Дорогами памяти...
(Урок-экскурсия)Ирина ВАСИЛЬЕВА, учитель истории и обществознания средней школы №3 им. Героя РФ А.Н.Епанешникова» г. ЕлабугиЦели урока:– сформировать у обучающихся представление о быте горожан в годы...
(Урок-экскурсия)
Ирина ВАСИЛЬЕВА,
учитель истории и обществознания средней школы №3 им. Героя РФ А.Н.Епанешникова» г. Елабуги
Цели урока:
– сформировать у обучающихся представление о быте горожан в годы войны;
– способствовать формированию умений давать личностную оценку прошедшим событиям.
Задачи:
– сформировать способность описывать вещи, давать им характеристику;
– продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать отдельные факты;
– сформировать чувство уважения и гордости к истории своего народа, бережного отношения к историческим предметам, воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
личностные УУД:
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– умение вести себя в соответствии с морально-этическими нормами поведения в общественных местах;
– оценивать усваиваемое содержание учебного материала;
регулятивные УУД:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формулировать учебные задачи;
– осуществлять самоконтроль;
познавательные УУД:
– самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
– ориентироваться в своей системе знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, интернет);
– проводить анализ учебного материалана основе обобщения знаний делать выводы;
– определять причины явлений и событий;
коммуникативные УУД:
– уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– точно и полно выражать свои мысли;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Место проведения урока: школьный музей.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте. Сегодня мы проводим урок в классе, где создана музейная экспозиция – «Музей Боевой славы им. Л.А.Говорова», т.е. мы с вами совершим экскурсию в прошлое нашей страны и нашего города. Прежде всего напомню вам правила нахождения на экскурсии:
Музей – это тоже твое рабочее место. Здесь ты должен слушать, запоминать, записывать. Вокруг экспонаты. Хочется увидеть всё сразу. Не надо спешить. Всему своё время. Заставь себя не отвлекаться, и ты увидишь много нового, тебе неведомого и интересного.
Теманашего урока –«Дорогами памяти...».
Существует в нашем языке выражение «Времен связующая нить...». Как вы думаете, что означает эта фраза? Что служит связующей нитью? (Ответы учащихся.)
Учитель.Действительно, историческая память связывает «времена».
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить изучаемый период нашей истории, а также с людьми, оставившими яркий след в судьбе страны.
Почему музей? Да потому, что здесь живая история. Всё, что здесь находится, принадлежало людям, жившим сравнительно недавно.
Итак, мы начинаем наш урок. Первый вопрос нашего урока: «Чем знаменит Л.А.Говоров?». (Беседа с учащимися.)
Учитель.Родился Леонид Говоров 22 февраля 1897 г. в деревне Бутырки Вятской губернии. Отец его, как и множество других бедняков, надолго покидал родные края в поисках заработка. В молодости довелось ему бурлачить, потом он плавал матросом на пароходах купцов Стахеевых. В 1909 г. семья Говоровых перебралась в Елабугу. Отец устроился письмоводителем в реальное училище.
Вопрос. Чем отличалось реальное училище от существовавших?
1-й экскурсовод. Реальное училище – в дореволюционной России среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Курс обучения длился 6 – 7 лет. К началу XX в. самым крупным учебным заведением в Вятской губернии считался главный корпус реального училища в Елабуге.(Информация представлена на баннере.)
Учеба в Елабужском реальном училище заняла 7 лет. В мае 1916 г. Л.Говоров окончил реальное училище и поступил в Петроградский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Но в декабре того же года его призвали в царскую армию и направили в Константиновское артиллерийское училище.(Экскурсовод подтверждает сказанные факты, показывая фотографии, рисунки, высказывания современников, представленные на баннерах.)
Л.А.Говоров служил подпоручиком в Томске, участвовал в походе Колчака против Советской власти. В 1919 г. Говоров добровольно вступил в ряды Красной Армии. Дважды в 1920 г. – под Каховкой и при штурме Перекопа – был ранен.
Вопрос. Какому званию сегодня соответствует звание подпоручика?
2-й экскурсовод. Подпоручик – офицерский чин в Русской армии, введенный Петром I в 1703 г. В вооруженных силах РФ чину подпоручика соответствует звание младший лейтенант.
В 1940 г. Леонид Александрович принял активное участие в советско-финской войне. На фронте он провел большую работу по подготовке частей и организации прорыва укрепленного района войсками 7-й армии, за что был награжден правительством орденом Красной Звезды и был назначен комдивом.
Комдив – персональное воинское звание лиц высшего командного состава РККА ВС СССР с 22 сентября 1935 г. по 7 мая 1940 г., выше комбрига, ниже комкора. Командир дивизии (из трех полков и частей усиления) в качестве знаков различия должностного положения имел в петлице два ромба.
5 – 6 декабря 1941 г. под Москвой началось контрнаступление советских войск.
Блокада Ленинграда. Тыловая Елабуга
Учитель.С весны 1942 г. советское Верховное Главнокомандование доверило Леониду Александровичу новое ответственное поручение: в апреле он был назначен командующим группы войск Ленинградского фронта. С этого времени имя Л.А.Говорова навсегда вошло в славную историю обороны Ленинграда.
Почему Леонид Говоров? Давайте послушаем свидетельства очевидцев. (Учащиеся зачитывают, подготовленные заранее характеристики Л.А. Говорова от лица разных главнокомандующих.)
Вопрос. Скажите, как вы понимаете выражение «блокада города». (Ответы учащихся.Дополняет экскурсовод.)
