Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Диляра Каримова: «Учитель – это дирижер урока»

На площадке этого общеобразовательного учреждения проходят масштабные мероприятия с участием известных спикеров и коучей.

 

Диляра Каримова: «Учитель – это дирижер урока»

В последние годы казанский лицей № 146 «Ресурс» и его директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Республики Татарстан Диляра Каримова стали известны педагогическому сообществу Российской Федерации. На площадке этого общеобразовательного учреждения проходят масштабные мероприятия с участием известных спикеров и коучей. В конце августа изучить опыт школьного ресторана и обсудить проблемы, связанные с продовольственной безопасностью и качеством школьного питания, приехали участники форума Приволжского федерального округа «Сообщество».
В этом году Диляра Салиховна вошла в тройку директоров школ Татарстана в состав Совета при Министре просвещения Российской Федерации Сергее Кравцове. Мы встретились накануне ее отлета на Екатеринбургский форум «Высота-2022».

В этом году 32-летний лицей существенно преобразился: вход на территорию соответствует новым критериям безопасности. Внутреннее пространство лицея обновилось – стильный и уютный интерьер, классы, оснащенные современным оборудованием, удобная мебель. Установлены стеклянные двери – новый тренд открытости во вновь строящихся школах. Удивляет не только, что макет-дизайн был составлен под четким взором директора, удивляет источник финансирования строительных работ. Большая часть – это внебюджетные средства лицея, и лишь небольшая часть за счет муниципальных денег.
Диляра Каримова 16 лет руководит казанским лицеем № 146 и всегда удивляет своей энергией и энтузиазмом. Сегодня она приняла участие в круглом столе совместно с молодыми учителями – победителями и будущими участниками федерального конкурса «Педагогический дебют», провела экскурсию по лицею, пообщалась с учениками. Во время беседы ответила на телефонный звонок родительницы, мечтающей, чтобы ребенок поступил учиться к ним в следующем году. Престиж школы, расположенной в «спальном» районе Казани, очень высок. Здесь учатся дети не только «по прописке», но и проживающие в районах, прилегающих к городу. Диляра Каримова является создателем авторских мастер-классов, направленных на усовершенствование образовательный системы согласно новым требованиям в условиях инновации.
– Хотелось бы поговорить с Вами как с управленцем о том, какой вы видите образовательную систему нашей страны? В последнее время высказывается много мнений о том, какой должна быть современная российская школа… Недавно я вернулась из поездки в Альметьевск, где побывала в инженерном лицее. Не буду детально рассказывать, что нам понравился подход к обучению, наличие современных лабораторий и другое. Я обратила внимание, что вместо актового зала у них более прогрессивный и демократичный подход – это атриум; во-вторых, у них отличается система каникул. Говорят, что обучение по триместрам и модулям позволяет ученикам не уставать и меньше болеть…
– Это не новость, многие школы работают по триместрам. График каникул связан с тем, как их организует образовательная организация. Министерство просвещения публикует рекомендуемое для школ расписание каникул, а окончательное решение принимает Совет школы. Именно он может изменить, правильнее скорректировать график каникул.
На мой взгляд, если выйти за рамки и не мыслить стереотипно – это очень разумно, просто это нужно прописывать в определенных внутренних документах, локальных актах системы обучения. Очень здорово, что нас не заставляют одинаково организовывать учебный процесс, что мы к этому не привязаны и можем изменить. У многих школ обучение организовано по четвертям, возможно, из-за устоявшейся привычки – на даты каникул родители традиционно берут отпуск. Возможно, это не всегда удобно, когда дети из одной семьи учатся в разных школах.
На самом деле, отлично, что существует понятие вариативности, и каждая образовательная организация имеет возможность выбора в решении своих внутренних вопросов. За этим, я считаю, будущее! С одной стороны, должны быть стандартизация и унификация. Если говорить об образовательных программах, то хотелось бы больше логики и последовательности.
В последние годы очень много реформ, бесконечный процесс реформирования системы образования. Я занимаюсь управлением в области образования более тридцати одного года. Все эти годы – реформы, реформы и реформы… Хотелось бы определенной стабильности и, в то же время, в ней находить внутренние точки роста и развития своей организации.
Приведу пример. Пять лет назад руководство нашей республики осуществило мощное вливание в образовательную систему. Тогда многих педагогов познакомили, а затем обучили групповой форме обучения.
– Вы имеете в виду сингапурскую модель обучения?
