Логотип Магариф уку
Цитата:

Когда школам ждать проверяющих Рособрнадзора?

В 2017 году сотрудниками Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан было  проведено 2558 плановых и внеплановых проверок образовательных...

В 2017 году сотрудниками Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан было  проведено 2558 плановых и внеплановых проверок образовательных организаций Республики Татарстан, в том числе школ, детских садов, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования, частных образовательных организаций. Федеральный Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ, а также будет осуществляться новая форма – проверка директоров школ.Что необходимо сделать руководителям учебных учреждений, что бы быть «во всеоружии»?  Находите ответы в интервью с заместителем министра образования и науки РТ – руководителем данного Департамента Гульнарой Закариевной Габдрахмановой.view_3539447_2715702


– В прошлом году 4 августа Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны методические рекомендации по организации и проведению уполномоченными органами проверок организаций (№ 05-375) и направлены в образовательные учреждения для использования в работе. В чем отличие новых документов от предыдущих лет?


Методические рекомендации в первую очередь предназначены для уполномоченных органов. Но они также важны как для муниципальных органов управления образованием, так и общеобразовательных организаций, так как призваны способствовать предотвращению нарушения общеобразовательными организациями требований законодательства об образовании и основательно подготовиться к проверке.


В них приводится перечень нормативных правовых документов, являющихся основой проведения проверок, дано описание проверки, содержания распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки, а также оформление результата проверки.


В приложении дан Перечень требований, установленных законодательством РФ, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе требования к деятельности организации,  локальным нормативным актам организации, к реализации образовательных программ, к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений, к предоставлению платных образовательных услуг в организации.


Перечислено, что подлежит контролю при проведении проверок, приведен перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, а также перечень документов, которые организация должна представить уполномоченному органу.


Указано, что организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должны учитываться сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информация и документы, которые размещены на официальном сайте организации в сети Интернет.


Обращено внимание, что, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ,установлен запрет для должностных лиц уполномоченного органа требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.


Пояснено, что результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России № 141, где указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения.


Основной мерой воздействия в этом случае является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений.


В случае, если нарушение попадает по действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, то уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и (или) должностного лица к административной ответственности.


Вместе с тем, отмечено, что уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия.


– Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ. К проверкам планируется привлекать компетентных экспертов-практиков, лучших учителей и директоров школ, чтобы они могли дать рекомендации по развитию того или иного образовательного учреждения. А как это будет обстоять на практике?


В республике Татарстан эта работа была начата ранее. Уже с 2015 года риск-ориентированный подход реализован при планировании проверок. В план проверок в первую очередь включаются районы, попавшие в «зону высокого риска» по результатам анализа: с низкими результатами государственной итоговой аттестации, с большой разницей между результатами ВПР и реальными результатами, школы, в которых есть подтвердившиеся обращения граждан. Районы «высокой зоны риска» проверяются по трем вопросам контроля, «средней зоны риска» - по двум вопросам. В отношении районов «низкой зоны риска» проверки могут проводиться реже.


Проверки проводятся комплексные. В том районе, который включен в проверку, проверяются все образовательные организации: и школы, и детские сады, и профессиональные образовательные организации, и учреждения дополнительного образования. В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.


Стало традицией департамента завершать проверки в районе в форме обучающего семинара. Для департамента важно не просто выполнить план проверок, выявить нарушения и выписать протоколы. Самое главное: мы должны выявить «болевые» точки района, вместе подумать, что и как можно изменить. Подведение итогов проверки проводится на всех уровнях: на уровне руководителей, заместителей директоров, учителей каждого предмета. Для каждой категории участников проводятся обучающие лекции, мастер-классы. Их проводят специалисты Института развития образования РТ, сотрудники департамента, эксперты. Эксперты, принявшие участие в проверках, хорошо понимают, что именно нужно педагогам конкретного района, знают, в чем проблемы, и заранее доводят эту информацию до специалистов института. В день семинара сотрудники ИРО работают в паре с экспертами, раскроют вопросы с разных сторон.


Эксперты регулярно проходят повышение квалификации. В реестре экспертов -  222 эксперта, привлекаемых к проверкам.


– Какова периодичность и частота проведения плановых и внеплановых проверок? Какие изменения по вашему направлению ждут нас в 2018 году?


Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.


Предметом внеплановой проверки является выполнение предписаний Департамента, то есть их периодичность зависит от того, исполнено или не исполнено предписание, выданное по результатом плановой проверки.


