Участие Республики Татарстан в международном исследовании iPIPS

Тамара ФЕДОРОВА, начальник управления общего образования Министерства образования и науки РТ

Светлана ЛЮБИНА, ведущий консультант отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки РТ

В 2014-2015 учебном году Республика Татарстан определена регионом – участником международного исследования iPIPS наряду с Красноярским краем и городом Москва.

iPIPS (international Performance Indicators in Primary School) — международное исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения.

Инструмент iPIPS разрабатывается с 1994 года Центром оценки и мониторинга Университета Дарема, Великобритания. Изначально инструмент был ориентирован на учителей, поскольку дает им многостороннюю оценку когнитивного и некогнитивного развития ребенка, диагностирует ребенка на старте, со всем его бэкграундом, и оценивает, чего ребенок достиг за свой первый год в школе. Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика.

На сегодняшний день за фактически 20 лет использования iPIPS позволил оценить более млн. детей в Великобритании. Инструмент iPIPS в качестве мониторинговой системы используют тысячи школ Австралии, Новой Зеландии и других странах, он переведен на арабский, нидерландский, китайский, немецкий, словенский, японский, а теперь и русский языки. Продолжается работа по адаптации инструмента на языки других стран и культур.

Россия уже довольно давно, с конца 90-х годов, принимает участие в международных исследованиях оценки образовательных достижений учащихся, таких как PIRLS, TIMSS, PISA. Эти исследования дают обширную информацию о качестве образования в конце начальной и в основной школе в нашей стране, а также в сравнении с другими странами.

Но что происходит с ребенком в системе образования в начальной школе? Объектом ряда исследований, как российских, так и зарубежных, является связь образовательных достижений ребенка и семейной среды. Но когда начинает формироваться эта связь? С каким стартовым багажом приходит ребенок в первый класс и какого прогресса он добивается течение первого года обучения? В какой степени раннее развитие ребенка связано с его дальнейшей успешностью в начальной школе? Какова роль школьной образовательной среды в индивидуальном прогрессе ребенка в начальной школе? До сих пор в нашей стране не было исследования, позволяющего так комплексно подойти к данной проблематике и ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся начала школьной жизни ребенка.

По договору с университетом Дарема Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» проводит весь цикл работ по адаптации и валидизации инструмента iPIPS в Российской Федерации.

Инструмент iPIPS, используемый в настоящем исследовании, обладает целым рядом преимуществ, позволяющих говорить о желательности его применения в нашей стране. Во-первых, iPIPS разработан в соответствии с последними достижениями мировой тестологической науки. Во-вторых, это качественный стандартизированный инструмент с доказанными психометрическими свойствами и валидностью, признанный в мире. В-третьих, он предполагает оценку на основе специальной техники измерений, позволяющей измерить индивидуальный прогресс ребенка в течение первого года обучения. Измерение индивидуального прогресса — чрезвычайно сложная процедура, которая не может быть выполнена в рамках традиционного подхода к тестированию. И наконец, iPIPS создан в формате компьютерного адаптивного тестирования, оценивание проходит в игровой форме с помощью интервьюера, что позволяет максимально мягко и с большой точностью оценить каждого конкретного ребенка. Ребенок воспринимает тестирование как игру, не испытывая стресса, обычного при традиционных формах оценивания детей.

Еще одним преимуществом инструмента iPIPS является его комплексный подход к оценке образовательных достижений учащихся. Инструмент позволяет оценить стартовую точку ребенка, а также посмотреть на динамику его образовательных достижений в двух принципиальных областях — математике и чтении — благодаря оценке прогресса за первый учебный год в школе. Кроме этого диагностика предполагает использование контекстной информации об условиях, в которых жил и развивался ребенок до того, как пошел в школу, о его семье и воспитательных практиках родителей. Без внимания не оставлены и учительские практики. Наконец, помимо предметных навыков инструмент предполагает оценку социального и эмоционального развития ребенка.

При проведении исследования iPIPS в Татарстане была составлена репрезентативная выборка для нескольких районов в соответствии с генеральной совокупностью всех обучающихся 1-х классов республики. Основаниями для стратификации выборки являлись тип школы (общеобразовательная, гимназия или школа с углубленным изучением предметов) и ее местоположение.

Для участия в исследовании были отобраны 68 классов из 38 образовательных организаций Зеленодольского, Арского муниципальных районов и г. Казани.

Результаты I этапа исследования

40 % детей способны написать свое имя (и фамилию) четко, понятно и красиво, и еще 40 % также пишут довольно хорошо.

40% детей демонстрируют пассивный словарный запас на уровне 2 категории сложности (категория 2 показывает, что дети знают такие слова, как «свиток»).

