ЕГЭ по физике: что нового, как готовиться, на что рассчитывать?

ТИМЕРКАЕВ

Борис ТИМЕРКАЕВ, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общей физики КНИТУ-КАИ

В последние годы число школьников, сдающих ЕГЭ по физике в Республике Татарстан, колеблется в пределах 5 – 6 тыс., т.е. 25 % – 30%  от всех выпускников средних школ. Это количество лишь немного превышает количество бюджетных мест в вузах РТ. Другими словами, при наличии сертификата ЕГЭ по физике абитуриент имеет высокие шансы поступить в вуз, а после получения высшего образования – устроиться на работу.

Итак, школьник выбрал физику. Как готовиться, когда начинать, стоит ли обращаться к репетитору или достаточно школьных знаний? Вопросов много. Но школьники обычно не задаются таким вопросом, полагаясь, что они идут по продуманной программе и траектория этой программы обязательно выведет их к высоким баллам. Однако конкуренция при поступлении в престижные вузы, на престижные специальности перед школьниками ставит более сложные задачи, которые каждому школьнику, в зависимости от выбранного направления, надо решить самостоятельно. К тому же физика относится к числу таких дисциплин, изучение которых в короткие сроки невозможно. Современная школьная физика – не только свод определенного количества физических законов, которые следует вызубрить и блестяще выдать на экзамене. Кроме знания этих законов, надо их и понимать и уметь применять в различных ситуациях, владеть на высоком уровне математическим аппаратом, и, самое главное, это все должно находиться в голове в систематизированном виде. А это требует от школьника не один год кропотливого труда по изучению курса физики.

Сегодня в интернете и в открытой печати имеется большое количество тренировочных задач по физике. Главное — правильно с ними обращаться. Если школьник откроет задачник и начнет решать, то вскоре он может разочароваться в своих знаниях. Он обнаружит, что у него ничего не получается, его ответы не сходятся с ответами по данной задаче. Даже «твердый» школьник почувствует непонимание многих физических законов, так как ему приходится каждый раз решать задачи с применением разных законов физики. Поэтому задачи в первое время надо решать поблочно. Скажем, выбрали блок «механика». Теперь надо выписать все законы механики, выписать аккуратно все формулы по механике с пояснениями. Здесь важно, чтобы эти формулы были написаны собственноручно. Теперь можно приступить к решению задач ЕГЭ. Из нескольких вариантов (5 – 10)
решаем первые 7 задач. Если подзабыли формулы, можно подсмотреть. Затем сверяем ответы с приведенными. При наличии расхождения стараемся найти ошибку. Если не удается найти правильное решение, обращаемся за консультацией к преподавателю. В таком порядке проходим раздел за разделом. Понимание начнет приходить после решения 15 – 20 вариантов, произойдет привыкание к задачам. Затем можно приступить к решениям задач по части 1 целиком. Для этого даже репетитора не нужно, надо лишь иметь силу воли. Задачи из части 2 лучше решать с репетитором, он может доходчиво объяснить, как провести анализ задачи, как выполнить чертеж, какие записи необходимо привести. Полный разбор каждого варианта повысит суммарное количество баллов.

Изменения в ЕГЭ по физике в 2018 году

Каждый вариант экзаменационной работы в 2018 г. будет состоять из двух частей и включать в себя 32 задания. Часть 1 будет содержать 24 задания с кратким ответом, из них 19 заданий базового уровня и 5 заданий повышенного уровня. В их числе 4 задания на множественный выбор (по механике, молекулярной физике, электродинамике и астрофизике) и 1 задание на соответствие по электродинамике. По сравнению с предыдущем годом, расширяется содержательное наполнение шести линий заданий. Добавляются следующие элементы содержания:

в задании 4 – момент силы относительно оси вращения и кинематическое описание гармонических колебаний;

— в задании 10 – тепловое равновесие и температура, внутренняя энергия одноатомного идеального газа;

— в задании 13 – направление кулоновских сил;

— в задании 14 – закон сохранения электрического заряда и связь напряженности поля и разности потенциалов для однородного электростатического поля: U = Ed;

— в задании 18 – элементы СТО.

В части 2 традиционно будет 8 задач повышенного и высокого уровней сложности. Последней расчетной задачей с кратким ответом на позиции 27 будут преимущественно задания по квантовой физике (на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта или на формулу для энергии или импульса фотонов). Поскольку в части 2 предлагается две задачи по механике, две задачи по молекулярной физике, три задачи по электродинамике и одна задача по квантовой физике, то на позиции 29 во всех вариантах будут задачи по механике, на позиции 30 – по молекулярной физике, на позиции 31 – преимущественно по электростатике, постоянному току и магнитному полю, а на позиции 32 –
по геометрической оптике, электромагнитным колебаниям и электромагнитной индукции.

Наконец, из заданий полностью удалили тесты с выбором ответа. Вместо них предложены задания либо с коротким, либо с развернутым ответом.

