– формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы;
– формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы;
– развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.
Подготовка к интерактивной игре «Эко-пазл»: театральной группой готовятся для инсценирования две народные сказки. Организаторы игры готовят шесть групп проблемных задач. Проблемные задачи надо подобрать таким образом, чтобы потом их можно было разделить на три основные группы:

  • экологические проблемы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности человека;

  • экологические задачи, возникающие в любом биогеоценозе и разрешаемые естественным образом;

  • экологические проблемы, принявшие размеры катастроф и пока не имеющие решения. Подбор таких задач можно поручить самим учащимся, предложив им литературу, проанализировав которую они могли бы сформулировать вопрос в виде нерешенной проблемы.


Ход мероприятия
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». На сцену выходит рассказчик и начинает свой рассказ.)
Рассказчик. Прямо под полом, в старом доме человека, в просторной норе жили Мышка и Хомячок. Как только хозяин уходил из дома, они выбирались из норки и принимались за работу. Нужно было найти еду, наесться, а также не забыть сделать запасы продуктов на всю долгую и холодную зиму. У Мышки и Хомячка было трое друзей, которые жили в доме у человека: растущая в горшке Роза, плавающая Рыбка в аквариуме и живущий в клетке маленький Попугайчик. Каждый раз, выползая из своей норки, Мышка и Хомячок не забывали проведать своих друзей и пообщаться с ними.  Мышку любили больше, чем Хомячка, потому что она была добренькой и ласковой, а вот Хомячка чуточку побаивались. Хомячок был очень серьезным, строгим, суровым, но при этом честным и справедливым. Как-то раз Роза сильно заболела и, когда ее навестили Мышка и Хомячок, она стала просить у них попить воды. Мышка и Хомячок тут же сбегали к рыбке за водой, взяв немного воды из аквариума, напоили Розу. Но Роза просила воды еще и еще, на что Хомячок ей строго сказал:
Хомячок. Нет, больше воды не проси, для твоего здоровья много воды так же вредно, как и мало. Потерпи немного, а когда выздоровеешь, столько, сколько захочешь.  Хомячок убежал на кухню, а добренькая Мышка осталась рядом с Розой.
Роза. Воды, воды, дай мне, Мышка, пожалуйста, воды. Я вся горю, мне жарко.
Рассказчик. Не выдержала добренькая Мышка, сжалилась над больной Розой и побежала за водой. Долго Мышка носила воду, а Роза просила все просила и просила ещё. Когда в горшке образовалась целая лужица воды, Роза замолчала, а довольная Мышка убежала вслед за Хомячком на кухню. Возвращаясь из кухни, Хомячок и Мышка вдруг заметили, что Розе стала совсем плохо. Ее листья опустились вниз, а цветок беспомощно повис на тонком стебле. Из-за того что в горшке у Розы было полно воды, ее корни не могли дышать воздухом и Роза задыхалась. Хомячок, недолго думая, перевернул горшок и вылил всю воду из него. А Мышке он сказал:
Хомячок. Запомни, Мышка, от одной доброты и жалости без суровой справедливости иногда получается не польза, а вред.
Рассказчик. Но Мышка не прислушалась к этим словам и тут же их забыла. На следующий день произошел несчастный случай: хозяин дома неожиданно заболел, и его увезли в больницу. А Рыбка, Попугайчик и Роза остались  дома совсем одни. Их некому было кормить, а искать еду они сами себе не могли. Ведь Попугайчик был заперт в клетке, Рыбка плавала в маленьком стеклянном аквариуме, Роза росла в горшке и не могла сама напиться воды. Мышка и Хомячок, как верные и преданные друзья, решили позаботиться о них. Теперь Мышка знала, как правильно поливать Розу, и принесла ей немного воды. Хомячок ушел на кухню искать для Рыбки крошки хлеба, а для Попугайчика его любимые пшенные зерна. Мышка осталась в комнате, Попугайчик стал жаловаться на голод и просил выпустить его на волю.