– Это никакая не сингапурская техника. Просто почему-то ее все так называют. Это групповая форма обучения, которая известна по всему миру. Она применяется во многих системах российского образования. Она результативна. Если мы хотим развивать детей, то нужно уйти от фронтального обучения. Часто я говорю своим учителям и, как федеральный тьютор, очень много работаю с аудиторией педагогов за пределами Татарстана, в регионах Российской Федерации. Сегодня учитель, который работает только фронтально, профессионально не пригоден. Жесткая, конечно, фраза. Однако на самом деле в ней заключается истина.
Часто говорим, что урок по ФГОС должен проходить по-другому. Он требует от учителя импровизации на уроке. Как импровизировать, если 45 минут работа идет фронтально, и ученики находятся в статичном положении все это время? Однозначно, педагог не сможет вовлечь в урок каждого. Работа в групповом формате требует от учителя большего профессионализма, большей внутренней организованности и нацеленности на результат. Понятно, что в любом уроке будут фронтальные моменты, когда учитель вводит в тему и делает определенные акценты. Все-таки учитель – это дирижер урока.
– К нам в редакцию журнала «Магариф» все еще приходят конспекты уроков «по сингапурской модели», как пишут сами учителя. Получается, в республике отказались от нее?
– Мы не изучили другую систему, а попытались внедрить фронтальное обучение в Республике Татарстан. Это было хорошее решение. Возможно, на местах не все к такому подходу нормально отнеслись, и были перекосы и искажения. Знаете, что меня удивило? Недавно у нас была группа преподавателей из Республики Татарстан – замечу, мы не так часто принимаем педагогов из своей республики, в последнее время больше приезжают гости из российских регионов – они посмотрели наши уроки, посмотрели нашу систему, и были настолько удивлены, будто видят впервые. А ведь, повторюсь, ее распространяли по всему Татарстану. Для меня, как федерального тьютора, это было открытие.
– Возможно, поменялось поколение педагогов, и в школу пришли те, кто не успел ознакомиться с этой более прогрессивной моделью обучения…
– Не думаю. Возможно, там, где они работают, эта система не была внедрена или, может, только для галочки. В образовании много нововведений, среди них много интересных. От того, как на местах к ним относятся или реализуют, какой вкладывают контент, работают с душой или нет, зависит и результат. Если делается только для того, чтобы отчитаться, то тогда все можно зарубить на корню.
– Мы привыкли к тому – если запускается новый проект или начинается реформа, то это активно обсуждают, как это было с компанией Educare … Однако никто не сказал, что этой моделью мы заниматься больше не будем.
– В других местах все сошло на нет, а у нас все в силе. Когда мы только внедряли, коллеги надо мной смеялись и спрашивали то ли в шутку, то ли всерьез, зачем это нужно. В своем профессиональном сообществе все обсуждаем. На тот момент нам стало ясно, что благодаря этим техникам, урок можно сделать другим. Мы не стали отходить от этого. Более того, стали развивать это направление. В России у нас много последователей, которые приезжают на наши семинары и форумы. То, что мы делаем сейчас, несколько отличается от того, чему нас обучала компания Educare много лет назад. Мы привнесли много своего. Это нормально, это жизнь. Таким должен быть процесс. Сегодня я вижу отличный результат! Мы общаемся через соцсети с Майком Тюрманом и Лилией Мухаметшиной, которая стала коучем для преподавателей по всему миру. Они делают хорошие проекты и продолжают обучать весь мир. Это очень круто!
– В предыдущие годы Вы несколько раз принимали участие в «Международной выставке цифрового образования – Bett Show». Недавно стали спикером федерального форума «Цифровизация в образовании: тренды, вызовы, решения» в Иннополисе. Каким в будущем Вы видите образование в Татарстане?
– У каждой школы должно быть свое лицо. У нас появилось очень много шикарных, современных школ, в том числе по направлению инженерии и ай-ти. Считаю, что очень серьезно нужно вкладываться в содержание и в базу современных школ и, с точки зрения современных технологий, в оборудование. Это позволит обогатить образовательный процесс. Хороший учитель, ас от Бога, может, если ничего под рукой нет, провести урок с доской и мелом. Он не должен это делать каждый урок. В его арсенале должны быть все возможные средства, современное интерактивное оборудование для исследований и экспериментальной деятельности. В этом учитель не должен нуждаться. Наша республика находится на таком уровне развития, что это вполне реально.
– Диляра Салиховна, Вами проведена огромная работа: сегодня в лицее проведен ремонт с современным дизайном; современные яркие парты, приспособленные для групповых занятий, новые и удобные лаборатории. Чего не хватает лицею?
– В одно время мы выигрывали такие шикарные гранты на создание телестудии с хорошим современным контентом. Появилась инженерная лаборатория, приобретено оборудование робототехники. В то же время я отлично понимаю, что время идет семимильными шагами вперед. И сегодня нам не хватает этих лабораторий.