В 2018 г. в контрольно-измерительные материалы добавлено задание 24, построенное на астрономическом материале. В кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ внесены дополнения, а именно: добавлена тема «Элементы астрофизики», которая включает следующие пункты:

  1. Солнечная система: планеты земной группы и планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы.
  2. Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.
  3. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
  4. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
  5. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной (в 2018 г.
    проверяться не будет).

Кроме того, в п. 1.2.7 раздела «Механика» включена формула для второй космической скорости.

Для успешного решения задания 24 необходимо знать строение Солнечной системы, основные отличия планет земной группы от планет-гигантов и отличительные признаки каждой из планет, понимать причины смены дня и ночи и смены времен года, уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости, различать спектральные классы звезд, понимать взаимосвязь основных звездных характеристик (температура, цвет, спектральный класс, светимость), уметь пользоваться диаграммой Герцшпрунга-Рассела, различать звезды главной последовательности, белые карлики и гиганты (сверхгиганты), знать основные этапы эволюции звезд типа Солнца и массивных звезд, сравнивать продолжительность «жизненного цикла» звезд разной массы, представлять эволюционный путь звезды на диаграмме Герцшпрунга-Рассела, знать строение Галактики и основные масштабы нашей Галактики, виды галактик, понимать смысл физических величин: астрономическая единица, парсек, световой год.

Задачи 28 – 32 являются наиболее сложными. Без дополнительной тренировки надеяться на полное решение этих задач невозможно. Однако бояться этих задач не стоит. Если у вас в голове не появилась идея решения задачи, не беда. Попробуйте проанализировать задачу: запишите номер задачи, оформляйте таблицу «Дано», «Найти», переведите все единицы в систему СИ, сделайте чертеж, определите, к какому разделу относится задача, какие физические величины туда входят, аккуратно напишите формулы, через которые определяются эти физические величины, сделайте попытку выразить неизвестную величину через известные. Возможно, вы сделали это автоматически, задачу так и не решили, но ваш анализ эксперт может оценить в 1 – 2 первичных балла. Возможно, что в ходе анализа и самим придет в голову идея решения задачи. Еще один важный совет. После попытки решения задачи ознакомьтесь вариантом решения задачи от автора, постарайтесь понять, что вы не так сделали, и потом, используя рекомендации для экспертов, попробуйте оценить свое решение. Это вам обязательно поможет выбрать правильный подход к оформлению решения.

На выполнение всей работы отводится 235 минут. Минимальный порог – 36 баллов, что эквивалентно 10 правильно решенным заданиям из 1 части.

Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы ЕГЭ по физике в 2018 г. увеличился с 50 до 52 баллов.

В заключение от себя предлагаю несколько авторских задач, решение которых позволит вам поверить в свои силы и почувствовать вкус победы.

  1. Африканцы придумали следующий вид почты. Ежедневно в одно и то же время из двух населенных пунктов А и Б навстречу друг другу отправляются курьеры А и Б. По дороге они встречаются друг с другом, обмениваются информациями и возвращаются обратно. Однажды курьер из пункта Б вышел на 10 минут позже. Если расстояние между населенными пунктами S = 10 км, скорость курьера А u1 = 6 км/час, скорость курьера Б u2 = 4 км/час, то через какое время курьеры вернутся обратно?
  2. Двое студентов нанялись вырыть яму площадью 1 м2 и глубиной 2 м. За всю работу полагалось 2000 рублей. Первый студент за 2 часа вырыл яму на глубину 1 м, забрал честно заработанную 1000 рублей и откланялся. За какое время справиться с заданием второй студент, если будет работать с такой же производительностью?
  3. Студенты нанялись вырыть яму площадью 1 м2 и глубиной 2 м. Они договорились, что первый студент выполняет половину всей работы, а второй студент – вторую половину. До какой глубины должен копать первый студент, чтобы выполнить половину всей работы?
  4. Калибр охотничьих ружей означает целое количество сферических пуль, которые можно отлить из 1 английского фунта свинца (453,59 г). Пули при этом должны быть сферические, одинаковые по массе и диаметру, который равен внутреннему диаметру ствола. Наиболее известные калибры охотничьих ружей 16 и 12. Определите диаметры пуль для этих калибров. Плотность свинца
    ρ = 11,3415 г/см3. Объем шара вычисляется по формуле V = (4/3) πr3.
  5. В спортивном марафоне участвовало три спортсмена (марафон –
    забег на дистанцию 42км 195 м). Скорость первого спортсмена u1 = 5,9 м/с, второго – u2 = 5,85 м/с, третьего –
    u3 = 5,8 м/с. На каких расстояниях окажутся спортсмены через 120 мин.
    после старта?
  6. Летящий в горизонтальном направлении тяжелый бомбардировщик попал под артиллерийский обстрел. Летчик заметил, что один из снарядов мимо него пролетел дважды с интервалом времени Δt. Определите скорость снаряда при первой встрече. Скорость бомбардировщика равняется v. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Удачи на ЕГЭ по физике!

Добавить комментарий