Попугайчик. Мышка, открой мне, пожалуйста, клетку. Я тогда полечу к себе на родину. А там, в моей стране, круглый год  теплое лето и всегда много разной и вкусной еды.
Рассказчик: Мышка была добренькой. Она сжалилась над голодным Попугайчиком и открыла клетку. Попугайчик обрадовался, поблагодарил Мышку и вылетел в открытую форточку на улицу. А тем временем возвращается Хомячок с кухни, несет целую горсть зерен. Глядь, а Попугайчика в клетке нет. Стал спрашивать он Мышку.
Хомячок. Мышка, куда делся Попугайчик?
Мышка. Я выпустила его на волю, чтобы он улетел в свою теплую страну, где много всякой еды.
Хомячок. Ах, ты глупая Мышка, на улице зима, и Попугайчик не долетит до своей страны, а лишь замерзнет по дороге. От твоей глупой доброты получается только вред. Доброта должна быть суровой и справедливой, только тогда она станет настоящим добром и принесет пользу.
Рассказчик. Побежал Хомячок на улицу разыскивать Попугайчика, а Мышке велел накормить голодную Рыбку. Прошел целый час. Вернулся Хомячок уставший и притащил на себе замершего, еле живого Попугайчика. Глядь, а Рыбка в аквариуме лежит на боку, еле-еле двигается и мучается от боли в животе. Удивился Хомячок и спросил о Мышку.
Хомячок. Мышка, что случилось с Рыбкой?
Мышка. Я хотела Мышку крошками хлебными накормить. А она у меня  стала  просить зерен, которые так любит Попугайчик. Я сжалилась над голодной Рыбкой и дала ей зерен.
Хомячок. Что же ты опять наделала, Мышка, твоя жалость и доброта без мудрой суровости и справедливости снова вред принесла. Ведь зерна в воде размокают и становятся в два раза больше. Они размокли и увеличились в желудке у Рыбки, поэтому он стал у нее сильно болеть.
Рассказчик. Укутал Хомячок замершего Попугайчика теплой тканью, положил его греться под включенную настольную лампу, а сам стал Рыбку успокаивать добрыми словами. До самого вечера Мышка думала.
Мышка. Почему же от моей доброты и жалости нечаянно вред получается? И почему у старого и сурового Хомячка справедливая доброта всегда в настоящее добро превращается и пользу приносит другим?
Рассказчик. Роза, Рыбка и Попугайчик не сердились на добренькую Мышку. Но с той поры они уже не побаивались Хомячка, как прежде, и еще больше подружились с ним. Ну, что с того, что Хомячок был строгим, серьезным и суровым, зато его справедливая доброта стала настоящим добром и очень помогла им в жизни. Ребята, попрошу вас ответить на следующие вопросы:
– Кто оказался полезным для своих друзей:  строгий Хомячок или добренькая Мышка? Почему? (Ответы учащихся.)
– Почему Розе, Рыбке и Попугайчику Мышка понравилась больше, чем Хомячок?
Учащиеся. Не могли разглядеть в Хомячке настоящего добра.
Рассказчик. Ребята, как высчитаете, смогли бы вы разглядеть добро под суровыми требованиями и строгим воспитанием? А для воспитания детей нужна  только  мягкость или иногда полезна строгость? (Ответы учащихся.)
Ведущий. Ребята, каждый из вас полюбил одного из главных героев показанной сказки, подойдите, пожалуйста, к тому герою, который вам больше всего понравился. (Учащиеся образуют 5 команд.) Название команды будет выбрано по имени вашего выбранного героя сказки, а капитанами вашей команды будет тот герой сказки, которого вы выбрали. Итак, определились пять команд: «Роза», «Рыбка», «Попугайчик», «Мышка» и «Хомячок». Вашим командам нужно будет пройти ряд испытаний. На каждом этапе испытаний, если вы выполните правильно задание, вам будет выдан один пазл. Из правильно выполненных заданий вам нужно будет собрать из пазлов одну полноценную картину. Но команда победителей будет определяться не только в скорости выполненных правильно заданий, а по сплочённости, выносливости, а самое главное – в совместном принятия решений выполнения задний.
I этап. Составить фишбоун (прием фишбоун – «рыбный скелет») «Глобальные проблемы современности и пути преодоления глобальных проблем».






Глобальные проблемы современности







Причины

 
 
.






