Суд над господином Журденом
Урок по русской литературе в форме судебного заседания в 9 классе по комедии Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»
Татьяна ФРОЛОВА,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Черемшанского лицея Черемшанского района
Урок в форме судебного заседания часто проводится в рамках занятий не только литературы, но и многих других предметов. Такой формат очень нравится учащимся, хотя и требует от педагога больше сил и времени на его подготовку. Судебное заседание может занимать как целый урок, так и быть лишь вставным эпизодом, элементом урока.
Роль подобных уроков заключается в том, чтобы прийти к какому-то выводу, к общему мнению в спорных ситуациях. Вопрос заключается не в том, чтобы найти виновного или невиновного, а в том, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. На уроке литературы можно выявить характеристику литературного героя, опираясь на точку зрения разных героев; выдвинуть гипотезу о причинах поведения того или иного героя. Успешность урока будет зависеть от уровня подготовленности класса, от его знакомства с произведением, в процессе урока таким образом еще одна важная задача – повышение уровня читательской грамотности.
Еще один плюс такого урока в том, что в нем задействовано большое количество детей: даже если они будут выполнять какие-то эпизодические роли, все равно будут следить за основным действием, и в памяти у них отложится огромное количество информации. Среди ролей могут быть даже такие, которые не отражены в самом произведении, но без которых не обходится суд (судья, присяжные заседатели; секретарь суда; обвинитель (прокурор); помощники прокурора; защитник (адвокат); помощники адвоката; независимые эксперты). Дети, играющие эти роли, так или иначе будут помогать в составлении вопросов, в нахождении ответов. Роли могут дети выбирать самостоятельно, учитывая свой уровень знаний, либо с опорой на учителя.
Варианты проведения такого урока также могут быть разные. Учащиеся могут разделиться на группы обвинения, защиты, так им легче искать свои доводы. Желательно при анализе литературного произведения приводить цитаты из него (конечно, в случае предварительной подготовки).
Самая, наверное, важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не только выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Вопросы могут задаваться на знание каких-то мелких деталей, но очень хорошо, когда судья задает и вопросы, требующие размышления: а вы бы так поступили? а почему вы это сделали? Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, как бы вживаясь в личность того или иного персонажа, а не просто смотреть на него со стороны.
Важно создать атмосферу суда с помощью мебели, расставленной так, чтобы выделить зоны, где находится обвиняемый, защита, обвинение. Для воссоздания жизненной картины можно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, «Встать! Суд идет!», «Слово предоставляется…» и т. д.).
Использование одежды не является принципиально важным, возможно ограничение только какими-то деталями костюма либо использованием карточек – наименований героев. Если есть возможность, можно использовать небольшие сценки эпизодов или сделать видео одного из эпизодов в качестве «улики».
Важным является завершающий этап урока. После того как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию. Нужно учесть следующие моменты:
– насколько подготовлены дети;
– степень проведенной самостоятельной работы;
– оценка итогов урока: согласны ли они с конечным мнением;
– полезность урока и степень их заинтересованности в проведении урока в такой форме.
Что же дает подобная форма урока? У урока в форме судебного заседания есть свои плюсы и минусы. К плюсам я могу отнести, безусловно, следующее:
1. Происходит обобщение учебного материала, его анализ; развивается мышление; выявляются творческие способности детей, умение видеть ситуацию под разным углом; воспитываются нравственные ценности;
2. Происходит положительная мотивация детей к обучению. Это доказано опытом: при проведении стандартного урока многие учащиеся просто ждут конца урока; когда же проводится урок в игровой форме, многие удивляются, насколько быстро и интересно проходит урок.
В качестве примера методической разработки урока в форме судебного заседания я выбрала произведение французского драматурга Ж-Б. Мольера.
Ответы и вопросы, используемые в процессе суда, примерные. Учащиеся могут сами подобрать свои варианты.
Урок по комедии Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»
Цели урока
Образовательные:
– продолжить знакомство с комедией Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»;
– раскрыть идею произведения;
– раскрыть качества Журдена, объяснить его поступки;
– продолжить обучение анализу художественного произведения через нестандартную форму урока-суда над героем.
Развивающие:
– развивать умения работы с текстом и его деталями;
– развивать умения сопоставительного анализа мнения разных героев;
– развивать умение поиска информации в тексте;
– развивать умение высказывать свою точку зрения;
– способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии.
Воспитательные:
– воспитывать стремление к расширению кругозора за счет увеличения тяги к чтению и поиска ответов при решении сложных жизненных ситуаций;
– воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.
