Композиторам нужен статус, музыкальным школам – ноты
В Республике Татарстан на сегодняшний день функционируют 40 музыкальных школ, которые курирует Министерство культуры Республики Татарстан, 15 из них находятся у нас в столице. Кроме того, в Казани 11...
В Республике Татарстан на сегодняшний день функционируют 40 музыкальных школ, которые курирует Министерство культуры Республики Татарстан, 15 из них находятся у нас в столице. Кроме того, в Казани 11 музыкальных школ координирует Министерство образования и науки РТ. Очень часто от родителей детей, обучающихся в музыкальных школах, приходится слышать вопрос, почему на школьных концертах так редко исполняется татарская музыка? Для того чтобы узнать ответ на этот и другие вопросы, связанные с преподаванием татарской музыки в школах нашей республики, в Союзе композиторов Республики Татарстан мы провели круглый стол с известными татарстанскими композиторами и педагогами казанских музыкальных школ.
Своим опытом работы и мнением поделились композиторы Резеда Ахиярова, Ильгам Байтиряк, Эльмир Низамов, Алсу Абдуллина, директор Центра современной музыки Софии Губайдулиной Ляйля Гарифуллина, а также преподаватели музыкальной школы № 3 им. Рустема Яхина Гульфия Валиуллина, музыкальной школы № 5 Гульнара Беляева и музыкальной школы № 2 Регина Калинкина.
С. Таишева: Мы бы хотели поднять тему изучения национальной музыки в музыкальных школах РТ и получить ответы на вопросы: как сегодня преподается национальная музыка в музыкальных школах? Существует ли проблема нехватки сборников национальной музыки?
Гульнара Харисовна, хотелось бы передать Вам слово как практику, ежедневно работающему со школьниками.
Г. Беляева: Я представляю музыкальную школу № 5, которая расположена на улице Шаляпина, 43. Она основана в 1945 году заслуженным деятелем искусств Рувимом Львовичем Поляковым.
На этот круглый стол я принесла несколько сборников нот. Действительно, сегодня никто специально не издает ноты для музыкальных школ. Этим занимаются сами педагоги, которым не хватает нот. Я, к примеру, издаю свои сборники за личные деньги и сама пишу детскую музыку на протяжении 30 лет. Часто пишу музыку как детский композитор и таким образом пополняю репертуарный план. Сегодня возникла необходимость снабжать музыкальные школы новыми нотами и распространять их. У нас есть замечательный Союз композиторов Татарстана. На мой взгляд, детскую музыку должна курировать именно такая организация. Возможно, для этого в Союзе необходимо открыть детское отделение молодых композиторов, так как многие выпускники не торопятся стать композиторами, предпочитая оплачиваемую профессию диджея.
С. Таишева: Каково соотношение классической и национальной музыки в учебной программе? Насколько правильно я понимаю, в репертуаре музыкальных школ, в основном, произведения 1970–80-х годов.
Г. Беляева: В нашей школе отводится небольшой процент для изучения национальной музыки. Все, что написал для детей советский татарский композитор, замечательный автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений Назиб Гаязович Жиганов, ученики часто исполняют на концертах. Однако в последние десятилетия ничего не переиздавалось, и в наших библиотеках есть всего лишь два или три очень старых издания с детскими пьесами. На эту проблему должного внимания никто не обращает: за последние 10 лет новые сборники централизованно не распространялись.
С. Таишева: Сегодня на круглом столе присутствуют молодой и талантливый композитор, лауреат всероссийских и международных конкурсов Эльмир Низамов и заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Татарстан Ильгам Байтиряк. Вместе с Эльмиром Низамовым мы хотели бы представить Вам наш проект «Музыкальная пьеса». Это специально написанные им ноты для учеников музыкальных школ. Он автор таких крупных музыкально-сценических произведений, как мюзикл «Алтын Казан», опера-легенда «Кара Пулат», которая была удостоена республиканской театральной премии «Тантана» в номинации «Событие года».
Наш проект вызвал большой интерес среди наших читателей. В предстоящем году мы планируем продолжить его и сделать еще более масштабным. Поэтому, пользуясь моментом, приглашаем и Вас поучаствовать.
Э. Низамов: На мой взгляд, пришло время Министерству культуры и Министерству образования Татарстана, а также Республиканскому агентству «Татмедиа» обратить внимание на эту проблему.
В настоящее время я общаюсь с изданием «Юл басма». В прошлом году в нем за счет его бюджета был издан небольшой клавир моего мюзикла «Алтын Казан». Руководитель этого издания спрашивает меня о том, смогут ли школы организовать их покупку? Получается, что ноты есть, однако в музыкальных школах нет возможности приобрести и распространять их.
С. Таишева: Получается, композиторы пишут произведения, готовые этюды, пьесы для детей, однако дети их не играют. Возможно, ученики и сами преподаватели не знакомы с современными композиторами. Таким образом, получается, что вопрос продвижения национальной культуры находится главным образом в руках директоров музыкальных школ.
