«Если педагог не прикреплен к РИП, то он не сможет аттестоваться на высшую категорию»

По приказу МОиН РТ на базе Республиканского центра внешкольной работы (далее – РЦВР) более года назад создана Региональная инновационная площадка (далее – РИП). Какие преимущества получают педагоги дополнительного образова­ния, педагоги-организаторы, принимая участие в деятельности РИП? Об этом и не только мы поговорили с директором РЦВР Ранисом Идрисовым.

идрисов

Открываем педагогу возможность идти вперед

– Ранис Анварович, как знаем, РЦВР является одной из многочисленных РИП в нашей республике. Скажите, пожа­луйста, с какой целью создавалась данная площадка, и для кого она предназначена?
– Наша площадка осуществляет инновационную деятельность педагогов дополнительного образова­ния, педагогов-организаторов. Цели ведения инновационной деятельности в системе образования РТ для всех площадок единые, это – обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования. В своей работе мы придерживаемся этих целей.

– Какие конкретные задачи осуществ­ляет РИП?
– Задач много. Частично это – модернизация организационно-методического сопровождения; внедрение модели сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования; развитие программ обеспечения допрофессиональной подготовки школьников; развитие детского общественного движения РТ и др.

– Расскажите, пожалуйста, об алгоритме действий для прикрепления педагогов к РИП? Может ли каждый педагог подать заявление на взаимодействие с РИП?
– Каждый педагог дополнительного образова­ния и педагог-организатор может прикрепиться к нашей РИП. Алгоритм очень простой. Педагог заходит на сайт edu.tatar.ru, находит нас – РЦВР РТ. Затем подает электронную заявку. Мы рассматриваем эту заявку, собираем необходимый материал о педагоге. Потом оповещаем педагога о прикреплении к инновационной площадке.

На инновационной площадке должна существовать идеология развития, нововведений и новаций. Если кто-то хочет при­крепиться к этой площадке только для повышения квалификации или для получения высшей квалификационной категории, то таких мы исключаем. Мы сегодня хотим работать с педагогами дополнительного об­разования так, чтобы нововведения в данном направлении позволяли развивать дополнительное образование по РТ в целом.

– Является ли деятельность в РИП обязательным условием аттестации на высшую квалификационную категорию?
– Да, участие педагога в РИП – обязательное условие при прохождении аттестации на высшую категорию.

– Какую конкретно помощь получает педагог, взаимодействуя с РИП? Дает ли участие в инновационной площадке аттес­тующемуся какие-либо преимущества?
– При прохождении аттестации педагог подает пакет документов, готовит на себя представление. Если у него будут отсутствовать определенные пункты, то он не сможет получить категорию. А на нашей инновационной площадке с педагогом ведется методическая работа в части результативности профессионального мастерства. Говоря о преимуществах, с участником будут работать руководитель отдела и опытные методисты, к которым он прикреплен. Они будут курировать этого педагога, рассматривать его идеи на инновационной площадке. Собирается банк данных участника РИП, все отслеживается. Педагогу легче будет пройти аттестацию на высшую категорию, так как у него будут подготовлены документы по всем пунктам. Если чего-то не достает, то РИП дает направление педагогу, открывает ему возможность идти вперед.

Сеть площадок будет развиваться

На сегодняшний день в РТ насчитывается 3711 педагогов дополнительного образования и 1101 педагог-организатор. За текущий год к РИП прикрепились 56 педагогических работников дополнительного образования. Для дальнейшего привлечения педагогов на РИП ресурсов предостаточно.

– Какова результативность участия педагогов в РИП?
– Прикрепленные к площадке педагоги участвуют в различных конкурсах профмастерства, являются членами экспертных комиссий в сфере допобразования. Из 56 педагогов больше половины всегда задействованы в том или ином мероприя­тии. Со следующего учебного года будут создаваться методические объединения и советы, где, надеемся, участники РИП будут принимать активное участие.

– Ведется ли целенаправленная работа для привлечения к площадке большего количества участников и повышения результативности деятельности ?
– Мы с сентября 2016 года переходим на новую модель работы. Надеемся, она будет интересной для педагогов. Сеть инновационных площадок будет развиваться не только на региональном, но и на межрегиональном и федеральном уровнях. Пока идет подготовка, и на августовской конференции мы собираемся рассказать о своих планах широкой аудитории педагогов.
Пока могу заявить, что в рамках инновационной площадки будет создаваться ресурсно-методический центр информационно-методической помощи развития системы дополнительного образования в РТ на основе стратегических ориентиров государственной политики и запросов общества. РЦВР будет заниматься вопросами, касающимися координации, модернизации деятельности в сфере дополнительного образования.
С сентября месяца мы уже планируем запустить первое направление, которое на сегодняшний день модернизировано. Мы пересмотрели весь план мероприятий, которые будут проводиться в рамках курсов повышения квалификации. Работа будет вестись как с руководителями учреждений дополнительного образования, так и заместителями руководителей, заведующими отделов, методистами и педагогами.

