Вклад Карамзина и Акчуриных в библиотечный фонд Симбирска
Если вы хотите съездить с семьей на пару дней на экскурсию, то непременно советуем посетить Ульяновск, который с 2015 года является единственным городом литературы ЮНЕСКО в России.Происхождение Синбир...
Происхождение Синбирска
Сам город, который в разные исторические периоды имел разные названия, был основан как крепость Синбирск с 1648-го по 1780-е годы, затем Симбирск с 1780-го по 1924-е годы – располагается в прекрасном месте на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги и Свияги.
Меня заинтересовало первоначальное название, и я открыла энциклопедию. Оказывается, здесь, на левом берегу Волги, находилось Синбирское городище, построенное булгарским князем Синбиром времен Золотой Орды и Казанского ханства между селами Крестово-Городище и Кайбелы.
Если капнуть еще дальше в историю, то, оказывается, село Кайбелы в Чердаклинском районе Ульяновской области РСФСР существовало до 1956 года и было затоплено, как многие татарские села и деревни, после строительства Куйбышевского водохранилища, которое привело к подъему воды в Волге. Появление села связывали со служивым татарином Кайбуллой Карамышевым, чье имя упоминается в писцовых книгах Казанского уезда Ивана Болтина за 1603 год. По этим данным, он проживал в татарской деревне под названием Исенгили. В тот период заселение новых земель происходило за счет насильственного изъятия поместий казанской знати. Эти земли в период Казанского ханства были в собственности Мамаш-султана[1], сына Касым хана, а затем они перешли к Кайбулле Карамышеву.
Когда окольничьему (придворному, приближенному к царю) Богдану Хитрово, согласно Указу русского царя Алексея Михайловича, в 1648 году было дано поручение построить крепость Синбирск для защиты восточных границ Русского государства от набега кочевых племен, эти земли были переданы Костромскому Богоявленскому монастырю[2]. Согласно историческим сведениям, Кайбулла Карамышев «многожды бил челом в Казань о возвращении ему этой пустоши, но безрезультатно». Так название села стало повторять на русский лад татарское имя Кайбулла как Кайбелы. Можно не сомневаться в хитрости того, кто дал это название селу, поскольку этимология топонима «Кайбелы» с тюркского языка означает «проигравший». В 1796 году село, которое территориально находилось в Заволжском районе, вошло в Симбирскую губернию. Из интересных фактов – в 1851 году около села Кайбелы рыбаки нашли на берегу Волги золотую цепь с бляхой, которая была подарена императору Николаю I. Он приказал хранить ценную находку в Московской оружейной палате.
Второе село, Крестово-Городище, было построено на развалинах старого мусульманского городища, которое не пережило жестокие бои и было разрушено. По четырем сторонам от городища оно имело своеобразную защиту в виде крестов. Вторая версия: появление приставки «Крестовое» связано с двумя пересекающимися протоками – Застенная и Кайбелина воложки, рукавами Волги. Спустя столетия в период Крымской войны из мужчин, проживавших в селе, был создан «Стрелковый полк императорской фамилии», а в Первую мировую войну еще более ста человек отправились воевать. Сегодня в селе есть средняя школа, Детский дом «Алые паруса», магазины и другие объекты.
В ходе административной реформы Екатерины II в 1780 году Симбирск стал главным городом Симбирского наместничества. Спустя шестнадцать лет оно было преобразовано в Симбирскую губернию. Нам этот город известен под названием Ульяновск, который был переименован в 1924 году в честь великого вождя, уроженца города Владимира Ленина. Современная молодежь может не знать, что его настоящей фамилией является Ульянов. Его жизнь очень тесно связана с Казанью и Казанским государственным университетом. С историей Ульяновска, в свою очередь, тесно связана жизнь именитых татар и дворян, имеющих татарские истоки.
Куда сходить с детьми в Ульяновске?
