Логотип Магариф уку
Цитата:

Обобщение и систематизация знаний по разделу “Словосочетание”

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижне-Наратбашская ООШ Буинского муниципального района РТ»

Ахмадуллина Гульфина Равиловна

 

Тип урока: комбинированный

 

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по разделу «Словосочетание»; формирование читательской грамотности  учащихся.

 

Задачи урока

1. Способствовать обобщению и систематизации знаний о словосочетании.

2. Содействовать развитию внимания, речи, умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений над фактами языка.

3. Развивать читательскую грамотность на основе множественного текста в соответствии с задачами 2, 3, 4 уровней читательской грамотности в международной классификации.

4. Воспитывать нравственные качества личности, коммуникативную культуру.

 

Планируемые результаты

Предметные:

- развивать умение распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова;

- развивать умение определять типы подчинительной связи слов в словосочетании;

- развивать умение выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.

 

Метапредметные результаты:

- овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- находить и извлекать информацию из публицистического множественного текста;

- анализировать и интегрировать полученную информацию;

- формулировать проблему, интерпретировать и оценивать ее;

- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

- делать выводы, строить прогнозы.

 

Личностные результаты:

- ориентировать на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- оценивать свое поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм с учетом осознания последствий поступков.

 

Ресурсы урока

Учебно-методические:

1. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014.

2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Азбуковник, 1998.

3. Раздаточный материал: карточки с текстами и заданиями

 

Цифровые ресурсы:

Веб-квест-комната: https://joyteka.com/100235270

 

Материально-технические:

1. Компьютер, ноутбуки

2. Мультимедийный проектор

3. Презентация

 

Ход урока

 

1. Этап мотивации

 

- Здравствуйте, ребята! Перед вами черный ящик. Используя мои подсказки, попробуйте определить, что в нем находится.

1. В переводе с английского это слово означает «быстрый ответ», «быстрое действие».

2. Он был изобретен в Японии Масахиро Хара в 1974 году для размещения большого количества данных и мгновенного доступа к ним.

3. Что объединяет эти картинки?

 

 

Q-код

 

- С помощью данного Q-кода вы попадете в квест-комнату на платформе  Joyteka, где проверите свои знания по разделу «Словосочетание». Но сначала вспомним, что мы знаем о словосочетании.

 

2. Актуализация знаний учащихся

 

1. Групповая работа.

Каждая группа заполняет кластер по теме «Словосочетание» цветным фломастером. По сигналу таймера группы меняются листочками, в течение одной минуты знакомятся с кластером предыдущей группы и дополняют его другим цветным фломастером. Когда к группам вернутся те кластеры, с которых они начинали работу, делаются выводы, добавляются примеры. Опираясь на составленный кластер, представители каждой группы презентуют результаты работы классу.

 

2. Индивидуальная работа «Прохождение квест-комнаты».

 

   

 

https://joyteka.com/100235270

 

Оцените себя.

1. Если вы смогли подобрать ключ с первого раза, поставьте себе 3 балла.

2. Если вы смогли подобрать ключ со второго раза, поставьте себе 2 балла.

3. Если вы смогли подобрать ключ только с третьего раза, поставьте себе 1 балл.

 

- Что оказалось за дверями квест-комнаты?

 

Словосочетания.

преданных глаз, лохматый хвост, ненавистный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, замирает в недоумении, нужно ухаживать, скрывается за поворотом, оставляя наедине, живое существо, удаляющийся силуэт... Знакомая ситуация, осознали ценность, помогают видеть, написаны о преданности, быть необходимым, служение человеку, поиск хозяина и друга, благотворное воздействие, быть другом, помочь найти, жить человеческим законом, Кодекс Чести

 

 

 

3. Парная работа.

- Ребята, посмотрите, как восьмиклассник выбрал словосочетания и распределил их по типам подчинительной связи. Заметили ошибки? Запишите правильный ответ.

 

 

 

 

 

Согласование

Управление

Примыкание

преданных глаз

ненавистный ветер

лохматый хвост

живое существо

грязную шерсть

благотворное воздействие

человеческим законом служение человеку

 

замирает в недоумении

скрывается за поворотом удаляющийся силуэт

осознали ценность

быть другом

помогают слепым

написаны о преданности

быть необходимым

поиск хозяина

поиск друга

Кодекс Чести

продувает насквозь

взлохмачивая шерсть

нужно ухаживать

оставляя наедине

начать жить

помочь найти

 

Эталон

Согласование

Управление

Примыкание

преданных глаз

ненавистный ветер

лохматый хвост

живое существо

грязную шерсть

благотворное воздействие

человеческим законом служение человеку

 

замирает в недоумении

скрывается за поворотом удаляющийся силуэт

осознали ценность

быть другом

помогают слепым

написаны о преданности

быть необходимым

поиск хозяина

поиск друга

Кодекс Чести

продувает насквозь

взлохмачивая шерсть

нужно ухаживать

оставляя наедине

начать жить

помочь найти

 

Критерии оценивания:

1. Исправили 3 ошибки – 3 б.

2. Исправили 2 ошибки – 2 б.

3. Исправили 1 ошибку ‒ 1 б.

 

- Ребята, все эти словосочетания выписаны из одного текста. Как вы думаете, о чем этот текст? Определите тему текста.

Тема ‒ человек и выброшенные животные, жестокость человека.

 

- Можно ли на основании этих слов и словосочетаний предположить, какой стиль речи использован автором текста? Обоснуйте свой ответ.

Стиль речи ‒ публицистический. Есть художественно-выразительные средства (эпитеты), эмоционально-окрашенные слова, слова, выражающие позицию автора и однозначно формулирующие ее. В этих словах читается призыв автора к людям, стремление автора защитить высказанную точку зрения.

