Логотип Магариф уку
Цитата:

Ильсур Хадиуллин: «На уровне Российской Федерации должны измениться законы»

В год своего 110-летнего юбилея журнал «Магариф» в десятый раз подряд объявил о начале конкурса для педагогов «Авыл укытучысы». Когда мы осенью обратились к министру образования и науки Татарстана Иль...

В год своего 110-летнего юбилея журнал «Магариф» в десятый раз подряд объявил о начале конкурса для педагогов «Авыл укытучысы». Когда мы осенью обратились к министру образования и науки Татарстана Ильсуру Хадиуллину от лица всего педагогического сообщества расширить границы конкурса и провести Форум сельских учителей, он незамедлительно дал свое согласие. В этом году 12 мая форум впервые пройдет в Казани. Более пятисот делегатов примет в гости полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию». Наш разговор с министром о том, какие шаги необходимо предпринять в обществе, чтобы повысить статус учителя, каковы перспективы сотрудничества с Узбекистаном и российскими регионами в образовательной сфере и в части сохранения татарского языка.
Ильсур Гараевич, на днях делегация Татарстана во главе с Раисом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым побывала в Узбекистане. С какими проектами в сфере образования состоялось знакомство? Что представляет из себя образовательная система этой страны?
– Мы посетили Узбекистан во второй раз. В октябре прошлого года с нашей стороны была организована рабочая поездка, когда мы знакомились со школами и образовательными учреждениями, вузами и с ректорским корпусом. В этот раз в рамках программы Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова я присутствовал в Центре медицинского образования филиала КПФУ. Он открылся после ремонта и прекрасно оснащен нашим татарстанским оборудованием, здесь отличная инфраструктура и спортивный зал. Мы встречались с профессорско-преподавательским составом и со студентами. Они в восторге от этого оборудования и очень довольны таким хорошим отношением к ним со стороны руководства нашей республики. В составе правительственной делегации были ректор, проректор и заведующие кафедрами Казанского федерального университета. Это первый центр, который открыт Российской Федерацией на территории Узбекистана.
У нас есть двухстороннее соглашение о сотрудничестве, которое затрагивает образовательную сферу. В прошлом году мы провели «Дни татарского просвещения» и открыли Центр изучения татарского языка
им. Каюма Насыри на базе Ташкентского государственного университета. Выстроена эффективная работа с общественными организациями. У представителей татарской диаспоры Узбекистана большой интерес и желание изучать татарский язык. К нам недавно приезжала делегация, которая побывала на родине Габдуллы Тукая в Арском районе. На закрытии X Международной олимпиады по татарскому языку были представители нашей диаспоры из Узбекистана.
Относительно образовательной системы – во всех школах этой страны изучают русский язык. Он востребован. Молодежь, может быть, не так хорошо его знает, как раньше, однако у них большое стремление его изучить. Эта работа проводится и на базе Казанского университета. Еще одно направление связано с подготовкой рабочих кадров. Как озвучил в своем выступлении руководитель «КамАЗа» Сергей Когогин, сегодня на автопредприятии работают свыше двух тысяч рабочих из Узбекистана. На базе наших челнинских учреждений профобразования идет подготовка рабочих специалистов для среднего звена, прежде всего, для автогиганта. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали учиться студенты из Узбекистана, и готовы подготовить их для работы на наших предприятиях. Сегодня свыше трех тысяч трехсот студентов обучаются в КПФУ, в аспирантуре и ординатуре, 79 человек по линии квоты Правительства Российской Федерации. Часть дипломи-
рованных специалистов после завершения учебы может уехать к себе и продолжить работу на наших совместных предприятиях. Создаются все условия для привлечения узбекской молодежи. Дверь для них в нашу республику открыта.
– На встрече 26 апреля Рустама Минниханова с творческой интеллигенцией было внесено предложение создать единую Ассоциацию учителей татарского языка. Существует Ассоциация педагогов «Магариф». Каков смысл создавать еще одну общественную организацию?
– Вопрос об Ассоциации учителей татарского языка находится в стадии обсуждения и дальнейшего создания. Она охватит всех учителей татарского языка Татарстана, Российской Федерации и зарубежных стран. В Ассоциацию педагогов «Магариф» – она
является общей – входят все учителя, не только татарского языка. Сегодня интерес к татарскому языку и Международной олимпиаде, которую мы проводим, очень высок. Создание Ассоциации учителей татарского языка даст толчок к сплочению и выработке единых подходов к работе с учителями татарского языка. Это предложение было поддержано Раисом Татарстана, и все условия для этого есть.
