Логотип Магариф уку
Цитата:

Наблюдаем за природой. Сравнение произведений литературы и живописи

Нина ПЕТРОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильной школы № 181 г. Казани.

Цель: познакомить со стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»; анализировать картину С.А. Тутунова «Зима пришла»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Задачи: научить читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; научить различать стихотворный и прозаический тексты; научить находить взаимосвязи в произведениях литературы и живописи.

Ход урока. 

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели!

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Речевая разминка – Настроиться на урок нам поможет речевая разминка.

Он кружится, Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

Я. Аким

– Прочитайте жужжащим способом. – Начнем с шепота, затем усилим голос. (Дети читают.)

– А сейчас наоборот: мы будем начинать громко и постепенно переходить к шепоту.

– Прошу прочитать произведение выразительно и красиво.

3. Постановка цели и задач, мотивация учеников к учебной деятельности

– О чем данное стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге, его можно назвать «Первый снег».)

– С чем автор сравнивает снежное покрывало? (Снежное покрывало сравнивается с пуховым платком.) – Каким образом автор описывает снег? (Автор описывает его как но вый и легкий, потому что это первый снег.)

– Какому времени года посвящено данное стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью, времени, когда зима еще не пришла, но уже выпал первый снег.)

– Подумайте, почему люди радуются, когда идет первый снег. Поделитесь своими впечатлениями.

– Почти каждый день мы наблюдаем за природой: с утра, просыпаясь, глядим в окно, чтобы подобрать одежду под погоду в пути в школу, во время прогулки и так далее. Можно ли наблюдать за природой, не выходя на улицу, а, к примеру, сидя на уроке в классе? (Да, это возможно.)

– Как еще можно наблюдать за природой? (Разглядывать картинки, читать рассказы, стихи и прочее.)

– На ваших листках и на экране проектора представлены произведения литературы и живописи, посвященные наступлению зимы.

 

– Как вы предполагаете, о чем будет идти речь в нашем уроке? (Мы рассмотрим природу, конкретно – наступление зимы, в литературных произведениях (стихотворениях) и произведениях живописи (картинах).)

– Какие работы мы будем анализировать? Пожалуйста, ознакомьтесь с названиями на листочках – стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка» Афанасия Фета и картина Сергея Тутунова «Первый снег».

– Что, по вашему мнению, объединяет эти два произведения? И в чем их различия?

 – Какие цели мы ставим перед собой? (Выявить сходства и различия.)

4. Открытие нового знания

4.1. Первичное усвоение новых знаний

На четвертом этапе учащиеся открывают для себя новые знания. В рамках этого этапа они знакомятся со стихотворением Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».

Учитель демонстрирует портрет поэта и читает стихотворение. 

Затем проводится обсуждение: ученики отвечают на вопросы о содержании стихотворения, об авторе, о том, что удивило главного героя.

– Чему он радуется? (Он радуется тому, что иней на ветвях не колючий и светло­синий.)

– Да, он так восхитился этим, что хочет показать это даже маме.

– Что еще его восхищает? (Ему кажется, что кто­то украсил кусты свежей, белой и пухлой ватой. И это радует малыша. Мальчика также радует то, что можно уже идти кататься на санках.)

– Значит, основная идея стихотворения заключается в чем? (В том, что первый снег вызвал радость и восхищение у мальчика.)

– Вы понимаете все слова? (Нет, я не понимаю слово «тороватый».)

– Попробуйте определить значение данного слова. Слово «тороватый» означает щедрый, не скупой.

– Как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»? Здесь слово «убрал» означает «украсил, придал нарядный вид».

Обсуждение понятия «рифма»

– Ребята, назовите основной принцип построения стихотворения. Без чего нельзя создать стихотворение? (Строки стихотворения должны рифмоваться.)

– Правильно. Строки в стихотворениях должны быть созвучны.

– Найдите рифму в стихотворении. (Окошка – кошка; нос – мороз; одело – побелело; синий – иней; тороватый – ватой; ты – кусты; спору – в гору; бежать – гулять; не откажешь – скажешь.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

– Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)

– Какие эмоции помогают передать эти предложения? (Чувства восторга, радости, удивления.)