В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования Высокогорского, Тюлячинского, Бавлинского, Заинского, Альметьевского, Тетюшского, Актанышского Лениногорского муниципальных районов, исполнительные комитеты Бугульминского и Кукморского муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.


– Какой срок дается для устранения выявленных нарушений по итогам проверок? В прошлом году в ходе круглого стола в Общественной палате РФ руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что проверки должны носить комплексный характер, а результаты проверок рекомендательный характер. В действительности, как показывает практика, они носят не рекомендательный, а обязательной характер. Так ли это?


Согласно  требованиям  ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ», в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.


В случае неисполнения предписания, Департамент по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.


— Какие Вы даете рекомендации директорам школ в целях основательной подготовки к проверке (+ перечень нормативных документов)?


– В настоящее время Департамент осуществляет свою контрольно-надзорную деятельность с учетом рискориентированности при проведении проверок, но также и с учетом комплексного подхода к проверке образовательных организаций в каждом муниципальном образовании республики.


В связи с этим перед началом проверок образовательных организаций района департамент проводит организационное совещание с участием руководителей образовательных организаций и руководства района.


Если говорить о школах, то, как правило, мы рекомендуем директорам обратить особое внимание на нарушение порядка приема как в 1, так и в 10 классы, нарушения при проведении ЕГЭ (ОГЭ), ведение школьной документации, а также нарушения лицензионных требований. Например, несоответствие образовательного ценза педагогических работников, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


С конкретными нарушениями в проверенных образовательных учреждениях читатель может ознакомиться на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.


Правовые основания проведения проверки мы указываем в приказе о проведении проверки, с которым директор знакомиться до начала проверки.


— В 2018 году Рособрнадзор, в соответствии с нормативными документами, планирует провести проверку директоров школ в целях оценки управленцев. Какие формальные критерии, должностные инструкции должны знать директора школ?


–  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (далее – Справочник) установлены квалификационные характеристики должностей работников образования.


Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».


В соответствии с требованиями Справочника, руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


– Какие Вы могли бы перечислить основные нарушения, допускаемые образовательными организациями РТ?


- Нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации;


- нарушение порядка приема в образовательную организацию;


- нарушение порядка предоставления платных образовательных услуг;


- грубое нарушение лицензионных требований и условий;


-нарушение или ограничение установленных прав и свобод обучающихся;


- не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.


– Каков перечень документов, которые должны подготовить образовательные организации к проверке?


- Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:


-  свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;


- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;


- устав;


- документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;


- свидетельство о государственной аккредитации с приложениями (в случае отсутствия в свидетельстве о государственной аккредитации срока окончания действия – приказ о государственной аккредитации);


- формы государственной статистической отчетности (в электронном виде);


- локальные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;


- штатное расписание, тарификация;


- личные дела сотрудников;


- документы по аттестации педагогических кадров;


- план работы на учебный год;


- образовательная(ые) программа(ы);


- учебные планы за 3 последних года;


- список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;


- протоколы педагогических советов и иных коллегиальных органов управления;


- документы по организации методической работы;


- книги приказов;


- книги учета и записи выданных аттестатов об основном общем и среднем общем образовании;


- документы по организации медицинского обслуживания и питания обучающихся;


- материалы, характеризующие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;


- документы по государственной итоговой аттестации обучающихся (программа подготовки, результаты и анализ);


- документы (материалы), характеризующие функционирование внутренней системы оценки качества образования;


- планы учебно-воспитательной работы;


- календарный учебный график;


- расписание уроков, режим дня, расписание звонков;


- классные журналы за последние 3 учебных года, подтверждающие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;


- рабочие программы учебных курсов и дисциплин (по всем предметам учебного плана, элективных курсов и курсов по выбору);


- документы по организации внеурочной деятельности обучающихся;


- документы по дополнительному образованию обучающихся;


- материалы по организации надомного обучения, а также по обучению в различных формах;


- договоры аренды, безвозмездного пользования, заключенными с иными юридическими лицами, включая договоры о сетевом взаимодействии;


- отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;


- документы Благотворительного фонда (при наличии).


- документы, подтверждающие наличие на правах собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на право осуществления образовательной деятельности;


- документы, подтверждающие наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;


 - документы, подтверждающие наличие печатных и (или) электронных образовательных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации»;


- документы, подтверждающие наличие в штате или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;


 - санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, в соответствии со ст. 17, с п. 2 ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;


- документы, подтверждающие наличие  безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».


 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