– Мы с главными редакторами АО «Татмедиа» только что вернулись из поездки в Ульяновскую область. Была встреча с губернатором, ректором Ульяновского госуниверситета. Затем мы присутствовали на уроке татарского языка в школе № 28. Раньше уроки татарского языка и литературы вели четыре преподавателя татарского языка. Однако из-за отсутствия учебной нагрузки остался только один педагог. Татарский язык преподается благодаря стараниям директора школы Азгата Фаизова.
– В Ульяновской области налажено хорошее взаимодействие татарской общественности наряду с Конгрессом татар, Национально-культурной автономией татар Российской Федерации, с нами, Министерством образования и науки Татарстана. Между двумя профильными министерствами подписаны соглашения. Мы приглашаем учителей татарского языка пройти повышение квалификации, участвовать в семинарах и вебинарах. Для того чтобы сохранить татарские школы, нужна инициатива директоров школ, завучей, учителей и самих родителей. В национально-культурных автономиях родной язык можно сохранить. Со своей стороны, мы обеспечиваем их необходимыми учебниками, художественной литературой и приглашаем принять участие в наших мероприятиях. Во всех регионах нашей страны должна быть изменена тенденция к самосохранению у татар, татарской общественности, родителей и молодежи. Без этого невозможно сохранить язык и педагогов. Все зависит от них.
– Благодарим Вас за поддержку нашей идеи провести в мае этого года первый Форум сельских учителей. Его организатором выступает Министерство образования и науки Республики Татарстан. Какова цель его проведения? Какие проблемы волнуют больше всего сельских учителей?
– В сельской местности работают прекрасные учителя. Образование здесь от города ничем не отличается – система образования единая, учителя работают по одним и тем же программам и требованиям. В отличие от городских учителей нагрузка у сельских учителей еще выше в плане просвещения и работы с населением. Сельчане всегда смотрели на учителей, как на маяки, которые освещают и показывают дальнейшую дорогу. Педагоги продвигают и показывают траекторию любому человеку – и ребенку, и взрослому. Миссия сельского учителя всегда была на высоком уровне. Мы хотели бы еще раз подчеркнуть это и вынести на повестку дня. Во-вторых, с каждым годом количество учеников в сельских школах уменьшается. Иногда озвучивается вопрос, может ли школа с пятью или десятью детьми сохранить село? В какой-то степени, да. Если в деревне есть школа, то туда потянется молодежь. Школа является источником жизни. Если нет клуба, медпункта, школы, библиотеки, то село становится тем местом, куда приезжают только на выходные. Если вы хотите, чтобы в сельской местности были сохранены школы, а там у нас больше всего национальных школ, мы должны об этом говорить. Мы должны приглашать педагогов работать в сельских школах и чувствовать бодрость их духа, для этого необходимо показать свое доброе отношение к сельским учителям. Многие из нас заканчивали сельскую школу, достигли успехов в жизни и благодарны за это своим учителям. Я об этом особенно гордо говорю в Год педагога и наставника.
В казанской полилингвальной школе «Адымнар» соберутся 500 делегатов. Всех собрать пока не получится – у нас в сельской местности, по последним данным, работают 11 тысяч 125 учителей. Если взять 12 тысяч 294 педработника в нашей образовательной системе, то получается, что большая часть работает именно в татарстанских деревнях и селах. Эта категория нуждается в поддержке. По своему характеру эти учителя скромные и трудолюбивые, очень порядочные.
– В одном из своих выступлений вы сказали, что для подготовки учителей в сельских школах выделяются стипендии, а 745 студентов КФУ и НГПУ участвуют в проекте стипендиальной поддержки будущих педагогов. Однако это не решает вопрос с кадровым голодом. Что необходимо изменить в обществе для того, чтобы молодые педагоги потянулись в городские и сельские школы?
– Кадровый голод есть везде, не только в образовательной сфере. Только одной зарплатой эту проблему не решишь. Конечно, хотелось бы, чтобы зарплата была выше. Со стороны руководства нашей республики, Раиса Татарстана Рустама Минниханова очень хорошая поддержка оказывается учителям и всей образовательной сфере. К сожалению, кадровый дефицит – это результат того, как общество у нас относилось к учителям. Если родители не уважают педагогов, не возвышают их до того уровня, на котором должны находиться учителя, то мы никогда не сможем добиться полного закрытия вакансий. Иногда приходится слышать, что раньше учителей уважали, боялись, ценили, трепетали перед ними, а нынешнее же поколение педагогов, якобы, изменилось. Те, кто так говорят, сами стали другими. После 1990-х годов изменилось все общество. Обидно слышать, когда говорят, что школа не занималась воспитанием. Напротив, именно школа занималась воспитанием, просто не было идеологии. Государством были расставлены иные приоритеты. Так выросло целое поколение, и теперь мы пожинаем плоды. Это сейчас все осознают.
