Логотип Магариф уку
Цитата:

Елена Скобельцына: «Мировоззрение современных детей формируется в условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности»

Каждый учитель должен понимать, что развитие таланта ребенка на первом этапе – это его задача.

 Любой ребенок может добиться успеха, если создать ему необходимые для этого условия и обеспечить поддержку.

Как же с этой задачей справляются в одном из лучших лицеев города Казани? Об этом мы поговорили с директором лицея имени Лобачевского К(П)ФУ Еленой Германовной Скобельцыной.

 

Лицей имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета является одним из самых престижных образовательных учреждений города Казани, который входит в топ-10 лучших школ по Республике Татарстан. Какие перспективы развития Вашего лицея вы видите в контексте Стратегия-2030?

– Авторы Стратегия-2030, получившей в Республике Татарстан неформальное название «Прыжок барса», справедливо указывают, что одним из необходимых условий для ее успешной реализации является кадровое обеспечение. Педагогический коллектив лицея имени Н.И. Лобачевского К(П)ФУ готовит будущих профессионалов под эгидой «Кадры для цифровой экономики» уже на этапе школьного обучения. В лицее уделяется большое внимание естественнонаучному образованию школьников, формированию их IT-компетентности наряду с глубокими гуманитарными знаниями, критическим мышлением, гражданским воспитанием и формированием чувства национальной идентичности. Эффективность созданной в лицее имени Н.И. Лобачевского К(П)ФУ системы подготовки будущих кадров для цифровой экономики подтверждает высокие результаты выпускников лицея по математике, информатике, физике, химии, биологии на этапе ЕГЭ, которые в среднем превышают результаты школьников Республики Татарстан на 15-20 %.

Высокий уровень качества лицейского образования отражают рейтинги лучших школ, составленные Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МОиН РТ. Более пяти лет подряд наш лицей в рейтинге RAEX, выявляющим лучшие школы России по конкурентоспособности выпускников (2023 год), занимает лидирующие строки – входит в топ-100 лучших школ России. Следует отметить, что выбор направлений обучения в вузе большей части выпускников (до 87 %) совпадает с профилем обучения в лицее.

В лицее созданы стимулирующие условия для привлечения талантливой молодежи (в большинстве – выпускников лицея) к педагогической деятельности. Сегодня тринадцать лучших выпускников нашего лицея – победители и призеры олимпиад – работают учителями математики, физики, технологии, информатики, биологии, химии. Это результат реализации лицейских проектов «Растим учителя», «Вожатый 2.0», «Педагогический класс».

Статистика приведенных данных подтверждает эффективность созданной в кластере «Университет – лицей» системы профессиональной ориентации школьников по направлению «Кадры для цифровой экономики». Усиление практической направленности системы профессиональной ориентации обучающихся путем интеграции «Школа – колледж – университет» является одним из перспективных и приоритетных направлений дальнейшего развития лицея имени Н.И. Лобачевского К(П)ФУ.

– Чем отличается образовательная деятельность Вашего лицея от других общеобразовательных учреждений нашего города? Расскажите об успехах и достижениях за последний год.

– Лицей имени Н.И. Лобачевского К(П)ФУ – структурное подразделение Казанского (Приволжского) федерального университета. Образовательная деятельность ведется в условиях интегрированной образовательной среды «Университет – лицей». Миссия лицея – выявление, отбор, поддержка и развитие школьников, проявляющих способности и познавательный интерес к изучению естественных наук, математики и информатики, выполняется в контексте одной из основных задач Казанского федерального университета – усиления практической направленности педагогического образования. Синергетический эффект интеграции высшего и общего образования проявляется в учебных достижениях лицеистов, в создании и реализации новых форм педагогической практики по модели «Студент – ассистент учителя», в реализации проектов, объединяющих школьников и студентов, учителей и ученых К(П)ФУ для повышения качества образования в лицее, и, как следствие, непрерывного развития функциональной грамотности всех участников образовательных отношений.

Следует отметить, что в условиях образовательного кластера «Университет – лицей» каждый учитель (с большим стажем и молодые учителя) получает возможность для реализации потребности в профессиональном саморазвитии, достичь высоких уровней профессионального мастерства педагогических работников лицея. В качестве подтверждения приведу статистически измеряемые показатели: в 2022/23 учебном году около 50 % обучающихся лицея стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад различного уровня: 239 человек – муниципального этапа, 138 человек – регионального этапа, 19 человек – заключительного этапа, 11 человек – международных предметных олимпиад, 66 человек – межрегиональных предметных олимпиад К(П)ФУ. В прошедшем учебном году более 240 студентов прошли педагогическую практику на базе нашего лицея в статусе «ассистент учителя», лучшие из них получили шанс стать педагогами лицея. В лицее работает команда профессионалов, которые помогают друг другу раскрывать и развивать свои педагогические таланты, помогая лицеистам достигать высоких результатов в учебной деятельности и в олимпиадном движении. Сегодня четверо молодых учителей лицея (в возрасте до 30 лет) уже имеют высшую квалификационную категорию. Молодые педагоги активно занимаются научной работой, ежедневно повышают свою квалификацию под научным и методическим руководством наставников – опытных педагогов лицея и ученых К(П)ФУ.