Факты, аргументы

 
 
 
 
 
 
II этап. Решение логических задач.
Ведущий. Ребята, на столах лежат конверты.  Откройте эти конверты. В конверте находятся логические задачи, вам нужно будет найти правильное решение к этим логическим задачам. (Во время обсуждения звучит музыка Ф.Шопена «Ноктюрн  ре-минор».)
№1. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?
Ответ команды. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… Природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.
№2. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Ответ команды. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.
№3. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?
Ответ команды. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.
№4. Множество растений в нашей области – пришельцы из других мест, нередко даже с других континентов. Деревья и травы из Америки у нас не редкость, но это касается не только овощных растений и деревьев для озеленения, но растений вполне безразличных для человека. Не было смысла завозить семена этих поселенцев, а вот, куда ни глянь, они растут, можно встретить дурнишник калифорнийский, мелколепестник канадский, щирицу – это американские виды. Да и по Америке распространился наш подорожник. Как попадают на другие континенты такие растения, как они там распространяются?
Ответ команды. С кусочками почвы семена прилипают к обуви, одежде путешественников, с зерном, в щелях теплоходов, самолетов.
№5. Человек распахивает луг, чтобы посеять здесь пшеницу. Распашка луга – это его уничтожение, но не только это нарушение в природе производит человек. Чем же нехороша пахота с экологической точки зрения? А чем хороша?
Ответ команды. Нехорошо: уничтожение растительности, разрушение биоценоза почвенных животных, уничтожение дернины и создание преимуществ для сорно-полевой растительности, разрывы сложившихся биоценотических связей, задержка хода сукцессии. Хорошо: возможность прорастания семян ингибированных луговыми растениями, перемешивание слоев почвы,  занесение  на глубину растительной органики.
III этап. На экране школьной доски демонстрируется шесть видеосюжетов без звука. Командам нужно определить проблему, последствия и пути решения этих проблем и словесно озвучить эти видеосюжеты.
Ситуация 1. Проблема. Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен.
Последствия (ответ команды). В реку смываются удобрения и химические средства защиты растений, что значительно усиливает эвтрофикацию водоема и приводит к гибели планктона. Для почвы огородов это тоже не выгодно, т. к. способствует развитию водной эрозии, снижает плодородие почвы.
Предлагаемое решение. Устройство охранной буферной зоны. Чтобы поставить барьер на пути  загрязненных стоков и затруднить доступ к реке местных жителей, можно засадить берега колючим кустарником.
Ситуация 2. Проблема: Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия (ответ команды). Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка. Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей. Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а, наоборот, снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний. Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.
Предлагаемое решение. Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.
Ситуация 3. Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Последствия (ответ команды). Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.
Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов. Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и концерагены. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Предлагаемое решение. Убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнеры для раздельной утилизации бытовых отходов, организовать работу дворников по приему и контролю, размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения.
Ситуация 4. Проблема. В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий   наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.
Последствия (ответ команды). Кроме натуральных веществ – дерева, бумаги, хлопчатобумажных тканей, сухостоя травянистых растений и т.д., люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы, а при их сгорании  выделяются  ядовитые вещества.
Сжигание мусора повышает пожарную опасность территорий, где проводится утилизация таким способом. Этот способ утилизации активно снижает количество кислорода в воздухе, способствует накоплению углекислого газа, концерагенных газов, сажи и копоти.
Предлагаемое решение. Весь бытовой мусор подвергать захоронению после активного измельчения. Однородной массе легче разлагаться в почве. Активнее пропагандировать вторичное использование бытовых отходов.
Ситуация 5. Проблема. Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом, который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.
Последствия (ответ команды). В стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками малярии. Камыш в жаркие дни может загореться, это приведет к угрозе пожара в близлежащих домах. Камыш, растущий вдоль автодорог, насыщен ядовитыми веществами. При его сжигании все эти вещества попадают в воздух. После созревания семян разлетается пух от камыша, это может усилить предрасположенность населения к аллергическим заболеваниям.
Предлагаемое решение. Высаживать на заболачиваемых почвах влаголюбивые растения, например ивы, они поглощают избыточную влагу и способствуют осушению. Естественная конкуренция сократит заросли камыша и рогоза. Можно применить также скашивание до созревания семян в период минимального количества влаги на данной территории.
Ситуация 6. Проблема: Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Последствия (ответ команды). Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым. Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции. Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия. Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения-индикаторы, которые можно использовать по назначению. Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность
Предлагаемое решение: Можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.
IV этап. (Командам предлагается выполнить творческое задание «Экологическая реклама».)
Ведущий. Вам следует изготовить поделки на экологическую тему, предметы, которые я предложу сегодня, не потребуют покупки расходных материалов. Все, что нужно, имеется на столах и воспринимается как ненужный хлам, который был бы выброшен при первой возможности. Предлагаю  научиться превращать ненужный хлам в произведения искусства. Для вашей командной поделки понадобятся: картонные упаковки и коробки; пластиковая одноразовая посуда; остатки тканевых лоскутков; пластиковые бутылки из-под напитков и др.  (Команды демонстрируют и рекламируют свою творческую поделку.)