– Как видно из названия, данная площадка предназначена не только для педагогов дополнительного образова­ния, но и для педагогов-организаторов. Чем отличается деятельность педагогов данных категорий в рамках РИП?
– Педагог дополнительного образования осуществляет свою деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, соответственно его инновационная деятельность связана с учебным процессом, направлена на создание новых педагогических технологий, инновационных методических разработок, программ и проектов.
Педагог-организатор осуществляет организацию воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с интересами и потребностями обу­чающихся. Он выявляет творческие способности и таланты обучающихся, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности. Кроме того, педагог-организатор способствует формированию навыков самоуправления обучающихся, реализации их прав на создание детских общественных ассоциаций, объединений, организаций, а также организует отдых обучающихся в каникулярное время. Его инновационная деятельность в большей мере связана с воспитательным процессом, направлена на создание инновационных социальных проектов, на организацию коллективного творчества.

Каждый руководитель дополнительного образования должен быть стратегически и методически подкован

– Как мы знаем, РЦВР разработал 11 дополнительных профессиональных программ повыше­ния квалификации для различных категорий работников дополнительного образова­ния детей. Расскажите, пожалуйста, об этих программах.
– Эти программы уже реализуются. Они включены в республиканский реестр. Курсы охватывают различные категории слушателей: от педагогов дополнительного образования образовательных организаций общего и дополнительного образования детей до методистов и руководителей организаций данного направления. В середине июня мы завершили одиннадцатую программу для художественно-эстетического направления. Заинтересованность этими курсами очень большая. В программе курсов – вопросы, касающиеся нормативно-правовых основ деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей, психолого-педагогических аспектов деятельности руководителя, профессионально-должностных аспектов деятельности руководителя. В рамках этих курсов предоставляется инновационный опыт стажировочных площадок –
мастер-классы. Во время промежуточной аттестации слушатели проходят тестирование по темам курса и в конце защищают итоговые проектные работы.

– Исходя из чего выбирается направление курсов повышения квалификации?
– Приоритетные направления нами выбираются с учетом Концепции развития дополнительного образования детей. Новые программы будут реализовываться с начала нового учебного года. Мы планируем создать образовательный сайт, который позволит проводить дистанционные курсы для руководителей и педагогов без отрыва от производства. На один день слушатели прибудут к нам, будут защищать свои проекты. В рамках курсов повышения квалификации также запланированы обучающие семинары, работа на стажировочных площадках, конференции и тренинги. Сейчас идет работа по введению новых подходов в рамках курсов повышения квалификации руководителей, заместителей и заведующих отделов.

Мы хотим, чтобы каждый руководитель дополнительного образования был стратегически и методически подкован, имел богатый практический опыт. Одним словом, руководитель должен знать как развивать дополнительное образование.

В течение 2016–2017 учебного года мы планируем проработать модель на рес­публиканском уровне, потом плавно будем выходить на всероссийский масштаб.

Если будет достойная оплата труда, будет и желание работать творчески

– Как Вы оцениваете сегодня положение дел в сфере дополнительного образова­ния?
– Я считаю, что данной сфере образовательной политики уделяется немало внимания, и не только со стороны Министерства образования и науки РТ, но и руководства республики. Педагогам данной категории предоставляется возможность участия в конкурсах, выигрывать различные гранты. Считаю, что это большой плюс.

– Принимаются ли меры для улучшения их материального положения?
– Я считаю, что надо пересмотреть опла­ту труда педагогов данной категории и руководителей. У нас в центре внимания общее образование, а в сфере дополнительного образования пока стабильнос­ти нет. В связи с низкой оплатой труда, педагоги ищут другие возможности подзаработать. Для преподавателей, работающих по совместительству, деятельность педагога дополнительного образования является хоть каким-то материальным стимулом. Будет достойная оплата труда, будет и желание работать творчески. Благодаря этому, мы сможем привлечь в данную отрасль молодежь. У них есть идеи, положительные амбиции. Еще одна из острых проблем – сегодня определенным организациям дополнительного образования требуется капитальный ремонт и модернизация материально-технического обеспечения. Но несмотря на то, что проблемы существуют, преданные своему делу педагоги продолжают благотворно трудиться в сфере дополнительного образования детей.

Беседовала Римма ГАТИНА.

Добавить комментарий