В этот приезд мы посетили школу № 28, где ученики изучают татарский язык, а также Дом-музей им. В.И. Ленина, Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска», Музей «Симбирская фотография». Детям и подросткам особенно понравится крупнейший в нашей стране отраслевой Музей истории гражданской авиации. Несмотря на то, что придется потратить почти час – он располагается рядом с аэропортом Ульяновск-Центральный. На летном поле можно получить незабываемые впечатления, побыть в кабине отслужившего самолета и прочитать полезную информацию об экспонатах, иллюстрирующих историю авиации со времен гражданской войны до наших дней, в четырех залах.
Карамзинская библиотека

Если хотите прогуляться по центральной набережной, насладиться архитектурой старинных зданий, рекомендуем вам сходить в Карамзинскую общественную библиотеку, которая находится в одноименном переулке Карамзина в Ленинском районе города. Нам экскурсию провела сотрудница библиотеки – заведующая отделом редких рукописей Людмила Ивашкина. Она рассказала удивительную историю ее создания и появления фондов книг, некогда принадлежащих симбирской элите.
Первая публичная библиотека в Симбирске открылась в 1848 году. Ее создание было связано с именем известного писателя и историка Николая Карамзина. Он известен как автор 12-ти томной «Истории государства Российского», прозаических произведений, таких как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника», и как редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».
Считается, что этимология фамилии Карамза – Карамурза достаточно прозрачна. По одной из версий, фамилия Карамзин ведет свое происхождение от татарского мурзы по имени Кара Мурза. С тюркского слово «кара» означает «черный», а «мурза» — это «господин, князь». В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карамзин. В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского записаны: «Василий Карпович Карамзин в 1534 году под Костромой, Фёдор Карамзин в 1600 году в Нижегородском уезде». Карамзины были переведены в дворяне в 1606 году. Мне приходилось сталкиваться и с другой трактовкой, когда в тюркском языке «кара» означает «коренной, истинный, подлинный». Тогда трактование Карамурза будет как «истинный мурза», что мне больше импонирует.
В честь знаменитого земляка, по просьбе дворян, библиотека стала называться «Карамзинской». В личное собрание книг Николая Михайловича вошли рукописи и издания, которые он читал и использовал при создании своего труда «История государства Российского». Карамзинская библиотека была на особом счету у членов царской семьи Романовых. От их имени в 1866 году были присланы более 400 томов от Цесаревича Александра Александровича, будущего царя Александра III. Это были дублеты, выбранные при соединении его библиотеки с библиотекой покойного старшего брата, наследника престола Николая Александровича. Нам показали одну огромную по размерам книгу, которую бережно перелистывают два человека.
Вначале библиотека занимала три комнаты в левом крыле здания Дворянского собрания, которое сегодня является памятником архитектуры федерального значения. До 1917 года Дворец Книги назывался Карамзинской общественной библиотекой, а спустя год она была объединена с Народной библиотекой имени Ивана Александровича Гончарова, основанной в 1893 году, в одну городскую центральную библиотеку.
В момент основания библиотеки книги были очень дорогими, их приобретать и читать могли позволить лишь очень состоятельные люди. Основу книжных фондов Карамзинской библиотеки составили 2325 томов личной библиотеки русского поэта эпохи романтизма, одного из ярких представителей золотого века русской поэзии Николая Михайловича Языкова. Они были переданы после смерти поэта его братьями – Петром и Александром, которые сами принимали активное участие в учреждении библиотеки.
Мы ходили по библиотеке как по настоящему музею – практически все экспонаты прошлых столетий. Стены украшены подлинниками портретов выдающихся людей своей эпохи. Особенно впечатляет еще один зал, в котором находится огромный стол, окруженный громадными деревянными стульями. Наш экскурсовод рассказала, что управление библиотекой осуществлялось комитетом, который избирался на ежегодных торжественных актах 1 декабря, в день рождения Николая Карамзина.