V этап. (Командам предлагается разыграть сказку с продолжением.)
Ведущий. Сейчас мы с вами разыграем сказку с продолжением. Итак, слушаем сказку «Три дерева».
«Посреди вспаханного поля росли рядом три дерева: Ива, Береза и Сосна. Когда-то давно в эти края пришла сильная засуха. Затем в лесу начался сильный пожар, а после пожара на месте выгоревшего леса человек распахал поле и стал выращивать на нем пшеницу. Но три дерева остались не- тронутыми, как будто засуха, пожар и человек их совсем не заметили. Причиной же всему этому был один случай…»
Ведущий. Слово представляется команде «Роза».
Команда «Роза» (инсценирует и продолжает свою придуманную  сказку). По лесу бежал маленький Зайчонок, он остался без мамы и был совсем один-одинешенек. Вырвавшись из зубов Лисы, он старался где-нибудь спрятаться. Увидела Ива запыхавшегося зайчонка, почувствовала, что он не просто бежит, а неприятность у него какая-то, и решила отозваться на его беду. Подозвала она ушастого малыша к себе и, опустив свои густые ветви до самой земли, спрятала его от Лисы. Стала она успокаивать дрожащего трусишку, ласково поглаживая его спинку своими гибкими тонкими ветвями с нежными листьями. Лиса пробежала мимо, Ива свои ветви подняла, а Зайчонок все не убегал, лишь еще сильнее к Иве прижимался. Оказалось, что рана у него на лапке, много сил и крови он потерял, и бегать ему было уже трудно.
Увидела белая Береза под Ивой раненого Зайчонка, пожалела его, напоила соком. А потом и Сосна, которая рядом с Ивой росла, тоже отозвалась на чужое несчастье и капнула на рану Зайчонка смолой, чтобы рана поскорее зажила.
Так Ива Зайчонка спрятала и приласкала, от ветра и дождя защитила, Береза накормила, а Сосна вылечила. Благодарный Зайчонок стал считать Иву, Сосну и Березу своей новой семьей и стал жить рядом с ними. Ведь только родные и близкие способны на такую чуткость, отзывчивость и заботу.
Ведущий. А теперь свою сказку предложит вашему вниманию команда «Рыбка».
Команда «Рыбка» (инсценирует продолжение сказки). Однажды Зайчонок рассказал своим друзьям, зайцам и белкам, о том, что живет теперь с деревьями, которые помогли ему в трудную минуту и не оставили одного. И вскоре о добрых деревьях узнали все звери в лесу. Многие обиженные, больные и раненые звери и птицы стали приходить за утешением к Иве, Березе и Сосне. Отзывчивые деревья всем, как могли, старались помочь: то укроют в тени от жаркого солнца, то от непогоды защитят, то убаюкают шелестом листвы, то уберегут от врагов, опустив вниз ветки, помогая взобраться вверх тем, кто по деревьям лазить не умеет. Даже лесные великаны, зубры, медведи и кабаны, приходили к деревьям за лаской и заботой.
Ведущий. Поблагодарим команду «Рыбка» и передадим слово команде «Попугайчик».
Команда «Попугайчик» (инсценирует сказку). Но однажды  для леса наступили трудные времена. Все лето ярко светило солнце, а на небе ни одного облачка. От сильной засухи трава и цветы стали погибать, а листья на деревьях желтеть и опадать, как осенью. Днем и ночью стали звери и птицы приходить  к трём деревьям  и  кто в чем приносили им воду. Так с помощью благодарных животных Ива, Береза и Сосна не засохли, а продолжали расти и зеленеть.
Ведущий.  Итак, команда «Попугайчик» закончила свое выступление. Теперь слово передадим команде «Мышка».
Команда «Мышка» (инсценирует продолжение сказки). К концу лета в высохшем лесу начался пожар. Пламя медленно двигалось по лесу и подбиралось к трем деревьям, и звери опять пришли на помощь. Зубры валили сухие деревья, лоси, олени и кабаны оттаскивали их дальше, а звери поменьше сгрызали высохшую траву и убирали сухие ветки. Остановился  огонь недалеко от Ивы, Березы и Сосны, обступил их со всех сторон, а дотянуться не может. Нечего ему зажечь на своем пути, впереди только земля голая. Вскоре, когда пожар прошелся по лесу и потух, звери успели перебраться в соседние леса, а посреди чёрного пепелища остались стоять нетронутыми три дерева.
Ведущий. Свою версию продолжение сказки демонстрирует команда «Хомячок».
Команда «Хомячок» (инсценирует продолжение сказки). На месте сожженного леса один человек решил распахать поле, чтобы засеять его и богатый урожай получить. Показалось ему, что три дерева мешать будут, взял он в руки топор и пошел к ним. Увидели птицы человека, идущего с топором к трем деревьям. Полетели они в соседние леса и сообщили всем весть о том, что человек рубить деревья идет. Человек подошел к деревьям и увидел больших и малых зверей, которые их окружили. Звери рычат, зубы оскаливают, угрожающе лапами машут, как будто предупреждают, что деревья в обиду не дадут. Понял человек, что лучше не связываться со зверями, и пошёл домой. Дома он сказал своей семье, чтобы деревья не трогали и берегли, что заколдованные они, раз их засуха не одолела, пожар не спалил и звери дружно защищают. Так и остались стоять три дерева посреди поля. А проходившие мимо поля люди так и не узнали, что деревья спасало их доброе и чуткое отношение к другим, их отзывчивость.
Ведущий. Команды закончили показ своих сказок. Сделаем вывод, и каждая команда ответит на вопрос. Вопрос команде «Роза». За какие качества звери полюбили Иву, Березу и Сосну?
Команда «Роза». За доброту, заботу, отзывчивость, чуткость, милосердие.
Ведущий. Вопрос команде «Рыбка». Почему Зайчонок стал считать деревья своей семьей?
Команда «Рыбка». Они помогали ему, отозвались на его беду, позаботились о его здоровье.
Ведущий. Вопрос команде «Попугайчик». Почему даже сильные животные любили приходить к деревьям?
Команда «Попугайчик». Ласки, заботы и внимания хочется всем.
Ведущий. Вопрос команде «Мышка». Вам понравились обитатели леса? Чем?
Команда «Мышка». Благодарные, помнили добро, самоотверженно, не думая о себе, пришли на помощь, не испугавшись пожара и человека с топором.
Команда «Хомячок» (делает вывод). Все большие и малые звери достойны уважения, и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в зверях, проявляется свободно и беспрепятственно.
Ведущий. Ребята, все команды прекрасно прошли испытания, из собранных вами пазлов появилась вот такая картина «Экологическая антиреклама» нашего города. Прошу каждую команду высказаться об этой «Экологической антирекламе» нашего города.
 