Не все студенты, участвующие в стипендиальной программе, после окончания учебы едут работать в сельские школы. Часть остается в городе. В Татарстане 85 процентов выпускников после вузов работают по своей специальности, а некоторые идут служить в армию, другие продолжают учиться в аспирантуре. Могут возникнуть семейные и другие обстоятельства. Согласно общероссийской статистике в стране только 50 процентов выпускников вузов продолжают работать в общеобразовательных учреждениях. Если сравнивать эти цифры, то у нас высокий показатель. Студенты, о которых мы говорим, обучаются за счет татарстанского бюджета и получают стипендию, если хорошо сдают сессию. У них есть обременение – в соответствии с договором в течение трёх ылет они должны отрабатывать. Особо огромного конкурса нет, поскольку многие боятся этого условия. Сейчас на уровне Российской Федерации должны измениться законы, касающиеся распределения студентов, которые учатся за счет бюджета. Раньше после окончания учебы бывшие студенты отрабатывали в течение трех лет, уезжали в города и районы по распределению, оставались там и создавали семьи. Кадровая проблема серьезная, не только на уровне Татарстана.
Ощущается нехватка учителей математики, русского языка и литературы, начальных классов, физики и иностранных языков. Этот дефицит мы должны закрыть сами за счет открытия 180 профильных классов в 150 татарстанских школах. Результаты уже радуют, недавно провели первый Форум психолого-педагогических классов. Если мы не будем готовить учителей у себя, направлять выпускников педагогических специальностей в школы, то никто не будет обеспечивать нас учителями. За счет федеральной программы «Земский учитель» работать приехали всего
23 педагога. Это количество не закрывает наши потребности. Мы сами должны обеспечить приезд, трудо-
устройство и закрепление, а для этого должны создавать условия, в том числе по заработной плате и по оказанию методической помощи. Школа наставничества должна быть развита, и она у нас есть. Если молодой педагог при поступлении на работу продемонстрирует свое желание работать и намерение уважать старших наставников, покажет любовь к детям и желание работать с родителями, то все возьмутся за оказание помощи, как со стороны администрации школы, так и со стороны родительского сообщества.
В Татарстан в апреле приезжал федеральный министр науки и высшего образования Валерий Фальков. В Нижнекамске, Альметьевске и Казани успешно работают недавно открытые инженерные лицеи. Большую поддержку им оказывает не только государство, но и наше крупнейшее нефтяное предприятие «Татнефть». Сегодня приходится слышать, что наши общеобразовательные школы отстают от темпов информационного развития, а инженерные лицеи демонстрируют новую инновационную модель. Как они будут поддерживаться государством?
– Понятия «инженерные школы», «инженерные классы» – это общие понятия. Сюда входят физмат-классы, химико-биологическое, естественно-научное и IT направления. Наша страна нуждается в этих специалистах, а для этого соответствующие знания нужно приобретать уже в школах. Мы всегда поддерживали гуманитарное направление, но сейчас очень большая потребность в инженерах и технологах, специалистах технического профиля. Педагоги говорят, что мало кто из школьников выбирает физику в качестве ЕГЭ. Проблема не только в нашей республике, это – общероссийская тенденция. Выпускники чаще выбирают обществоведение, историю, информатику, в последние годы больше стали сдавать ЕГЭ по профильной математике. Нужно менять перечень экзаменов для поступления в высшие учебные учреждения.
Сегодня в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах и в других городах есть инженерные школы. Опыт инженерных школ Казани в Советском и Ново-Савиновском районах показателен. Созданы условия для изучения иностранных языков – будущие инженеры будут владеть несколькими языками. В этом направлении мы должны быть впереди. Реализуется проект «Инженерная республика», он развивается в десяти муниципальных районах. Однако количество подобных школ и лицеев еще недостаточно. Мы сейчас занимаемся разработкой концепции инженерных классов и физмат-классов с хорошим оснащением и лабораторным оборудованием. Их создание является спасением, поэтому мы должны удвоить их количество. Это направление обозначено в принятой Программе научно-технологического развития Республики Татарстан до 2030 года. В рамках этого документа мы разрабатываем концепцию, согласно которой практически в каждом районе должны быть такие школы или классы. Профильная подготовка должна быть не только в тех школах, в которые дети поступают на конкурсной основе. Она должна быть и в обычной школе. Хотелось бы, чтобы ученики больше всего выбирали это направление.
Как вы знаете, у нас создаются Передовые инженерные школы. Российский министр науки и высшего образования Валерий Фальков встречался с ректорами ведущих татарстанских вузов и обсуждал их будущее, в том числе ПИШ, партнерами которых выступают предприятия. Это и есть преемственность. Подготовка специалистов технической направленности – это очень серьезное направление. Главное, что оно обозначено на уровне Российской Федерации.

Сюмбель ТАИШЕВА


Фото Юлии Калининой 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