Творческий потенциал младших школьников
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.
Для него характерны: активность протекания всех процессов, потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям, развитие мотивации самосознания и самореализация за счёт расширения круга общения. Эффективное общение невозможно без понимания и владения основами культуры речи, состоящей из двух ступеней: низшей – правильности речи, и высшей, включающей в себя такие понятия, как точность, логичность, выразительность, богатство, чистота и уместность. Владение этими двумя ступенями культуры речи обеспечивает хорошую речь и подлинную культуру речи человека. Однако без овладения низшей ступенью культуры речи у младших школьников – правильностью – невозможно овладеть её высшей ступенью и научиться красивой речи в самом высоком смысле этого слова.
Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, а именно в формировании личности каждого учащегося, необходимо включать как в учебном процессе, так и во внеурочное время сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создавать свободные формы активности школьников, основанные на культуре речи. С целью овладения правильной речью в начальной школе учащимися ведётся большая поисковая работа по сбору интересных материалов на любую заданную учителем тему. Детям нравится такая творческая работа, и они с удовольствием собирают и оформляют свой материал.
Основным критерием результативности в формировании личности через культуру речи является реализация творческого потенциала младших школьников. А это значит, что в начальной школе должен быть кружок или клуб по интересам, где младшие школьники могли бы раскрыть свои творческие возможности.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах и конкурсах – большая нагрузка для ребёнка. После всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствовала бы не только развитию творческого потенциала младшего школьника, но и развитию его личности. На протяжении пяти лет в нашей школе проводится работа в данном направлении. Примером того может служить клуб по интересам «Учимся красиво говорить». Данный клуб работает, основываясь на:
• создание здорового микроклимата в детском коллективе;
• развитие навыков общения у учащихся;
• вовлечение младших школьников в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
А главное, дети приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Положительным результатом данного клуба является желание детей принимать участие во всех внеклассных мероприятиях, не боясь выступать даже в роли ведущих любых игр, конкурсов и концертов.
Марина ЭКТОВА, учитель начальных классов средней школы №174 г. Казани .
Фото: ИА "Татар-информ"
Комментарийлар