Г. Беляева: Я опять возвращаюсь к вопросу о роли Союза композиторов. Любой композитор может написать что угодно. Однако, не работая с детьми, он не знает их возможностей и будет писать музыку трудную, сложную для исполнения учеником. В свою очередь, педагоги могут не рекомендовать их, поскольку невозможно выучить это произведение.
С. Таишева: Мне приходилось ходить на итоговые концерты учащихся музыкальных школ, но, к сожалению, я ни разу не слышала там татарской музыки. Может быть, все-таки проблема в том, что Министерство культуры не выстраивает никакой политики в этом направлении? Что мешает нашим детям играть татарскую музыку? Или в ответе управления культуры городов и районов Татарстана?
Г. Беляева: Я много лет преподаю в музыкальной школе и точно знаю, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный план. Ежегодно педагоги обязаны в него включать одно произведение татарских композиторов. Должно быть и больше. Однако именно директор должен поставить вопрос перед педагогическим коллективом, чтобы их учащиеся исполняли национальную музыку. Для этого необходимо систематизировать программу.
С. Таишева: Ляйля Ильдаровна, как депутат Казанской городской Думы, директор Центра современной музыки Софии Губайдулиной, что вы думаете об этой проблеме?
Л. Гарифуллина: Музыкальные школы относятся к Управлению культуры города, которое может инициировать, чтобы директора обязательно включили в программу произведения на татарском языке. Это должно быть в работе в музыкальной школе. И, несомненно, библиотеки должны регулярно пополняться нотами. Я считаю, что сочинения татарских композиторов нужно вносить в программу. Директора вправе сами корректировать учебную программу, и никаких сложностей и препятствий я в этом не вижу. Со своей стороны, я отправлю всем музыкальным школам системы Управления культуры большой альбом о жизни Софии Губайдуллиной, который мы выпустили к ее 90-летнему юбилею.
С. Таишева: Резеда Закиевна, от всей души поздравляем с Вашим юбилеем! Желаем Вам творческих успехов и любви, вдохновения и ярких эмоций, которые вас подвигнут на создание новых музыкальных шедевров!
На днях в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся показ балета «Золотая Орда» и оперы «Любовь поэта», к которым вы написали потрясающую музыку. Автором либретто обоих произведений является известный поэт и журналист Ренат Харис. Вы оба являетесь Лауреатами Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Вы также автор огромного количества музыкальных произведений, в том числе симфонии «Кул Гали», симфонической поэмы памяти Г.Тукая «Мой нежный саз». Скажите, пожалуйста, у Вас остается время писать детскую музыку?
Р. Ахиярова: В первую очередь, я хотела акцентировать внимание на том, что на сегодняшнем круглом столе не присутствуют представители Министерства культуры, которые подтвердили свое участие. Мы подготовили ряд вопросов, которые хотели бы задать именно им! Однако никто из них не соизволил явиться, и очень жаль.
Среди композиторов моего поколения многие пишут детскую музыку. Очень много молодых авторов, которые занимаются написанием музыки для учеников музыкальных школ. Однако в какую проблему все упирается? Мы – композиторы, авторы, творческие деятели – можем творить, но не можем сами заниматься распространением своих произведений. В том случае, если есть какой-то спрос, каждый из нас может предложить свои музыкальные произведения для исполнения и включения в сборник нот. Для этого необходимо централизованно организовать всю работу, что, прежде всего, требует финансирования. И самое главное – необходимо найти то звено, которое занималось бы распространением. Нужно составить эти сборники и донести их до конечного потребителя. Это должны быть Управление культуры, само Министерство культуры, представители музыкальных школ. У всех нас, композиторов, все накипело по этому вопросу.
Э. Низамов: Присоединяюсь к этому мнению. Хотелось бы, чтобы представители министерства услышали эти вопросы и выстроили с нами работу.
С. Таишева: Журналы «Мәгариф» и «Гаилә һәм мәктәп» готовы сотрудничать с композиторами и предоставить свою площадку.
Я бы хотела передать слово преподавателю музыкальной школы № 3 имени Рустема Яхина Гульфие Идрисовне, чтобы и она поделилась своим опытом и рассказала нам о том, как в их школе обстоят дела. Есть ли у Вас специально подготовленные программы?
Г. Беляева: В нашей музыкальной школе работают 29 штатных преподавателей. За годы своего существования школу окончили более двух тысяч учащихся, многие из выпускников стали музыкантами-профессионалами. Школа проводит большую культурно-просветительскую работу.
В связи с тем, что у нас нет нот профессиональных композиторов, мы не можем включать их в учебный план. Произведения таких знаменитых татарских композиторов, как Назиб Жиганов, Салих Сайдашев и Рустем Яхин невозможно играть в музыкальных школах из-за их уровня сложности. Их могут сыграть только ученики, начиная с 7 класса.
