Логотип Магариф уку
Цитата:

Василя Сафиуллина о просветителях XIX века и современных учителях

Каждый год находится хороший повод, чтобы приехать в Агрыз и встретиться с руководителем управления образования Василей Сафиуллиной. Ни каждый район может похвастаться таким молодым и в то же время оп...

Каждый год находится хороший повод, чтобы приехать в Агрыз и встретиться с руководителем управления образования Василей Сафиуллиной. Ни каждый район может похвастаться таким молодым и в то же время опытным начальником, а ведь она более двадцати лет держит в своих женских руках систему образования района. Честно признаюсь, каждый раз я удивляюсь не только тем проектам, которые она реализует при поддержке руководства района и Минобра, но и тому, как она, как истинный патриот, не дает своего согласия на заманчивые предложения из Казани или из Набережных Челнов. «Кто, если не я?» – отвечает она на мой вопрос. Хотя, на мой взгляд, именно на новой должности она могла бы сделать больше для своей второй родины. Ее малая родина –Пестрецы вблизи Казани.

Василя Гарафутдиновна, мы с Вами вчера попрощались в девять часов вечера после круглого стола с методистами управления образования, а Вы уже с семи утра вновь на ногах. Сегодня тоже был насыщенный день: посещение двух детсадов и школы, встреча с главой района. Думаю, для семейной женщины нелегко выдержать такой ритм жизни. Каждая заведующая детсадом достойна восхищения, настолько стильно они одеты, прекрасно выглядят, а их разговор на чистейшем литературном языке выше всех похвал.
– Мне кажется, это – результат конкуренции. Постараюсь разъяснить свою позицию. В этом году в Агрызе впервые прошел зональный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года» в детском садике «Бәләкәч». К нам съехались педагоги из Менделеевска, Мензелинска, Тукаевского района. Нам с Вами понятно, что каждая хозяйка встречает гостей в новой оригинальной одежде. Так было у татар испокон веков. Основной задачей нашего мероприятия являются выявление и поддержка талантливых педагогов, которые реализуют программы дошкольного образования. Вы увидели выступления наших воспитанников в национальных костюмах народов, проживающих в нашем районе. Специально для этого события они выучили и исполнили песню «Мой Агрыз».
Агрызский район многонационален. Что очень важно для меня, как педагога, я никогда не замечала деления населения на народности, тем более – противостояния.
Многие дети и их родители говорят на нескольких языках. Возможно, это обстоятельство является желанием детей овладеть вторым государственным языком республики – татарским, наряду с русским. Оно проявляется с младенческого возраста, то есть уже в стенах детского садика. Вся стратегия развития дошкольного воспитания у нас построена с учетом национальных традиций и нацелена на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание будущего поколения.
Приоритетным среди всех направлений выделяется патриотическое воспитание: любовь к своей малой родине, родному языку, народным традициям и, самое главное – к Отечеству. Именно на это нацелено Юнармейское движение.
Данная работа строится с учетом преемственности. Вы видели не только выступления учеников школы № 2, но и детворы из детсада № 5. В ходе конкурса «Воспитатель года» опыт совместной работы детского сада и школы был показан нашим коллегам из Удмуртской республики и соседних районов Республики Татарстан.
В 2021/2022 учебном году выпуск из 11-х классов составил 100 человек. Аттестат об образовании получили 97 выпускников. Количество медалистов – 16 человек, что составляет 16,5 % от общего числа, 16 учеников награждены медалями «За особые успехи в учении».
– Вы начали подготовку к столетию создания Управления образования, появившегося в 1927 году. Так уж принято у нас, каждая круглая дата является толчком для увеличения отдачи в своей отрасли. Довольны ли вы результатами, которые демонстрируют ваши ученики и их педагоги?
– В республиканской системе образования наш район находится не на плохом счету. В образовательных учреждениях стабильный, инициативный, слаженный коллектив педагогов в количестве 367 человек. Они осуществляют воспитательную работу почти четырех тысяч обучающихся.
По таким предметам, как русский язык, математика, марийский, удмуртский языки, мы находимся в лидирующих позициях. В 2020/2021 учебном году наши ученики обрадовали нас хорошими показателями по ЕГЭ. Если взять конкретно, то средний балл по русскому языку составляет 76,2 (по республике – 74,92), по математике – 60,4 (61,99), по предмету по выбору – 65,66. Считаю хорошими результаты по высокобалльникам, доля которых составляет 55,67 процентов, то есть больше половины всех выпускников.