 

4. Индивидуальная работа.

Прочитайте словарную статью из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, в которой приводится значение слова «кодекс». Определите, в каком значении употребляется это слово в тексте:

 

КОДЕКС [дэ], а, м.

1. Свод законов. Уголовный к. К. о недрах. Водный к. (акт, регулирующий охрану и использование вод).

2. перен. Совокупность правил, убеждений (книжн.). К. человечности

3. Старинная рукопись в переплете (спец.). Пергаментный к.

 

Ответ: 2

Критерии оценивания:

1. Дан верный ответ – 1 б.

2. Ответ не дан или дан неверный ответ – 0 б.

 

3. Организация познавательной деятельности

 

- Предлагаю прочитать текст и выполнить задания 5-8.

 

(1)‒ Друг, ты чей?

(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.

(3)‒ Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?

(5)Лохматый хвост начинает неистово заметать пыль на асфальте. (6) Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!

(8)‒ Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить... (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, все будет хорошо. (11)Давай, пока!

(12)«Что такое, ты уходишь? А как же...» (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.

(14)‒ Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так ‒ квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно... (17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями...

(18)3накомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда ‒ как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга. (21)О преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них буквально в крови. (22) Служение человеку для собаки ‒ это жизнь. (23)Быть рядом ‒ предназначение. (24)Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для нее всякий смысл, останется лишь поиск хозяина, друга, собственной необходимости. (25)В последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. (26)Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, но на них возложены и важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. (27)Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт. (28)Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. (29)Самое важное для них ‒ быть другом для человека. (30)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.

(31)Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, ‒ это не просто разговор на уровне «взять - не взять». (32)Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти свое место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом ‒ человеческим, который известен с самых давних времен как Кодекс Чести.

 

(По А. Морозову)

 

5. Укажите в тексте предложение, передающее основную мысль автора текста.

Предложение 32.

 

6. Сформулируйте авторскую позицию.

Автор хочет, чтобы все люди приняли Кодекс Чести и жили по человеческим законам, никогда не предавали своих четвероногих друзей.

 

7. На основе текста сформулируйте Кодекс Чести.

Кодекс Чести ‒ это помочь живому существу найти свое место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом.

 

8. Назовите произведения русской литературы, подтверждающие информацию из предложения 21.  

Л.Н. Андреев «Кусака», И.С. Тургенев «Муму»,  Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо», Е.Носов «Трудный хлеб».

 

9. Какую  роль  играют собаки в жизни человека? Выпишите номера предложений, в которых содержится ответ на этот вопрос.

Предложения 25, 26, 27

 

- Прочитайте тексты №2 и 3 и выполните задания 9-10.

 

Текст №2

1. Для облегчения боли, повышения настроения и избавления от болезней во всем мире давно уже используют терапию животными, так называемую зоо- или анималотерапию. 2. К ней относятся иппотерапия, гирудотерапия, апитерапия, дельфинотерапия, пет-терапия, в том числе и канистерапия 3. Чаще всего ее применяют в больницах, домах престарелых и хосписах.  4. Общение с животными позволяет больным быстрее восстанавливаться после перенесенных заболеваний и отвлекаться от проблем.

 

Текст №3. Лингвистическая справка

   Canis (лат.) – собака

   Apis (лат.) – пчела

   Iппос  (греч.) – лошадь

   Hirodo (лат.) – пиявка

   Pet (англ.) – домашнее животное (любимое домашнее животное)

 

10. Пользуясь текстами №2 и 3, установите соответствие между терминами и их значениями.

1. Иппотерапия

А. Лечение пиявками

2. Гирудотерапия

Б. Терапия животными

3. Апитерапия

В. Лечение домашними животными

4. Пет-терапия

Г. Лечение продуктами пчеловодства

5. Канистерапия

Д. Общение с лошадьми

 

Ж. Лечение с использованием собак

 

1

2

3

4

5

Д

А

Г

В

Ж

 

Критерии оценивания:

1. Без ошибок – 3 б.

2. Допущено не более 2 ошибок – 2 б.

3. Допущено не более 3 ошибок – 1 б.

 

11. Восьмиклассникам из четвертого предложения текста №2 было предложено выписать все словосочетания и указать в них тип подчинительной связи слов.  Составьте  ключ к этому заданию.

 

Эталон

Согласование

Управление

Примыкание

Перенесенных заболеваний

Общение с животными

Позволяет восстанавливаться

 

Восстанавливаться после заболеваний

Быстрее восстанавливаться

 

Отвлекаться от проблем

Позволяет отвлекаться

 

Позволяет больным

 

 

Критерии оценивания:

1.Выписаны все словосочетания и верно указан вид подчинительной связи – 3 б.

2. Допущено не более 2 ошибок – 2 б.

3. Допущено не более 3 ошибок – 1 б.

 

Оценка за урок.

Критерии оценивания:

11-13 б. – «5»

8-10 б. ‒ «4»

5-7 б. – «3»

 

4. Рефлексия

 

- Подведем итоги урока. Продолжите, пожалуйста, данные предложения:

 

1. Мне на уроке понравилось..

2. Мне было нелегко справиться …

2. Меня удивило, что…

3. В дальнейшем я …

 

- Ребята, наш урок хочу закончить словами замечательного русского поэта Эдуарда Асадова.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

 

Домашнее задание:

1. Почему текст №1 называется «Друг»? Дайте развернутый письменный ответ на этот вопрос.

2. Используя термины из текста №2 и статью с сайта клиники «Семейный доктор» (статью можно найти по данному Q-коду), составьте сообщение на тему «Влияние домашних животных на здоровье человека» (10-15 предложений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