В Татарстане хорошо оснащены элитные школы, где учатся отобранные, одаренные учащиеся. В них учатся сто или двести учеников. Пришло время оснастить массовые школы, где насчитывается 1500 учащихся. Наш педагогический коллектив должен развивать исследовательскую деятельность, формировать инженерное мышление, для того чтобы заинтересовать их, начиная с начальных классов. Ребята занимаются, есть результаты, хотелось бы совершенно другого уровня оснащенности. Тем более, я прекрасно знаю, как это должно быть. Пример тому – лицеи Санкт-Петербурга. Второй очень важный вопрос связан с отсутствием кадров, которые могут преподавать эти предметы в школе, учитывая необходимость адаптации к начальной или средней школе и способности увлечь ребенка своим предметом. Помните кружки авиамоделирования или судомоделирования? Остались кадры, образно говоря, «из той эпохи». Как телевизионщики, как журналисты.
Сегодня в образовании тенденция складывается таким образом, что объединение происходит не по формальным признакам, а по интересам. Мы вошли в состав инженерного консорциума при питерской школе № 777. Он сегодня объединяет около пятидесяти российских образовательных организаций. Среди них 5 татарстанских: лицей № 182, «Лицей № 35 – образовательный центр «Галактика», инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ, гимназия № 3 Зеленодольска, лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии – филиал КНИТУ, им. Карпова и мы.
Это абсолютно неформальное объединение, объединение профессионалов по определенной теме. Как сделать так, чтобы наши ученики получали качественную профориентацию по инженерному профилю? Это отдельный план и огромное количество мероприятий между педагогами и детьми, выезды в школы консорциума и участие в его заседаниях.
Недавно были в Уфе на заседании консорциума, и я до сих пор нахожусь под впечатлением. Вроде сама школа старенькая – ее зданию 61 год, и в вопросе оснащенности, возможно, они отстают. Однако, с точки зрения инженерно-технической направленности, точки роста в школе очень заметны. Они воспитывают, обучают будущих инженеров. У них наблюдается очень тесная связь с предприятиями и вузами.
– Сегодня все отмечают нехватку кадров. Возможно, даже после окончания профильного вуза не хватает практико-ориентированных знаний…
– Сегодня нет отдельных курсов для педагогов-дебютантов. Для тех, кто приходит к нам работать перед началом учебного года, для новеньких, у нас проходит трехдневный тренинг и введение в эту систему. Мы курсы нарастили, обогатили, добавили необходимый и интересный для нас контент, с точки зрения ведения и преподавания в школе. К уже существующим добавили техники работы с текстом: ФГОС предусматривает самостоятельную работу ребенка с учебным материалом. Без обучения внутри слаженного коллектива никак не обойтись. Обучаем не только техникам, но и закрепляем за новеньким педагога-наставника из числа тех, кто это делает профессионально. Наши ученики привыкли к существующей у нас системе преподавания, и они не воспримут фронтально работающего учителя.
– Диляра Салиховна, Вы сейчас ездите по России с тренингом по своей авторской методике. У Вас накоплен огромный багаж знаний. Когда Вы будете защищать докторскую работу по педагогике?
– В планах не стоит защита докторской, поскольку я нашла несколько другое развитие. Сейчас я переориентировалась на коуча и работаю с теми, кто к нам приезжает. Мне нравится не просто читать лекции и рассказывать о своем опыте, я нахожу профессиональное удовлетворение и помогаю молодым, а иногда и опытным руководителям, поверить в себя и свои возможности. Помогаю им по-другому взглянуть на свою образовательную организацию, уйти от стереотипного мышления управленческого образования. Иногда руководитель сложно воспринимает проблему и не видит ее со стороны, не может к ней подойти вне стереотипов.
Стереотипы в образовании, наверное, самая главная проблема, которая мешает нашему развитию.
Сейчас я, как тьютор, езжу по российским регионам и выступаю с авторским тренингом. Очень благодарю руководство Татарстана и мэра Казани за предоставленную возможность! С одной стороны, таким образом пропагандирую образование Татарстана. Когда мы профессионально общаемся с директорами, то они понимают, что к решению проблемы можно подойти с точки зрения тех приемов, которые широко распространены в бизнесе. Люди по-другому воспринимают свою работу. Я сама заряжаюсь энергией, когда по завершении двухдневного тренинга ко мне подходят коллеги из других российских регионов, даже из Санкт-Петербурга, и говорят, что у них расправились крылья. Вот тогда понимаешь, что эта работа проведена не зря.
