Дистанционное образование как одна из форм современной технологии обучения в средней школе
(Мастер-класс для учителей английского языка) Надежда ПРАСЛОВА, учитель английского языка высшей квалификационной категории Лаишевской основной общеобразовательной школы № 3 д. Старая Пристань
Цель: распространение собственного педагогического опыта и обмен мнениями между участниками мастер-класса.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес у участников мастер-класса.
2. Создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия между участниками мастер-класса.
3. Обсудить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение цели и задач мастер-класса.
Актуализация применения дистанционного обучения в школе.
Учитель-мастер. За последние годы возросла необходимость применения дистанционного обучения в школе. Школа учит, воспитывает, совершенствует, то есть готовит подрастающее поколение к современной и продуктивной жизни в обществе. Учитель представляет собой инструмент, при помощи которого осуществляется становление компетентной и конкурентно-способной личности. Достижение качественного результата обучения возможно при осуществлении грамотного воздействия школы и учителя с каждым обучающимся. Сегодня школа сталкивается с такими явлениями, как пандемия, природные катаклизмы, а также семейными обстоятельствами у обучающихся и т. д. В таких случаях невозможно обойтись без дистанционного обучения.
В своей работе в условиях дистанционного обучения я использую следующие образовательные платформы и сайты: https://resh.edu.ru/, https://videouroki.net/, https://uchi.ru/
Контроль знаний учащихся удобно проводить с помощью онлайн-тестов (например, на платформе https://onlinetestpad.com/ru) – https://onlinetestpad.com/ru/tests/english.
Один из самых доступных способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ, например:
Портал «Российская электронная школа» – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в соответствии с ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Педагоги нашей школы активно используют этот ресурс и вне карантина.
Образовательная платформа «Учи.ру» – лидер в сфере цифрового школьного образования. В период действия ограничений на проведение занятий в школе и необходимостью организовывать обучение дистанционно «Учи.ру» оперативно адаптировало продукты и сервисы, а также запустило спецпроекты в поддержку учителей и директоров школ, детей и их родителей. На «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы, много курсов для средней и старшей школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день, регламентированы нормами СанПиН. При ошибочном выполнении ученик получает еще задания, пока не научится выполнять его правильно. Возможности:
- Индивидуальный подход к каждому ученику (система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению.
- Обучение происходит в игровой форме.
- В наличии более 700 заданий по всем темам в начальной школе, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой.
- Отслеживание успехов каждого ученика или всего класса.
- Использование платформы на планшетах, компьютерах или интерактивной доске в классе.
- Формирование домашних заданий для всего класса или индивидуально для каждого ученика.
Моя любимая платформа https://learningapps
Это конструктор, позволяющий создавать интерактивные упражнения для активизации изученных слов по теме.
А сейчас давайте послушаем вас, уважаемые коллеги! Как вы осуществляете дистанционное обучение в школе и какие сайты и платформы при этом используете?
- Обмен опытом. Создание базы данных для использования сайтов и платформ участниками мастер-класса.
- Ресурсы для скачивания книг, пособий и пр.
https://englishtips.org/ большое количество книг, журналов, пособий, видео, дисков на английском языке, особенно полезны пособия для интерактивных досок.
https://www.twirpx.com/ можно найти практически все книги, программы, тесты, даже презентации, но требуются баллы, которые можно заработать, разместив свои материалы.
https://www.alleng.ru/ здесь можно скачать любой УМК (учебники, рабочие тетради, книги для учителя и т. д.).
- Ресурсы c Worksheets
https://busyteacher.org/ можно найти много полезного материала (игры, раздаточные материалы, презентации) и почитать актуальные статьи о преподавании.
https://en.islcollective.com/ самый популярный ресурс среди учителей английского языка. Огромный плюс данного сайта в том, что большинство материалов выложено в Word, что дает нам возможность вносить корректировки.