Почти все обследованные ученики Татарстана уже на входе в школу знают более половины предложенных им букв. 50% детей смогли назвать все буквы.

50% обследованных детей смогли прочесть более половины слов предложенной небольшой истории (из 34 слов), сопровождаемой красочными иллюстрациями. Не смогли прочесть ни одного слова всего 8% детей.

53% детей смогли дойти до задания по оценке чтения на понимание, однако в целом чтение с пониманием на входе в школу большинству детей не доступно.

Более 90% детей в Татарстане владеют счетом, более 80% знают двухзначные числа, более 70% могут производить простейшие операции сложения с опорой на предмет.

Индивидуальные характеристики

По результатам исследования можно отметить, что между личностным развитием ребенка и его успехами в математике и чтении на начальный период обучения в школе существует статистически значимая связь. Наиболее сильная связь с развитием способностей ребенка на входе прослеживается у показателя «Сосредоточенность в самостоятельных занятиях», то есть, дети, которые обладают высоким уровнем концентрации для самостоятельной и индивидуальной работы, показывают наиболее высокие результаты по математике и чтению. Высокая значимая положительная связь базовых навыков по чтению и математике наблюдается и с показателем «сосредоточенность в занятиях, которыми руководит учитель», а также такими чертами детей как «навыки коммуникации» и «уверенность в себе».

Так же было выявлено, что статистически значимо различаются результаты девочек и мальчиков по математике и фонологической грамотности, но не по чтению.

Зафиксированы значимые различия в баллах детей по математике и чтению. Дети старших возрастных групп (от 7 до 7,5 и старше 7,5) имеют более высокие баллы, чем дети младше 7лет.

Семейные характеристики

Образовательные ресурсы, которыми обладают семьи обследованных детей, разнятся довольно заметно. И это в свою очередь отражается на результатах первоклассников. Так, дети из семей, в которых дома маленькие библиотеки, менее 25 книг, имеют значимо более низкие баллы по математике и чтению, чем дети из семей, где книг больше. Разница между крайними категориями составляет порядка 9 баллов.

Также дети из более образованных семей, в частности те, у кого мать имеет высшее образование, читают лучше и больше понимают в математике, чем дети, у которых мать не имеет высшего образования. По крайней мере, на начало обучения в школе.

В подтверждение к ряду российских и зарубежных исследований было выявлено, что уже на входе в школу разница детей в социально-экономическом статусе влияет на их достижения. Первоклассники из малообеспеченных семей находятся в менее выгодном положении: и в математике и в чтении их результаты на 3-4 балла ниже, чем у детей из семей с большим достатком.

Институциональные характеристики

Результаты детей по математике и чтению статистически значимо различаются в зависимости от типа школы. Результаты детей в гимназиях и школах с углубленным изучением предметов выше, чем в общеобразовательных и других школах по всем трем областям оценивания. Таким образом, уже на начальном этапе некоторые школы имеют преимущество. Тем важнее сравнить прогресс, который смогут достичь школы разного типа.

Образовательная история ребенка заметно влияет на его результаты на старте обучения в школе. В республике большинство опрошенных детей (85%) более 3 лет ходили в детский сад. Процент детей, никогда не посещавших детский сад очень небольшой — всего 5%. Дети, которые посещали детский сад более 3 лет, имеют больший балл по математике (на 2,5 балла), чем дети, которые вообще не посещали сад. (Результаты по чтению оказались статистически не значимы).

В год непосредственно перед школой в детский сад ходили 86% обследованных детей. Их баллы статистически значимо больше, чем баллы детей, которые не ходили в детский сад. Разница составляет порядка трех баллов и для чтения, и для математики. Кроме того, разброс баллов учеников, посещавших детский сад перед школой заметно меньше, особенно это заметно в результатах по чтению. То есть, результаты этих учеников более однородны по сравнению с их одноклассниками, не ходившими в детский сад в год перед школой.

83% опрошенных детей посещали специальные подготовительные занятия в год перед школой. По математике статистических значимых различий в баллах учеников не обнаружено. Но по чтению различия есть. Дети, посещавшие специальные подготовительные занятия в год перед школой, имеют в среднем на 4 балла больше, чем дети, не посещавшие такие занятия.

Также, данное исследование показало, что 86% родителей обследованных в регионе детей довольны воспитателями в детском саду своего ребенка и считают, что их ребенку в детском саду было хорошо.

По итогам исследования для каждой школы и каждого обследованного в школе класса сформирован индивидуальный отчет с представлением результатов школы относительно региона, классов в школе относительно друг друга, а также индивидуальных результатов всех обследованных учеников, предложены рекомендации по работе с детьми и совершенствованию учебного процесса в соответствии с результатами исследования.

(По материалам Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.