Логотип Магариф уку
Цитата:

Греки и критяне

Древнейшие государства на Крите. Урок истории в 5 классе

Цель урока: познакомить обучающихся с древнейшим периодом греческой истории.

Задачи урока

1) Дать представление обучающимся о географическом положении древнейших государств на Крите, о расцвете и гибели критской цивилизации, об отношениях между греками и критянами.

2) Продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом, выделять в тексте главное, содействовать развитию умения анализировать материал, формировать умение работать в группах, парах.

3) Продолжить формирование ценностного отношения к памятникам культуры Древнего мира.

Планируемые образовательные результаты

1) Предметные:

1.  Знание хронологии, работа с хронологией:

– называть даты расцвета и гибели критской цивилизации.

2.  Знание исторических фактов, работа с фактами:

– указывать (называть) местоположение о. Крит, Греции, обстоятельства, участников, результаты событий истории Критской цивилизации.

3.  Работа с исторической картой:

– находить и обозначать на исторической карте географические объекты (Балканский полуостров, о. Крит, о. Фера, Эгейское и Ионическое моря, древние города Афины и Кносс).

4.  Работа с историческими источниками:

– называть и различать основные типы исторических источников (устные, письменные, визуальные, вещественные);

– извлекать из устного источника («Миф о Тесее и Минотавре») исторические факты (имена, отношения между греками и критянами).

2) Метапредметные:

Познавательные:

– осуществлять поиск информации;

– самостоятельно делать выводы;

– выделять в тексте главное;

– работать с картой, подписывать названия географических объектов.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге, работать в группах, парах;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– планировать пути достижения целей;

– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Оборудование

Видеоролик «Миф о Тесее и Минотавре» c видео-хостинга «Youtube» ссылка: https://yandex.ru/video/preview/7491747037719032652

Видеоматериал (ЦОК, Мобильное электронное образование)

Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2020.

Учебник, § 24. Электронные ресурсы. Проектор, ноутбук, колонки, презентация, раздаточный материал (Приложения)

Основные

понятия

Миф «Нить Ариадны», световой колодец, лабиринт

Основные

даты

XV в. до н. э., 1400 г. до н. э.

Персоналии

Эгей, Тесей, Минос, Ариадна, Дедал

Тип урока

Урок открытия нового знания

Методы обучения

Системно-деятельностный, частично-поисковый, проблемный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, парная, индивидуальная

       

 

Ход урока

Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

1.Организационный момент

(1 мин.)

– Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Ирина Васильевна, и сегодня я буду

вашим проводником в загадочный мир истории.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Каждый раз, когда вы улыбаетесь, происходит

настоящее волшебство. Причем оно затрагивает не только вас, но и окружающих людей. Рада вас приветствовать, занимайте свои места.

Приветствуют учителя, занимают свои места, готовят

принадлежности, необходимые

для учебной деятельности.

2. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

(3 мин.)

– На предыдущих уроках вы познакомились с историей стран Древнего Востока.

Сегодня мы начинаем изучать страны, которые относятся к древним государствам Европы.

Работа в парах.

– Ребята, нам нужно определить тему урока. Для этого мы воспользуемся учебником (карта) стр. 115, контурной картой (карточка) и карточкой зеленого цвета.

– Работать будем в паре.

Прочитайте задание на карточке. (Приложение)

Если затрудняются сформулировать, можно еще раз прочитать тему урока, посмотреть карту.

– А сейчас попробуйте сформулировать одну общую цель нашего урока.

(познакомиться с древнейшими государствами на о. Крит).

Молодцы! Сегодня мы действительно отправимся в путешествие в древнейшие государства Крита.

Работают в парах, выполняют задание.  

Озвучивают результаты работы, высказывают предположения.

Записывают тему урока.

3. Открытие нового знания. (20 мин.)

– Представьте, что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далекое плавание (демонстрация финикийского торгового корабля).

Индивидуальная работа.

– Наша первая остановка в путешествии называется порт «Географический».

– Продолжаем работу по контурной карте (работа по карточке и по учебнику). – Внимательно посмотрите на карту.

– Я вам буду задавать вопросы, вы отвечаете и отмечаете на карте географические объекты.

– На каком полуострове располагалась Древняя Греция? Напишите.

– Как назывался крупнейший остров, расположенный рядом с Грецией? Напишите.

– Какие моря омывали Балканский полуостров и остров Крит? Напишите.

– Напишите названия древнейших городов, обозначенных на карте цифрами 3, 4.

– Молодцы, с географией мы познакомились и можем продолжить наше путешествие в следующий порт «Познавательный», он познакомит нас с самым большим островом, расположенным в Эгейском море.

Работа в парах. Смысловое чтение. Читательская грамотность.

– Работаем по карточке фиолетового цвета. Ваша задача – прочитать текст, обсудить в паре, ответить на предложенные вопросы, отметить ответы цифрой, соответствующей номеру вопроса. (3 мин.)

– Отличная работа.

Динамическая пауза.

– Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания – мифы. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический».

– Вспомним, что такое миф?

