ЕГЭ по физике: выводы и рекомендации (Итоги последних лет)
ЕГЭ никак нельзя обойти, заменить на какую-то другую форму, поменять время сдачи ЕГЭ, поменять тип заданий в зависимости от подготовленности и целей сдачи экзаменов. Одним словом, школьник обречен сда...
ЕГЭ никак нельзя обойти, заменить на какую-то другую форму, поменять время сдачи ЕГЭ, поменять тип заданий в зависимости от подготовленности и целей сдачи экзаменов. Одним словом, школьник обречен сдавать ЕГЭ. В таком случае, надо готовиться. Тут и проявляется смекалка школьника. Вместо того, чтобы учить весь материал, решать задачи, проводить опыты и наблюдения, школьник начинает готовиться к ЕГЭ, рассматривая различные варианты. Не прибегая к решению задач повышенного уровня, «натренированный» школьник может набрать 60 – 70 баллов – на твердую «четверку». Этих баллов вполне достаточно для поступления практически в любые вузы, кроме «элитных». Вот по этому пути обычно и идет школьник. Это было особо заметно в 2007 – 11 годы, когда из года в год средний балл ЕГЭ неуклонно возрастал. Например, по физике средний балл ЕГЭ с 47 вырос до 52. Стоило в 2012 году поменять совсем немного тип тестовых задач, средний балл ЕГЭ резко упал до 48.
«Натаскивание» – не есть хорошо
2012 год. Результаты ЕГЭ по физике оказались существенно ниже результатов предыдущих лет. На это повлияло значительное усложнение задач как части А, так и части С. Около трети задач части А были решены лишь 40% экзаменующихся. Обычно задача С1 представляла качественную задачу, для решения которой была достаточна смекалка. В том году эта задача представляла задачу с «подковыркой», на которой и споткнулись экзаменующиеся. Задача была посвящена на насыщенный пар. В процессе изотермического подвода теплоты, вода полностью превращается в пар. 67% экзаменующихся не сумели разобраться с РV-диаграммой насыщенного пара, и решили задачу как для случая идеального газа. Задача С2 оказалась олимпиадного уровня – справились лишь 1,5% экзаменующихся.
Результаты понизились по всем типам заданий. Данный факт можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, школьники и учителя научились целенаправленно готовиться к сдаче ЕГЭ. Возможно, идет «натаскивание» на тестовых задачах и примерах. А простое «натаскивание» на тестовых задачах и примерах не может заменить базовое образование по физике. «Натаскивание» на тестовых задачах может помочь только тем школьникам, которые владеют необходимыми знаниями по физике. Во-вторых, в том году значительно возросло количество сдающих ЕГЭ по физике. Количество желающих сдать ЕГЭ по физике в Республики Татарстан достигло 6669 человек. Это обстоятельство объясняется тем, что в обществе назрела потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля. Развиваются машиностроительные, авиационные, электронные направления. Набирают обороты нанотехнологии. Возможно, что некоторые школьники лишь в последний момент решили стать специалистами технических направлений, и у них не хватило времени для подготовки.
Также в 2012 году существенно повысили пороговый уровень до 36 баллов (до этого было 33 балла). Количество школьников, которые не сумели пройти пороговый уровень, достигло 11,2%.
Выпускники с минимальным уровнем подготовки показали разрозненные знания отдельных содержательных элементов. Данная группа выпускников выполняет задания, требующие воспроизведения основополагающих теоретических сведений, а также применения отдельных формул и законов в простейших типовых учебных ситуациях. В данном случае не приходится говорить о сформированности какой-либо системы знаний. В качестве примера можно привести «типичный набор» заданий, которые выполняют выпускники с минимальным уровнем подготовки: определение пути по графику зависимости скорости от времени, узнавание формул закона Кулона и второго закона Ньютона, расчет коэффициента жесткости по закону Гука, определение сопротивления по графику зависимости силы тока от напряжения, определение фокуса линзы по ходу луча, параллельного главной оптической оси, определение числа электронов в атоме. Данные задания, выполняемые по различным разделам школьного курса физики, нацелены на простое воспроизведение наиболее отрабатываемых на уроках формул и законов. Такой уровень подготовки можно считать допустимым для аттестации по стандарту базового уровня, но явно недостаточным для продолжения образования в вузах.