Оборудование: портрет Ж-Б. Мольера, текст комедии «Мещанин во дворянстве», трибуна, таблички с именами героев или некоторыми элементами одежды (например, шапочки судьи, чепца служанки).
Роли: господин Журден, госпожа Журден, дочь Люсиль, служанка Николь, Ковьель, Клеонт, Доримена, Дорант, адвокат, обвинитель и др.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Получено письмо, но, к сожалению, одна часть этого письма была подхвачена ветром и улетела. Давайте по обрывку догадаемся, о ком идет речь.
«Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет, так что от невежественного этого мещанина нам, как видите, куда больше пользы, чем от того просвещенного вельможи, который нас сюда ввел…»
– О ком же идет речь? (О господине Журдене.) Именно над ним сегодня и совершится суд.
Начало судебного заседания
Секретарь. Встать! Суд идет.
Слушается дело господина Журдена, жителя Парижа 45 лет. На заседании присутствуют госпожа Журден, дочь Люсиль, служанка Николь, Ковьель, Клеонт, Доримена, Дорант, адвокат, обвинитель и др.
Обвинитель. Господин Журден обвиняется в незаконном присвоении статуса дворянина, в величайшей глупости при получении образования и общении с людьми. А также в превращении из невежественного мещанина в «просвещенного» вельможу.
Судья. Слушание по делу объявляется открытым! (Стучит судейским молотком.)
– Итак, господин Журден, расскажите, какие действия вы совершали для того, чтобы присвоить звание дворянина? Считаете ли вы себя виновным?
Господин Журден. Я не считаю себя виновным. Я получал знания по музыке, философии, танцам, фехтованию. Знакомился с важными достойными людьми: маркизой Дорименой и Дорантом. Также я хотел выдать свою любимую дочь за самого султана, а не за какого-то там Клеонта без рода и племени. И жену бы не мешало сменить на новую из дворянского круга. Что в этом плохого?! Но эти все мне помешали!
Судья. Приглашается учитель музыки. Что вы скажете о ваших уроках? Как вы думаете, действительно ли господин Журден хотел получить качественное музыкальное образование? Или цель его была другой?
Учитель музыки. Мне кажется, господин Журден учился музыке, потому что считал, что это модно. Его цель заключалась в том, чтобы произвести впечатление на маркизу Доримену, танцевать с ней, устраивать концерты по средам или четвергам. На мой взгляд, поистине поучиться музыке он не хотел.
Судья. А какова была ваша цель, господин учитель музыки?
Учитель музыки. Он хорошо платил. Деньги не бывают лишними. Тем более мы обучали его вместе с учителем танцев. Нам было весело.
Судья. А вы, господин учитель танцев, почему заинтересовались таким учеником, как господин Журден?
Учитель танцев. Хотелось бы, чтоб он научился чему-то. Но я также, парам-пам-пам, неравнодушен к славе… Ах, как я мечтаю стать известным!
Судья. Ну будете, слава вас найдет. Насколько вежливо обращался с вами господин Журден? Просил ли он вас учить его лучше?
Учитель музыки. Он бывал в разном настроении. Но я никогда не слышал его просьб о более хорошем обучении. Его все устраивало. Он лишь попросил меня сочинить песню – признание маркизе. Но, к сожалению, моя песня ему не понравилась (я, конечно, обиделся). Он предложил свою песенку про Жаннетту и овечку. (Поет, текст песни в произведении.)
Судья. Вызываются учителя философии и фехтования.
Учитель фехтования, как отзывался о вашей науке господин Журден? Как он объяснил цель своего обучения?
Учитель фехтования. Он говорил, что это очень модно. Настоящий дворянин должен уметь сражаться на шпагах. Можно убить другого человека, если он будет не согласен с тобой. Я пытался ему объяснить истинное назначение фехтования, но… побоялся шпаги в его руках.
Судья. Сразу ли начался ваш урок? Что произошло между учителями?
Учитель философии. Мы поспорили: каждый считал себя лучшим, свою науку лучшей, а господин Журден пытался нас успокоить.
Судья. Господин учитель философии, как проходили ваши уроки с учеником?
Учитель философии. Я хотел научить его латыни, но он сказал, что прекрасно знает ее. Логика показалась ему очень сложной. Хотя вы, господин судья, разве можете сказать, что логика трудна. Все форели – рыбы, но не все рыбы – форели. Разве это неестественно?! Ах, как обидно, что вокруг есть еще такие бездари! Я пытался научить его этике – он хотел беситься, физике – много трескотни! Самым простым ему показалось изучать, как произносятся звуки: А, О, И.