Успех педагогического коллектива обеспечивается не только высоким уровнем подготовленности учителей. Учителей мотивируют разные формы поощрения республиканской системы образования, которые появились в последние пять – семь лет. Недавно приличное вознаграждение получили пять педагогов. В рамках Года родных языков и народного единства в 2021 году мы выиграли несколько грантов по полмиллиона рублей по национальному образованию. Это – Иж-Бобьинская СОШ, Сарсак-Омгинский лицей, детский сад № 6 г. Агрыз, «Радуга талантов» и за поддержку учителей татарского языка и литературы по подготовке призеров и победителей республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе и международной олимпиады. Не только я, но и многие коллеги из других районов форму грантов считаем существенной мерой по стимулированию усилий наставников. Конечно, хотелось бы, чтобы она охватила разные направления, разные категории педагогов и воспитателей.
– Ваша любимая героиня, о которой Вы часто упоминаете в разговорах, просветитель-педагог Мухлиса Буби на память своим потомкам оставила такое напутствие: «Одна из ключевых задач татарской женщины – сохранение религиозности, а вторая – сохранение языка». Как вы следуете этой заповеди?
– Для нас, организаторов учебного и воспитательного процесса в школах и в учреждениях дополнительного образования, основным показателем в этой очень важной сфере подготовки молодого поколения является активность учащихся в различных конкурсах и олимпиадах. Классные руководители, совместно с предметниками, формируют «золотой фонд нации» из числа детей, интересующихся литературой, историей, традициями своего народа. Именно они становятся победителями в различных конкурсах и олимпиадах по татарскому языку и литературе. В этой части, громко могу заявить, что мы занимаем лидирующие позиции по олимпиадам, которые нацелены на усиление интереса детей к своим истокам. В прошлом году гран-при восьмой международной олимпиады по татарскому языку выиграла наша ученица Гульназ Мукминова из Исенбаевской школы. Выпускник 11 класса Никита Филиппов из школы № 4 дважды принял участие во Всероссийском конкурсе среди старшеклассников Приволжского федерального округа. Этот конкурс, называющийся «Большая перемена», проходит под эгидой Президента России Владимира Путина и является одним из успешных проектов платформы «Россия – страна возможностей». Наш представитель, как победитель, в первый год получил вознаграждение в сумме 200 тысяч рублей, во второй год участия один миллион наряду с пятью участниками – миллионерами в России. По результатам ЕГЭ для дальнейшего обучения он выбрал факультет «Муниципальное управление» в одном из московских вузов. Педагогическое сообщество очень надеется, что он после получения высшего образования вернется в родной Агрыз. Еще один наш ученик – Нурислам Абдуллин из Терсинской школы стал победителем в номинации «Лидер года-21». Мы ими очень гордимся и надеемся, что количество таких образованных учеников увеличится. Они являются маяком успеха для своих сверстников.

Естественно, успехи отдельных учеников на республиканском уровне являются следствием высокого уровня преподавания татарского языка в наших школах. Подготовка к этому начинается с детских садов. Однако в городе нет татарских классов, все они в сельских школах. Охват детей-татар обучением и воспитанием на родном языке по району составляет 35 %, это означает, что каждый третий ученик получает образование на татарском языке. В районе нет полилингвальной школы, однако это не является причиной для того, чтобы отставать в изучении языков. Для того чтобы вызвать интерес к языкам, наши учителя-языковеды выбрали очень интересный метод: сопоставительное изучение грамматик татарского и английского языков.
Думаю, победе наших питомцев в конкурсах и олимпиадах по татарскому языку способствуют активные занятия в разных номинациях районного творческого конкурса «Көмеш каләм». Этот проект обогащает знания в лингвистике, филологии, развивает интерес к родному языку. В этом году он пройдет в 19-й раз. В его работе ежегодно принимают участие именитые писатели и поэты из Набережных Челнов и Удмуртии. В этом году мы ждем в гости главного редактора Татарского книжного издательства, лауреата Республиканской премии имени Мусы Джалиля, поэта Ленара Шаеха. Еще один проект, который с нетерпением ждут наши дети, это конкурс «Илхам». На основе нашей деятельности в этом направлении Институт развития образования РТ готовит методические разработки.