И экзаменаторы, и экзаменующиеся на одной стороне
2013 год. Результаты ЕГЭ по физике в 2013 году оказались значительно выше результатов предыдущих лет. На результаты ЕГЭ существенно повлиял тот факт, что учащиеся уже привыкли к типовым задачам и заданиям. По уровню сложности задачи как части А, так и части С остались неизменными по сравнению с задачами прошлого года. Возможно, на результаты повлияло и появление части заданий накануне экзамена в интернете. Если в прошлом году около трети задач части А были решены лишь 40% экзаменующихся, то в этом году только одна задача решена 50% экзаменующихся, а остальные задачи решены более высоким процентом учеников. Если в прошлом году ни одна задача части А не была решена более чем 80% учащихся, то в этом году 3 задачи решены более чем 80% учащихся, а основная масса задач решена от 60 до 80% учащихся. Задачи части В около 70% экзаменующихся также решены полностью, на 2 балла. Если не допустить существенного повышения качества образования за один год, то трудно найти объяснение этому феномену. Также существенно повысились результаты решений задач части С. Качественные задачи С1 в этом году были либо из электромагнетизма (инерционные явления), либо из оптики (ход лучей в тонких линзах и фотоэффект). В ответе требовалось записать формулу, объясняющую причину данного явления. Но, несмотря на это, процент учащихся, успешно справившихся с данным типом задач, существенно возрос. Задача С2 по механике требовала от школьников определенной смекалки. С этой задачей на 3 балла справились 13% экзаменующихся.
Причины, приведшие к высоким результатам ЕГЭ, скорее всего, обусловлены не ростом самосознания и ответственности учащихся, а заинтересованностью сторон (как экзаменующихся, так и экзаменаторов) в высоких баллах. После смены руководства Министерства и науки РФ была выработана стратегия определения рейтинга вузов. Одним из показателей рейтинга вуза оказался средний балл ЕГЭ. Для сохранения высокого рейтинга вуза средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов должен составлять не менее 65 баллов по одному предмету. Поэтому вузы заинтересованы в абитуриентах с высокими баллами ЕГЭ.
Эффективность школ, их финансовое благополучие, получаемые субсидии, гранты учителей напрямую зависят от результатов ЕГЭ их выпускников. Руководители РОНО также строго отчитываются за каждую «двойку» на ЕГЭ. Следовательно, директоры школ, учителя-предметники также заинтересованы в высоких баллах. Даже любой регион РФ будет «болеть» за своего земляка при его поступлении в столичный вуз.
Школьники и их родители заинтересованы в поступлении на бюджетные места в престижные вузы. Поэтому вполне понятно их стремление использовать любые возможности, приводящие к повышению оценки ЕГЭ.
Таким образом, достаточно быстро и экзаменаторы, и экзаменующиеся оказались на одной стороне. Сегодня не существует сдерживающей силы, которая выступает за прочные знания, которая хочет отобрать сильных, умных, мыслящих ребят, готовить из них конкурентоспособных специалистов. Учитель не сможет угрожать нерадивому школьнику, что, если он не будет усердно заниматься, не сдаст экзамен, не получит аттестат. И учитель и ученик знают, что, если ученик не получит аттестат, накажут не ученика, а учителя. В принципе, учитель должен бы сказать нерадивому ученику, что, если он плохо занимается, то не сможет учиться в вузе. Но в вузе такая же ситуация. Количество профессорско-преподавательского состава сегодня напрямую связано с количеством студентов. Поставил студенту «неуд» – напиши заявление об увольнении. Получается замкнутый круг, образованный из красивых отчетов, кругленьких цифр, жирных процентов. Мы учим ставить крестики в нужном месте. Человек со своими принципиальными взглядами выпал из среды образования как со стороны учащегося, так со стороны обучающего.
Средний результат
2014 год. В этом году ситуация оказалась похожей на ситуацию 2012 года. Те же средние 47 – 48 баллов. Чудо 2013 года со средними 58 баллами не повторилось. Оказалось, что мы преподаем, а школьники обучаются так же, как всегда. Существенно уменьшилось количество школьников успешно справившихся с заданиями типа С.
Что делать?
В вузах Республики Татарстан открыты двери более 4000 абитуриентам с сертификатами ЕГЭ по физике. В последние годы прослеживается тенденция изучения курса физики не для получения знаний, а только для сдачи ЕГЭ. Потому что сертификат ЕГЭ открывает двери многим вузам.
Мы все должны помнить о том, что основы подготовки кадров должны закладываться в школах. Именно там ученик должен загореться своей будущей профессией. Поэтому, наряду с подготовкой к ЕГЭ, не надо забывать о курсе физики в целом – интереснейшей дисциплине средней школы. И мы должны твердо усвоить, что высокие баллы невозможно получить без углубленного изучения курса физики.
Существует ряд типичных ошибок, которые зависят только от самого выпускника: неумение работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания; неаккуратное оформление работы, невнимательность и т.д.