Комитет состоял из 12 членов и решал все вопросы, связанные с комплектованием фондов, хозяйственной и финансовой деятельностью, а также с интересами читателей. Первым председателем комитета библиотеки стал Петр Михайлович Языков.
По словам нашего экскурсовода, библиотека утверждалась за счет пожертвований от дворян и прочих сословий. У ее основателей было намерение сохранить древние рукописи и книги, которые были рассеяны по территории губернии, и предоставить горожанам возможность читать книги и получить самообразование. Среди читателей библиотеки, по словам Людмилы Юрьевны, которая является заслуженным работником культуры Российской Федерации, были люди разных сословий. Это – дворяне и купцы, учителя и чиновники, крестьяне и военные, духовенство и адвокаты. Пользование библиотекой было бесплатным, но те, кто хотел взять книги почитать домой, должны были оставить пятирублевый залог – огромная по тем временам сумма.
К великой скорби, во время пожара 1864 года в Симбирске была уничтожена две трети города, а вместе с ней книжные фонды Карамзинской библиотеки. К тому моменту в ней насчитывалось более тысячи рукописей и документов. Остались только те книги, порядка сотни, которые были на руках у читателей. С этого момента заново начинается формирование фондов. Сейчас все книги в отделе редких рукописей хранятся в массивных деревянных шкафах, которые были созданы специально для библиотеки.
Особое внимание посетителей библиотеки привлекал музыкальный отдел, открытый в 1870 году. И мы хотели заглянуть в шкаф, в котором хранятся ноты и музыкальные книги, но он, как и все другие, был закрыт на ключ. Недавно, как нам рассказали, были гости-музыканты из Москвы, которые приехали специально по профессиональной линии. Они, к своему удивлению, нашли ранее неизвестные ноты.
Сегодня трудно представить масштаб фондов. Время расцвета Карамзинской библиотеки пришлось на 1870–1880 годы, когда библиотека обладала 13-тысячным книжным фондом. Часть книг была на французском, английском и других языках.
Книжные фонды Ибрагима Акчурина
На центральных улицах Ульяновска до сих пор сохранились здания, некогда принадлежавшие многочисленному роду татарских купцов и промышленников Акчуриным, владельцев «Торгово-промышленного товарищества Т.Акчурина», «Товарищества Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры», «Торгово-промышленного товарищества Тимербулата Акчурина» и других предприятий. Они были известны как крупнейшие изготовители сукна для российской армии, а также как благотворители. Обо всех Акчуриных невозможно рассказать – можно написать кандидатскую. Лишь вкратце вспомним о тех представителях этой династии, которые имели богатые личные библиотеки.

Самые ценные книги, а также рукописи на пергаменте содержались в библиотеке прославленного мецената и музейщика Хасана Акчурина (1866–1916). Как написал Ризаэтдин Фахретдин, «Хасан Акчурин богат книгами, в особенности рукописями и мусульманскими произведениями, изданными в Европе»[3].
Во время предыдущей поездки в село Старотимошкино Барышинского района (тат. «Зия башы», дословно «исток реки Зия») – столицу суконной империи Акчуриных – мы познакомились с их бывшим имением (к сожалению, в 2019 году один двухэтажный особняк целиком сгорел или, возможно, был умышленно подожжен). Насколько Акчурины были прогрессивны, говорит тот факт, что здесь, опередив свое время на десять лет, в 1887 году, впервые в Симбирской губернии, раньше, чем в столице, появились телефон и собственная электростанция.
Огромную библиотеку имел потомственный почетный гражданин, владелец одной из суконных фабрик в Старое Тимошкино Якуб Сулейманович Акчурин (1854–1903) Он владел жилым домом в Симбирске по Покровскому переулку, занимался благотворительностью и открыл в Старое Тимошкино столовую для 55 детей, которые голодали. На его средства построены две мечети в селе Калда. Акчурины помогали нуждающимся, жертвам военных кампаний. В конце жизни он был избран пожизненным действительным членом известного Санкт-Петербургского мусульманского благотворительного общества.