Судья. Показался ли вам господин Журден умным человеком?
Учитель философии. К сожалению, нет, изучать в 45 лет, как произносятся звуки – это глупо. Он хотел написать записку, но не различал даже стихов и прозы!
Судья. Хорошо, господа учителя, присаживайтесь. Послушаем господина портного и его подмастерья, которым подсудимый заказал сшить костюм.
Как вел себя господин Журден по отношению к вам?
Портной. Мы сшили ему костюм и пригласили на примерку. Он был очень зол, костюм ему не понравился, сказал, что он тесен.
Адвокат. Господин судья, я считаю, что и учителя, и портной пытались его облапошить, пользуясь его глупостью: взять денег, сшить из этой же материи камзол и себе.
Судья. Ваше замечание принято. Господин портной, для чего господину Журдену нужен был новый костюм?
Портной. Он очень хотел походить на дворянина. Мы никого не обманывали, господин судья. Мой подмастерье называл господина Журдена любезно, а он сам давал денег… Мы не виноваты…
Судья. Мадмуазель Николь и мадам Журден, видели ли вы вашего господина и мужа в новом костюме? Как вы оцениваете новый наряд?
Николь. А-ха-ха… Господин был похож на шута.
Госпожа Журден. Эти мошенники сшили слишком узкий костюм. Но он сам виноват в этом.
Судья. Госпожа Журден, изменилась ли ваша жизнь с господином Журденом в последнее время? Наблюдали ли вы какие-то перемены в нем?
Госпожа Журден. О, мне нет покоя. Он каждый день устраивает праздник, гремит музыка, от учителей и их занятий кругом грязь. О дочке он совсем перестал думать, только о том, как бы ему породниться с кем-то важным. Даже не интересуется ее чувствами. В нашем доме стали водиться важные господа, но они занимают лишь деньги. Мы не разорились!
Судья. Для чего, на ваш взгляд, все это ему нужно?
Госпожа Журден. Он возомнил себя дворянином! А они его дурят. И мне покоя нет. Жену ему, видите ли, подавай новую!
Судья. Господин Журден знаком с маркизом Дорантом. С какой целью он общался с ним?
Госпожа Журден. Ему нужно знакомство с важными людьми, а тот просто-напросто занимал у него денег. Без возврата!
Судья. Господин Дорант, верно ли, что вы занимали у господина Журдена денег?
Дорант. Да, 18000 франков. И потом тоже. Но он сам предлагал мне деньги.
Судья. Действительно ли вы совершали попытки сближения маркизы Доримены и господина Журдена?
Дорант. Что вы, что вы! Я сам не прочь был встречаться с маркизой. Я приглашал ее к нему в дом, чтоб устроить ей свидание, дарил подарки. Но он был очень глуп и считал, что я все это делаю от его лица.
Господин Журден. Вы же знали, что маркиза мне нравится. И обещали передать ей бриллиант от моего имени!
Дорант. Вы очень наивны, мне нужны были деньги, вот я поддерживал ваш интерес к маркизе. Вы ведь женатый человек! О чем могла идти речь? А я вот женился на Доримене.
Господин Журден. Вы… вы мошенник!
Обвинитель. Боюсь, что многих мы здесь еще будем обвинять в мошенничестве. Но пока не об этом. Маркиза Доримена, не казалось ли вам странным поведение господина Журдена в отношении к вам?
Доримена. Он делал мне скучные комплименты, кланялся, кидал неоднозначные взгляды. Я думала, что пышный обед устроил Дорант.
Судья. Что же помешало вам отобедать в доме Журдена?
Доримена. Пришла его супруга, и все выяснилось. Я ушла, а они ругались.
Судья. Госпожа Журден, знали ли вы об отношениях вашего мужа?
Госпожа Журден. Не знала, но подозревала, что что-то совершается в моем доме. Но мне было не до этого. Господину Журдену вздумалось выдать свою дочь за какого-то знатного человека. Меня волновала ее судьба, ведь она была влюблена в прекрасного Клеонта!
Судья. Приглашаются мадмуазель Люсиль и господин Клеонт. Расскажите о ваших отношениях.
Клеонт. Я очень скучал по Люсиль. Но ее папенька был против наших отношений, так как я не дворянин. Но я очень сильно влюблен в мою прекрасную Люсиль. Ковьель знает об этом, он утешал меня и передавал мои слова моей возлюбленной, когда встречался в доме с Николь.