Выступление команд:
Команда №1. Человек – это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе, развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Команда №2. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Команда №3. Батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным. Подсчитано, что одна выброшенная батарейка, попавшая в почву, загрязняет 20 квадратных метров Земли, а в лесной зоне это территория обитания двух кротов, одного ежика и несколько тысяч дождевых червей. Давайте соберём мы с вами батарейки и поучаствуем в акции, которая проходит в нашей школе «Сбор отработанных батареек».
Команда №4. Вода в водоемах с каждым годом становится все грязнее. Люди и животные стали чаще болеть. Но мир не без добрых людей! В России есть еще добрые, заботливые люди. На предприятиях строят очистные сооружения, а специальные службы контролируют сброс вредных веществ в реки и водоемы
Команда №5. Даже случайно разлившаяся нефть в водах рек, морей и океанов плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. Вред наносится не только птицам. Обитатели рек, морей, океанов тоже погибают, потому что сквозь маслянистое нефтяное пятно не проникает воздух, морским обитателям нечем дышать. Ученые-экологи изобрели корабли по сборке с поверхности воды разлившейся нефти. Эти корабли-нефтесборщики собирают с поверхности водной глади капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами. Таким способом люди придумали очищать воду от нефти.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий. Много теплых слов, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Эти слова должны сопровождаться такими же поступками. Я надеюсь, что наши размышления после нашей встречи помогут вам стать добрее и терпимее друг другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии.
 
Скачать текст материала

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