Логотип Магариф уку
Цитата:

Разговор о памяти и о любви

По рассказу Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын» (Урок литературы в 11 классе) Лилия ГАЛЕЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы № 14 г. Агрыз

Форма проведения:  творческая мастерская погружения в текст.

Задачи

– Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.

– Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.

– Воспитание духовно-нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Методическая цель

– Использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся.

Средства реализации методической цели

– Проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивноаналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн, «портрет Войны», «портрет Мира»); приемы: «эпиграф», «яркое пятно», «дерево вопросов», чтение с остановками, полилог.

Ход учебного занятия I. Мотивационно-установочный этап

1. Эмоциональный настрой

Учитель читает стихотворение Д. Самойлова под кинохронику во енных кадров.

Я зарастаю памятью

Как лесом зарастает пустошь,

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

– Ребята, предположите, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

– Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»? (Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость.) 

2. Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:

После войны мы рождены, Ее не знали мы, и все же 

В какой­то мере все мы тоже

– Вернувшиеся с той войны. (Н. Дмитриев)

– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?

– Военная тема актуальна и сегодня. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошел трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын».

3. Определение целей и задач предстоящей работы

Познакомиться с писателем, тематикой его творчества, определить причины его обращения к ней, прочитать и проанализировать рассказ «Степка, мой сын», применить примеры-аргументы из текста при написании сочинения. 

II. Организационно-деятельностный этап

1. Слово об авторе рассказа: учащиеся по ссылке на сайт http://pcbs. nnov.muzkult.ru/ знакомятся с жизнью и творчеством Н.С. Евдокимова.

– Определите ключевые цитаты, определяющие идейно-художественное своеобразие писателя, источник его творчества. (Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.)

2. Прогнозирование

– Название – это «заветная дверца» в текст. Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

3. Погружение в текст

– Прочитаем текст, проведем диалог с автором и проверим наши предположения. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын».

В ходе чтения с остановками ответим на вопросы:

а) Почему рассказ о событиях войны начинается с описания мирной жизни?

б) Как вы думаете, чем закончится рассказ?

2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного). 

а) О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал? (Предполагаемые ответы.)

– Рассказ вызвал щемящее чувство боли от того, что человеческое счастье так непрочно.

– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…»

– Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».

– В такое страшное время солдаты не очерствели душой, замечают вокруг себя красоту, берегут ее, трепетно и бережно относятся к любви рассказчика с Анкой. – Главное в рассказе – это любовь, умение любить даже в такое страшное время. Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «… годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».) 

б) Как бы вы теперь назвали этот рассказ? «Стёпка, мой не родившийся сын».

в) В чем заключаются особенности композиции рассказа?

Какова цель такого композиционного построения художественного текста?

  – В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о не родившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем. Без прошлого не может быть настоящего. Рассказ можно разделить на три смысловые части, о чем они, дайте каждой название.

г) Жанр рассказа предполагает небольшой объем, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.

– В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения? – Жизнь и смерть. Рассказ построен на контрасте, в основе рассказа – антитеза.

– Что объединяет и связывает прошлое и настоящее в рассказе? – Память.

д) Определите ключевые слова-образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста.

– Война, мир, жизнь, страдание, смерть, любовь, память.

– Таким образом, мы составили опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на сле дующем этапе работы.

е) Прием «Дерево вопросов» На нем расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать текст. Учащиеся задают вопросы друг к другу.

1. Проблема патриотизма является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом.

2. С какой целью автор использует образ травы в рассказе?

3. В чем, на ваш взгляд, заключается типичность образа Анки, какими лучшими качествами она обладает?

4. На какие размышления о судьбе любви на войне наводит рассказ?  

5. Почему автор не просто рассказал историю гибели Анки, а придумал будущее, которого не случилось?

6. Каким предстоит перед вами Степка, и почему рассказчик делает своего воображаемого сына Строителем?

ж) Индивидуальная работа, основанная на личном опыте. Проблема патриотизма (связь текста с жизнью). Война в судьбе человечества (читательский опыт). Мысль о противоестественности войны для жизни, кажется, очевидна для здравомыслящих людей. Но, видимо, это не так, если она бьется во многих произведениях о войне.

III. Рефлексивный этап

1. – Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателям, нам с вами?

– Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, ее противоестественность для жизни человека. Война отняла у героя любовь, счастье, самых близких и дорогих ему людей, осталась только память, которую он бережно хранит в своем сердце. Она поможет будущим поколениям не забыть подвиг народа в Великой Отечественной войне.

2. Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме). Правила написания синквейна

В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное). Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвертая строчка – это фраза из 3-4 слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой). Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).

3. Мысль о противоестественности войны для жизни, кажется, очевидна для здравомыслящих людей. Но, видимо, это не так, если она бьется во многих произведениях о войне. Прием «Яркое пятно» Подготовленный ученик читает стихотворение Юлии Друниной «На носилках, около сарая…»

– Что объединяет стихотворение и рассказ?

– Что хотел сказать нам автор, поведав об истории «короткой и долгой, бесконечной» любви?

– Используя антонимы, автор показывает трагедию первой любви на войне и одновременно силу этого чувства, которое не боится смерти.

– Определите, какие проблемы поднимает автор в тексте?

– Ребята, все ли вам было понятно, о чем мы говорили на уроке, и актуально ли это для вас?

IV. Реализация домашнего задания (на выбор)

1. Используя материалы урока, написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Н.С. Евдокимова (в формате ЕГЭ). Подобрать аргументы-иллюстрации из произведений художественной литературы.

2. Напишите сочинение (в формате итогового сочинения), используя в качестве примера текст Н.С. Евдокимова (по теме «Память-путь в прошлое»). 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