Судья. Как отреагировал господин Журден на вашу просьбу руки и сердца его дочери?
Клеонт. Он первым делом спросил, дворянин ли я. Я ответил, что нет. Я не стыжусь этого. Ведь человека нужно ценить за его поступки и качества. Но он отказал мне. Я сильно расстроился, но спасибо моему преданному Ковьелю, он выручил меня.
Судья. Ковьель, расскажите, какова была ваша задумка?
Ковьель. Господин судья, я видел переживания моего хозяина. И не мог этого вытерпеть. Мне пришла идея с маскарадом: я переоделся в друга покойного батюшки Журдена – дворянина и сказал, что знаю сына турецкого султана, который влюблен в Люсиль.
Судья. Как отреагировал на это известие господин Журден?
Ковьель. О, он очень обрадовался и пригласил турка в гости.
Судья. Какое создалось у вас впечатление о господине Журдене?
Клеонт: Хотя он – мой будущий тесть, но я считаю его глупым человеком. Я разговаривал с ним на непонятном, ломаном языке в роли турецкого султана, а он верил. Мы проводили с ним обряд принятия в мамамуши, он был в восторге. Его совсем не интересовала судьба его дочери. Ему было интересно только, что его зятем будет султан!
Судья. Как вы проводили обряд?
Клеонт. Мы можем показать его. Здесь нет ничего оскорбляющего. Он обличает глупость человека. (Показывают обряд, как описано в произведении. Либо можно записать видео с инсценировкой этого эпизода.)
Судья (после продолжительного хохота). Госпожа Журден, как вы повели себя, когда узнали, что ваша дочь выходит замуж за турецкого султана?
Госпожа Журден. Ах, я была возмущена, сердилась, считала свою дочь предавшей Клеонта. Но, когда узнала за маской султана Клеонта, очень обрадовалась и согласилась. Мы пригласили нотариуса закрепить брак Клеонта и Люсиль, Ковьеля и Николь. И все были счастливы.
Судья. Итак, мы выслушали всех свидетелей. Считаете ли вы господина Журдена глупейшим человеком? Считаете ли вы незаконным присвоение титула дворянина?
Свидетели. Да, Журден – глупейший человек своего времени. Он не имеет права называться дворянином.
Судья. Сможет ли господин Журден когда-нибудь стать дворянином?
Свидетели. Для этого он должен учиться и стать воспитанным человеком.
Судья. Господин Журден, хотите ли вы что-то сказать?
Господин Журден. Да, я много понял. Что многие меня обманывали из-за моих же денег. Я не ценил свою жену. Я постараюсь исправиться.
Судья. Господин адвокат, прочтите список смягчающих обстоятельств по делу обвинения господина Журдена.
Адвокат. Считаю возможным смягчить наказание господина Журдена в соответствии с канонами классицизма:
– все действие совершалось за один день в доме господина Журдена;
– все герои делятся на положительных и отрицательных;
– комедия относится к низкому жанру, а потому возможно наличие здесь представителей как высших, так и низших сословий;
– добро победило зло и глупость, и пусть это послужит уроком для всех.
Судья. В соответствии с законами классицизма постановляю:
1. Признать господина Журдена глупым, необразованным человеком, направить к нему умных и ответственных учителей всех наук.
2. Признать его незаконно присвоившим звание дворянина. «Блистать вымышленным титулом – признак душевной низости». Нужно ценить свое происхождение, людей за их нравственные качества и поступки.
Данное решение обжалованию не подлежит!
Секретарь. Судебное заседание окончено. Всем встать!
Рефлексия
Учитель. К каким выводам вы пришли? (Использование приема «Акрослово».)
1. Дайте характеристику Журдену. (Один из вариантов учащихся:
Ж – жадный.
У – уклоняется от знаний.
Р – резкий.
Д – доверчивый.
Е – его многие обманывали из-за его глупости.
Н – не хочу быть похожим на него.)
2. «Три М»: учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
3. Фразеологизм или пословица. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
– слышал краем уха;
– хлопал ушами;
– шевелил мозгами;
– считал ворон и т. д.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на одну из тем:
1. «Каждый сам вынесет свой приговор: господин Журден – глупец, не вызывающий жалости, или человек, нуждающийся в помощи?»
2. «Встречаются ли сегодня среди нас люди, подобные господину Журдену?»
Комментарийлар