Связь культур: проектная работа в школе через призму этнопедагогики и истории
Ринат КАДИРОВ, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории многопрофильной школы № 181 г. Казани Айгуль КАДИРОВА, учитель родного языка и литературы, английского языка высшей квалификационной категории многопрофильной школы № 181 г. Казани
Аннотация Данная работа направлена на исследование взаимосвязи культур в контексте образовательной среды школы через призму этнопедагогики и истории. Объединяя концепции этнического воспитания и изучения исторических аспектов культурного развития, проект призван расширить понимание важности культурного многообразия и его роли в образовании, обогатить образовательный процесс в школе.
Целью работы является выявление средств и методов, способствующих успешной реализации проектов в школьной среде, направленных на укрепление культурных связей и повышение уровня интеркультурного взаимопонимания среди учащихся. Результаты исследования могут быть использованы как основа для разработки практических рекомендаций по созданию эффективных образовательных программ, способствующих развитию толерантности и глобального мышления учащихся в условиях многонациональной школьной среды.
Ключевые слова: цифровая эпоха, связь культур, проектная работа, школа, этнопедагогика, история.
ТHE CONNECTION OF CULTURES: PROJECT WORK AT SCHOOL THROUGH THE PRISM OF ETHNOPEDAGOGY AND HISTORY
Kadirov Rinat Monirovich, teacher of history and social studies
Kadirova Aigul Fagimovna, teacher of the Tatar language and literature, English, Annotation
This work is aimed at exploring the interrelationship of cultures in the context of the educational environment of the school through the prism of ethnopedagogy and history. Combining the concepts of ethnic education and the study of historical aspects of cultural development, the project aims to expand understanding of the importance of cultural diversity and its role in education, to enrich the educational process at school.
The aim of the work is to identify tools and methods that contribute to the successful implementation of projects in the school environment aimed at strengthening cultural ties and increasing the level of intercultural understanding among students. The results of the study can be used as a basis for the development of practical recommendations for the creation of effective educational programs that promote the development of tolerance and global thinking of students in a multinational school environment.
Keywords: digital age, communication of cultures, project work, school, ethnopedagogy, history.
В условиях мировой глобализации и культурного многообразия сохранение и развитие этнической и культурной идентичности становится важным аспектом образовательного процесса. Формирование этнопедагогического пространства в общеобразовательном учреждении является ключевым фактором в обеспечении гармоничного развития личности и подготовке к гражданскому и межнациональному взаимодействию.
Этнопедагогическое пространство представляет собой особую среду в образовательном учреждении, в которой учитываются этнические, культурные и языковые особенности учащихся. Это место, где каждый ученик может почувствовать себя комфортно и принятым, где уважение к культурному наследию и многообразию становится основой обучения и воспитания.
В современном образовании все более признается важность интеграции различных областей знаний для более глубокого и полного понимания мира. Одной из таких перспективных практик является проектная работа. Она позволяет стимулировать активное обучение, развивать творческие и исследовательские навыки учащихся, а также учитывать их индивидуальные особенности и интересы. В контексте современного многонационального общества и культурного разнообразия проектная работа приобретает особое значение, особенно если она основана на принципах этнопедагогики и истории.
Исторические проекты в школе могут включать изучение культурного наследия определенной этнической группы через призму ее истории, анализ влияния исторических событий на формирование культурных ценностей и традиций, а также создание проектов, посвященных сохранению и продвижению культурного наследия.
В основу организации нашей внеурочной деятельности в рамках социального направления заложена общественно-полезная деятельность, учащиеся выбирают определенную этническую группу и исследуют ее традиции, обычаи, кухню, религиозные праздники и т. д. Результатом проекта становятся презентация или выставка, видеоролик, демонстрирующая культурное наследие выбранной группы, эволюцию культурных традиций на протяжении времени.
Конкретные примеры проектов, где мы за год смогли успешно привлечь учащихся, представлены ниже:
1. Исследование истории своей семьи. Учащиеся смогли провести исследования истории своей семьи, изучив исторические документы, фотографии, расспросив родственников. Результатом проекта стали создание генеалогического древа семьи или книги о семейной истории.
2. Создание музейной экспозиции. Учащиеся принесли музейную экспозицию на тему истории своего народа или родного города. Это выставка артефактов, фотографий, документов, рассказывающая о важных событиях и людях, что было и продемонстрировано в школьном конкурсе «Дружба народов».
Цифровые технологии также предоставляют уникальные возможности для расширения кругозора учащихся и формирования исторической грамотности. Более того, они могут помочь понять причины межэтнических конфликтов и способы их преодоления. Онлайн-ресурсы, вебинары, цифровые музеи и образовательные платформы позволяют широкому кругу людей изучать историю своей страны, ее культуру, традиции и ценности, что способствует формированию глубокого понимания и привязанности к родной земле.
Изучив теоретические основы и существующий на данный момент передовой педагогический опыт внедрения ценностей национальной истории и использование патриотического воспитания учеников на основе создания сценариев патриотического характера (см. рисунок 1) и снятие видеоматериала для реализации современных форм и методов работы в рамках учебно-воспитательного процесса и вне учебной деятельности оказали положительный результат на воспитательный процесс.
Стоит отметить, что ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта обозначает, что эффективными способами активизации интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому нашей страны, по мнению 25 % респондентов, являются: образовательный процесс, включающий уроки истории, беседы, выставки, конкурсы, активную внеклассную работу, а также его трансформация в виде разработки новых школьных учебников. Участники опроса (15 %) также выделили чтение книг, просмотр фильмов и патриотических видеороликов как эффективный способ вызвать интерес к изучению истории России [7].
Проектная работа в школе через призму этнопедагогики и истории не только способствует более глубокому пониманию культурного многообразия, но и развивает у учащихся навыки исследования, анализа, сотрудничества и толерантности. Эти проекты помогают формировать гражданское сознание и готовят учащихся к жизни в многонациональном обществе, где уважение к культурным различиям играет ключевую роль.
Историко-культурный проект представляет собой важную форму реализации образовательного процесса через призму этнопедагогики и истории. Участие в этом проекте способствует развитию у учащихся не только знаний о культурном наследии и истории, но и ключевых компетенций, таких как толерантность, исследовательские навыки и патриотизм. «Связь культур» становится не только символом уважения к прошлому, но и фундаментом для формирования гражданской идентичности и глобального мышления в современном образовании.
Список источников
1. Александрова Н. Твое родословие // Домашнее воспитание. – 2001. № 3. – С. 56-60.
2. Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. – 1996. № 42, 43.
3. Алексеев А.И. «Нормирование этнокультурных знаний» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. № 2. – С. 57-58.
4. Вергузь А.С. Патриотическое воспитание как форма социальной защиты молодежи в русле национальной безопасности // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertaciya-patrioticheskoe-vospitaniekak-forma-sotsialnoy-zaschity-molodezhiv-rusle-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения 17. 03. 2024).
5. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. № 3. – С. 40-48.
6. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе. – 1999. № 2. – С. 40-48.
7. Отчет по результатам опроса на тему: «Актуальные вопросы патриотического воспитания» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// docs.yandex.ru/docs/view?tm=17115215 18&tld=ru&lang=ru&name=___Otchety_ po_itogam_oprosa_po_patriotike.docx&t ext=%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB %D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D1 %82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82 %D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0 %BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0 %B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1 %8F%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0 %BE%D1%81&url=https%3A%2F%2Fop. pskov.ru%2Fdocuments%2F (дата обращения 17. 04. 2024).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
Комментарийлар