– Миф – это фантастическое сказание о богах и героях. (словарная работа)

– Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся.

– Групповая работа. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

– После просмотра видео вам необходимо объединиться в группы по 4 человека и ответить на вопросы. Поэтому сначала прочитайте их (карточка желтого цвета), подумайте, на что нужно обратить внимание во время просмотра видео. Обратите внимание, что вопросы распределены на две группы по уровню сложности. Вы можете сделать выбор. Также во время просмотра можно будет делать заметки в тетради. (просмотр видео, 6 мин.)

– Продолжаем работу в группе.

– Подумайте, что сказочного и правдивого в мифе о Тесее и Минотавре? Обсудите в группе. (проверка по эталону)

– В современных европейских языках есть крылатое выражение «Путеводная нить Ариадны». Попробуйте объяснить его значение.

(средство выйти из затруднения)

– Ребята, миф к какому виду исторических источников относится?

– Кроме устных, письменных, визуальных источников, ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе».

– В начале ХХ в. английский археолог Артур Эванс решил найти жилище Минотавра. И ему это удалось! Ученый обнаружил развалины гигантского дворца в Кноссе, запутанностью переходов и уровней напоминавшего мифический лабиринт.

Работа в парах. Читательская грамотность.

– Предлагаю вам прогуляться по Кносскому дворцу.

– Ваша задача – посмотреть видео «Жизнь во дворце», прочитать текст (карточка белого цвета). Обсудить в паре самые яркие особенности архитектуры и интерьера. И подчеркнуть их красным цветом. (видео и текст, 3 мин.)

– В XV в. до н. э. почти все постройки острова Крит были разрушены. Сегодня ученые уверены: их погубило извержение вулкана на острове Фера (ныне Санторин) неподалеку от Крита. (Отметить на контурной карте.) Оно сопровождалось землетрясением и вызвало волну высотой с многоэтажный дом. Память о страшных событиях породила миф об Атлантиде.

– Природной катастрофой, погубившей Крит, воспользовались греки, вторгшиеся с Балканского полуострова на Крит около 1400 г. до н. э., они разграбили беззащитный остров. Так погибла критская, или минойская, цивилизация. На следующих уроках вы начнете изучать цивилизацию, связанную уже с греками.

Открывают учебник.

Работают с картой.

Отвечают на вопросы и отмечают на карте географические объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом, обсуждают результаты работы в парах.

Озвучивают ответы.

 

Смотрят видеофрагмент, обсуждают в группе, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Словарная работа

– «Нить Ариадны»

– Лабиринт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофрагменты, читают текст и выделяют особенности архитектуры и интерьера. Делают вывод о высоких достижениях критян.

 

 

Словарная работа

– Световой колодец

4. Первичное закрепление знаний

(3 мин.)

– Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поэтому вам не составит труда самостоятельно выполнить последнее задание в порту «Греки и критяне».

Взаимопроверка в парах.

Предлагаю вам проверить ответы и поставить оценку.

Выполняют индивидуально задания.

Сравнивают ответы по эталону. Выполняют взаимопроверку.

5. Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Домашнее задание. Для всех: параграф 24 прочитать, ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».

На выбор:

1. Составить кроссворд «Крито-минойская цивилизация».

2. Написать сочинение «Прогулка по Кносскому дворцу».

Воспринимают и анализируют задание, записывают в дневник.

6. Итог урока. Рефлексия

(2 мин.)

– Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

Игра «Свободный микрофон».

– Предлагаю вам высказать мнение о том, что вы узнали на уроке, что вам особенно запомнилось, одним словом или словосочетанием.

– А сейчас оцените свое настроение.

– На доске корабль, парус у него белый, давайте его раскрасим. У вас на столах стикеры разного цвета, выберите подходящий для вас цвет, прикрепите их к парусу.

– Зеленый (мне урок понравился, все было понятно).

– Голубой (мне урок понравился, но остались неясные моменты).

– Красный (мне урок не понравился, я ничего не понял (а)).

Выполняют задание, оценивают свое эмоциональное состояние.

 

Приложение

Карточка 1. Этап определения темы урока. Постановка цели и задач урока.

Тема урока:

____________________(5) _____________________(1) на ________________(2).

____________________(3) и ____________________(4).

1. Определите, о каком понятии идет речь. Это форма устройства общества на определенной территории. Впишите в предложение под соответствующей цифрой.

2. Какой остров на карте обозначен цифрой 1? Впишите в предложение под соответствующей цифрой.

3. Жители государства, обозначенного на карте цифрой 2. Впишите в предложение под соответствующей цифрой.

4. Жители острова, обозначенного на карте цифрой 1. Впишите в предложение под соответствующей цифрой.

5. Замените слово ДРЕВНОСТЬ на прилагательное, впишите в предложение под соответствующей цифрой.

Определите задачи урока по опорным словам.

Узнать:

  1. Где…?
  2. Когда…?
  3. Какие…?

Ирина ГОГОЛЕВА, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории  средней школы № 3 им. Тази Гиззата г. Агрыз

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