- Ресурсы использования на уроках
https://plickers.com/ проверка знаний учащихся с помощью сканирования карточек с ответами учащихся. Нужен компьютер с выходом в интернет и телефон для учителя.
https://detkahoot.com/ тестирование учащихся в игровой форме с помощью их телефонов. Самый популярный среди детей ресурс, им нравится соревновательный момент.
https://www.zipgrade.com/ быстро и просто провести мини-тесты с мгновенной проверкой. Максимальное количество вопросов в тесте – 100, есть еще карточки на 20 и 50 вопросов (посмотрите, как быстро проверить тесты с помощью ZipGrade).
http://www.agoogleaday.com/ интересный ресурс, подойдет детям, которые быстро делают задания, и у них остается свободное время. Сервис учит правильно искать информацию в интернете.
- Ресурсы в помощь учителю
https://www.pinterest.ru/ Кладезь идей! (посмотрите ТОП-5 примеров использования Printerest).
https://www.wordbooster.com/ можно вставить любой текст, выделить слова для отработки и получить готовый worksheet.
https://www.powtoon.com/ создание интерактивных презентаций.
- Практическая часть
Учитель-мастер. Я предлагаю вам разделиться на две группы и в течение 10 минут определить преимущества и недостатки дистанционного образования в школе.
Результаты работы:
1 группа «Преимущества дистанционного обучения»
- Дистанционное образование – единственный возможный способ обучения, позволивший продолжить учебный процесс в условиях длительного карантина. Ведь главный плюс дистанционного обучения – возможность пренебречь расстоянием между учителем и учеником.
- Учителя и ученики учатся чему-то новому. Чтобы создать качественный обучающий материал, учителю нужно научиться разбираться в разных приложениях и компьютерных программах, то есть повысить свой уровень в ИКТ. Не секрет, что многие учителя до дистанционного обучения недостаточно использовали все возможности компьютера и интернета.
- Создаем обучающий материал один раз, а использовать его в работе с детьми можно много раз.
- Используя готовые интересные материалы или онлайн-тесты, мы экономим время, не тратим его на дополнительную подготовку или проверку ученических работ.
- Делимся опытом с коллегами и используем опыт других педагогов: размещаем созданные материалы на собственном сайте или других сайтах в сети интернет.
- Обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
- Свобода и гибкость – учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
- Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
- Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
- Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
- Разработка программ – хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
- Творчество – комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
2 группа «Недостатки дистанционного обучения»
- Не все педагоги и ученики имеют необходимый уровень знаний и умений в области компьютерных технологий.
- Не все участники образовательного процесса имеют необходимое для дистанционного обучения техническое обеспечение (мощный компьютер, веб-камера, микрофон, высокоскоростной интернет и др.).
- Совершенно другой формат работы, которому нам необходимо еще учиться. Сложно перестроиться, не хватает живого общения.
- Не всегда получается правильно рассчитать время на освоение обучающимися материала урока (по разным причинам – проблемы с интернетом, волнение детей и др.)
- Подготовка обучающих материалов требует много времени. Короткий урок на 20-30 минут может создаваться несколько часов.
- Длительная работа за компьютером (подготовка к уроку, проведение занятий, проверка домашних заданий обучающихся) вредит здоровью (в первую очередь, страдает зрение).
- Иногда сложно оценить самостоятельность выполненной учеником работы (недобросовестные ученики могут воспользоваться помощью других лиц, информацией в интернет и др.).
- Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
- Платформа предоставляет малое количество бесплатных занятий.
V. Выводы. Подведение итогов.
Учитель-мастер. Использование дистанционных технологий, как для повышения уровня обученности учащихся, так и для саморазвития учителей, играет важную роль в системе непрерывного образования. Все сказанное и сделанное выше подытоживает то, что дистанционное обучение – это всесторонняя форма обучения, применяемая в большом спектре как традиционных, так и современных информационных технологий, посредством диалогового обмена информации. Эффективность дистанционного обучения связана с достижением тех образовательных и воспитательных целей, которые ставят перед школой современное общество и новые социально- экономические условия.
Благодарю за работу!
Комментарийлар