Для того, чтобы передавать свой опыт, его нужно наращивать. Неудивительно, что мы сами находимся в процессе поиска и стараемся искать, в лицее находимся в постоянном движении. Знаете, что для меня особенно ценно? Это когда спустя 2-3 года видишь, как на тренинги (пусть даже программа у нас изменилась) приезжают знакомые люди – ранее они приезжали в наш казанский лицей или участвовали в наших мастер-классах в Москве или Санкт-Петербурге, и расспрашиваешь об изменениях в жизни. Они отслеживают нашу деятельность в соцсетях и повторно участвуют в программах, чтобы познакомиться с изменениями и внедрить их.
– Я посмотрела видео с Вашим авторским тренингом, который прошел в Санкт-Петербурге…
– Авторский тренинг для руководителей школ прошел в Санкт-Петербурге и в Вологде. Наш новый тренд: мы обычно работаем в паре вместе с заместителем по воспитательной работе. Я работаю с директорами школ, а она – с заместителями. Так мы одни и те же проблемы прорабатываем с разных позиций. Данный парный тренинг в двух соседних аудиториях позволяет добиться хорошего результата, в котором никого не надо убеждать. Они прекрасно понимают, что принесет пользу их организации.
Мой авторский тренинг связан с огромным опытом, который увеличивается из года в год. Одновременно коуч сам проверяет, в каком контексте он мыслит. От встречи к встрече материал наращивается, и оттачивается профессиональное мастерство. Я пришла к такому мнению, что нужно получить дополнительное профессиональное образование. Многие мои коллеги, которые участвовали в конкурсе «Лучший директор России», получили специализированное образование. На Екатеринбургском форуме «Высота-2022» часть спикеров – это представители академической науки. Это профессионалы, практики, управленцы, которые перекладывают свой опыт в формат управленческих кейсов, питч-сессий (Ред. – короткое представление проекта длительностью 7-10 минут для привлечения внимания к инновационному продукту или технологии). Это актуально для тех, кто пришел за повышением своего профессионального уровня. Многие становятся «мобильными» педагогами. Сейчас победители конкурса «Учитель года» летают по всей стране и обучают – это увеличивающийся тренд.
– Вы не жалеете своего времени, чтобы ознакомить российское и татарстанское педагогическое сообщество с новыми тенденциями. Это позволит им в будущем развивать собственные идеи и проекты. Хотелось бы задать личный вопрос. Как у Вас на все хватает энергии, ведь даже для одного перелета, для подготовки к выступлению и последующего общения нужны энергия и сила?
– Я являюсь сторонником того, что нужно самосовершенствоваться во всем. Мне нравится заряжать людей энергией, нарабатывать опыт. Для этого нужно заниматься спортом. Трижды в неделю, несмотря на некоторую усталость после рабочего дня, я иду в тренажерный зал и занимаюсь. В субботу-воскресенье желательно еще хотя бы один урок аквааэробики. Всем советую! Здоровья ровно столько, сколько ты его сам себе нарабатываешь. Стараюсь быть в тренде. Мне приходится, стоя на ногах, на каблуках, читать по три пары лекций в день, а это требует много энергии и времени на подготовку. Я полюбила прогулки по набережной Казанки и по набережной в Анталии, когда приезжаю на отдых. Это интервальный бег и скандинавская ходьба.
– Какие у Вас планы на грядущий 2023 год?
– Мы ждем десант победителей конкурса «Педагогический дебют». На конкурсе в день своего юбилея в Москве, 29 октября, я давала промо мастер-класс и ознакомила слушателей с новыми проектами, реализуемыми в нашем лицее. Во время финальной церемонии по согласованию с нашим татарстанским Министерством образования и науки и Управлением образования Казани мной было объявлено, что Татарстан будет принимать победителей у себя. В середине декабря мы вновь ждем гостей, и сейчас готовимся к новому семинару. На данный момент заявку подали 34 человека из Хабаровска, Грозного, Анапы, Донецка и других городов. Дело ведь не в массовости. Не все могут позволить себе приехать. Отрадно, что победители приедут вместе с директорами своих школ. Планируем представить систему лицея, то, как мы преподаем и не фронтально обучаем. Наши педагоги продемонстрируют, как сделать урок современным.
У наших преподавателей и учеников будет возможность общаться с молодой педагогической элитой! Это такой профессиональный драйв. Будет культурная программа – сначала экскурсия по Казани, а вечером наши участники изъявили желание посетить национальный театр им. Камала. Это позволит понять ментальность нашего народа. И, конечно, на второй день гостей ждут в школе будущего – в полилингвальной школе «Адымнар», в которой много традиций.
«Вишенкой на торте» станет деловой завтрак – это традиционный формат, когда утром до начала уроков ученики встречаются с известными политиками, спортсменами, деятелями культуры и в неформальной обстановке задают свои вопросы и развивают коммуникационные навыки. В этот раз финалисты проекта, которые приедут в наш лицей № 146, будут встречаться не с детьми, а с нашими педагогами, смогут пообщаться друг с другом на профессиональные темы. Для меня это – работа с кадровым потенциалом нашего лицея.
 
Сюмбель Таишева
Фотографии автора

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