В этом году на базе города через допобразование создали кружки по изучению марийского и удмуртского языков. Их ведут учителя – представители этих национальностей. У нас действует совместная программа по изучению родных языков с Малопургинским районом Удмуртии. В наших марийских и удмурт-
ских школах проходят открытые уроки для педагогов из Мари Эл и Удмуртии.
– Какая проблема, непосредственно связанная с образованием, волнует вас больше всего?
– Впереди нас ждут торжества по случаю 100-летия системы образования Агрызского района. В соцсетях прошла акция «Помните ли вы своих учителей?». Не открою секрета, если скажу, что результат во всем зависит от кадров. В наших образовательных учреждениях работает 1109 человек, из них педагогов – 553. Пока еще у нас сильная когорта учителей. Однако у нас, как и во многих районах Татарстана, общая проблема – это нехватка учителей точных наук. Наши лучшие педагоги уехали в Набережные Челны, где открылась полилингвальная гимназия «Адымнар». Понятное дело, что в большом молодежном городе намного больше возможностей и для развития, и для развлечений. В этом году мы пошли на вынужденные меры. Пригласили к себе двух студентов пятого курса из Елабужского филиала КГФУ. Кроме зарплаты, они получают стипендиальную поддержку. В наших планах – возобновление педагогических классов. Нынешняя ситуация с педагогическими кадрами в большинстве школах доказывает, что популяризация профессии педагога невозможна без повышения заработной платы.
Сегодня наши школы не могут найти кадров по естественно-точному направлению, поскольку высокие зарплаты в железнодорожной системе «оттягивают» лучших специалистов. К примеру, учителя по информатике становятся программистами на предприятиях. Мы боимся того, что через два года останемся без учителей этого профиля. Если посмотреть возрастной состав педагогов, опять же приходим к выводу: в отрасль необходимо привлекать молодых. Сегодня средний возраст педагогических работников – 44,7 года, а доля педагогов пенсионного возраста составляет 13 процентов.
Город Агрыз начал расширяться в сторону села Иж-Бобья. В районе, когда я двадцать лет назад только приступила на работу, было
75 школ. Сейчас их количество сократилось до двадцати. Все они обеспечены компьютерной техникой, однако несомненно есть большая потребность в открытии нового учебного учреждения со своей специализацией.
Скажу об общей для всей страны демографической ситуации: у нас, как и во многих районах, низкая рождаемость. В результате мы вынуждены закрывать некоторые общеобразовательные учреждения. Если раньше в среднем наполняемость в классах составляла 27-28 учеников, то сегодня численность детей в одном классе 25 учащихся. Уменьшается и количество детей в детских дошкольных учреждениях.
Мы сторонники того, чтобы в селах были собственные школы и детей не приходилось возить за десятки километров в другие населенные пункты. Во-первых, это рабочие места для женщин, которые работают учителями, поварами, библиотекарями. Во-вторых, деревни без детсадов и школ постепенно умирают. Для того, чтобы не допустить закрытия школ, мы их реорганизуем в статусе филиалов Агрызских среднеобразовательных школ. Детей возим на школьных автобусах. К началу этого учебного года дополнительно были выделены пять школьных автобусов из бюджета Российской Федерации и Республики Татарстан.
6 школ с татарским языком обучения, в которых обучается 289 детей (в прошлом учебном году – 6, в которых обучалось 298 детей).
2 школы с удмуртским компонентом содержания образования, в них обучается 212 детей (охват – 29,5 %).
3 школы с марийским компонентом содержания образования, в них обучается 181 детей (охват –  68 %).
Количество учителей родных языков 90. Из них: родного русского языка – 46, татарского языка 38, удмуртского языка 3, марийского языка 3.
– Сегодня на встрече с главой Агрызского района Азатом Валеевым был поднят вопрос о необходимости перестроить профориентационную работу со старшеклассниками, чтобы удержать их в районе.
– Мы очень хотим, чтобы наши олимпиадники получили высшее образование в известных и престижных вузах, но еще больше желаем, чтобы они вернулись обратно в Агрыз. Кто-то из родителей к их приезду строит дом. Кто-то из потенциальных работодателей готовит новые вакансии. Самое главное, что мы можем сделать сегодня, так это –продемонстрировать возможности экономического и социального развития района, которые с каждым годом все больше расширяются.