Р. Ахиярова: То есть Вам нужен более облегченный сборник для детей?
Г. Беляева: Пьесы должны соответствовать уровню учеников. Композиторы, когда пишут свои произведения, должны понимать сложность их исполнения.
Л. Гарифуллина: У нас имеется прекрасный сборник нот для любых возрастов, в который вошли произведения Эльмира Низамова, также и мои. Однако о его существовании многие педагоги даже не знают. Я предлагаю разместить этот сборник на сайте Союза композиторов, запустить какую-нибудь демоверсию, которую можно будет скачать за определенную сумму. Это поможет педагогу посмотреть и выбрать для себя наиболее интересные ноты.
С. Таишева: Ежегодно организации в конце года формируют годовой бюджет. Я предлагаю обратиться к Республиканскому агентству «Татмедиа», Татарскому книжному издательству опубликовать сборники в рамках бюджета 2022 года. Хотела поинтересоваться, часто ли в музыкальных школах проходят концерты с исполнением музыкальных пьес и этюдов татарских композиторов?
Р. Калинкина: Я представляю детскую музыкальную школу № 2. В настоящее время в нашем штате работают сорок преподавателей. Учащиеся нашей музыкальной школы принимают активное участие на международных, всероссийских, республиканских и городских фестивалях, смотрах и конкурсах. У нас проходят концерты с исполнением произведений татарских композиторов. Как и в большинстве школ, существует похожая проблема нехватки учебников. У каждого из нас есть по одному учебнику, с которого мы вынуждены снимать копии для своих учеников.
И. Байтиряк: Я считаю, что все композиторы универсалы, и они могут писать любую музыку. Мы на протяжении четырех-пяти лет занимаемся изданием сборников для различных музыкальных инструментов, и в каждом из них есть свой музыкальный редактор, который сам играет на данном инструменте. В этом году должны выйти сборники для гитары и для духовых инструментов. Если композиторы присылают свои произведения в Союз композиторов, в котором я сейчас работаю, то все работы после экспертного отбора публикуются. У нас есть сайт, и он сейчас активно наполняется. В дальнейшем, думаю, что оттуда можно будет скачать нотные издания.
Э. Низамов: Я пишу музыку для многих детских произведений, спектаклей, когда мне ставят конкретную задачу. Спасибо «Магариф»у, что поддержал мою идею с проектом. Перед каждым композитором должна стоять определенная задача, поскольку у любого композитора есть амбиции. В этом случае он будет вкладываться в те проекты, от которых есть отдача.
Л. Гарифуллина: В июне этого года на одном из заседаний Казанской городской Думы мной был поднят вопрос о том, что у нас в городе школы находятся в ведении двух ведомств: часть из них подчиняется Управлению культуры, а часть Управлению образования. На мой взгляд, у музыкальных школ должна быть одна стратегия. Существующая градация свидетельствует о наличии противоречия. Поэтому я задала вопрос: нужно ли городу такое большое количество музыкальных школ? Я считаю, что нет! По моему мнению, школы должны быть конкурентоспособными. Для этого нужно из всех школ отобрать самые лучшие, а остальные переименовать в центры эстетического воспитания.
Р. Ахиярова: Я думаю, что необходимо вернуться к еще одному очень серьезному вопросу. Предлагаем профессию композитора сделать официальной, чтобы люди могли получать пенсионные отчисления. Если раньше все композиторы были материально обеспечены, то на сегодняшний день в нашу профессию молодежь идти не хочет, особенно мужчины, потому что им просто не на что будет прокормить семью. Поэтому нужно решать эту проблему на государственном уровне и подумать над тем, как сделать эту профессию привлекательной.
С. Таишева: Для того чтобы стимулировать интерес к написанию национальной музыки для детей, необходимо создать специальную премию для молодых композиторов. Финансирование, возможно, могло бы осуществляться за счет средств Министерства культуры, или же инициатором могла бы выступить специальная комиссия по сохранению и развитию татарского языка при Президенте РТ, возглавляемая вице-спикером Маратом Готовичем Ахметовым.
Ныне существующие премии, такие как Государственная премия им. Г. Тукая или республиканская премия им. Мусы Джалиля, непросто получить молодым, поскольку они ориентированы на большой круг творческой интеллигенции. Можно последовать опыту Союза писателей Татарстана, когда между писателями распределяются гранты для написания книг согласно темам. Это станет большим стимулом для появления новых музыкальных произведений.
Мне кажется, эти вопросы необходимо поднять на уровне Президента Татарстана Рустама Минниханова. Хочется надеяться, что если бы он узнал об этих проблемах, то нашел достойный выход из сложившейся ситуации.
Сюмбель Таишева
Гульназ Гайнуллина
Фото А.Сабирова и Ю.Калининой
Комментарийлар