Результаты выполнения заданий на понимание смысла физических законов и формул показали, что их усвоение ограничивается воспроизведением формул и применением их в простых расчетных ситуациях. Трудными для значительного числа выпускников оказываются задания, проверяющие элементы квантовой физики. Выпускники хорошо помнят достаточно большой спектр законов и формул, но не различают явлений и процессов, для описания которых и они необходимы.
Выпускники наиболее успешно справлялись с заданиями по молекулярной физике и термодинамике. Существенные затруднения вызвали задания по теме «Магнитное поле». Анализ выполнения заданий с развернутым ответом показывает, что довольно высока доля неверных арифметических расчетов, ошибок в приведении степеней, переводе единиц измерения, выраженных с использованием различных десятичных приставок, т.е. в тех операциях, которые нельзя провести с использованием калькулятора.
К сожалению, школьное физическое образование часто носит репродуктивный характер, что приводит к формальному применению ряда выученных законов и формул без их осмысления и анализа. В ходе организации подготовки к выполнению заданий части А экзаменационной работы важно обращать внимание на необходимость включения в текущую работу с учащимися заданий разных типологических групп.
При выполнении экзаменационной работы учащимся очень важно выдерживать временной регламент, быстро переключаться с одной темы на другую. Очевидно, эти ограничения следует жёстко соблюдать при проведении текущего и промежуточного контроля. Учащиеся должны привыкнуть к тому, что на экзамене имеют большое значение не только их знания, но и организованность, внимательность, умение сосредотачиваться. Зачастую, ошибки экзаменуемых связаны с невнимательным прочтением условия задачи (не обратил внимания на частицу «не» или спутал «увеличение» с «уменьшением»). Не стоит останавливаться на первом же варианте ответа, который показался правдоподобным, не дочитывая внимательно до конца все последующие варианты ответов.
В заданиях могут содержаться лишние данные. В текстах заданий отсутствуют данные из таблиц – их необходимо отыскивать самостоятельно. При этом значения величин и констант, содержащиеся в справочных материалах к варианту экзаменационной работы, должны быть использованы строго, без округлений.
Многие выпускники пытаются угадывать ответ. В условиях, когда за неверный ответ не ставят штрафные баллы, эта тактика на экзамене может иметь некоторый успех. Тем не менее, в ходе подготовки к экзамену необходимо обязательно требовать обоснование выбора.
При работе с типовыми задачами желательно обязательное присутствие в алгоритме решения таких позиций, как «физическая модель явления», «система отсчёта», «пояснительный чертёж», «получение итоговой формулы в общем виде», «проверка результата». Именно на сравнительно простых расчётных задачах формируется общая культура решения физической задачи, включающая в себя, в частности, введение чёткой системы обозначений используемых физических величин, написание исходных уравнений, комментарии к производимым операциям.
Работе с качественными заданиями необходимо уделять особое внимание. Тренируясь, необходимо не просто искать правильный ответ, но и выстраивать четкую логику его обоснования. Следует требовать от учеников обязательного анализа условия задачи с выделением ключевых слов, физических явлений, грамотного использования физических терминов.
За решение задач части С можно получить 1 или 2 балла даже в случае, если задача не доведена до конца. Поэтому имеет смысл записывать решение, даже когда оно не закончено, не проведен числовой расчет или результат вызывает сомнение. Решение задачи оценивается по единым обобщённым критериям, опубликованным к началу учебного года, предшествующего экзамену. Тем не менее, в школьной практике ученики часто не записывают незавершённое решение задачи. Важным этапом подготовки ученика к экзамену может стать использование в текущей работе тех подходов к оцениванию расчётных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развёрнутым ответом.
На экзамене допускается решение расчётной задачи по действиям. Однако следует иметь в виду, что при решении задачи в общем виде с получением итоговой формулы возрастают шансы получения более высокой оценки. Правильная итоговая формула без числового расчета (или при неправильном числовом расчете) дает возможность получить за решение задачи два первичных балла. Итоговая формула позволяет провести проверку размерности искомой величины, обнаружить возможную ошибку. Тем более по некоторым задачам отсутствие вывода формулы в общем виде может привести к потере целого балла.
При подготовке к экзамену не следует ориентироваться исключительно на пособия для подготовки к ЕГЭ в ущерб традиционным задачникам. Практика показывает, что банк КИМ регулярно пополняется именно за счет традиционных абитуриентских задач.
Борис ТИМЕРКАЕВ,
профессор КНИТУ-КАИ, доктор физико-математических наук. Председатель республиканской предметной комиссии по физике.
Комментарийлар