В прошлом году по инициативе нашего главы в селе Терси провели мероприятие совместно с известными молодыми бизнесменами, которые показательно работают на селе. Перед учениками выступал потомственный пчеловод Владимир Гончаров. Он привел собственный пример, как успешно можно делать деньги на селе. Самый вкусный и экологически чистый мед – это в Агрызском районе. По итогам встречи был проведен небольшой опрос: хотят ли наши учащиеся заниматься молодежным предпринимательством. Нас радует, что современная молодежь очень креативна и готова попробовать свои силы в разных направлениях. Как говорит Азат Рустемович, сегодня есть возможность развивать электронную коммерцию, с которой старшее поколение испытывает сложности. У современных детей иное мышление, они все схватывают на лету и очень хорошо ладят с цифровыми платформами.
Стратегия развития молодежной политики является одной из основных направлений новой команды администрации под руководством главы Азата Валеева. В ее рамках поставлена задача развивать молодежное предпринимательство. Сегодня, как это было в Европе несколько десятилетий назад, наблюдается тенденция, когда люди выбирают жизнь в небольших городах и селах, расположенных на просторных территориях, вместо каменных джунглей. На совещаниях нам неоднократно говорят о том, что руководители должны помочь молодым войти в предпринимательскую среду, получить льготный займ, гранты по программам. Район готовит заявки на развитие внутреннего туризма в рамках деятельности Федерального агентства по туризму РФ, которое ежегодно проводит конкурсы. В республике также существует достаточное количество грантов для поддержки села и развития молодежных проектов.
– По итогам одной из наших публикаций в журнале «Магариф» после посещения деревни Кулегаш, наш Президент Рустам Минниханов выделил финансирование в сумме 46 миллионов на строительство детсада и начальной школы. Тогда местная школа поразила нас тем, как они в стесненных условиях готовят победителей различных соревнований и чемпионатов России по лыжным гонкам. Какие еще произошли изменения в области спорта?
– Не без гордости можно сказать, что сегодня у нас в Агрызе созданы все условия для занятий спортом: функционируют ледовый дворец, бассейн, есть свой крытый ледовый манеж. Все мы, в первую очередь руководитель района, делаем ставку на спорт. Наше единое мнение: если ребенок с младших лет занимается в спортивной секции, то у него не остается времени для приобретения на улице или в интернете пагубных привычек. Генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев, как вице-президент Федерации спорта по лыжным гонкам России и президент Федерации лыжных гонок РТ, подарил нам две освещенные лыжные трассы. Одна из них теперь находится в упомянутом Вами Кулегаше. Федерация также помогла нам привести в порядок школьную лыжную базу. Вы знаете, что марийцы демонстрируют высокие показатели в этом виде спорта. Сегодня Удмуртия и Республика Коми являются донорами в воспитании чемпионов по лыжным гонкам. Надеемся, что в скором времени в этот список войдет и Агрызский район Татарстана.
С этой целью мы пригласили на работу одного из известных тренеров по лыжному спорту Сергея Васильевича Чечегова, который, первый раз ознакомившись с положением дел, нам откровенно сказал, что уровень развития лыжного спорта у нас нулевой. Однако уже есть первые обнадеживающие результаты. На соревнованиях в Зеленодольском районе наши лыжники заняли второе место. По итогам 2021 года мы были на 16-й позиции, а в этом году у нас в планах войти в тройку сильнейших среди сельских районов. Впервые провели межрегиональные соревнования, на которые приехала дважды чемпионка мира, дважды чемпионка Олимпийских игр по лыжным гонкам Тамара Ивановна Тихонова. Легенда спорта сама награждала наших юных спортсменов. Поскольку это были межрегиональные соревнования, основной призовой фонд забрали спортсмены из соседней Удмуртии. Для того, чтобы поднять боевой дух и настроение наших детей, мы вскоре проведем Кубок на призы главы района со всеми атрибутами, включая медалей. Уже определено, в нем будут участвовать 66 детей в 11 номинациях в зависимости от возрастной категории. Раньше в Агрызе пустовали подвальные помещения многоквартирных домов. Благодаря помощи Ильшата Фардиева нам удалось обустроить их под мини-фитнес-клубы: там дети тренируются на велотренажерах и занимаются на беговых дорожках.