1-й экскурсовод. Блокада города – окружение войсками противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.
В течение 872 дней Ленинград находился в кольце блокады фашистских захватчиков. Люди остались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. Дни блокады – самое трудное испытание, которое жители нашего города выдержали с мужеством и достоинством.
8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Оно было прорвано 18 января 1943 года. К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Единственным путем сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегла Дорога жизни – магистраль, по которой в блокадный Ленинград доставлялись грузы с продовольствием. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 г. умерли сотни тысяч ленинградцев. 27 января 1944 г., через 872 дня после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов.
Вопрос. Сколько лет исполнилось в 2019 г. обороне Ленинграда? (75 лет.)
2-й экскурсовод.Руководимые маршалом Л.Говоровым войска Ленинградского фронта осенью 1944 г. осуществили весьма успешно операции по освобождению Эстонии и островов Моонзундского архипелага. В январе 1945 г. за боевые заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны наш земляк Леонид Говоров стал кавалером Золотой звезды Героя Советского Союза, а в мае того же года он удостоился награждения орденом «Победы».
Учитель.Давайте познакомимся с некоторыми фактами этого времени. (Учащиеся зачитывают по очереди, вытягивая листочки.)
Учитель.Блокаде Ленинграда посвящены многочисленные художественные работы. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться.
(Учащиеся собирают предложенные пазлы. Ученик озвучивает название полученной картины и называет автора. Учитель транслирует на экране: Диорама Блокада Ленинграда, Алексей Пахомов «За водой», Александр Харшак «За что?!».)
Вопрос. А что происходило в этот период в Елабуге?
Доклад ученика.Руководство Елабужского района создало эвакуационный отдел для подготовки к приему эвакуированных. Он занимался организацией питания эвакуированного населения в пункте прибытия – на камской пристани, распределением прибывающих по семьям елабужан. Жители города собирали посылки и отправляли на фронт. В посылки складывали кисеты, табак, шерстяные носки, валенки, сушеные ягоды, лекарственные травы и т.д. Елабуга принимала не только эвакуированных людей, но и эвакуированные предприятия, и учебные заведения. В городе продолжали работать промышленные предприятия, сбоя в работе не было.
Учитель. Давайте проведем сравнительную линию по некоторым фактам жизни Елабуги и Ленинграда в условиях военного времени:
Линия сравнения: питание.
Линия сравнения: воспоминания детей-очевидцев.
(Учащиеся читают и сравнивают информацию с экрана. Делают выводы.)
Учитель.Войска ПВО страны организационно оформились как самостоятельный вид Вооруженных сил СССР в послевоенный период. Высокая честь командовать этими войсками была доверена маршалу Советского Союза Л.А.Говорову.
Леонид Александрович Говоров умер 19 марта 1955 г. Прах маршала похоронен в Кремлевской стене. Его имя носят Харьковская военно-инженерная радиотехническая академия, улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Елабуге, теплоход на Балтике.
С 1964 г. в г. Елабуге начиналось строительство новых типовых школ с хорошим техническим оснащением классов и предметных учебных кабинетов. Через год был заложен фундамент нашей школы – школы №3.
В сентябре 1968 г. весь коллектив учащихся и учителей готовил школу к открытию. 18 сентября первый директор школы Николай Владимирович Леонтьев перерезал ленточку на входной двери.
И с 1968 по 1982 гг. этот замечательный, увлеченный, влюблённый в свою профессию человек возглавлял школу. Леонтьев Николай Владимирович родился 7 июня 1922 года в Ленинграде. По окончании школы в 1941 г. ушёл добровольцем в ряды Красной Армии. Служил в частях ПВО Ленинградского военного округа. По состоянию здоровья был демобилизован, вскоре эвакуирован на большую землю вместе с интернатом №345.
Создается музей Боевой славы, организаторами и руководителями которого был Николай ПавловичЛапшин, позже Валентина ИвановнаЛеонтьева. Ими организуются поездки по местам боевой славы, пополняются музейные экспонаты.
Николай Павлович Лапшин – педагог, участник прорыва блокады Ленинграда.
Спустя 45 лет, в 2000 г., после смерти Леонида Александровича Говорова в город, где прошла его юность – Елабугу, на открытие памятника приехали сыновья – генерал армии, Герой Советского Союза, председатель комитета ветеранов войны РФ Владимир Леонидович Говоров и полковник Сергей Леонидович Говоров.
Владимир Леонидович Говоров – генерал армии, Герой Советского Союза, председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы, вице-президент Всемирной федерации ветеранов. Более 50 лет отдал военной службе. В армии с 1942 г., с октября 1943 г. воевал на фронта Великой Отечественной войны. После окончания Рязанского артиллерийского училища командовал взводом и батареей на Ленинградском и Прибалтийском фронтах.
В нашем музее сохранился его отзыв: «С большой благодарностью обращаюсь к руководству школы за огромное внимание ветеранам Великой Отечественной войны. Пусть экспонаты музея служат делу воспитания молодого поколения. Я горжусь, что мне выпала большая честь посетить школу накануне праздника 55-летней годовщины победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Большое спасибо за память об отце. Желаю ученикам школы быть патриотами своего народа, любить свою Родину.
С глубоким уважением Герой Советского Союза, генерал армии В.Л. Говоров
1 мая 2000 г.г. Елабуга ».
Учитель.В конце занятия я предлагаю вам составить 10 вопросов, адресовав их ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Мы зададим их при наших следующих встречах. Вы заметили, что у нас один стенд остался пустым? Это наши будущие исследования и проекты.
Комментарийлар