Тогда, во время обхода территорий, нам рассказывали, что в гостях у фабрикантов в Гурьевке был великий Габдулла Тукай, который любил читать книги из библиотеки Акчуриных. Как пишет в своей научной статье Н.И. Таиров, «Идея сбора книг рукописей, создания библиотеки могла возникнуть у Х. Акчурина под влиянием очень богатого собрания книг известного религиозного деятеля России Зайнуллы Расулева из Троицка… Культ книги, культура обращения с печатными и рукописными изданиями воспитывалась в учебных заведениях, финансируемых татарскими предпринимателями». После Октябрьской революции эти книги стали достоянием рабочих и служащих фабрики. Однако куда они делись потом, до сих пор неизвестно. Библиотеки имелись у детей Тимербулата Акчурина.
Получивший образование сначала в мусульманском учебном заведении, а затем в Симбирском кадетском корпусе Ибрагим Курамшевич Акчурин (1859–1930 или 1933) владел несколькими языками, всю жизнь занимался самообразованием. Он на свои средства содержал мектебе, медресе и выделял средства на издание книг и выпуск периодических изданий.
Акчурины по праву являлись самыми выдающимися гражданами Симбирска. Ибрагим Акчурин принимал активное участие в национальном движении татарского народа, участвовал в нескольких съездах партии «Иттифак аль-муслимин».
Как многие представители купеческой династии, Ибрагим Курамшевич имел огромную библиотеку, которая размещалась в его доме в Симбирске по ул. Мартынова. Ее собирали представители династии нескольких поколений, книги привозили из Москвы, Санкт-Петербурга, из зарубежных поездок несколько поколений. По предположениям, она могла насчитывать около 400 тысяч книг. Об этом известно из воспоминаний современников. Библиотека занимала половину огромного одноэтажного дома. В нее входили художественная литература, книги по мировым религиям, по истории мусульманского Востока, трактаты и учебники по медицине, общественно-политические и научно-популярные издания на французском, немецком, арабском, турецком, персидском, уйгурском, татарском и русском языках.
Все книги были с именной печатью на переплете или первой странице. У Ибрагима Акчурина экслибрис был двух видов. На титульных листах можно и сегодня увидеть шрифтовой экслибрис «Ибрагимъ Курамшевичъ Акчуринъ» в виде оттиска с каучукового штемпеля чернилами. На книгах в полукожаных переплетах встречается суперэкслибрис «Акчурина» и «И.Акчурина» в виде тиснения в нижней части корешков, а на некоторых есть штемпель арабской вязью «Мхаммәдхәсән бин Тимур Булат Акчурин».
Богатую библиотеку имел известный политик и ученый Юсуф Акчура, который после своего однодневного заключения в казанской тюрьме в 1906 году планировал собрать деньги и создать библиотеку для заключенных и открыть для них школу.
В первые годы советской власти большинство книг из личных библиотек дворян и купцов Родионовых, Ознобишиных, Акчуриных были изъяты, уничтожены или реквизированы и были переданы в губернское книгохранилище. Пожар не пощадил библиотеку Акчуриных в 1864 году, советская власть почти уничтожила все книги на арабской графике, которых отождествляли с религией, в 20-30-е годы. Так, оставшиеся издания из библиотеки интеллектуалов мусульманско-татарского общества дореволюционной России Акчуриных оказались в Ульяновской областной научной библиотеке.
Сюмбель ТАИШЕВА
Фотографии автора
[1] 5-й хан Казахского ханства, Момыш хан на казахском языке.
[2] В 1661 году игумену Костромского Богоявленского монастыря Герасиму выдана Ввозная грамота на земли по Волге. Это было подтверждено в Указе Петра I в 1708 году. Ульяновская – Симбирская энциклопедия: в 2 т. / ред. и сост. В. Н. Егоров. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000–2004.
[3] Рәми И. Әдәби сүзлек / Татарстан. 1992. № 5-6. Б. 150.
Комментарийлар