Не только в Казани, в Челнах и других городах, но и в Агрызе дети с удовольствием занимаются картингом. Этот вид спорта развивает получатель гранта – коллектив Дома детского творчества «Радуга талантов» под руководством Валентины Валерьевны Федоровой, который заявился с проектом «Картинг собирает друзей» на грант Кабинета Министров РТ и выиграл свыше 480 тысяч рублей.
– Когда я проезжаю мимо ваших старинных сел, особенно села Иж-Бобья, хочется не просто прогуляться и осмотреть сохранившиеся каменные постройки, но поучаствовать в возрождении этого знаменитого на весь тюркский мир просветительского центра конца XIX и начала XX веков.
– В прошлом году возродили историческое здание Дом-музей купца М. Ахметжанова, благодаря чему Иж-Бубинский музей теперь составляет целый комплекс. Мы испытываем особую гордость, когда приглашаем сюда гостей и привозим детей на экскурсии. Это один из тех редких случаев, когда проект не остался на макете. Результатом осуществления мечты не только агрызцев, но и многих ученых-историков, лингвистов республики, сегодня могут насладиться как местное население, так и приезжие. При строительстве нового здания, которое когда-то было целиком разрушено в поисках золота в его стенах, были учтены национальные традиции строительства деревянных домов прошлого столетия. Здание было воссоздано нашими строителями по фотографиям дома XIX века. Напротив, сохранились каменные склады, которые в будущем также будут задействованы.
Когда подбирали экспонаты, то местные жители приносили в музей чудом уцелевшие вещи и документы. Кто-то действительно нашел элементы женских украшений в земле, вероятно, во время строительства. Чудом сохранились родные плитки камина с оригинальным клеймом. Благодаря современным технологиям заново удалось воссоздать недостающие плитки. Кто-то принес женский головной убор – калфаки и домашнюю утварь того времени. Спасибо нашим жителям за их внимание к истории края и за их желание внести лепту в этот грандиозный проект!
Каждый год мы проводим конкурс «Иж-Буби укулары», в рамках которого учителя показывают свои новые дидактические материалы по окружающему миру и по русскому и татарскому языкам, связанные с историей медресе. Фишка в том, что в процессе решения поставленной задачи, педагог вместе со своими учениками изучает историю просветительства.
Была еще у нас одна личность, у которого история жизни и борьбы связана с Агрызом. Возможно, вы, проезжая по улице Азина, вспомнили, что и в Казани есть микрорайон с таким названием. Однако мало кто знает, что Владимир Мартинович Азин, латыш по происхождению (настоящее имя Вольдемар Мартинович Азиньш), является героем Гражданской войны, командиром батальона 19-го Уральского полка, а потом уже – 2-й сводной дивизии.[1] Из архивных документов известно, что в мае 1919 года Красная Армия перешла в наступление по Сарапульскому направлению, и главный удар по частям белой армии нанесла 28-я дивизия под командованием Азина. В ходе наступления она взяла под свою защиту города Сарапул, Агрыз и Елабугу. Когда Владимира Азина казнили после пленения, ему было всего 25 лет. В честь его храбрости в центре нашего города поставлен памятник, и одна из главных улиц города названа его именем. Нам надо подумать об организации совместной работы учителей-историков с сотрудниками местного военкомата об исследовательских мероприятиях по изучению военных дорог дивизии под руководством этого легендарного командира времен Гражданской войны.
– Да, это дало бы возможность учителям-историкам поучаствовать в совместном конкурсе журнала «Магариф» с Институтом истории им. Ш. Марджани.
– Это – хорошее предложение. В соседней Елабуге имеется множество исторических музеев – Музей-усадьба Н.А. Дуровой, Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева, Дом-музей И.И. Шишкина и другие – как их любят называть, музеи купеческой эпохи. Они стали притягательными для гостей со всей России. Исторические памятники семьи просветителей Иж-Буби должен стать своего рода образовательным центром для просветителей со всей нашей страны и зарубежья. Мы тоже хотели бы присоединиться к Елабуге со своим музейным комплексом просветителей тех времен – братьев и сестры Буби, поскольку у нас одна водная дорога – Кама.
Сюмбель Таишева
Фотографии автора
 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