Александр Кондаков: «Сегодняшнее образование готовит молодежь к жизни в обществе, которого уже нет»

Научный руководитель разработки стра­те­гии развития образования Татар­стана до 2030 года, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель группы разработчиков ФГОС оО Александр Михайлович Кондаков в эксклюзивном интервью журналу «Магариф» рассказал о ключевых факторах развития образования в России и в мире, особенностях татарстанской модели образования, необходимости создания новых образовательных стандартов и новых подходов к работе педагога.

То, что мы вчера называли инновационным, сегодня – традиционное или даже уже устаревшее

– На августовском совещании в Богатых Сабах министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов отметил, что при условии развития инновационного образования Татарстан будет оставаться регионом-лидером. А что собственно подразумевается под инновационным образованием и как оно отражено в Стратегии?
– Начнем с того, что в настоящее время происходят очень серьезные и быстрые изменения в обществе, в технологиях и, естественно, в системе образования. Мы живем в эпоху информационной революции. Столь кардинальные перемены в образовании можно сравнить лишь с эпохой появления печатного станка Гуттенберга 550 лет назад. Сегодняшнюю «революцию» определяет информационный и цифровой прорыв. Мы живем в стремительно меняющемся обществе, в условиях нарастающего культурного, социального разнообразия, по-другому воспринимаем и интерпретируем мир.

В моем понимании инновационное образование – это образование, реализующее самые современные образовательные технологии, ушедшее от знаниевой парадигмы к формированию навыков и компетенций XXI века, на основе меж– и трансдисциплинарного подходов, направленное на формирование личности ребенка в условиях разнообразия видов и форм его деятельности. Оно предполагает все расширяющееся использование цифровых инструментов и ресурсов. Вот, собственно говоря, основные тренды современного образования.

Мы говорим об инновационном образовании. Вы знаете, мне этот термин, с одной стороны, нравится, с другой стороны – нет. Ведь то, что мы вчера называли инновационным, сегодня – традиционное или даже уже устаревшее. В основу стратегии мы закладываем самые современные тенденции в мировом образовании, зачастую они формируются не в кабинетах ученых, а в повседневной практике педагогов. Мы очень внимательно это анализируем, укладываем в образовательную программу, которая, с одной стороны, реализует запросы семьи, общества и государства, с другой стороны, полностью соответствует требованиям ФГОС.

– Насколько развито инновационное образование в РФ и, в частности, в Респуб­лике Татарстан?
– Разрабатывая ФГОС общего образования, мы создавали условия для развития инновационного образования России. Это был очень важный момент. Почему? Потому что впервые в основу разработки стандарта мы положили не знания, а формирование компетенций. Напомню вам статью 7 Закона «Об образовании», измененную в 2007 году: стандарт есть обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускника. Я хочу обратить внимание на несколько моментов. Первое, есть некий минимум, который педагогическое сообщество великих или не очень великих ученых определило как то, что должен знать каждый. Но заметьте, это именно минимум, который, буквально читая Закон, не очень-то можно и расширить. Как это оказалось, например, в стандарте 2004 года. И второе, это требования к уровню подготовки выпускника. То есть, это оценка того, насколько выпускник освоил и запомнил тот самый минимум образования. Здесь заложена еще одна очень серьезная проблема, которую наше общество сегодня болезненно переживает. В этом определении отсутствует личность, требования к личностным качествам человека, к его воспитанию, социализации, к удовлетворению его запросов и потребнос­тей. Оценка деятельности идет только на основе уровня подготовки выпускника. То есть, в данном случае мы оцениваем Машу или Камиля и в итоге получаем, что либо он молодец, либо двоечник. А вот насколько мы сами оказались молодцами, насколько общество и государство обеспечило развитие каждого ребенка – это оказалось за рамками определения. Поэтому когда мы разрабатывали стандарт, мы прежде всего задумались над тем «а что же такое федеральный государственный образовательный стандарт?». Впервые мы применили следующее определение, которое стало нормой закона. ФГОС – есть совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы и условиям реализации основной образовательной программы. Что собственно в эту триаду заложено? Первое – в основу стандарта были заложены совокупность требований семьи, общества и государства к результатам образования. Впервые в нашей стране Институтом социологии РАН было проведено крупное социологическое исследование о запросах семьи, общества и государства к результатам образования. На первом этапе мы получили ответы примерно такие, что дети должны быть умные, красивые, здоровые, образованные, воспитанные, культурные. Я задал социологам вопрос: «Хорошо, объясните мне, пожалуйста, кто такой «здоровый человек» сегодня?» Какие индикаторы здоровья? Второе, что значит быть сегодня человеком культурным? Что значит быть человеком образованным сегодня? Если изучишь всю Большую Российскую энциклопедию, тогда ты образованный или нет?..

Окончание интервью читайте в следующем номере.

Александр Кондаков расскажет:
· в чем главное отличие современного поколения от сверстников ХХ века;
· почему фильтры для Интернета в школах бесполезны и почему не нужны компьютерные классы;
· что такое «клиповое мышление» и как оно меняет процесс обучения;
· какие качества специалиста окажутся приоритетными для работодателя;
· чем татарстанские учителя порадовали Алек­сандра Михайловича.

Беседовала Римма Гатина. 

Материалы журнала №10 читайте здесь.

Добавить комментарий