У Вас начался новый учебный год. Начало учебного года учащиеся начали с посещения Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта. Сегодня таким направлениям, как математика, физика, астрономия, по всей стране начали уделять особое внимание. В наши годы такой предмет, как астрономия, преподавался отдельно. Сейчас он идет в рамках физики. Были даже дискуссии по поводу двух предметов (черчение и астрономия), чтобы им было выделено необходимое количество часов.

Я за интеграцию. Мировоззрение современных детей формируется в условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности, что актуализирует преподавание школьных предметов во взаимосвязи друг с другом. Что касается дополнительного количества часов, то, на мой взгляд, следует больше уделять внимание удовлетворению образовательных потребностей самих обучающихся, а количество обязательных предметов минимизировать. На сегодняшний день наблюдается следующая тенденция: выделено шесть обязательных предметов, установлен минимальный объем часов, отведенных на их изучение. Остальные предметы изучаются в объемах, предусмотренных спецификой учебных планов школы.

– Вы, как директор, уделяете большое внимание подготовке олимпиадников. Какую материальную поддержку Вы оказываете при стимулировании педагогов, которые готовят учеников? В каких олимпиадах могут принять участие, например, ученики 7-8 классов?

– В нашем лицее все виды стимулирования и поощрений педагогов (в том числе нематериальная и материальная поддержка) планируются на основе критериального подхода. У нас создана целая система мотивации: признание заслуг – представление учителей к наградам. Например, за высокие достижения в подготовке лицеистов к олимпиадам самого высокого уровня, серьезные результаты ЕГЭ летом 2023 г. наши учителя были удостоены наград. Среди них: Сергей Иванович Михайлин, учитель информатики, награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан»; Денис Сергеевич Бисеров, учитель математики (выпускник лицея!), и Елена Анатольевана Шакурова, учитель английского языка, награждены нагрудным знаком РТ «За заслуги в образовании».

Система поощрений включает организацию повышения квалификации на внешних площадках (в лучших школах Российской Федерации и за рубежом), премирование.

Система стимулов для распространения передового педагогического опыта строится на основе принципов наставничества. В лицее успешно реализуются проекты «Вожатый 2.0», «Растим учителя», «Методический блокчейн», объединяющие педагогов в творческой деятельности.

Но главным стимулом, наградой для учителей лицея является успех ученика, его готовность приносить пользу людям.

Ученики 7-8 классов могут принимать участие во всех олимпиадах, в зависимости от уровня подготовки и желания.

– В этом году Госдума приняла закон о трудовом воспитании в школах. Как Вы относитесь к этому закону, и как в Вашем лицее будет реализовываться процесс трудового воспитания?

– В нашем лицее трудовое воспитание является нормой не с 1 сентября 2023 года, а в течение всей истории лицейского образования. В лицее весьма популярны такие проекты, как «Чистый Лицей», «Я – дежурный», «Я – волонтер». На сайте лицея, в газете «ЛиГа», в роликах лицейского телевидения подробно рассказывается об этих проектах и об отношении лицеистов к труду.

– Сегодня по всей республике появляются такие образовательные комплексы, как «Адымнар», здания которых оборудованы всем необходимым для комфортной учебы детей. Мечтаете ли Вы, чтобы Ваш лицей переехал в современное здание?

– Здание нашего лицея служит образованию более 150 лет. Здание – исторический памятник! О школьных годах в стенах такого здания можно только мечтать! Мы, лицеисты (педагоги и ученики), чувствуем себя хранителями истории развития системы образования как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации: истории Мариинской женской гимназии, 9-й Казанской спецшколы ВВС, школы № 6 имени декабристов. В лицее истории школ запечатлены в музейных экспозициях, в сборниках очерков и рассказов, написанных лицеистами, педагогами, выпускниками школ, располагавшихся в здании лицея в разные периоды истории нашей страны.

Наряду с богатой историей здание лицея оснащено современным оборудованием, которое необходимо для подготовки будущих кадров «цифровой экономики».

– С 2025 года будут введены государственные учебники по всем предметам, что позволит обеспечить качество и единство образовательного пространства. Учебники будут централизованно закупаться через Министерство образования для образовательных учреждений. Как Вы считаете, достаточно ли будет их содержания для Ваших лицеистов? К чему приведет введение таких учебников, и не получим ли мы на выходе «среднего ученика»?

Надеюсь, что лицеисты, как и ученики всех школ Республики Татарстан, будут обеспечены новыми учебниками, содержание которых задает образовательный минимум с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся. Одновременно с этим я уверена, что результаты образовательной деятельности школьников зависят не только от учебников. Большой вклад в успех ученика принадлежит учителю, способному развить познавательный интерес к своему предмету, помочь ему познавать науки, перешагнув за пределы школьного учебника, научить учиться самостоятельно и стать лучшим в том деле, которое по душе.

На развитие подрастающего человека в нашем лицее огромное влияние оказывает информационно и эмоционально обогащенная образовательная среда, в которой увлеченные науками школьники, талантливые педагоги, студенты, ученые напитывают друг друга силой духа, верой в себя, в свою уникальность, готовностью учиться самостоятельно, формировать свой круг поддержки, ставить и достигать собственные амбициозные цели и задачи. Уверена, что наше лицейское сообщество обязательно поможет каждому лицеисту осознать свою уникальность в значимой для него предметной области и стать полезным человеком для общества.

 

Гульназ Гайнуллина

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