– Прочитайте вопросительное предложение. Какую интонацию вы будете использовать? (Интонацию, выражающую сомнение. Ребенок не уверен, позволит ли ему мама пойти гулять.)

– Какую интонацию использует ребенок, говоря с мамой? Как мы будем читать это стихотворение? (Ребенок разговаривает с мамой быстро, стремясь поделиться своим видением. Интонация радостная, восторженная.)

– Отличная работа! Теперь прошу вас прочитать стихотворение само стоятельно, используя памятку.

– Укажите автора и название произведения.

– Старайтесь избегать ошибок.

– Читайте громко, четко и выразительно;

– Постарайтесь передать настроение стихотворения: представьте, что вы обращаетесь к своей маме и рассказываете ей о том, что увидели. Эмоциональное чтение стихотворения.

4.2. Первичная проверка понимания

– Ребята, как вы считаете, удалось ли автору передать красоту родной природы? (Да.)

– Какие чувства и настроение вызывает у вас данное стихотворение? И почему мы реагируем эмоционально на переживания героя в стихотворении?

Физкультминутка

– Давайте поднимемся с места и немного разомнемся, а затем внимательно посмотрим в окно. После этого будет разминка по видео.

4.3. Первичное закрепление

– Прошу обратить внимание на рабочие листы, предлагаю соста вить рассказ на тему «Зима пришла» согласно плану текста:

1. Вступление: название картины и имя художника.

2. Основная часть: описание картины

3. Заключение: мои впечатления и отношение к картине.

– Посмотрите на картину. Восхититесь ею.

Беседа о картине

1. Как называется эта картина?

2. Кто изображен на переднем плане?

3. Что делает мальчик?

4. Что привлекло его внимание?

5. Каково описание деревьев?

6. Как изменится вид за окном из-за выпавшего снега? 7. Какие чувства испытывает мальчик? – О чем хотел рассказать художник? Какова его цель? (Цель художника – вызвать яркие эмоции и чувства.)

– Достиг ли он своей цели? Вам нравится эта картина? (Да, нравится.)

– Абсолютно верно. Она не оставит никого равнодушным. Ведь она напоминает о нас самих – мы тоже стояли у окна и наблюдали, как все вокруг стало белым-бело всего за ночь. И не только мы, каждый может наслаждаться такой красотой природы.

– Какими словами можно описать мальчика, его одежду, время суток, окно, снег, деревья за окном?

– Какое настроение вызывает у вас картина?

Самостоятельная работа

– С помощью вспомогательных вопросов и опорных слов составьте рассказ по картине. (2­-3 человека зачитывают полученные тексты.)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Закрепление

– Мы с вами на уроке наблюдали за природой не только на картине, но и в стихотворении.

Сделаем вывод: что общего и чем различаются эти два способа наблюдения за русской природой?

Общее: можно ли сказать, что эти два произведения объединяет определенное настроение?

Различия: кто автор стихотворения? Как мы его называем? (Поэт.) Кто автор картины? Как мы его называем? (Художник.)

С помощью чего передается содержание произведения? (Стихотворение написано с помощью слов, а картина – с помощью изображения природы. Его нарисовали.)

– Используются средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения) и линии, цвет, колорит и т. д.

6. Домашнее задание

Грамотно и аккуратно записать получившиеся рассказы на листе бумаги и оформить с помощью рисунков. Работу выполняем на листе бумаги. Потом сделаем выставку наших работ.

7. Рефлексия

– Над какой темой работали?

– Какую цель перед собой ставили? (Сравнить произведения лите ратуры и живописи.)

– Достигли цели урока?

– Продолжите предложения:

– На уроке я узнал…

– На уроке я похвалил бы себя…

– После урока мне захотелось…

– Русской природой можно наслаждаться не только непосредственно, но и через литературные произведения (стихи, рассказы) и произведения живописи (картины). Оба этих вида искусства способны передать настроение автора и вызвать у нас эмоции и чувства. Они различаются в способах описания: словесное описание и описание через изображение. Также они различаются в средствах выразительности. Учитель выставляет оценки за урок; отмечает, кому над чем нужно еще поработать.

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