Логотип Магариф уку
Цитата:

О первых татарских библиотеках

Лилия Рамилевна ГАБДРАФИКОВА – кандидат исторических наук (2008), доктор исторических наук (2013), профессор АН РТ (2024). Область научных интересов – социальная история Российской империи, история городской культуры XIX – начала XX вв., история татарского народа и народов Поволжья. Автор более 150 научных работ по истории татар и Татарстана, Волго-Уральского региона, в том числе 6 монографий. С 2009 года работает в Институте истории имени Ш. Марджани АН РТ, а также с 2021 года – в Казанском научном центре РАН.

Конец XIX – начало XX века по праву считается временем расцвета татарской буржуазной культуры: с книжными издательствами и массой периодических изданий. Благодаря им образовалось единое информационное пространство, которое объединяло татар из разных уголков Российской империи. Немалую роль в этом сыграли первые татарские библиотеки.

ПЕРВАЯ ЧИТАЛЬНЯ

Высокая культура чтения, огромное уважение к книге являлись частью менталитета татарского народа. Умение самостоятельно читать Коран было долгом каждого правоверного мусульманина. Родители отправляли своих детей в медресе или к абыстай (супруге муллы) прежде всего для того, чтобы их научили читать священную книгу мусульман. Богатые домашние библиотеки имелись не только у представителей духовенства и интеллигенции, но и в купеческих семьях. На рубеже XIX–XX вв. в домашних библиотеках татарских семей, наряду с религиозной литературой, росла доля светских книг.

Распространению культуры чтения газет и журналов, а также светских книг в немалой степени способствовали первые татарские библиотеки. Одним из первых таких учреждений стала читальня в городе Троицке Оренбургской губернии (совр. Челябинская обл.), которая начала работать в 1898 году и называлась «Нажат» (Спасение). Читальня не пустовала даже в летние дни. Например, в 1911 году ее посетили 19 432 читателя. Для сравнения, по переписи 1897 года в городе Троицке было 23,3 тыс. жителей. Если учесть, что мусульмане составляли чуть меньше половины горожан, то практически каждый из них посетил библиотеку «Нажат». Открывались татарские читальни и в других уголках России.  

ИСЛАМСКАЯ БИБЛИОТЕКА

В 1906 году в Казани открылась «Исламская библиотека» («Китапханаи Исламия»). Инициатором выступил татарский педагог и журналист Ахметхади Максуди (1868–1941). Учреждение являлось филиалом городской публичной библиотеки. Сам Максуди был, кроме того, гласным (депутатом) Казанской городской думы, и поэтому понимал, что осуществление такого социального проекта будет проще с опорой на муниципальный бюджет.

Основой книжного фонда, кроме личной библиотеки А. Максуди, стали книги, подаренные издателями – братьями Каримовыми. Публичная читальня размещалась рядом с их типографией на улице Московской (ныне ул. Г. Тукая, 37). Книги в новой библиотеке были на татарском, русском, арабском, турецком языках, на фарси. Сначала это было чуть более 1200 книг, позднее их число выросло до 3500 наименований. Выписывалась различная пресса. Тем более в этот период появилось большое разнообразие газет и журналов на татарском языке. Они печатались в разных городах России (Оренбург, Уфа, Самара, Москва, Астрахань, Томск и т. д.). Конечно, основным центром татарской журналистики была Казань. Сам энергичный Ахметхади эфенди долгие годы издавал собственную татарскую газету «Юлдуз» («Звезда»). Посещала его библиотеку в основном учащаяся молодежь (шакирды, гимназисты и др.). Среди них были звезды татарской литературы – Г. Тукай, Ф. Амирхан, М. Гафури и другие.

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ

Еще одним центром книжной культуры в это время была читальня «Восточного клуба», которая открылась в Казани в 1907 году. Открывались татарские библиотекичитальни и в других городах. Например, в Челябинске такое заведение работало с 1906 года. Только за 1910 год в нем побывало 13 715 читателей. В 1914 году появилась татарская читальня и в Уфе, которая тоже считалась филиалом Городской библиотеки и называлась Аксаковской, т. к. размещалась в новом здании Аксаковского народного дома (совр. Театр оперы и балета). Заведующим там работал татарский поэт Сагит Сунчелей (1888–1937). В таких библиотеках был особый порядок посещения для женщин: для читательниц выделялись либо отдельные дни, либо специальные часы посещения. 

ВКЛАД ПЕРВОГО ТАТАРСКОГО ПЕДАГОГА

В 1913 году другой известный татарский деятель, руководитель медресе «Мухаммадия», богослов Галимджан Баруди (1857–1921) планировал открыть еще одну татарскую библиотеку. Вероятно, его не совсем устраивал книжный фонд «Китапханаи Исламия» и «Восточного клуба». Сам он имел огромную домашнюю библиотеку религиознонаучной направленности и собирался сделать ее публичной. Книжная коллекция знаменитого муллы состояла из книг на арабском, персидском, турецком, татарском, русском языках. Эту коллекцию начинал собирать еще отец богослова – купец Мухаметзян Галеев. Кроме того, в библиотеке Баруди имелась книжная коллекция его учителя, имама Апанаевской мечети Салахетдина Исхакова. По признанию его современников, многие книги мулла привез из Мекки. Всего в коллекции Баруди насчитывалось 3277 томов. Высокую научную оценку этому книжному фонду дал востоковед Николай Катанов. Но Галимджанухазрату не удалось открыть публичную библиотеку. Вначале чиновников не устроили отдельные моменты устава, далее, вероятно, помешала начавшаяся Первая мировая война. Коллекция Г. Баруди так и осталась частной.

Филиал Казанской публичной библиотеки – «Китапханаи Исламия» в 1919 году был переименован в городскую библиотеку № 5. Заведовал библиотекой, как и до революции 1917 года, Ахметхади Максуди. Интересно, что именно сюда в 1920 году передал свою богатую книжную коллекцию Галимджан Баруди. К тому времени он уже был избран муфтием и жил в Уфе.

С 1921 года бывшая мусульманская читальня стала называться – Центральная восточная библиотека музей. Кроме домашней библиотеки Баруди, в ней хранились рукописи из семейного архива чистопольского имама Закира Камалова, книги знаменитого муллыкадимиста Ишмухамета Динмухаметова, а также коллекции других татарских деятелей. В следующем, 1922 году учреждение было переименовано и стало Центральной восточной библиотекой им. М. Вахитова, в том же году бессменный заведующий А. Максуди оставил свою должность.

С 1923 по 1924 годы в библиотеке работал татарский писатель Мирхайдар Файзи, автор знаменитой пьесы «Галиябану». При нем работал даже литературный кружок. После слияния с Центральной библиотекой (совр. Национальная библиотека РТ) в 1929 году, часть книжного фонда «Китапханаи Исламия» была передана в университетское книгохранилище. В основном это были рукописные книги на татарском и других восточных языках.

В Казанском университете в начале ХХ века имелось специально оборудованное помещение для рукописей, и была обозначена научноисследовательская направленность учреждения. После революции книгохранилище Казанского университета пополнилось книжными фондами разных городских обществ и учреждений, а также из личных библиотек казанских библиофилов и ученых. В 1922 году в университетской библиотеке открылся рукописный отдел.

Фото из личного архива

Язмага реакция белдерегез

1

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